Напоминание

"Рабочая программа. Образовательная область "Познавательное развитие". Непосредственно-образовательная деятельность "Ознакомление с миром природы"

Автор: Сары-Терзи Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа. Образовательная область "Познавательное развитие". Непосредственно-образовательная деятельность "Ознакомление с миром природы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательная область «Познавательное развитие»

непосредственно-образовательная деятельность

«Ознакомление с миром природы»
для второй младшей группы общеразвивающей направленности 0,5 непосредственно образовательной деятельности в неделю (всего 18 непосредственно образовательной деятельности в год) С оставитель: воспитатель МБДОУ «Ласточка» Сары- Терзи Л.И. 2015 -2016 уч. г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие», непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» предназначена для детей 3-4 лет, разработана в соответствии с ФГОС по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Ласточка». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: 1. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа.-М.:Мозаика-Синтез, 2015 г. 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1.Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – С-П «Детство-Пресс» 2002 г. 3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение» 2000 г. Ознакомление с миром природы во второй младшей группе осуществляется в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту НОД). Рабочая программа рассчитана на 18 НОД в год, 0,5 раз в неделю, длительностью 15 минут.
Основными задачами
данной рабочей программы являются: Расширять представления детей о растениях и животных. Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особеннос тями их поведения и питания. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, го лубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми дор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать пред ставления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за дру гом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре вается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от тепла -тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы обучающих и развивающих задач, создание условий для полноценного развития ребенка.
Содержание рабочей программы отражает: специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье; «Речевое развитие» решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира; «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области; «Познавательное развитие» расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы; «Физическое развитие» - в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. Особенностью организации образовательного процесса является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению задания. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей - фронтальная (групповая). Используемые методы: наглядные, словесные, практические. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год (сентябрь, май) в форме беседы, игр, тестирование в игровой форме.

Программой предусмотрено проведение:
№ НОД

Раздел

Кол – во

НОД

В том числе

практической

НОД
1,2,3,6,7,8,11,12,15,16,17, Явления живой природы 11 4,13,14 Животный мир 3 9,10 Предметы (объекты) неживой природы 2 5 Человек 1 18 Контрольно – диагностическое 1
итого:

18

Учебно-тематический план



п/п

Тема НОД

Кол-во

НОД

в месяц

Планируемая

дата

Фактическая

дата

1
«Осень золотая»
1

2
«Овощи с огорода»
1

3
«Что нам лес подарил?»
1

4
«Знакомство с кошкой и собакой»
1

5
« Наши помощники» (опыты, эксперимент
1

6
« В гостях у бабушки»
1

7
«Подкормим птиц зимой»
1


8
«Как звери в лесу готовятся к зиме?»
1

9
«В январе, в январе, много снега во дворе»
1

10
«Изготовление цветных льдинок» (опыт).
1

11
«Кто дает шерсть на теплые варежки и носки?»
1

12
«Посадка лука»
1

13
«У меня живет котёнок»
1

14
«Сравнение воробья и вороны»
1

15
«Прогулка по весеннему лесу» (участку детского сада)
1

16
«Уход за комнатными растениями»
1

17
«Солнышко на ножке»
1

18
Контрольно – диагностическое
1

Всего:

18
Требования к результатам освоения компонента образовательной области воспитанниками:
Знает:
- домашних животными и их детенышей, особенности их поведения и питания.
-
обитателей уголка природы: аквариумных рыбок, декоративных птиц (волнистых попугайчиков, канареек и др.).
-
некоторые растения данной местности: деревья, цветущие травянистые растения (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). - комнатные растения (фикус, герань и др.). - характерные особенности следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. - правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Умеет:
- узнавать лягушку. - наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. - отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). - отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. - понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
Имеют представления:
- о растениях и животных. - о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). - о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). - о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. - о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от тепла -тает).


Календарно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»

непосредственно-образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы»

(вторая младшая группа общеразвивающей направленности)

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема НОД

Опорные

слова

выражения

Содержание

Региональн

ый

компонент

Интеграция

образовательны

х областей

Предметы

(объекты)

неживой

природы

Явления

живой

природы

Животные

Человек

1
«Осень золотая» Холодная, пасмурная, дождливая, листопад, дует ветер, осень Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Познакомить с сезонным явлением – листопадом. Различать осенние листья по величине и форме. Уточнить приспособле ния птиц и животных в условиях данного сезона. Развивать эмоциональ- ную отзывчивост ь детей, эстетические чувства. Закрепить знания об осенней одежде человека. Познакоми ть с сезонными изменения ми, характерны ми для северного региона.
Речевое

