"Рабочая программа. Образовательная область "Познавательное развитие". Непосредственно-образовательная деятельность "Ознакомление с миром природы"
Автор: Сары-Терзи Людмила Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа. Образовательная область "Познавательное развитие". Непосредственно-образовательная деятельность "Ознакомление с миром природы"
«Ознакомление с миром природы»
для второй младшей группы общеразвивающей направленности
0,5 непосредственно образовательной деятельности в неделю
(всего 18 непосредственно образовательной деятельности в год)
С
оставитель:
воспитатель МБДОУ «Ласточка»
Сары- Терзи Л.И.
2015 -2016 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,
непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы»
предназначена для детей 3-4 лет, разработана в соответствии
с ФГОС по образовательной
программе дошкольного образования МБДОУ «Ласточка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1.
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая
группа.-М.:Мозаика-Синтез, 2015 г.
2.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1.Перспективный
план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего
дошкольного возраста. – С-П «Детство-Пресс» 2002 г.
3.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа
с детьми младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.:
«Просвещение» 2000 г.
Ознакомление с миром природы во второй младшей группе осуществляется в
рамках организации непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту
НОД).
Рабочая программа рассчитана на 18 НОД в год, 0,5 раз в неделю,
длительностью 15 минут.
Основными задачами данной рабочей программы являются:
Расширять представления детей о растениях и животных. Расширять представления о
диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).
Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особеннос
тями
их поведения и питания.
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, го
лубь, синица,
воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка,
стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми
дор, морковь,
репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими
травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать пред
ставления о
том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за дру гом времен года и
теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и
детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре
вается,
охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от
тепла -тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не
полить, оно может засохнуть и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос
ти растения, не
ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в
соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении
традиционной системы обучающих и развивающих задач, создание условий для
полноценного развития ребенка.
Содержание рабочей программы отражает: специфику национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»: формирование целостной картины мира и
расширение кругозора в части представлений о себе, семье, а также соблюдения
элементарных общепринятых норм и правил поведения; развитие свободного общения со
взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений,
представлений о себе, семье;
«Речевое развитие» решение специфическими средствами идентичной основной
задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира;
«Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных и
художественных произведений для обогащения содержания области;
«Познавательное развитие» расширение кругозора в части представлений о
безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира
природы;
«Физическое развитие» - в части решения общей задачи по охране жизни и
укреплению физического и психического здоровья.
Особенностью организации образовательного процесса является творческий подход
педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению задания. Предпочтительная
организация образовательного процесса адекватная возрасту детей - фронтальная
(групповая). Используемые методы: наглядные, словесные, практические.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза
в год (сентябрь, май) в форме беседы, игр, тестирование в игровой форме.
Программой предусмотрено проведение:
№ НОД
Раздел
Кол – во
НОД
В том числе
практической
НОД
1,2,3,6,7,8,11,12,15,16,17,
Явления живой природы
11
4,13,14
Животный мир
3
9,10
Предметы (объекты) неживой
природы
2
5
Человек
1
18
Контрольно – диагностическое
1
итого:
18
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема НОД
Кол-во
НОД
в месяц
Планируемая
дата
Фактическая
дата
1
«Осень золотая»
1
2
«Овощи с огорода»
1
3
«Что нам лес подарил?»
1
4
«Знакомство с кошкой и собакой»
1
5
« Наши помощники» (опыты, эксперимент
1
6
« В гостях у бабушки»
1
7
«Подкормим птиц зимой»
1
8
«Как звери в лесу готовятся к зиме?»
1
9
«В январе, в январе, много снега во
дворе»
1
10
«Изготовление цветных льдинок»
(опыт).
1
11
«Кто дает шерсть на теплые варежки и
носки?»
1
12
«Посадка лука»
1
13
«У меня живет котёнок»
1
14
«Сравнение воробья и вороны»
1
15
«Прогулка по весеннему лесу»
(участку детского сада)
1
16
«Уход за комнатными растениями»
1
17
«Солнышко на ножке»
1
18
Контрольно – диагностическое
1
Всего:
18
Требования к результатам освоения компонента образовательной области
воспитанниками:
Знает:
- домашних животными и их детенышей, особенности их поведения и питания.
