"Готовимся к ЕГЭ" 10 класс

Автор: Шелемех Людмила Васильевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ - Великотопальская СОШ
Населённый пункт: с.Великая Топаль Клинцовский район Брянская область
Наименование материала: учебная программа элективного курса по обществознанию
Тема: "Готовимся к ЕГЭ" 10 класс
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

для 10 класса

«Готовимся к ЕГЭ»
Составила: учитель обществознания МБОУ – Великотопальская СОШ Клинцовского района Брянской области Шелемех Людмила Васильевна

Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Цель курса
: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся.
Задачи курса:
1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму; 2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений; 3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности; 4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач; 5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений; 6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности. В процессе обучения происходит формирование
основных знаний и умений
:  биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;  тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;  особенности социально-гуманитарного познания;  распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;  сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;  соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;  оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;  анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);  распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;  устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;  применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;  называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;  перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;  раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;  применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;  осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);  формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие
формы и приемы работы:
 лекции с последующим опросом;  лекции с обсуждением документов;
 беседы;  практические занятия;  анализ альтернативных ситуаций;  работа в парах, группах, индивидуально;  выполнение работ по заданному алгоритму;  решение заданий части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания; 2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
Учебно-тематическое планирование
№ п\п Наименование разделов Всего часов Форма организации учебных занятий Вид контроля теория практика 1. Введение 1 1 2. Общество 7 6 1 Контрольная работа 3. Духовная жизнь общества 9 8 1 Контрольная работа 4. Человек. Познание 8 7 1 Контрольная работа 5. Политика 10 9 1 Контрольная работа Итого 35 31 4
Содержание курса

Введение 1 час
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ
Модульный блок «Общество» 7 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.
Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.
Общество и природа.
Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура.
Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества.
Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты.
Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ.
Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие общественного прогресса.
Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества.
Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Контрольная работа по модульному блоку «Общество».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов


Культура и духовная жизнь.
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура.
Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
Средства массовой информации.
СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.
Искусство, его формы, основные направления.
Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.
Наука.
Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.
Социальная и личностная значимость образования.
Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.
Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура.
Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
Тенденции духовной жизни современной России.
Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека.
Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.
Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация.
Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.
Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное.
Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.
Самопознание. Свобода и ответственность личности.
Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания.
Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
Истина и ее критерии. Относительность истины.
Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание.
Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки, их классификация.
Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.
Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «Политика» 10 часов

Власть, ее происхождение и виды.
Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, ее структура и функции.
Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

Политический режим. Типы политических режимов.
Политический режим. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология.
Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.
Политическая культура.
Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.
Гражданское общество.
Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.
Правовое государство.
Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.
Человек в политической жизни. Политическое участие.
Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.
Контрольная работа по модульному блоку «Политика».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Учебная литература:
Автономов В.С. Введение в экономику. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву. Конституция Российской Федерации. Маленкова Л.И. Право и подросток. Мушинский В.О. Азбука гражданина. Настольная книга учителя обществознания. Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. Сборник программно-методических материалов по экономике.
Курс рассчитан для учащихся 10 класса на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Календарно-тематическое планирование




Дата

Название темы

Содержание

Кол.

час.

Требования к

уровню подготовки

Контро

ль

Примеча

ние
план факт 1 Введение Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ 1 В результате изучения элективного курса по обществознанию ученик должен
знать/понимать
 биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;  тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;  особенности социально- гуманитарного познания.
уметь
 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, 2 Социум как особенная часть мира. Системное строение общества Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества 1 3 Общество и природа. Общество и культура Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры. 1 4 Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Социальные институты. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов. 1 5 Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации. 1 6 Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация. 1 7 Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. 1 8 Контрольная работа по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 1 9 Культура и духовная жизнь Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества. 1 10. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура Конвенция о правах ребёнка. Обязанности государства по защите прав детства, Правовое положение детей. Защита от рабства. 1
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;  объяснять: причинно- следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;  осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;  оценивать действия субъектов социальной жизни;  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы 11. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства. 1 12. Наука Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки. 1 13. Социальная и личностная значимость образования Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования. 1 14. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии. 1 15. Мораль. Нравственная культура Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. 1 16. Тенденции духовной жизни современной России Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России. 1 17. Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества» Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 1 18. Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека. 1 19. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация. 1
по определенным проблемам;  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;  применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
использовать

приобретенные

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной жизни

для
:  успешного выполнения типичных социальных ролей;  совершенствования собственной познавательной деятельности;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;  решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;  ориентировки в актуальных общественных 20. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного. 1 21. Самопознание. Свобода и ответственность личности Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности. 1 22. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания. 1 23. Виды человеческих знаний. Научное познание Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция. 1 24. Социальные науки, их классификация Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. 1 25. Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание» Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 1 26. Власть, ее происхождение и виды Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей. 1 27. Политическая система, ее структура и функции Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы. 1 28. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России. 1
событиях, определения личной гражданской позиции;  предвидения возможных последствий определенных социальных действий;  оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;  осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. 29. Политический режим. Типы политических режимов Политический режим. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы. 1 30. Политическая идеология Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий. 1 31. Политическая культура Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры. 1 32. Гражданское общество Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества. 1 33. Правовое государство Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства. 1 34. Человек в политической жизни. Политическое участие Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности 1 35. Контрольная работа по модульному блоку «Политика» Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С. 1