развитие:
использование художественных произведений для формирования представлений об окруж. мире.
Физическое

развитие:
развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток;

2
«Овощи с огорода» № 1 стр. 25 Обогащать словарь детей за счет прилагательны х. Познакомить с обобщающим словом – овощи. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу, и называть овощи. 2.Расширять представления о выращивании овощных культур. Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю. Вызвать желание участвовать в инсцениров ке р.н. сказки «Репка». Дать элементарн ые представле ния о климатичес ких условиях нашего региона, препятству ющих выращиван ию овощей в обычных условий.
Речевое

развитие:
использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире.
Физическое

развитие:
развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток
3
«Что нам лес подарил?» Черника, брусника, клюква, голубика. 1. Формир овать первоначально е представление детей о ягодах, произрастающ их в лесах Ямальского Севера. 2. Воспит ывать умение любоваться красотой ягод. Знакомить с правилами поведения в лесу. Воспитыват ь бережное и заботливое отношение к объектам живой природы, умение спокойно вести себя вблизи них. Развивать познаватель ный интерес к природе своего края.
Социально-

коммуникатив

ное развитие:
расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельно сти и безопасности окружающего мира. жизни.
4
Собак, щенок, 1. Уточнить 1.Познакоми Продолжат
Речевое

«Знакомство с кошкой и собакой» кошка, котенок, мяукает, лает, будка, пес. представлен ие детей о собаке, кошке, как о домашних животных, их детенышах. Учить узнавать их на картинке, правильно называть, подражать им в звукопроизно шении. 2. Формировать представлен ие о способах ухода за домашними животными. 3. Учить слушать вопросы воспитатель, отвечать на них, стоить простейшие фразы. ть с ролью взрослого по уходу за домашними животными. 2. Воспитыват ь бережное и заботливое отношение к собаке ь знакомить с живыми объектами, которые можно содержать в домашних условиях
развитие:
использование художественны х произведений для формирования представлений об окружающем мире. Глаза - Познакомит
Социально-


5
« Наши помощники» (опыты, эксперимент смотреть, уши - слушать, нос - определять запах, язык- вкус, пальцы - форму, структуру поверхности. ь с органами чувств, с охраной органов чувств. Охотно включаться в совместные игры или другие действия со взрослыми.
коммуникатив

ное развитие:
расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельно сти и безопасности окружающего мира.
Физическое

развитие:
Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.
6
« Вгостях у бабушки» стр.29 Домашние птицы, курица, петух, гребешок, жердочка, бородка, клюют. Коза, козлёнок. Части тела- голова, ноги, рога, хвост. 1. Учить детей отличать петуха от курицы по характерным признакам. 2. Дать элементарны е представлен ия о повадках домашних птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком. Уточнять знания детей о роли взрослого по уходу за домашними животными Воспиты вать интерес к жизни птиц.
Речевое

развитие:
использование художественны х произведений для формирования представлений об окружающем мире.
7
Закреплять
Социально-

Подкормим птиц зимой» Стр.32 знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц.Формиров ать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.
коммуникатив

ное развитие:
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах. Расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельно сти и безопасности окружающего мира.
8
«Как звери в лесу готовятся к зиме?» Динамические модели: «Заяц в лесу», «Медведь в берлоге» Формироват ь умение устанавлива ть простейшие связи между сезонными изменениям и в природе, поведением зверей (изменение окраски Дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям (лесным) Развивать у детей интерес к живой природе Формирова ть представле ния детей о диких зверях нашей местности (медведь, заяц).
Художественн

о-эстетическое

развитие
Закрепление результатов восприятия художественны х произведений.
Речевое

развитие:
использование художественны
шерсти, спячка, запасы на зиму). х произведений для формирования представлений об окружающем мире
9
«В январе, в январе, много снега во дворе» стр.34 Зима белоснежная, снежинки, вьюга, метель, морозная, холодная. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формироват ь эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизиров ать словарный запас. Закрепить знания о зимней одежде человека. Развивать чувствен ность, наблюда тель- ность, любозна тельность Развивать эмоцио нальную отзывчи вость детей, эстетичес кие чувства. Познакоми ть с сезонными изменения ми, характерны ми для северного региона.
Физическое

развитие:
развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток
Художественн

о-эстетическое

развитие:
использование музыкальных произведений для обогащения содержания познавательной деятельности.
10
«Изготовле ние цветных льдинок» (опыт). Льдинки, замерзает, растворяются. Познако мить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяютс я краски. Развивать активность и любознатель -ность. Проявлять интерес к общению с детьми, Уточнять представле ния детей о свойствах снега
Социально-

