Напоминание

"Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игры"

Автор: Бюксель Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 "Малыш"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Малыш»

Развитие речи

у детей дошкольного возраста

в процессе игры

Выполнил:

Бюксель Валентина

Владимировна,

воспитатель

Мариинск

2018

Проблема

владения

языком

всегда

привлекала

внимание

известных

исследователей

разных

специальностей.

Наша

речь

очень

сложна

и

разнообразна, поэтому развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Язык

и

речь-это

«узел»,

в

котором

сходятся

различные

линии

психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь

важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,

язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры

от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и

обучения.

Дошкольный

возраст

-

это

период

активного

усвоения

ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной

острой

необходимости

развития

речи

детей

является

потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь

была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо

проводить

разнообразные

игры,

разрабатывать

методики

проведения

игр,

чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного

детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в

повседневной

жизни.

Нужно

приобщать

детей

к

игре.

И

от

того,

какое

содержание

будет

вкладываться

взрослым

в

предлагаемые

детям

игры,

зависит

успех

передачи

обществом

своей

культуры

подрастающему

поколению. Игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить

занятие по обучению речи более плодотворно.

В

дошкольном

детстве

(как

ни

в

какой

другой

период)

взрослый

пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние

на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребенка не только

носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью,

воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для

ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней,

которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только

вместе со взрослым - через общение, совместную деятельность и общие

переживания. Можно полагать, что мотивация, как и всякая другая высшая

психическая

функция,

обнаруживает

себя

дважды:

сначала

как

форма

взаимодействия и сотрудничества между людьми, а затем как собственное,

внутреннее достояние субъекта. Однако способ передачи новой мотивации

имеет свою специфику. Здесь невозможно сообщение новой информации, или

усвоение через подражание, или демонстрация образцов действия. В этой

сфере действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение,

создание общего смыслового поля и др.), которые предполагают не только

«активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со

стороны взрослого, его субъективную включенность в общение с ребенком.

Это предъявляет к педагогам и воспитателям особые требования. Нужно не

просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными

способами действий, но уметь открыть все это для ребенка, придать этому

значимость и привлекательность.

Характерной

особенностью

детей

дошкольного

возраста

является

подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и

мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают

всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем

людям,

которые

непосредственно

с

ними

связаны,

к

которым

у

детей

сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым

непосредственно

связан

ребёнок

в

детском

саду,

является

воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для

детей.

Своеобразие

мышления

и

восприятия

детей,

связанное

с

подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении

детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Эмоциональная

сторона

образца

повышает

культуру

слушания,

воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде

всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного

поведения

говорящих

(такие

качества

личности,

как

вежливость,

уважительность,

скромность,

предупредительность,

доброжелательность,

собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении);

кроме

того,

совершенствование

стилистического

чутья

ребенка

является

основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение

стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и

уметь

осознанно

анализировать

языковые

средства,

с

помощью

которых

создается определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания

в области лингвистики.

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры

речи, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее

компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего

существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и

эмоциональные

оттенки

их

отличают,

когда

уместно

пользоваться

ими

в

собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться

к словарям.

Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и

о

выразительных

средствах

морфологии

-

аффиксах-синонимах,

а

также

использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-

предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных

предложений.

Знание

синонимии

родного

языка

поможет

будущему

педагогу

не

только

улучшить

собственную

речь,

но

и

даст

ему

легкий

и

очень

эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-

то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в

средней и старших группах) предложить соответствующий синоним, чтобы

он все понял.

В

практике

работы

с

детьми

раннего

возраста

выработались

многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку

быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить

правильную речь. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения

организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели

учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы

развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не

возраст, а развитие форм общения.

Так,

дети,

независимо

от

возраста,

непременно

нуждаются

в

непосредственно-эмоциональном общении, и только затем - в ситуативно-

действенном.

Поэтому

воспитателем

должны

быть

выбраны

и

соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика,

показ

действия,

упражнение

в

нем,

совместные

действия

с

ребенком,

поручение и т.п.

Расширение

содержания

общения

тесно

связано

с

развитием

предметно-игровой

деятельности

у

детей.

В

процессе

сотрудничества

со

взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами,

а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством

взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким

образом,

воспитатель

должен

учитывать

уровень

сформированности

предметно-игровых

действий

детей,

как

и

их

готовность

к

общению

в

действии со взрослыми и с детьми в группе.

Пребывание

ребенка

в

детском

коллективе,

в

группе

своеобразно

влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми,

делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее

понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности.

Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние

детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется

самообучением языку.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на

слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать

взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь

и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития

понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором

идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень

нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и

доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи,

рассказы

и

сказки

для

лучшего

восприятия

их

детьми

рекомендуется

говорить

наизусть.

Необходим,

чтобы

дети,

слушая

рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам

рассказывающий

должен

видеть

детей,

наблюдать

за

впечатлением

от

рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь

при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему

рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра

доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным

средством,

стимулирующим

активное

восприятие

речи

и

порождающим

самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят,

высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов

протекают молча, про себя.

Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления

маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной

игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры,

сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли,

так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Практикуется многократное повторение речевого материала. Дети, со

слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое

ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ

развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки,

которые потом декламируют, поют.

Чтение

детям

книжек

также

является

средством

развития

речи

и

мышления

детей.

Это

увлекает

детей,

нравится

им,

и

довольно

рано,

подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее,

пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку

дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление

детей

с

окружающим

миром

также

способствует

развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на

предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

В

первой

младшей

группе

педагог

учит

детей

понимать

вопрос

и

отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается,

целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то

время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно,

что

ребенку

третьего

года

жизни

очень

легко

что-либо

внушить.

Об

этой

особенности

стоит

помнить,

обучая

детей.