- обитателей уголка природы: аквариумных рыбок, декоративных птиц (волнистых
попугайчиков, канареек и др.).
- некоторые растения данной местности: деревья, цветущие травянистые растения
(одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
- комнатные растения (фикус, герань и др.).
- характерные особенности следующих друг за другом времен года и теми изменениями,
которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
- правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки
деревьев, не трогать животных и др.).
Умеет:
- узнавать лягушку.
- наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей,
снегирь и др.), подкармливать их зимой.
- отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.),
фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
- отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
- понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может
засохнуть и т. п.).
Имеют представления:
- о растениях и животных.
- о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).
- о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
- о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
- о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой -
рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от тепла -тает).
Календарно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»
непосредственно-образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы»
(вторая младшая группа общеразвивающей направленности)
Планируемая дата
Фактическая дата
Тема НОД
Опорные
слова
выражения
Содержание
Региональн
ый
компонент
Интеграция
образовательны
х областей
Предметы
(объекты)
неживой
природы
Явления
живой
природы
Животные
Человек
1
«Осень
золотая»
Холодная,
пасмурная,
дождливая,
листопад, дует
ветер, осень
Познакомить
детей с
осенними
явлениями в
природе.
Познакомить
с сезонным
явлением –
листопадом.
Различать
осенние листья
по величине и
форме.
Уточнить
приспособле
ния птиц и
животных в
условиях
данного
сезона.
Развивать
эмоциональ-
ную
отзывчивост
ь детей,
эстетические
чувства.
Закрепить
знания об
осенней
одежде
человека.
Познакоми
ть с
сезонными
изменения
ми,
характерны
ми для
северного
региона.
Речевое
развитие:
использование
художественных
произведений
для
формирования
представлений
об окруж. мире.
Физическое
развитие:
развитие
игровой
деятельности в
части
подвижных игр,
физ.минуток;
2
«Овощи с
огорода»
№ 1 стр. 25
Обогащать
словарь детей
за счет
прилагательны
х.
Познакомить с
обобщающим
словом –
овощи.
Учить детей
различать по
внешнему
виду и вкусу, и
называть
овощи.
2.Расширять
представления
о
выращивании
овощных
культур.
Воспитывать
интерес к
природе,
любовь к
родному краю.
Вызвать
желание
участвовать
в
инсцениров
ке р.н.
сказки
«Репка».
Дать
элементарн
ые
представле
ния о
климатичес
ких
условиях
нашего
региона,
препятству
ющих
выращиван
ию овощей
в обычных
условий.
Речевое
развитие:
использование
художественных
произведений
для
формирования
представлений
об окружающем
мире.
Физическое
развитие:
развитие
игровой
деятельности в
части
подвижных игр,
физ.минуток
3
«Что нам
лес
подарил?»
Черника,
брусника,
клюква,
голубика.
1.
Формир
овать
первоначально
е
представление
детей о ягодах,
произрастающ
их в лесах
Ямальского
Севера.
2.
Воспит
ывать умение
любоваться
красотой ягод.
Знакомить с
правилами
поведения в
лесу.
Воспитыват
ь бережное
и заботливое
отношение к
объектам
живой
природы,
умение
спокойно
вести себя
вблизи них.
Развивать
познаватель
ный интерес
к природе
своего края.
Социально-
коммуникатив
ное развитие:
расширение
кругозора в
части
преставлений о
безопасности
собственной
жизнедеятельно
сти и
безопасности
окружающего
мира.
жизни.
4
Собак, щенок,
1. Уточнить
1.Познакоми
Продолжат
Речевое
«Знакомство
с кошкой и
собакой»
кошка, котенок,
мяукает, лает,
будка, пес.
представлен
ие детей о
собаке,
кошке, как о
домашних
животных,
их
детенышах.