коммуникатив

ное развитие:
формирование трудовых умений и навыков, адекватных
участвовать в ситуациях, объединяющ их детей общей целью. возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах.
Познаватель

ное развитие:
формирование целостной картины.
11
«Кто дает шерсть на теплые варежки и носки?» Овечка, барашек, шерсть густая, кудрявая, завивается колечками; шерстяные нитки, называть вещи из овечьей шерсти. 1.Формиро вать представлен ие детей о внешнем облике овечки и барана. 2. Развивать умение определять принадлежн ость данных животных к домашним. Воспитывать добрые чувства к домашним животным. Обратить внимание на особенност и сурового климата нашего региона и необходим ости в теплой одежде.
Речевое

развитие:
использование художественны х произведений для формирования представлений об окружающем мире.
12
«Посадка лука» Луковица, земля в горшке, полочка для рыхления, лейка с водой. Трудовые действия - ямка в земле, полив луковицы. 1. Закрепить знание о потребности растения в земле. 2. Закрепить представление о последовательн ости трудового процесса. Учить детей анализирова ть свои поступки и поступки своих друзей. Активизиров ать стремление совершать Воспитыва ть интерес к труду в природе.
Социально-

коммуникатив

ное развитие:
расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельно сти и
благородные поступки, радоваться результату безопасности окружающего мира. Расширение кругозора в части собственной трудовой деятельности.
13
«У меня живет котёнок» Стр.35 Активизировать словарь детей: вода, молоко рыба. Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных. 3. Учить отличать Котёнка от взрослой кошки по характерным признакам (величине, повадкам). Дать знания о том, какую помощь оказывают люди домашним животным, и какую оказывают животные лоюдям. закреплять правила ухода за кошками. Воспиты вать желание прини мать участие в уходе за кошкой. Дать элементарн ые представле ния о рыбах, обитающих в северных реках.
Речевое

развитие:
использование художественны х произведений для формирования представлений об окружающем мире.
Художественн

о-эстетическое

развитие
Закрепление результатов восприятия художествен ных произведений.
14
Крылья, клюв, перья. 1. Закрепить знание детей Дать представлен Обратить внимание
Физическое

развитие:

«Сравнение воробья и вороны» Обсуждается размер крыльев, цвет перьев. о вороне. 2. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги). ие о роли человеке в жизни зимующих птицах. Развивать интерес к птицам ближайшего окружения, умение спокойно вести себя вблизи них. Дать детям элементарны е представлен ия о сезонных миграциях птиц. на птиц, прилетающ их к кормушке, полюбоват ься ими, закрепить название. развитие игровой деятельности в части подвижных игр, физ.минуток.
Социально-

коммуникативн

ое развитие:
расширение кругозора в части собственной трудовой деятельности.
15
«Прогулка по весеннему лесу» (участку детского сада) Весна, краски весны, пробуждение, зеленая травка, голубой ручеек, белое облако. Знакомить с характерным и особенностя ми весенней погоды.Расш ирять представлен ия о лесных растениях и животных. Воспиты вать бережное отноше ние к пробуждению природы, к ее отдель ным явлениям. Знакомить детей с трудом людей весной. Познакоми ть детей с особенност ями климатичес ких условий, прихода весны в нашем регионе
Речевое

развитие:
использование художественны х произведений для формирования представлений об окружающем мире.
Формироват ь представлен ия о простейших связях в природе.
Художественн

о-эстетическое

развитие
Закрепление результатов восприятия художественны х произведений.
16
«Уход за комнатными растениями» Цветущая, леечка, высокий стебелек, длинные листочки. 1.Формировать представления о комнатных растениях. 2. Развивать аналитическое мышление. Воспиты вать бережное отноше ние ко всему живому Воспиты вать интерес к жизни растений своего края. Знакомить с деревьями и кустарникам и на участке детского сада.
Социально-

коммуникатив

ное развитие:
расширение кругозора в части преставлений о безопасности собственной жизнедеятельно сти и безопасности окружающего мира.
17
«Солнышко на ножке» Одуванчик – желтый, тонкий, высокий стебелек, длинные, узкие листья с зубчиками. Травка – зеленая, мягкая, нежная. Солнечный 1. Уточнить знания детей о весенней травке и одуванчике, об условиях, необходимых для роста растения. 2. Формировать первоначальны е Воспитывать бережное отноше ние ко всему живому. Развивать желание ухажи вать за растениями, относить ся к ним с Обращать внимание детей на появление одуванчика в нашем городе, знакомить с климатичес кими условиями
Речевое

развитие:
использование художественны х произведений для формирования представлений об окружающем мире.
свет, тепло, влага, земля. представления о связях в природе (бабочки пьют сладкий сок цветов, не будет цветов – не будет бабочек. любовью и неж ностью. Воспиты вать в детях чувство прекрасного. нашего региона.

