"Спортивный туризм как средство физического воспитания"
Автор: Замараева Валентина Пантелеевна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД СЮТУР
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Спортивный туризм как средство физического воспитания"
физического воспитания».
Выполнила: Замараева В.П.
педагог дополнительного образования
.
Оглавление
Введение в предмет
Влияние занятий спортивным туризмом на здоровье человека
Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков
Место спортивного туризма в системе воспитания школьников
Современная ситуация в сфере спортивного туризма
Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях
спортивным туризмом
Межпредметные связи при изучении курса спортивного туризма
1.Введение.
Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопроходимой таежной
тропе – привычный персонаж современной жизни. Одни через снега и
ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкаются на,
казалось бы, недоступные горные вершины, третьи спускаются в
загадочные пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые
пешком проходят континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им –
странники, путешественники, туристы.
Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной
жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая
природу в своего друга и союзника, - надо учить.
В Положении о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской
Федерации разработана четкая система подготовки кадров всех категорий –
от организаторов спортивного туризма до инструкторов спортивного туризма
международного класса, которые получают свои специальности на курсах,
семинарах. Те, кто хочет работать с многочисленной армией туристов-
школьников, оканчивают в основном факультеты физической культуры
педагогических университетов и институтов.
Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления
трудящихся, одно из важных средств воспитания детей. Во время
путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим нашей Родины, ее
естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют
общественно полезную работу, воссоздают страницы истории, связанные с
боевыми и трудовыми подвигами нашего народа, проводят наблюдения над
природой, охраняют ее.
2.Влияние занятий спортивным туризмом на здоровье
человека.
В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций
организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта,
особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить
воду – есть водопровод, не надо заготавливать дрова – газовая или
электрическая плита решит эту проблему. По данным Научно-
исследовательского института детей и подростков Академии педагогических
наук, школьные уроки физкультуры – дважды в неделю по 45 минут – дают
лишь 13% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего
детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической
культурой и спортом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения
на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают
здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-
сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности ,
волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с
людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность,
сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие
видные деятели науки связывают свой отдых с туризмом.
3.Значение туризма для формирования жизненно
важных умений и навыков.
Походная жизнь учит многому. Один преподаватель предлагал оценивать
занятия физической культурой исходя из того, как они влияют на состояние
здоровья учащихся и насколько способствуют овладению жизненно важными
навыками. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В
туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом –
главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу:
делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые
препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет
организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает
съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная
способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам,
солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны
ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть
хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!
Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и
учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы–горники на Кавказе
в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды
Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
4.Место спортивного туризма в системе воспитания
школьников.
Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм
человека позволяют использовать его как средство физического воспитания,
начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня,
степенные и категорийные походы – один из методов спортивной работы.
В программе «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью
учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (Москва, 1992)
туризму уделяется большое внимание. С 1 по 4 класс из 170 ч отводится на
туризм и 68 ч – на ориентирование на местности. Два раза в месяц
рекомендуется проводить День туриста. Для учителя физической культуры и
классных руководителей, думающих о здоровье детей, это представляет
широкое поле для творческой деятельности.
В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-
массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта,
внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму.
Туристские слеты различного ранга стали традицией.
Многие классные руководители заканчивают учебный год походами
выходного дня, привлекают к их проведению родителей, бывших своих
учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.
Существуют система организации работы по туризму с детьми. Возглавляет
эту работу в стране Центр детско-юношеского туризма при Министерстве
образования Российской Федерации. Он выпускает большое количество
учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские
соревнования не только школьников, но и учителей.
В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В
сельских и городских районах работают центры творчества учащихся,
туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного
образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.
5.Современная ситуация в сфере спортивного
туризма.
До 1990 г самодеятельный туризм как общественное движение реализовался
через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на
уровне союзных республик, краев, областей, административных районов,
туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.
Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского
туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их
осуществлялось органами народного образования.
В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в
основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и
спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не
предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному
туризму.
Число туристских клубов, которых до 1990 г было 700, уменьшилось до 150-
200. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и
работает на общественных началах. На базе клубов как общественные
организации продолжают действовать территориальные федерации
спортивного туризма. 70 областных, краевых республиканских организаций
входит в Туристско- спортивный союз России (ТССР). Он информационно и
методически связан с системой детско-юношеского туризма (структура
Минобразования России). Движение тесно взаимодействует на местах с
другими спортивными и юношескими движениями: альпинистскими,
скаутским, военно-патриотическим и др.
Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-
оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, и в его
развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным
благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со
стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровне, а
также инициативе лидеров федерации и клубов спортивного туризма. Самая
главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание
социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным
способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В
территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных
поздравлений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного
туризма.
К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения
новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет
большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники –
мастера спорта и инструкторы спортивного туризма. При подготовке
Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»
началась совместная деятельность Управления координации развития
туризма Государственного комитета Федерации туризма России и
федеральных служб лесного хозяйства по проработке вопросов развития
туризма в национальных парках.
За последние годы Госкомитет совместно с Туристско-спортивным союзом
России много работал над становлением движения. Ежегодно формируется
полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано типовое
положение о клубе, введена новая классификация спортивных маршрутов,
разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный перечень
всей нормативной документации спортивного туризма.
6.Экологическое воспитание в турпоходах и на
занятиях спортивным туризмом
Вряд ли найдёшь человека, который бы отказался после рабочей недели
побывать на природе, в лесу. С каждым годом лес приобретает всё большее
рекреационное значение. Слово «рекреация» в переводе означает отдых или
восстановление сил человека. Туристы и ориентировщики напрямую
контактируют с природой и лесом, часто не задумываясь над тем, что этот
контакт не проходит безболезненно для природы. Из-за отсутствия у
некоторых путешественников должных знаний, воспитания, чувства
ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются
памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.
В туристских походах, в секциях спортивного ориентирования необходимо
заниматься экологическим воспитанием.
Надо дать понять юным туристам, что природа очень хрупкая и требует к
себе бережного отношения. Рассказывая о лесе, нужно объяснить, что дерево
– это живой организм, который рождается, живёт, дышит, питается,
размножается, растёт и умирает. Его тело, так же как и тело человека, состоит
из клеток и имеет различные органы. Все части тела дерева пронизывают
сосуды, по которым циркулирует, как кровь, сок с питательными веществами.
Нужно развивать у детей нравственно-этические взгляды на природу. Следует
настойчиво им разъяснить, что надо ограничивать свои потребности при
общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой,
являются общим достоянием.
Необходимо воспитывать у юных туристов эстетическое отношение к
природе. Бережно относиться к природе нужно не только потому, что она
способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, дарит грибы, ягоды,
обеспечивает сырьём промышленность, является основой сельского, лесного,
рыбного хозяйства и вообще источником всей жизни. Но ещё и потому, что в
ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изысканность
цвета. Нужно затронуть душевные струны туриста, пробудить в нём любовь к
совершенному, возвышенному, прекрасному.
Педагог должен обратить внимание ребят на многочисленные опасности,
подстерегающие всё живое в природе, ведь зачастую лишь один из многих
тысяч мальков превращается во взрослого красавца окуня, лишь одно
семечко из миллионов вырастает в белоснежную красавицу берёзу. И как
легко при бездумном отношении к природе её можно погубить. Детям нужно
разъяснить, что болезнь, медленное загнивание и усыхание леса легко
происходит от хотя и незначительных, но многократных повреждений
стволов туристскими топорами и ножами, открывающих путь в тело растения
вредным грибкам и насекомым, вирусным болезням.
От шума туристских приёмников животные уходят в отдалённые районы.
Приёмник и магнитофон – враги не только животных, но и растений, по
крайней мере, тех, которые опыляются шмелями, пчёлами, жуками, потому
что высокочастотные звуки не дают этим насекомым подняться в воздух.
Руководитель личным примером, например, при подготовке к походу, может
воспитывать правильное отношение к природе. Следует нести с собой стойки
для костра и колышки для палаток, чтобы на их изготовление не рубить
молодые деревья. Молодые туристы должны уметь выбрать место для костра,
чтобы он не принёс вреда окружающей природе, и место для рытья
«холодильника» и мусорной ямы, чтобы не повредить корни растений.
Собирая с ребятами лечебные травы (душицу, зверобой, мяту, листья
земляники, ягоды шиповника и т.д.), нужно объяснить, почему нельзя рвать
всё подряд: части растений оставляют для их восстановления. Грибы не
дёргают, а срезают, сохраняя грибницу.
Туристам нужно много знать о пчелиных семьях, жуках-могильщиках,
лесных мышах, муравьях, чтобы проникнуться любовью и уважением к
природе, стать не только её потребителем, но и помощником.
Большое воспитательное значение имеет работа по приведению в порядок
мест туристских привалов, их санитарная очистка, уборка мусора на
маршруте (полиэтиленовых пакетов, консервных банок, пластмассовых
бутылок), тушение оставленного костра, восстановление ограды
муравейника, очистка родников.
