"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье с помощью игр"

Автор: Гусельникова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №60 о.в." г.Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье с помощью игр"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


О.А. Гусельникова
воспитатель МДОУ «Д/с №60 о. в.» г. Магнитогорска
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ С ПОМОЩЬЮ ИГР
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами как максимум и умение рассказывать стихотворения как минимум. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. И проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Работа по развитию связной речи у детей неотделима от остальных задач речевого развития, она связана и с обогащением словаря ребенка, работа над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. В качестве основного «проводника» в мир речевой культуры – речевого общения и мышления для ребенка выступает взрослый. В общении со взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Помочь ребенку в становлении грамотной речи могут не только педагоги детского сада, но и родители. Для того чтобы заниматься развитием речи ребенка дома существует множество игр и упражнений, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке и в домашних условиях. Развитие речи дошкольника в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между родителями и детьми, это и радость общения, и формирование доверительных отношений.
«Игротека» (для детей старшего дошкольного возраста и

родителей)

Цель
: Повышение педагогической компетентности родителей по развитию связной речи у детей.
Задачи
: 1. Привлечь внимание родителей к играм, способствующим развитию речи детей. 2. Представить родителям практические рекомендации по использованию игр в условиях семьи, направленных на развитие речи и интеллектуальных способностей у детей.

Оборудование:
шарики от настольного тенниса, бумажные «воротики», стаканы с водой, коктейльные трубочки, листы бумаги, карандаши - по количеству пар.
Ход мероприятия:
Дети и родители сидят за столом в паре. Педагог приветствует родителей и детей.
Воспитатель:
Сегодня мы будем говорить с вами о способах развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, нужно напомнить о важности речевого дыхания. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это ни что иное как, энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет ан звукопроизношение, артикуляцию и голос. Недостатки детского дыхания можно преодолеть: - развитием более глубокого вдоха и длительного выдоха, - выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. При проведении таких игр необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому должны ограничиваться по времени 3-5 мин с перерывами на отдых. И главное правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с ее сужением. В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. Предлагаю несколько игр:
«Забей гол»
Цель: Развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц. Оборудование: шарики от настольного тенниса, или комочки ваты, бумажные «воротики».
«Чайник закипел», «Шторм в стакане»
Цель: Развитие непрерывного выдоха, развитие губных мышц. Оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки. В стакан с водой вставьте трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Важную роль в развитии связной речи играет и обогащение активного словаря. Для этого можно использовать следующие игры:
«Цепочка слов»
Цель: Обогащение словаря. Суть игры заключается в подборе слов существительных и прилагательных, объединенных каким-либо признаком, т. е ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяется между собой с помощью вопросов переходов. Воспитатель: Кошка. Кошка бывает какая? Ребенок: Пушистая Воспитатель: Что может быть пушистым? И т. д
«Выбери правильное слово»
Цель: Развитие мышления, речевого внимания.
Подумай и скажи, какое слово подходит? Зимой дует…. Бабушка вязала…. На лугу растут…. Петя во…… дворе. Мама взяла в лес…. Мы в детском саду…. Дед Мороз приходит…. Собака живет….

«Скажи наоборот»
Цель: Расширение словаря антонимами. Задание: Мы превращаемся с тобой в упрямцев, которые делают и говорят все наоборот. Я говорю слово, а ты говоришь слово наоборот. Друг (враг), День (ночь), Жара (холод), Зима (лето), Высоко (низко), Широкий (узкий), быстрый (медленный), белый (черный). Ученые считают, чем активнее и точнее движения рук и пальцев ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше запоминают текст, если связывают его с жестами и мимикой.
«Пальчиковая гимнастика»
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла, Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял. Солнце было, дождик шел И тюльпан в саду расцвел. Так же хочется поговорить о скороговорках. Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно, относится к тому, что говорит, взвешивая каждое слово, он учится не только говорить, но и слушать. Вначале мы демонстрируем скороговорку ребенку, а потом начинаем вместе ее проговаривать. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий. Предлагаю вам памятку для работы со скороговоркой. Разберем на примере скороговорки «Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел». Следующее, на чем хочется остановиться, – это загадка. Загадки развивают у детей наблюдательность, умение рассуждать, творчески решать логические задачи. Загадки делают нашу речь более выразительной и образной. Загадки можно не только отгадывать, но и придумывать совместно с детьми. Предлагаем вам 1 из способов. Для этого нам потребуется лист бумаги и карандаш. Загадываем слово и отвечаем на вопросы в таблице. Например: Какой? Что может быть таким же? Желтый Солнце Пушистый Шарф Маленький Ребенок Составляется загадка на основе отрицания. «Маленький, но не ребенок; пушистый, но не шарф; желтый, но не солнце». Помимо пальчиковых игр, есть еще очень много речевых игр с движениями. Предлагаю поиграть в следующую игру.
«Игра с движениями»

Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Побежали мышки вон. Важную роль в развитии связной речи играют описательные рассказы, которые могут составлять сами дети. В этом нам поможет следующая игра:
«Отгадай предмет по описанию»
Ребенок загадывает какой-либо предмет и описывает его. Родители отгадывают предмет. И наоборот. Следующая игра, которая поможет обогатить речь детей, развивать воображение, – это стихосложение. Сочинять стихи можно просто, глядя по сторонам, что вижу, о том и говорю. И, непременно, по очереди: строчку родитель, строчку ребенок. Предварительной работой в стихосложении являются игры с рифмами. Ребенку предлагается слово или стихотворный текст, он должен сказать слово в рифму вашему.
Рифмуем « Мебель»
Если ты захочешь спать, дома ждет тебя…(кровать). Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на ...(стуле). С пирогами чай попьем за обеденным …(столом). Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке). Как приятно нашей Тане поваляться на … (диване). У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке). Свитер, кофту, толстый шарф аккуратно сложим в … (шкаф). Смастерил вчера Николка для своих игрушек… (полку). Сочинение стихотворений с детьми, несомненно, трудная задача, которая требует творческого мышления у самого родителя. Мы предлагаем вам памятку – инструкцию «Как написать с ребенком стихотворение». Самый сложный вид работы по развитию связной речи – это творческие рассказы. Мы предлагаем вам несколько приемов, которые помогут вашему ребенку мыслить творчески.
«Продолжи предложение»
«Если бы я стал невидимкой….» «Если весна не наступит никогда….» «Если бы у меня была волшебная палочка, то….» «Если бы у тебя был ковер – самолет….»
«Составление рассказа о ком или о чем-либо»
Выбирается объект и с помощью взрослого и его наводящих вопросов составляется рассказ об объекте. Подводя итог нашему мероприятию, хочется еще раз остановиться на самом главном в общении между ребенком и родителем: 1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным
тоном. Не забывайте, что ребенок учится говорить у Вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью. 2. Находите время как можно чаще общаться и играть с ребенком. Если у ребенка возникли проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам. Вам обязательно помогут. 3. Если во время занятий и игр с детьми у вас возникли вопросы, обращайтесь, мы будем рады помочь вам. Старайтесь всегда заинтересовать ребенка, учитывая его возрастные особенности. Список литературы: 1. Арушанова, А., Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90. 2. Гризик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54-56. 3. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспиталеля дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1991. - 128с. 4. Фесюкова, Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек/ Ил. З.А. Курбатовой. - Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 446 с.