Напоминание

"Применение технологии разноуровневого обучения на уроках иностранного языка"

Автор: Тренина Галина Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Гулькевичи
Наименование материала: статья
Тема: "Применение технологии разноуровневого обучения на уроках иностранного языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технология разноуровневого обучения

Разноуровневое

обучение

это

педагогическая

технология

организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный

уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и

того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает

возможность

каждому

ученику

овладевать

учебным

материалом

по

отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но

не

ниже

базового,

в

зависимости

от

способностей

и

индивидуальных

особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за

критерий

оценки

деятельности

ученика

принимаются

его

усилия

по

овладению

этим

материалом,

творческому

его

применению.

Темы

же,

предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней

обучения.

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы,

связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по

их

учебным

возможностям,

общим

и

специальным

способностям,

индивидуальным

психофизиопатическим

особенностям,

интересам,

проектируемой

профессии,

национальному

признаку,

религиозной

принадлежности,

социальному

и

имущественному

положению

родителей,

уровню воспитанности.

Выделяют

два

типа

дифференциации

обучения:

внешнюю

и

внутреннюю.

Внешняя

- разделение

учащихся

по

определенным

признакам

на

стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения,

и

организационные

формы

различаются. По

общим

способностям:

общеобразовательные,

гимназические. По

интересам

учащихся:

классы

с

углубленным

изучением

отдельных

предметов

при

обязательном

наборе

базовых.

Внутренняя

(внутриклассная)

д и ф ф е р е н ц и а ц и я

у ч и т ы в а е т

индивидуальные

особенности

детей

в

процессе

обучения

в

классе.

Разделение на группы может быть явным и неявным, состав групп меняется в

зависимости от поставленной задачи.

Под

внутренней

дифференциацией

понимается

такая

организация

учебного

процесса,

при

которой

индивидуальные

особенности

учащихся

учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом

случае

понимание

дифференциации

обучения

очень

сходно

с

понятием

индивидуализации

обучения.

Таким

образом,

при

внут ренней

дифференциации,

т.е.

на

уроке,

личностно-ориентированное

обучение

достигается главным образом за счет педагогических технологий, в частности

технологии

разноуровнего

обучения,

о

которой

пойдёт

речь,

за

счет

разнообразия приемов, которые предусматривают эта технология.

Цель

технологии

разноуровневого

обучения: обеспечить

усвоение

учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на

основе особенностей его субъектного опыта.

Исходные

научные

идеи: уровневое

обучение

предоставляет

шанс

каждому

ребенку

организовать

свое

обучение

таким

образом,

чтобы

максимально

использовать

свои

возможности,

прежде

всего,

учебные;

уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на

работе

с

различными

категориями

детей;

В

структуре

уровневой

дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе

уровневого

обучения)

выделяют,

как

правило,

три

уровня:

минимальный

(базовый), программный (средний) и усложненный (повышенный).

Чтобы

технология

уровневого

обучения

была

эффективной

необходимо

ориентироваться

на

особенности

субъектного

опыта

школьников:

особенности

личностно-смысловой

сферы;

особенности

психического

развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать

свою

эмоциональную

сферу

и

др);

уровень

обученности

в

рамках

определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы

деятельности).

Основные принципы технологии разноуровнего обучения:

принцип всеобщей талантливости – нет бесталантных людей, а есть

занятые не своим делом;

взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у

других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно

искать;

неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может быть

окончательным.

Причины, позволяющие считать разноуровневую технологию эффективной

1.Повышается активность учащихся.

2.Повышается работоспособность.

3.Повышается мотивация к изучению.

4.Улучшается качество знаний.

Подготовка

учебного

материала

предусматривает

выделение

в

содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней,

выбор которых определяется составом класса и требованиями федерального

государственного образовательного стандарта. Тематическое планирование

осуществляется

для

укрупненных

единиц

усвоения

и

предусматривает

подготовку

диагностической

карты

для

учащихся,

в

которой

по

каждой

единице указаны уровни ее усвоения:

1) знание (запомнил, воспроизвел, узнал);

2) понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел

с одного языка на другой);

3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации);

4) обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал

новое целое);

5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения).

Для

каждой

единицы

содержания

в

диагностической

карте

закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных

или тестовых заданий.

Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия:

а)

мотивацию

и

стимулирование

познавательной

деятельности

учащихся;

б) организацию самостоятельной работы школьников на различных

уровнях;

в)

сведение

фронтальных

или

общеклассных

форм

работы

к

необходимому

и

достаточному

минимуму;

предпочтительными

формами

организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые

и коллективные (работа в парах сменного состава).

Важным

условием

разноуровневого

обучения

является

работа

с

учащимися

на

договорных

началах,

предусматривающая

совместное

согласование следующих позиций: добровольный выбор каждым учеником

уровня усвоения учебного материала; полное усвоение базового компонента

содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил

коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный

акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном

темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна

добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням,

например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем -

вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и

отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей

которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке

работать

со

всеми

над

одним

содержанием

-

пропуски,

болезни,

слабая

мотивация и т.п.); приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с

таксономией

целей

и

итоговым

эталоном

полного

усвоения;

текущий

контроль

за

усвоением

учебного

материала

проводится

по

двухбалльной

шкале (зачет - незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый

контроль

-

по

трехбалльной

шкале

(зачет,

хорошо,

отлично);

по

каждой

укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль:

для

учащихся,

не

справившихся

с

ключевыми

заданиями,

организуется

коррекционная работа до полного усвоения; в случае затруднений каждый

получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться,

чтобы

не

нарушать

ритм

совместной

учебной

работы;

возможно

освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в

процессе

классной

работы

уровнем

не

ниже

базового;

при

оперативной

работе

школьника

на

уроке

возможно

выполнение

обязательной

части

домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой

нормы; ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теории, законы

т.п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава

каждым учеником.

