Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в школе и семье"

Автор: Мелкумян Рузанна Суреновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 им.И.И.Вехова
Населённый пункт: ст.Александрийская, Георгиевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Перспективная и актуальная система ХХI века, вызванная потребностью человека. На сегодня, присутствующий на занятии студент, как правило, не здоров. Необходимо серьезно решать проблемы в области здоровьесбережения комплексно. В каждом студенческом коллективе совместно с родителями выявить причину студенческих болезней. Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности. Задачи: 1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся; 2. Пропаганда здорового образа жизни; 3. Помочь каждому студенту осознать свои способности, создать условия для их развития; 4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья студента, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения студентов, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье обучающихся и преподавателей. В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия преподавателей. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников колледжей относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому преподавателю, необходимо учитывать, что присутствующий на занятии студент, как правило, не здоров.
Работая в школе , проанализировав причины болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела курс бесед «здоровьесберегающие технологии в школе и семье». Описание системы методов работы. Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты. Связи с этим за очень короткий срок родители принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам: «В хорошей ли вы форме?» «Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?» «Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?» Однако необходимо подчеркнуть, что в колледже добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье студентов оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль «внутриколледжских факторов»: - интенсификация обучения; - снижение двигательной активности; - нарушение зрения, осанки; - ухудшение нервно – психического здоровья. Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья обучающихся. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы преподавателя на занятии, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы колледжа – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: - объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; - нагрузка от дополнительных занятий в школе; - занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности студентов, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся группы.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: -упражнения по формированию осанки, -укреплению зрения, -укрепления мышц рук, -отдых позвоночника, -упражнения для ног, -релаксационные упражнения для мимики лица, -потягивание, -психогимнастика, -упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство студентов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико- динамическую нагрузку. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение преподавателю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать преподаватель на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье обучающихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой. Здоровьесберегающее обучение - Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. - Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). - Достигается через – учет особенностей группы (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся;
инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. - Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Оценка этих направлений: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность студента, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность студента превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и преподавателей. На своих занятиях я ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности студента, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья студента. Проявления гуманного отношения к школьника, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к обучающимся, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом обучающигося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному. Сильные обучающиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития обучающихся».
Отличительные особенности этой технологии также применяю на занятиях. Основное внимание, которого состоят в следующем: 1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно- поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно- транспортных и т.п.). 2) важная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих студентов. Для этого я использую подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле преподавателя оказаться в любой точке аудитории и которые студенты должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение студентов с ближних целей на дальние. Заключение Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости студентов, улучшение психологического климата в студенческих и педагогических коллективах. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для его педагогического творчества.