Учить
узнавать их
на картинке,
правильно
называть,
подражать
им в
звукопроизно
шении.
2.
Формировать
представлен
ие о
способах
ухода за
домашними
животными.
3. Учить
слушать
вопросы
воспитатель,
отвечать на
них, стоить
простейшие
фразы.
ть с ролью
взрослого
по уходу за
домашними
животными.
2.
Воспитыват
ь бережное
и заботливое
отношение к
собаке
ь
знакомить
с живыми
объектами,
которые
можно
содержать
в
домашних
условиях
развитие:
использование
художественны
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире.
Глаза -
Познакомит
Социально-
5
« Наши
помощники»
(опыты,
эксперимент
смотреть, уши -
слушать, нос -
определять
запах, язык-
вкус, пальцы -
форму,
структуру
поверхности.
ь с органами
чувств, с
охраной
органов
чувств.
Охотно
включаться
в
совместные
игры или
другие
действия со
взрослыми.
коммуникатив
ное развитие:
расширение
кругозора в
части
преставлений о
безопасности
собственной
жизнедеятельно
сти и
безопасности
окружающего
мира.
Физическое
развитие:
Расширение
кругозора детей
в части
представлений о
здоровом образе
жизни.
6
« Вгостях у
бабушки»
стр.29
Домашние
птицы, курица,
петух,
гребешок,
жердочка,
бородка,
клюют. Коза,
козлёнок.
Части тела-
голова, ноги,
рога, хвост.
1. Учить
детей
отличать
петуха от
курицы по
характерным
признакам.
2. Дать
элементарны
е
представлен
ия о
повадках
домашних
птиц.
Закрепить
понятие, что
домашние
птицы живут
рядом с
человеком.
Уточнять
знания детей
о роли
взрослого по
уходу за
домашними
животными
Воспиты
вать интерес
к жизни птиц.
Речевое
развитие:
использование
художественны
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире.
7
Закреплять
Социально-
Подкормим
птиц
зимой»
Стр.32
знания детей о
зимних
явлениях
природы.
Показать детям
кормушку для
птиц.Формиров
ать желание
подкармливать
птиц зимой.
Расширять
представления
о зимующих
птицах.
коммуникатив
ное развитие:
формирование
трудовых
умений и
навыков,
адекватных
возрасту
воспитанников,
трудолюбия в
различных
видах.
Расширение
кругозора в
части
преставлений о
безопасности
собственной
жизнедеятельно
сти и
безопасности
окружающего
мира.
8
«Как звери
в лесу
готовятся к
зиме?»
Динамические
модели: «Заяц
в лесу»,
«Медведь в
берлоге»
Формироват
ь умение
устанавлива
ть
простейшие
связи между
сезонными
изменениям
и в природе,
поведением
зверей
(изменение
окраски
Дать знания
о том, какую
помощь
оказывают
люди зверям
(лесным)
Развивать у
детей
интерес к
живой
природе
Формирова
ть
представле
ния детей о
диких
зверях
нашей
местности
(медведь,
заяц).
Художественн
о-эстетическое
развитие
Закрепление
результатов
восприятия
художественны
х
произведений.
Речевое
развитие:
использование
художественны
шерсти,
спячка,
запасы на
зиму).
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире
9
«В январе,
в январе,
много снега
во дворе»
стр.34
Зима
белоснежная,
снежинки,
вьюга, метель,
морозная,
холодная.
Уточнять
знания детей
о зимних
явлениях
природы.
Формироват
ь
эстетическое
отношение к
окружающей
природе.
Обогащать и
активизиров
ать
словарный
запас.
Закрепить
знания о
зимней
одежде
человека.
Развивать
чувствен
ность,
наблюда
тель-
ность,
любозна
тельность
Развивать
эмоцио
нальную
отзывчи
вость детей,
эстетичес
кие чувства.
Познакоми
ть с
сезонными
изменения
ми,
характерны
ми для
северного
региона.
Физическое
развитие:
развитие
игровой
деятельности в
части
подвижных
игр,
физ.минуток
Художественн
о-эстетическое
развитие:
использование
музыкальных
произведений
для обогащения
содержания
познавательной
деятельности.