Литература:
1. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа.- М.:Мозаика-Синтез, 2015 г. 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1.Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – С-П «Детство-Пресс» 2002 г. 3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».-Воронеж, 2004 г. 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение» 2000 г.
Параметры вводной диагностики

(II младшая группа)
Раздел «Растения»

ребенок знает:
 названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы,  что нужно для роста растения? (вода, тепло);
ребенок умеет:
 выделять признаки растений (дерево высокое, трава зеленная, яблоко круглое);
ребенок имеет представления:
 о сезонных изменениях в жизни растений (осенью листья желтеют и опадают, зимой деревья стоят голые, весной распускаются листочки).
Раздел «Животные»

ребенок знает:
 названия некоторых диких и домашних животных и их детенышей, птиц, рыб, насекомых;
ребенок умеет:
 выделять видовые признаки;
ребенок имеет представления:
 о строении, отдельных частей тела, характерных признаках (размер, форма),  об особенностях образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут.
Раздел «Человек»

ребенок знает:
 части тела, внешние органы чувств (глаза, уши, нос, рот), свой пол;
Раздел «Неживая природа»

ребенок умеет:
 определять сухой, влажный песок, отличать камни (большие, маленькие).
Методика проведения вводной диагностики


( вторая младшая группа)

Раздел «Растения»
Подготовить картинки с изображением огорода, сада, леса, комнатных растений. Подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. Подготовить модели понятий «кустарники», «деревья». Подготовить модели частей растений. Подготовить картины с изображением растений в разные сезоны года.
Беседа по картинкам
1. Рассмотри картинку с изображением растения (ий) , вспомни и назови: деревья, фрукты и овощи. 2. Как ухаживать за растением? (поливать) 3. Рассмотри картинку и покажи; где дерево, где куст, где трава? 4. Рассмотри и выбери картинки с изображением растений в осенний, зимний, весенний, летний период.
Раздел «Животные»
Подготовить картинки с изображением диких и домашних животных, птиц, рыб. Подготовить картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса) в разное время года. Д\и «Кто, где живет?», Д\и «Чей малыш?», Д\и «Кто как кричит?».
Беседа по картинкам
1. Рассмотри картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие, домашние). Найди детеныша животного, назови. Организовать Д\и «Чей малыш?» 2. Рассмотри картинки и выбери домашних животных, диких животных, птиц, рыб. 3. Рассмотри картинку покажи и назови: уши, хвост, глаза, лапы, клюв, крылья. 4. Организовать Д\ и «Кто как кричит?», Д\и «Кто где живет?»
Раздел «Человек»

Подготовить модели и картинки с изображением строения человека Подготовить модели или картинки органов чувств человека: уши, нос, рот, глаза. Подготовить картинки с изображением эмоций человека.
Беседа по картинкам
 Рассмотри картинку, назови части тела человека? По полу. По возрасту.  Назови внешние органы чувств человека.  Для чего человеку нужны: глаза, уши, нос, рот, язык и т.д.
Раздел «Неживая природа»
Подготовить наглядный материал: песок, камни и т. д.  Рассмотри и покажи сухой песок, влажный песок.  Выбери большой камень, маленький камень…..
Уровни усвоения программы второй младшей группы


(вводная диагностика)



Низкий
. По предложению воспитателя ребенок показывает отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые. Контрастные признаки не выделяет. Отношения к объектам природы неустойчиво.
Средний.
В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает объекты природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов, удивление, радость.
Высокий.
В ответ на просьбу ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно со взрослыми выполняет отдельные обследовательские действия; некоторые из них, освоенные, ранее использует самостоятельно. Охотно принимает участие в ходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и радость при встрече с привлекательными объектами.

Показатели достижения детьми освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по

образовательному компоненту «Природный мир» II младшей группы №___

Дата проведения :________________ Ф.И.О. воспитателя:_____________________

Фамилия, имя ребенка

Растения

Животные

Неживая

природа

Человек

Личный

уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.