(«У

Ани

получится.

Вова

сумеет.

Алеша

сейчас

подумает

и

непременно

найдет

нужную картинку (игрушку)» и т.п.).

Использование

разнообразных

демонстрационных

материалов

(предметы,

игрушки,

картинки,

фигурки

настольного

театра

и

т.п),

их

рассматривание

поддерживает

внимание

детей,

повышает

речевую

активность, формирует способность к обобщению.

Целесообразно использование заданий, направленных на то, чтобы дать

детям

возможность

сменить

позу,

подвигаться

(например,

подойти

к

воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья,

чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся

козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания

одновременно

преследуют

цель

обучить

детей

умению

принимать

воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее.

При

выполнении

подобных

заданий

дети

учатся

игровым

действиям,

необходимым

для

развертывания

самостоятельных

сюжетно-ролевых

игр,

появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой

ступени в его развитии.

Таким образом, развитию речи ребенка раннего возраста способствует

выполнение следующих условий:

1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие

его к взрослому и желание с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и

детьми разного возраста.

3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте,

что дети этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.

4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного

материала; книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте

оформления

(хотя

и

это

важно),

а

в

содержании

того,

что

написано,

нарисовано, сделано.

5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не

приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением

к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и

картина психологии доверия будет достаточно полной.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и

действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных

замыслов,

необходимо

овладение

новым,

более

сложным

способом

построения игры - совместным сюжетным сложением. Оно включает умение

ребенка

выстраивать

новые

последовательности

событий,

охватывающие

разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным

на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он

хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению

партнеров

(ведь

они

могут

предложить

совсем

другие

события);

умение

комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в

общем сюжете в процессе игры [19, с. 159]

Эффективным

средством

формирования

является

совместная

игра

взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих

возрастных этапах.

Каждый новый способ построения игры формируется достаточно легко

и быстро, если он отделен от более простых, ранее усвоенных способов.

Сделать именно совместное сюжетно сложение центром внимания детей

можно в игре особого рода - совместной со взрослым «игре-придумывании»,

протекающей

в

чисто

словесном

плане.

Ее

естественным

прототипом

является

упомянутое

выше

совместное

фантазирование

младших

школьников.

Игра-придумывание

позволяет

взрослому,

будучи

партнером

детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и

согласованию

разнообразных

сюжетных

событий;

причем

придумывание,

развертывание

общего

сюжета

не

замаскировано

здесь

для

детей

предметными

и

ролевыми

действиями,

открывается

для

них

как

бы

в

«чистом» виде.

Конечно, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная

деятельность

со

взрослым.

В

своей

самостоятельной

игре

дети

вновь

возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения

вместе

придумывать

новые

сюжеты

позволяют

им

более

полно

и

согласованно реализовывать игровые замыслы.

Определив

форму

совместной

игры

взрослого

с

детьми

(игра-

придумывание), поставим следующий, далеко не праздный вопрос: что и как

«придумывать»? Чтобы не вылиться в автономное фантазирование каждого

участника

«для

себя»,

игра-придумывание

первоначально

нуждается

в

смысловых

опорах,

продвигающих

работу

воображения

всех

участников

вперед и направляющих ее в достаточно широкое, но всё же, общее русло.

Такими опорами могут быть уже известные детям сюжеты.

Совместную

игру

с

детьми

следует

начинать

не

с

придумывания

совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже

известных;

постепенно

взрослый

переводит

детей

к

все

более

сложным

преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию

нового.

При организации подготовительного периода можно использовать уже

накопленный детьми опыт игры-придумывания, где все участники, дополняя

друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему.

Воспитатель подходит к группе детей и спрашивает; «Ребята, вы во что,

собираетесь

играть?»

Получив

ответ,

предлагает:

«Давайте

все

вместе

придумаем,

как

играть

интереснее,

по-новому».

Отталкиваясь

от

обозначенной детьми темы, воспитатель поощряет их к внесению двух-трех

вариантов развития событий; сам предлагает дополнительный вариант (типа:

«Может быть так... А может быть, по-другому... А как еще можно?»). В

отличие

от

игры-придумывания,

в

подготовительном

периоде

не

нужно

стремиться к построению четкой последовательности событий. Главное -

краткое

высказывание

разнообразных

предложений.

Любая

инициатива

участников

должна

быть

вне

критики

педагога,

тогда

дети

почувствуют

свободу,

удовольствие

от

сотворчества.

После

того

как

предложено

6-7

событий с вариантами (в течение 3-5 минут), воспитатель говорит: «Вот

видите, как можно по-новому, интересно играть», - и предлагает детям играть

уже самостоятельно.

Поскольку события предлагались в разных вариантах, у детей есть

новые «идеи» для игры, но нет готового сюжета, который остается только

разыграть. Переходя к самостоятельной игре, ее участники отталкиваются от

придуманных событий, выбирают тот или иной вариант, предлагают новые

коллизии в процессе игры, включают новые роли, т. е. творческая совместная

работа

продолжается.

Это

как

раз

свидетельствует

о

том,

что

подготовительный период выполнил свои функции.

Всю работу по формированию совместного сюжета сложения можно

начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе

детского сада.

Правильная

организация

предметно-игровой

среды

предполагает

выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества

в игровой деятельности.

Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий,

умения

понимать

их

игровые

замыслы

и

переживания,

исходя

из

этого,

планировать игровую деятельность с дошкольниками.

Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в

том,

что

он

поддерживает

интерес

к

игре,

развивает

инициативы

детей,

приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее

интересную.

Если

игра

затухает,

педагог

разнообразит

её

новыми

персонажами

или

игровыми

действиями.

Опытный

педагог

нередко

сам

встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с

участниками

игры.

Это

сближает

педагога

с

детьми,

и

позволят

ему

реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществление

игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который

способен

сделать

игру

увлекательным

процессом,

в

ходе

которого,

происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.