10
«Изготовле
ние
цветных
льдинок»
(опыт).
Льдинки,
замерзает,
растворяются.
Познако
мить детей с
тем, что вода
замерзает на
холоде, что в
ней
растворяютс
я краски.
Развивать
активность и
любознатель
-ность.
Проявлять
интерес к
общению с
детьми,
Уточнять
представле
ния детей о
свойствах
снега
Социально-
коммуникатив
ное развитие:
формирование
трудовых
умений и
навыков,
адекватных
участвовать
в ситуациях,
объединяющ
их детей
общей
целью.
возрасту
воспитанников,
трудолюбия в
различных
видах.
Познаватель
ное развитие:
формирование
целостной
картины.
11
«Кто дает
шерсть на
теплые
варежки и
носки?»
Овечка,
барашек,
шерсть густая,
кудрявая,
завивается
колечками;
шерстяные
нитки,
называть вещи
из овечьей
шерсти.
1.Формиро
вать
представлен
ие детей о
внешнем
облике
овечки и
барана.
2. Развивать
умение
определять
принадлежн
ость данных
животных к
домашним.
Воспитывать
добрые
чувства к
домашним
животным.
Обратить
внимание
на
особенност
и сурового
климата
нашего
региона и
необходим
ости в
теплой
одежде.
Речевое
развитие:
использование
художественны
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире.
12
«Посадка
лука»
Луковица,
земля в горшке,
полочка для
рыхления,
лейка с водой.
Трудовые
действия - ямка
в земле, полив
луковицы.
1. Закрепить
знание о
потребности
растения в
земле.
2. Закрепить
представление
о
последовательн
ости трудового
процесса.
Учить детей
анализирова
ть свои
поступки и
поступки
своих
друзей.
Активизиров
ать
стремление
совершать
Воспитыва
ть интерес
к труду в
природе.
Социально-
коммуникатив
ное развитие:
расширение
кругозора в
части
преставлений о
безопасности
собственной
жизнедеятельно
сти и
благородные
поступки,
радоваться
результату
безопасности
окружающего
мира.
Расширение
кругозора в
части
собственной
трудовой
деятельности.
13
«У меня
живет
котёнок»
Стр.35
Активизировать
словарь детей:
вода, молоко
рыба.
Уточнить и
закрепить
знания детей
о домашних
животных.
3. Учить
отличать
Котёнка от
взрослой
кошки по
характерным
признакам
(величине,
повадкам).
Дать знания
о том, какую
помощь
оказывают
люди
домашним
животным, и
какую
оказывают
животные
лоюдям.
закреплять
правила
ухода за
кошками.
Воспиты
вать
желание
прини
мать участие
в уходе за
кошкой.
Дать
элементарн
ые
представле
ния о
рыбах,
обитающих
в северных
реках.
Речевое
развитие:
использование
художественны
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире.
Художественн
о-эстетическое
развитие
Закрепление
результатов
восприятия
художествен
ных
произведений.
14
Крылья, клюв,
перья.
1. Закрепить
знание детей
Дать
представлен
Обратить
внимание
Физическое
развитие:
«Сравнение
воробья и
вороны»
Обсуждается
размер
крыльев, цвет
перьев.
о вороне.
2. Учить
сравнивать
двух птиц,
находя
признаки
различия
(величина
тела, цвет
перьев) и
сходства
(крылья,
клюв, ноги).
ие о роли
человеке в
жизни
зимующих
птицах.
Развивать
интерес к
птицам
ближайшего
окружения,
умение
спокойно
вести себя
вблизи них.
Дать детям
элементарны
е
представлен
ия о
сезонных
миграциях
птиц.
на птиц,
прилетающ
их к
кормушке,
полюбоват
ься ими,
закрепить
название.
развитие
игровой
деятельности в
части
подвижных
игр,
физ.минуток.
Социально-
коммуникативн
ое развитие:
расширение
кругозора в
части
собственной
трудовой
деятельности.
