Автор: Мелкумян Рузанна Суреновна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 им.И.И.Вехова
Населённый пункт: ст.Александрийская, Георгиевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье"
Перспективная и актуальная система ХХI века, вызванная
потребностью человека. На сегодня, присутствующий на занятии студент, как
правило, не здоров. Необходимо серьезно решать проблемы в области
здоровьесбережения комплексно. В каждом студенческом коллективе
совместно с родителями выявить причину студенческих болезней.
Цель разработки:
показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении
состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной
деятельности.
Задачи:
1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения
заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни
обучающихся;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Помочь каждому студенту осознать свои способности, создать условия для
их развития;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья студента, т.е.
осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и
воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно
рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей
педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как
совокупность приемов, форм и методов организации обучения студентов, без
ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой
педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье
обучающихся и преподавателей.
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной
составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его
качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и
работе с родителями.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью
человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и
поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без
участия преподавателей. Долгое время наше образование не уделяло
должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило
от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние
обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения
здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к
спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.
Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников
колледжей относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому
преподавателю, необходимо учитывать, что присутствующий на занятии
студент, как правило, не здоров.
Работая в школе , проанализировав причины
болезней, я пришла к
выводу о необходимости решить эти проблемы в области
здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела курс
бесед «здоровьесберегающие технологии в школе и семье».
Описание системы методов работы.
Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме
структурно-логической схемы:
цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.
Связи с этим за очень короткий срок родители принимали активное
участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в
тестировании. Тесты проводились по таким темам:
«В хорошей ли вы форме?»
«Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»
«Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?»
Однако необходимо подчеркнуть, что в колледже добавилось много
других недостатков. Так, влияние на здоровье студентов оказывают и многие
другие факторы. Усилилась роль «внутриколледжских факторов»:
- интенсификация обучения;
- снижение двигательной активности;
- нарушение зрения, осанки;
- ухудшение нервно – психического здоровья.
Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать
индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом
психических, физиологических особенностей и состояния здоровья
обучающихся.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного
процесса, как и технология работы преподавателя на занятии, составляют
сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы колледжа – это
рациональная организация урока. Показателем рациональной организации
учебного процесса являются:
- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность,
включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки
физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий
проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние
студентов в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности студентов,
предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них
мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно
через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного
утомления у значительной части обучающихся группы.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке,
провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением
обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и
чередованием в течение урока.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укрепления мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-релаксационные упражнения для мимики лица,
-потягивание,
-психогимнастика,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство студентов не умеют правильно дышать во время
выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях
относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к
нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.
Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления
выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были
загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать
расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-
динамическую нагрузку.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток –
положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со
скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение преподавателю,
желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать
преподаватель на занятии, чтобы сохранить психическое здоровье
обучающихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая
направленность работы требует к себе более глубокого и сложного
исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и
диагностических процедур оценки качества урока. Концепцию
здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической
цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
- Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
- Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности,
прагматичности (практической ориентации).
- Достигается через – учет особенностей группы (изучение и понимание
человека); создание благоприятного психологического фона на занятии;
использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса
к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся;
инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение
гиподинамии.
- Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению
мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию
в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные
технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Оценка этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы
ставится личность студента, стараться обеспечить комфортные условия её
развития и реализации природных возможностей. Личность студента
превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной
системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений
выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества,
технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую
все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья
обучающихся и преподавателей.
На своих занятиях я ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни
внутренние силы и возможности студента, использовать их для более полного
развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами
формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных
ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая
черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в
рамках формирования общей культуры личности последовательно
воспитывать культуру здоровья студента.
Проявления гуманного отношения к школьника, перечисленные в
качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к
обучающимся, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого
принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к
недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений –
правом обучающигося на свободный выбор, на ошибку, на собственную
точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику
обучающихся и способствуют формированию здоровой психики и, как
следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю
с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося,
использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у
меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому
студенту и уделять внимание сильному. Сильные обучающиеся активно
реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые –
меньше ощущают своё отставание от сильных.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и
«технологию раскрепощённого развития обучающихся».
Отличительные особенности этой технологии также применяю на
занятиях. Основное внимание, которого состоят в следующем:
1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную
координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке
использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и
специальные, «бегущие огоньки» (я использую лазерную указку).
Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем,
выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-
поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий
заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются:
развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация;
развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в
пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-
транспортных и т.п.).
2) важная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме
движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения
заданий, активизирующих студентов. Для этого я использую подвижные
«сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами
ответов, которые могут по воле преподавателя оказаться в любой точке
аудитории и которые студенты должны найти и использовать в своей работе,
а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение
студентов с ближних целей на дальние.
Заключение
Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение
здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей
заболеваемости студентов, улучшение психологического климата в
студенческих и педагогических коллективах. Преподавателям, освоившим эту
технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает
проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя,
открывается простор для его педагогического творчества.