Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социальной направленности "Уроки милосердия"

Автор: Джурило Ирина Георгиевна
Должность: учмтель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: станица Крыловская Ленинградского района
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социальной направленности "Уроки милосердия"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

имени П.А. Любченко станицы Крыловской

муниципального образования

Ленинградский район

У

ТВЕРЖДЕНО

решением Педагогического совета

от 30 августа 2017 г. протокол №1

Председатель педсовета

__________ Е.Б. Кубашова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности социальной направленности

«Уроки милосердия»

Коррекционные классы VIII вида –1 класс

Количество часов - 32

ч

Учитель - Джурило Ирина Георгиевна

Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

«Уроки

милосердия»

в

1

классе

составлена

на

основе

Федерального

го сударственного

образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

адаптированной

о сновной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(вариант

1),

на

основе

авторской программы Л. А. Ефросининой

1.Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

внеурочной

деятельности

спортивно-

оздоровительного

направления

«Уроки

милосердия»,

для

1

класса,

разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Закон

Российской

Федерации

от

29

декабря

2012

г.

273-ФЗ

"Об

образовании в Российской Федерации";

-Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-

15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

-Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении

федеральных

требований

к

образовательным

учреждениям

в

части

минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных

помещений";

-Приказ

Минобрнауки

России

от

19

декабря

2014

г.

1599

"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)";

-Примерная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)

(одобрена

решением

федерального

учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №

4/15.

Реализация

внеурочной

деятельности

социальной

направленности

необходима для развития личности, воспитания нравственных качеств и

создаёт реальные психологические условия для формирования социальной

адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых

позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности

ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

Цель

курса: формирование

на

основе

знакомства

с

православной

культурой

высоких

ценностных

отношений

к

духовному,

историческому

и

культурному

национальному

наследию

и

воспитания

качеств,

отличавших

русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание,

милосердие, благородство.

Задачи курса:

Способствовать

осознанию

младшими

школьниками

понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье,

Родине,

прощении;

обогащению

и

наполнению

реальным

содержанием

представлений

о

благе

(добре),

истине,

красоте,

служении людям и Отечеству, духовности.

С ф о р м и р о в а т ь

н р а в с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

к

действительности,

способность

духовно-нравственного

осмысления

окружающего мира.

Научить

оценивать

поведение

человека

с

духовно-

нравственных позиций.

Сформировать

потребность

в

построении

собственной

поведенческой модели в соответствии с законами духовности.

Содействовать

развитию

волевой

сферы

ребенка

осознанности поведения, самоконтроля.

Развивать

интере с

к

чтению

право славной

и

художественной литературы.

Способствовать

развитию

речи,

живого

образного

мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей

учащихся.

Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь

близких, окружающий мир.

2.Общая характеристика учебного курса

Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в

деятельность.

Только

через

личный

опыт

человек

может

постигать

суть

человеческих

ценностей,

взаимоотношений,

норм

и

правил.

Курс

«Уроки

милосердия»

воздействует

на

личность

ребёнка

посредством

православной

литературы.

Православная

художественная

литература

богатый

источник

переживаний,

позволяет

детям,

в

процессе

анализа

ситуации,

приобретать

знания

о

нормах

поведения

православного

человека,

о

вариантах

решения

нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу»

ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать

себя со святым или героем произведения.

Как правильно указывал А. Н. Толстой, положительный герой детской

книги

призван

оказывать

большое

воспитывающее

воздействие

на

детей:

«поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».

Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их

поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею

и,

следовательно,

усиливает

их

воспитательное

воздействие

на

детей.

Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные

стороны

своего

поведения,

других

-

укрепиться

на

своих

правильных

нравственных

позициях.

Важно

связывать

художественные

образы

с

различными

моментами

детской

жизни,

к

случаю

напомнить

их

детям,

подсказать

иногда

правильное

решение

вопроса,

связанного

с

моральными

проявлениями

детей,

опираясь

на

аналогичные

факты

из

литературного

произведения.

В

учебном

пособии

представлены

следующие

жанры

художественной

литературы: рассказы, стихи, пословицы, сказки, притчи, жития святых людей.

В

программе

«Уроков

милосердия»

предусмотрено

знакомство

с

главными

православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова -

Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов.

«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в

себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и

музыкальное

искусство.

Поэтому

виды

деятельности

на

уроках

самые

разнообразные.

Это:

работа

с

произведением,

репродукциями

картин,

прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где

целесообразно

и

вытекает

из

хода

занятия

-

применяется

проектная

деятельность и коллективное творческое дело.