15
«Прогулка
по
весеннему
лесу»
(участку
детского
сада)
Весна, краски
весны,
пробуждение,
зеленая травка,
голубой ручеек,
белое облако.
Знакомить с
характерным
и
особенностя
ми весенней
погоды.Расш
ирять
представлен
ия о лесных
растениях и
животных.
Воспиты
вать бережное
отноше
ние к
пробуждению
природы, к ее
отдель
ным явлениям.
Знакомить
детей с
трудом
людей
весной.
Познакоми
ть детей с
особенност
ями
климатичес
ких
условий,
прихода
весны в
нашем
регионе
Речевое
развитие:
использование
художественны
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире.
Формироват
ь
представлен
ия о
простейших
связях в
природе.
Художественн
о-эстетическое
развитие
Закрепление
результатов
восприятия
художественны
х
произведений.
16
«Уход за
комнатными
растениями»
Цветущая,
леечка,
высокий
стебелек,
длинные
листочки.
1.Формировать
представления
о комнатных
растениях.
2. Развивать
аналитическое
мышление.
Воспиты
вать
бережное
отноше
ние ко всему
живому
Воспиты
вать
интерес к
жизни
растений
своего
края.
Знакомить с
деревьями и
кустарникам
и на участке
детского
сада.
Социально-
коммуникатив
ное развитие:
расширение
кругозора в
части
преставлений о
безопасности
собственной
жизнедеятельно
сти и
безопасности
окружающего
мира.
17
«Солнышко
на ножке»
Одуванчик –
желтый,
тонкий,
высокий
стебелек,
длинные, узкие
листья с
зубчиками.
Травка –
зеленая,
мягкая, нежная.
Солнечный
1. Уточнить
знания детей о
весенней
травке и
одуванчике, об
условиях,
необходимых
для роста
растения.
2. Формировать
первоначальны
е
Воспитывать
бережное
отноше
ние ко всему
живому.
Развивать
желание
ухажи
вать за
растениями,
относить
ся к ним с
Обращать
внимание
детей на
появление
одуванчика
в нашем
городе,
знакомить
с
климатичес
кими
условиями
Речевое
развитие:
использование
художественны
х произведений
для
формирования
представлений
об
окружающем
мире.
свет, тепло,
влага, земля.
представления
о связях в
природе
(бабочки пьют
сладкий сок
цветов, не
будет цветов –
не будет
бабочек.
любовью и
неж
ностью.
Воспиты
вать в детях
чувство
прекрасного.
нашего
региона.
Литература:
1.
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа.-
М.:Мозаика-Синтез, 2015 г.
2.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 1.Перспективный план
работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного
возраста. – С-П «Детство-Пресс» 2002 г.
3.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе
детского сада».-Воронеж, 2004 г.
4.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми
младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение» 2000 г.
Параметры вводной диагностики
(II младшая группа)
Раздел «Растения»
ребенок знает:
названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного
окружения, уголка природы,
что нужно для роста растения? (вода, тепло);
ребенок умеет:
выделять признаки растений (дерево высокое, трава зеленная, яблоко круглое);
ребенок имеет представления:
о сезонных изменениях в жизни растений (осенью листья желтеют и опадают,
зимой деревья стоят голые, весной распускаются листочки).
Раздел «Животные»
ребенок знает:
названия некоторых диких и домашних животных и их детенышей, птиц, рыб,
насекомых;
ребенок умеет:
выделять видовые признаки;
ребенок имеет представления:
о строении, отдельных частей тела, характерных признаках (размер, форма),
об особенностях образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где
живут.
Раздел «Человек»
ребенок знает:
части тела, внешние органы чувств (глаза, уши, нос, рот), свой пол;
Раздел «Неживая природа»
Раздел «Растения»
Подготовить картинки с изображением огорода, сада, леса, комнатных растений.
Подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Подготовить модели понятий «кустарники», «деревья».
Подготовить модели частей растений.
Подготовить картины с изображением растений в разные сезоны года.
Беседа по картинкам
1.