Высокий_____% Средний _____% Низкий______%


Параметры итоговой диагностики
(II младшая группа)
Раздел «Растения»

Ребенок знает:
 Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы.  Рост и развитие растений.
Ребенок умеет:
 Выделять общие и отличительные признаки растений (дерево высокое, трава зеленая. Яблоко круглое)
Ребенок имеет представления:
 О сезонных состояниях и изменениях в жизни растений.  О системе потребностей растений как живых организмов и местопребывания.
Раздел «Животные»

Ребенок знает:
 Названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения.
Ребенок умеет:
 Выделять видовые признаки, особенности внешнего строения, органы чувств, размер животного.
Ребенок имеет представления:
 О системе потребностей животных и приспособленности к среде их обитания.  Об особенностях жизнедеятельности животных по сезонам.

Раздел «Неживая природа»

Ребенок знает:
 Названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Ребенок умеет:
 Выделять некоторые характерные приметы сезонов года. Осень - листопад, идет дождь; зима - идет снег, холодно; весна – бывает гроза; лето – солнце греет, тепло. .
Раздел «Человек»

Ребенок умеет:
 Называть части тела, внешние органы чувств: нос, рот, глаза, уши.  Определять пол, возраст: маленький, взрослый, старый, различать эмоции человека.

Методика проведения итоговой диагностики

(II младшая группа)

Раздел «Растения»
Подготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, сада, леса, поля, комнатных растений. Подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. Подготовить модели понятий «кустарники», «деревья». Подготовить модели частей растений. Подготовить картины с изображением растений в разные сезоны года. Д\и «Путаница».
Беседа по картинкам
1. Рассмотри картинку с изображением растения(ий) , вспомни и назови: деревья, кусты, фрукты и овощи. 2. Как растет растение? Расположи (нарисуй) картинки с изображением частей растений по порядку роста растения. 3. Назови части растений. Почему части растений нужно расположить именно так? Организовать Д\и «Путаница». Назови отличительные признаки деревьев и кустов. 4. Рассмотри и выбери картинки с изображением растений в осенний, зимний, весенний, летний период. 5. Что нужно делать, чтобы растение росло? Почему растения любят много влаги, света, тепла? Где могут расти растения?
Раздел «Животные»
Подготовить картинки с изображением животных разных классов: диких и домашних животных, птиц, рыб. Подготовить модели понятий «птицы», «звери», «насекомые», «домашние животные». Подготовить картинки с изображением стадий роста и развития животных, рыб, птиц, земноводных животных.
Подготовить картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса, белка и другие) в разное время года. Д\и «Кто, где живет?», Д\и «Чей малыш?»
Беседа по картинкам
1. Рассмотри картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие, домашние). Найди детеныша животного, назови. Организовать Д\и «Чей малыш?» 2. Найди модели к группам животных «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». Назови видовые особенности внешнего строения. Почему птица летает? 3. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом? Где живет животное? Чем питается? Как передвигается? Организовать Д\и «Кто, где живет?». 4. Как приспосабливаются животные к сезонным изменениям в природе?
Раздел «Неживая природа»
1. Назови времена года: осень, зима, весна, лето. 2. Как изменилась погода осенью: становится холоднее, часто идут дожди. 3. Что ты знаешь о зиме: холодно, воды и земля замерзла, снег покрыл землю, день короткий, а ночь длинная. 4. Что бывает весной: воздух теплый, солнце греет, снег тает.
Раздел «Человек»
1. Подготовить модели и картинки с изображением строения человека 2. Подготовить модели или картинки органов чувств человека: уши, нос, рот, глаза. 3. Подготовить картинки с изображением эмоций человека.

Беседа по картинкам
1. Рассмотри картинку, назови части тела человека? По полу. По возрасту. 2. Назови внешние органы чувств человека. 3. Для чего человеку нужны: глаза, уши, нос, рот, язык и т.д.

Уровни освоения программы

( 2 - я младшая группа)

Итоговая диагностика

Низкий.
В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает и называет объекты природы, наиболее яркие их признаки. Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия. Эпизодически принимает участие в уходе за растениями и животными. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены. При выполнении заданий, допускает более 2 - х ошибок или не справляется с заданием.
Средний.
Ребенок самостоятельно и по просьбе взрослого различает несколько объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельным отличительным признакам. Сам проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1 – 2 ошибки.
Высокий.
Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп. Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам. Устанавливает отдельные частные связи с помощью взрослого. Активно участвует в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам природы. Правильно выполняет задания, мотивирует свои действия.



Итоговая диагностика освоения программы по разделу «Мир природы» второй младшей группы №__

Дата проведения (итоговая):________________ Ф.И.О. воспитателя:_____________________

№ п.

Фамилия, имя ребенка

Растения

Животные

Неживая

природа

Челов

ек

Личный

уровень

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

1


Высокий_____% Средний _____% Низкий______% Начало года______% Конец года _____%