Очень

важно

при

знакомстве

детей

с

произведениями

литературы

и

изобразительного

искусства,

вводящими

детей

в

мир

высоких

духовно-

нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной

форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Во

время

выполнения

ручного

труда

и

рисования

фрагменты

музыкальных

произведений могут служить музыкальным фоном.

При изучении курса «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку

ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям Православия,

которые

были

созданы

нашим

народом

и

его

государством,

предками,

законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит

ответственность

за

сохранение

и

развитие

этой

величайшей

в

истории

человечества

культуры.

В

связи

с

чем,

очевидно,

что

в

деле

духовно-

нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие

педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Постепенное

включение

родителей

в

активное

воспитание

своих

детей

на

«Уроках

милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки

общих

детско-родительских

спектаклей,

праздников

и

участия

в

семейных

поездках

и

экскурсиях,

активного

участия

в

благотворительных

акциях,

концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой

Отечественной войны, вдовам погибших.

3.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у

обучающихся,

оканчивающих

1

год

обучения,

формируются

учебные

действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

-чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов;

-навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-навыки

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

-уважительное отношение к созидательной деятельности человека на

благо семьи, окружающего мира;

-установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

-составлять

план

выполнения

задач,

решения

проблем

творческого

характера, выполнения проекта совместно с учителем;

-в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

-осваивать способы решения проблем творческого характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура

текста, словарь, содержание);

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий, используя материалы учебника (под руководством

учителя);

-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-группировать,

классифицировать

предметы,

объекты

на

основе

существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

-сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

-выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-осознавать ценность семьи, человеческой жизни

-анализировать и оценивать поведение и поступки людей

-соблюдать

правила

нравственных

взаимоотношений

в

коллективе,

свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

Содержание учебного предмета, курса

В учебном плане курсу отводится 32 занятия в год

Блок 1. Милосердие в семье

Родители

и

дети.

Семья-это

остров

любви,

послушания.

Жадность

причина разлада в семье. Лучше папы друга нет. Дедушки, бабушки и внуки.

Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

Братья и сёстры. Друзья.

Причины

ссор.

Способы

предотвращения

ссор.

Братская

любовь

крепче

каменных стен. Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова.

Блок 2. Милосердие к ближним

Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая

Пасха. Традиции праздника. Милосердие к больным, сиротам.

Блок 3. Доброе отношение к природе

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. Бездомные

животные. Доброе отношение к птицам.

Таблица тематического распределения количества часов:

занят

ия

Тема занятия

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания.

2.

Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу.

3.

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

4.

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

5.

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

6.

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

7.

Дедушки, бабушки и внуки.

8.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

9.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

10.

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки»».

11.

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

12.

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

13.

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

14.

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

15.

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

16.

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры.

17.

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

18.

Рождество Христово. События праздника.

19.

Рождество Христово. Традиции праздника.

20.

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

21.

Светлая Пасха. Традиции праздника.

22.

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

23.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

24.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

25.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

26.

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

27.

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

28.

Наши маленькие друзья. Бездомные животные.

29.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

30.

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка».

31.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

32.

Наши маленькие друзья.

33.

Наши маленькие друзья.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Литература

1. Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 1-х

классов, Тамбов. 2014

2.

Г.Д.Зубова.

Методические

рекомендации

по

р е а л и за ц и и

образовательного курса «Уроки милосердия», Тамбов. 2014

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,

соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная

доска

с

набором

приспособлений

для

крепления

карт

и

таблиц.

Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в

цифровой форме)

Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата

Тема занятия

Основной

вид

учебной

деятельности

I четверть (8 часов)

1

01.09

Родители и дети. Семья-это остров

любви, послушания.

Устный журнал

2.

08.09

Родители и дети. Семья-это остров

доверия и помощи друг другу.

Просмотр

видеофильма

3.

22.09

Родители и дети. Семья-это остров

заботы.

Беседа

4.

29.09

Родители

и

дети.

Жадность

причина разлада в семье.

Беседа, просмотр

видеофильма

5.

06.10

Родители

и

дети.

Творче ская

работа: «Солнышко для мамы».

Практикум.

Творческие работы

6.

13.10

Родители и дети. Лучше папы друга

нет. Проект: «Подарок для папы».

Практикум.

Творческие

работы

7.

20.10

Дедушки, бабушки и внуки.

Беседа

8.