Рассмотри картинку с изображением растения (ий) , вспомни и назови: деревья,
фрукты и овощи.
2.
Как ухаживать за растением? (поливать)
3.
Рассмотри картинку и покажи; где дерево, где куст, где трава?
4.
Рассмотри и выбери картинки с изображением растений в осенний, зимний,
весенний, летний период.
Раздел «Животные»
Подготовить картинки с изображением диких и домашних животных, птиц, рыб.
Подготовить картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса) в разное время года.
Д\и «Кто, где живет?», Д\и «Чей малыш?», Д\и «Кто как кричит?».
Беседа по картинкам
1.
Рассмотри картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие,
домашние).
Найди детеныша животного, назови.
Организовать Д\и «Чей малыш?»
2.
Рассмотри картинки и выбери домашних животных, диких животных, птиц, рыб.
3.
Рассмотри картинку покажи и назови: уши, хвост, глаза, лапы, клюв, крылья.
4.
Организовать Д\ и «Кто как кричит?», Д\и «Кто где живет?»
Раздел «Человек»
Подготовить модели и картинки с изображением строения человека
Подготовить модели или картинки органов чувств человека: уши, нос, рот, глаза.
Подготовить картинки с изображением эмоций человека.
Беседа по картинкам
Рассмотри картинку, назови части тела человека? По полу. По возрасту.
Назови внешние органы чувств человека.
Для чего человеку нужны: глаза, уши, нос, рот, язык и т.д.
Раздел «Неживая природа»
Подготовить наглядный материал: песок, камни и т. д.
Рассмотри и покажи сухой песок, влажный песок.
Выбери большой камень, маленький камень…..
Уровни усвоения программы второй младшей группы
(вводная диагностика)
Низкий . По предложению воспитателя ребенок показывает отдельные объекты природы, но
называет лишь некоторые. Контрастные признаки не выделяет. Отношения к объектам
природы неустойчиво.
Средний. В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает объекты природы, но называет
его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Эпизодически проявляет интерес к
красоте объектов, удивление, радость.
Высокий. В ответ на просьбу ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части,
признаки и свойства. Совместно со взрослыми выполняет отдельные обследовательские
действия; некоторые из них, освоенные, ранее использует самостоятельно. Охотно
принимает участие в ходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями.
Проявляет интерес и радость при встрече с привлекательными объектами.
Показатели достижения детьми освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по
образовательному компоненту «Природный мир» II младшей группы №___
Дата проведения :________________ Ф.И.О. воспитателя:_____________________
Фамилия, имя ребенка
Растения
Животные
Неживая
природа
Человек
Личный
уровень
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Высокий_____% Средний _____% Низкий______%
Параметры итоговой диагностики
(II младшая группа)
Раздел «Растения»
Ребенок знает:
Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного
окружения, уголка природы.
Рост и развитие растений.
Ребенок умеет:
Выделять общие и отличительные признаки растений (дерево высокое, трава зеленая.
Яблоко круглое)
Ребенок имеет представления:
О сезонных состояниях и изменениях в жизни растений.
О системе потребностей растений как живых организмов и местопребывания.
Раздел «Животные»
Ребенок знает:
Названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего
окружения.
Ребенок умеет:
Выделять видовые признаки, особенности внешнего строения, органы чувств, размер
животного.
Ребенок имеет представления:
О системе потребностей животных и приспособленности к среде их обитания.
Об особенностях жизнедеятельности животных по сезонам.
Раздел «Неживая природа»
Ребенок знает:
Названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Ребенок умеет:
Выделять некоторые характерные приметы сезонов года. Осень - листопад, идет дождь;
зима - идет снег, холодно; весна – бывает гроза; лето – солнце греет, тепло.
.
Раздел «Человек»
Ребенок умеет:
Называть части тела, внешние органы чувств: нос, рот, глаза, уши.
Определять пол, возраст: маленький, взрослый, старый, различать эмоции человека.
Методика проведения итоговой диагностики
(II младшая группа)
Раздел «Растения»
Подготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, сада, леса, поля, комнатных
растений.