В

рамках

технологии

разноуровневого

обучения

наиболее

предпочтительными оказываются спаренные уроки, позволяющие на учебном

занятии

реализовать

полный

цикл

обучения

по

укрупненной

единице

усвоения.

Несомненно

специфика

предметов

с

различными

ведущими

компонентами

содержания

образования

(знания,

способы

деятельности,

творческий

и

эмоционально-ценностный

опыт)

оказывает

существенное

влияние на подбор, соотношение и временные затраты различных этапов

урока,

однако

можно

выделить

и

инвариантные

характеристики

хода

учебного занятия по технологии разноуровневого обучения.

При этом нужно учитывать:

Первый факт, это время, необходимое ученику для усвоения учебного

материала. Обучение всех детей в быстром темпе и на высоком уровне

сложности представляется нереальным, так как в действительности часть

детей, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически

обусловленных

особенностей

психики.

Если

каждому

ученику

отводить

время,

соответствующее

его

личным

способностям

и

возможностям,

то

можно обеспечить усвоение базисного материала школьной программы.

Второй

факт заключается

в

том,

что

разноуровневый

подход

осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим

больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объём материала,

устанавливают различные требования к его усвоению

Третий факт касается уровня преподавания. Он должен быть в целом

существенно

выше,

иначе

и

уровень

обязательной

подготовки

не

будет

достигнут, а учащиеся потенциально способные усвоить больше, не будут

двигаться дальше.

Четвёртый

факт –

успех

в

обучении

зависит

от

познавательной

активности

учащихся.

Ясное

знание

конкретных

целей

при

условии

их

посильности,

возможность

выполнить

требования

учителя

активизирует

познавательные способности учащихся, причём на разных уровнях. Если

цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для

подростка нет ничего естественнее, как стремится к их выполнению.

Действия учителя и учащихся

На

этапе

подготовки

к

основному

виду

деятельности

после

информации

о

цели

учебного

занятия

и

соответствующей

мотивации

проводится вводный контроль чаще всего в виде теста, диктанта, проговора

опорных определений, правил, алгоритмов и т.п. Эта работа завершается

взаимопроверкой,

коррекцией

выявленных

пробелов

и

неточностей,

прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ. В условиях

разноуровневого обучения вводное тестирование предлагается с обязательной

и

дополнительной

частями,

выполнение

которых

может

оцениваться

рейтинговой методикой. Для обеспечения полной ориентировочной основы

деятельности школьников на данном учебном занятии учащимся сообщается

объем

обязательной

и

сверхнормативной

частей

работы,

критерии

оценивания, информация о домашнем задании (чаще всего эта информация с

указанием этапов работы написана на доске).

На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в

емкой,

компактной

форме,

обеспечивающей

перевод

на

самостоятельную

проработку

учебной

информации

основной

части

класса.

Для

остальной

части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных

дидактических

средств.

Каждый

ученик

по

мере

усвоения

изучаемой

информации

включается

в

обсуждение,

ответы

на

вопросы

товарищей,

постановку

собственных

вопросов.

Эта

работа

может

проходить

как

в

группах, так и в парах.

На

этапе

закрепления

обязательная

часть

заданий

проверяется

с

помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще

всего в начале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса

результаты докладываются товарищам.

Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного

тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную

части.

После

само-

и

взаимопроверки

итогового

теста

учащиеся

подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на учебном

занятии. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы,

а затем обобщаются учителем.

Технология разноуровневого обучения может быть реализована через

организационную

модель

школы,

включающую

три

ва р и а н т а

организационных

возможностей

индивидуализации

и

дифференциации

обучения:

1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа

обучения

в

школе

на

основе

диагностики

динамических

характеристик

личности и уровня владения общеучебными умениями;

2)

внутриклассная

дифференциация

в

среднем

звене,

проводимая

посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях

(базовом и вариативном) по математике и русскому языку, иностранному

языку (зачисление в группы осуществляется на добровольной основе по

уровням

познавательного

интереса

учащихся),

при

наличии

устойчивого

интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением

отдельных предметов;

3)

профильное

обучение

в

основной

школе

и

старших

классах,

организованное

на

основе

психодидактической

диагностики,

экспертной

оценки,

рекомендаций

учителей

и

родителей,

самопознания

и

самоопределения школьника.

Методика разноуровневого обучения может быть использована как при

индивидуальной работе с учениками, так и при работе учащихся в группах.

Группы могут быть одинаковыми и различными по составу обученности. Из

состава такой группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо

знающий предмет, владеющий логической речью, который оказывает помощь

учителю

в

работе

с

членами

группы.

Учитель

должен

провести

подготовительную работу с ними.

Сущность технологии

1.

Проведение

психолого-педагогическая

диагностики,

позволяющей

определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а,

следовательно,

предусмотреть

роль

учителя

в

оказании

индивидуальной

помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных

данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального

формирования

и

развития

общеучебных

умений

и

навыков

учащихся

с

учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями

всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.

Планируемый

результат:

развитие

навыков

самостоятельной

работы

на

базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

Применять

разноуровневые

задания

можно

на

любом

этапе

урока:

новая тема, закрепление, домашняя работа.

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести

к следующим:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия

каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2.Последовательное освоение и сдача уровней.

3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из

числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5»

– 90–100 %

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой

уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет

обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается

без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал

на доступном уровне.