27.10

Дедушки, бабушки и внуки. Общие

дела

у

дедушек

и

бабушек

с

внуками.

Устный журнал

II четверть (8 часов)

9.

10.11

Дедушки, бабушки и внуки. Общие

дела

у

дедушек

и

бабушек

с

внуками.

Деловая игра

10.

17.11

Дедушки,

бабушки

и

в н у к и .

Проект: «Панно из ткани: «Дача для

дедушки и бабушки»».

Практикум.

Творческие

работы

11.

24.11

Братья и сёстры. Друзья. Причины

ссор.

Способы

предотвращения

ссор.

Практикум

Анализ

ситуаций:

как

погасить

вспыхнувшую ссору

12.

01.12

Братья и сёстры. Друзья. Братская

любовь крепче каменных стен.

Беседа, просмотр

видеофильма

13.

08.12

Братья и сёстры. Друзья. Утешение

друга в болезни.

Беседа

14.

15.12

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и

некрасивые слова.

Деловая игра

Копилка добрых слов

15.

22.12

Б р а т ь я

и

с ё с т р ы .

Д р у з ь я .

Спортивные игры.

Практикум

Игровая карусель

16.

29.12

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые

игры.

Практикум

Игровая карусель

III четверть (9 часов)

17.

19.01

Братья и сёстры. Друзья. Проект:

«Подарок другу».

Практикум

Творческие работы

18.

26.01

Рождество

Христово.

События

праздника.

Устный журнал

19.

02.02

Рождество

Христово.

Традиции

праздника.

Устный журнал

20.

09.02

Рождество

Христово.

Проект:

«Рождественская мастерская».

Практикум

Творческие работы

21.

16.02

С в е т л а я

П а с х а .

Т р а д и ц и и

праздника.

Устный журнал

22.

02.03

С в е т л а я

П а с х а .

П р о е к т :

«Пасхальная радость».

Практикум

Творческие работы

23.

09.03

Милосердие

к

больным,

сиротам.

Групповой проект: «Спешите

делать добро».

Подготовка

благотворительного

концерта.

Практикум

Концертные номера

24.

16.03

Милосердие

к

больным,

сиротам.

Групповой проект: «Спешите

делать добро».

Подготовка

благотворительного

концерта.

Практикум

Концертные номера

25.

23.03

Милосердие

к

больным,

сиротам.

Групповой проект: «Спешите

делать добро».

Подготовка

благотворительного

концерта.

IV четверть (8 часов)

26.

06.04

Милосердие

к

больным,

сиротам.

Благотворительный концерт.

Праздничное

мероприятие

Концерт

27.

13.04

Н а ш и

м а л е н ь к и е

д р у з ь я .

Отношение к домашним животным.

Беседа

28.

20.04

Наши маленькие друзья. Бездомные

животные.

Беседа

29.

27.04

Наши

маленькие

друзья.

Проект:

«Домик для моих питомцев».

Практикум

Творческие работы

30.

04.05

Наши

маленькие

друзья.

Доброе

отношение

к

птицам.

Проект:

«Кормушка».

Практикум

Презентация кормушек

31.

11.05

Наши

маленькие

друзья.

Проект:

«Домик для птиц».

Практикум

Выставка скворечников

32.

18.05

Наши маленькие друзья.

Занятие-экскурсия

33.

25.05

Наши маленькие друзья.

Просмотр

видеофильма

Опис ание

материа льно-техниче ского

о б е с п еч е н и я

образовательного процесса

Литература

1. Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 1-х

классов, Тамбов. 2014

2.

Г.Д.Зубова.

Методические

рекомендации

по

р е а л и за ц и и

образовательного курса «Уроки милосердия», Тамбов. 2014

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы,

соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО)

Экспозиционный экран.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в

цифровой форме)

Таблица тематического распределения количества часов:

занят

ия

Тема занятия

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания.

2.

Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу.

3.

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

4.

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

5.

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

6.

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

7.

Дедушки, бабушки и внуки.

8.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

9.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

10.

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки»».

11.

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

12.

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

13.

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

14.

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

15.

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

16.

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры.

17.

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

18.

Рождество Христово. События праздника.

19.

Рождество Христово. Традиции праздника.

20.

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

21.

Светлая Пасха. Традиции праздника.

22.

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

23.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

24.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

25.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

26.

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

27.

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

28.

Наши маленькие друзья. Бездомные животные.

29.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

30.

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка».

31.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

32.

Наши маленькие друзья.

33.

Наши маленькие друзья.