Подготовить картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Подготовить модели понятий «кустарники», «деревья».
Подготовить модели частей растений.
Подготовить картины с изображением растений в разные сезоны года. Д\и
«Путаница».
Беседа по картинкам
1.
Рассмотри картинку с изображением растения(ий) , вспомни и назови: деревья, кусты,
фрукты и овощи.
2.
Как растет растение? Расположи (нарисуй) картинки с изображением частей растений
по порядку роста растения.
3.
Назови части растений. Почему части растений нужно расположить именно так?
Организовать Д\и «Путаница».
Назови отличительные признаки деревьев и кустов.
4.
Рассмотри и выбери картинки с изображением растений в осенний, зимний, весенний,
летний период.
5.
Что нужно делать, чтобы растение росло?
Почему растения любят много влаги, света, тепла?
Где могут расти растения?
Раздел «Животные»
Подготовить картинки с изображением животных разных классов: диких и домашних животных,
птиц, рыб.
Подготовить модели понятий «птицы», «звери», «насекомые», «домашние животные».
Подготовить картинки с изображением стадий роста и развития животных, рыб, птиц,
земноводных животных.
Подготовить картинки с изображением животных (заяц, медведь, лиса, белка и другие) в разное
время года.
Д\и «Кто, где живет?», Д\и «Чей малыш?»
Беседа по картинкам
1.
Рассмотри картинку с изображением животных, вспомни и назови: (дикие, домашние).
Найди детеныша животного, назови.
Организовать Д\и «Чей малыш?»
2.
Найди модели к группам животных «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». Назови
видовые особенности внешнего строения.
Почему птица летает?
3.
Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что
потом?
Где живет животное? Чем питается? Как передвигается?
Организовать Д\и «Кто, где живет?».
4.
Как приспосабливаются животные к сезонным изменениям в природе?
Раздел «Неживая природа»
1.
Назови времена года: осень, зима, весна, лето.
2.
Как изменилась погода осенью: становится холоднее, часто идут дожди.
3.
Что ты знаешь о зиме: холодно, воды и земля замерзла, снег покрыл землю, день короткий,
а ночь длинная.
4.
Что бывает весной: воздух теплый, солнце греет, снег тает.
Раздел «Человек»
1.
Подготовить модели и картинки с изображением строения человека
2.
Подготовить модели или картинки органов чувств человека: уши, нос, рот, глаза.
3.
Подготовить картинки с изображением эмоций человека.
Беседа по картинкам
1.
Рассмотри картинку, назови части тела человека? По полу. По возрасту.
2.
Назови внешние органы чувств человека.
3.
Для чего человеку нужны: глаза, уши, нос, рот, язык и т.д.
Уровни освоения программы
( 2 - я младшая группа)
Итоговая диагностика
Низкий.
В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает и называет объекты природы, наиболее яркие
их признаки.
Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия.
Эпизодически принимает участие в уходе за растениями и животными.
Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены. При выполнении
заданий, допускает более 2 - х ошибок или не справляется с заданием.
Средний.
Ребенок самостоятельно и по просьбе взрослого различает несколько объектов природы,
выделяет их признаки, свойства непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого
обследует объекты, сравнивает их по отдельным отличительным признакам. Сам проявляет
инициативу при выполнении задания, допускает 1 – 2 ошибки.
Высокий.
Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений,
животных разных групп.
Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки
живого, движение, питание, состояние по сезонам. Устанавливает отдельные частные связи с
помощью взрослого. Активно участвует в уходе за растениями и животными, включаясь в
деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное
отношение к объектам природы. Правильно выполняет задания, мотивирует свои действия.
Итоговая диагностика освоения программы по разделу «Мир природы» второй младшей группы №__
Дата проведения (итоговая):________________ Ф.И.О. воспитателя:_____________________
№ п.
Фамилия, имя ребенка
Растения
Животные
Неживая
природа
Челов
ек
Личный
уровень
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
1
Высокий_____% Средний _____% Низкий______% Начало года______% Конец года _____%