Ребят можно привлечь к оказанию помощи животным в тяжёлое зимнее
время – приучить их заготовлять веточный корм, оставлять на привалах
прикорм для птиц (крошки хлеба, кусочки сала и т.д.).
В 1978 г. впервые вышла в свет Красная книга СССР. В ней было
зарегистрировано 598 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных и растений нашей страны. Занесённые в Красную книгу виды
животных и растений подлежат особой охране на всей территории страны.
Туристам необходимо рассказать об этой книге.
В последней редакции Правил соревнований по спортивному
ориентированию есть раздел «Природоохранные мероприятия». Он гласит:
«1.Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все
природоохранные правила в районе соревнований. ФСО (Федерация
спортивного ориентирования) России и местные федерации вправе, исходя из
природоохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения
на количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на
максимальное число участников, посещающих один КП.
2.В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны
быть соблюдены все требования экологии и безопасности».
7.Межпредметные связи при изучении курса
спортивного туризма .
Не зная анатомии, не зная, где прикрепляется определенная мышца, каковы
ее функции, нельзя точно определить ее роль в конкретном движении,
правильно подобрать упражнение для ее развития. Не изучая анатомию,
трудно понять, почему тренер-преподаватель не дает своему ученику после
финиша на 100 м сидеть или стоять, а советует пройтись или медленно
пробежаться. А ведь все очень просто: во время ходьбы или медленного бега
мышцы ног, сокращаясь, гонят венозную кровь к сердцу. Поднимаясь из
нижних конечностей, кровь не может опуститься вниз из-за своеобразного
строения вен (наличие «кармашков»), а также действия мышц. Значит,
мышцы способствуют более быстрому прохождению крови по большому
кругу кровообращения, она быстрее избавляется от углекислоты, насыщается
кислородом, быстрее происходит восстановление. Узнав о роли
диафрагмального дыхания, спортсмен может задуматься о том, сколько
пользы будет, если включить это дыхание на дистанции: при вдохе брюшной
пресс расслабляется, при выдохе мышцы пресса, сокращаясь, поднимают
диафрагму и происходит более качественный выдох.
Изучая по биохимии скорость химических реакций, задумываешься над тем,
когда именно пить глюкозу перед стартом в спортивном ориентировании.
Если за три минуты до старта, то с началом работы глюкоза сразу попадает в
кровь, расщепляясь на углекислый газ и воду, и дает спортсмену
дополнительную энергию. Если принять глюкозу за пять минут до старта , то
она успевает перейти в более сложный сахар гликоген, который, чтобы дать
энергию, должен сначала расщепиться на простые углеводы. Это
расщепление требует дополнительной энергии.
При изучении техники преодоления препятствий в лесу нельзя обойтись без
биомеханики. Хочешь ты или нет, а выполняешь ее законы. Лучше знать этот
предмет, чтобы безболезненно и быстро изучить свой – технику
передвижения в лесу.
Не зная физиологии, нельзя понять процессы энергообеспечения организма
при различном характере работы. Надо иметь представление о том, что такое
креатинфосфатные, аэробные и анаэробные процессы, за счет чего берет
энергию спринтер и марафонец – это дает возможность правильно
тренироваться.
Трудно переоценить роль психологии при занятиях туризмом и
ориентированием. Учитывая психологические особенности членов группы, в
дальнем походе можно избежать многих трагедий. О роли психологии в
спортивном ориентировании мы уже говорили.
Гигиена, теория и методика физического воспитания, лыжного спорта, легкой
атлетики, плавания, гимнастики, подвижных и спортивных игр, школа
выживания – все это пригодиться в походе и на дистанции.
Даже знания иностранного языка! Ведь через несколько лет ориентирование
будет олимпийским видом, и вдруг ты попадаешь в национальную сборную?
А что? Мечтать не вредно. Кстати, часто мечта становится явью.
На занятиях туризмом и ориентированием можно дополнить знания ребят,
полученные на уроках географии, биологии, психологии, биохимии,
геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других
дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и
ориентирование не только культура тела, но и культура духа!
Список литературы
1. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В..Немытов Д. Н. Туризм и спортивное
ориентирование. – М., 2001.
2. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории
и методики. – М., 1987.
3. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. – М., 1990.
4. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.
5. Пронтишева Л. П. Истоки мастерства. – М.. 1990.
6. Система подготовки младших школьников в начальный период
обучения спортивному туризму. – М.. 1978.