Напоминание

"Сказка"

Автор: Макарова Вера Афанасьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: рабочая учебная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Сказка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Принято: Утверждаю:

На педагогическом совете

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 23

Протокол_____________ общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

«____»____________2015 г. ___________________/Н. А. Заварина/

«______»__________________2015г.

Рабочая учебная программа

«Сказка»

(5-6 лет)

Составитель: музыкальный руководитель

Макарова Вера Афанасьевна

г. Сыктывкар 2015 г.

Пояснительная записка

По своей природе театральное искусство близко к ролевой игре, которая занимает

важное место в жизни дошкольника. Именно поэтому театральная деятельность не только

создает

условия

для

проявления

творческой

активности

развития

артистических

способностей, речи, памяти, мышления и воображения ребенка, но и удовлетворяет его

основную потребность – потребность в игре.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, они связывают

детей между собой, со взрослыми в единое целое. И если ребенок начинает доверять, верить –

значит можно творить, фантазировать, воображать.

Театрализованная деятельность, несомненно, является источником развития чувств,

глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает

эмоциональную

сферу

ребенка,

заставляет

его

сочувствовать

персонажам,

сопереживать

героям

разыгрываемых

событий.

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и

желания

ребенка.

Участвуя

в

ней,

дети

знакомятся

с

окружающим

миром

во

всем

его

многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем

вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В

процессе

работы

над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому театрализованная деятельность

позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности

речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность позволяет формировать первичные социальные

навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность,

любимые герои становятся образцами для подражания, она же помогает преодолеть радость,

неуверенность в себе, застенчивость, во время театрализованной игры дети чувствуют себя

раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Цель авторской образовательной программы «Сказка»

Развитие

артистических

способностей

детей

через

театрализованную

деятельность.

Задачи:

1.Развивать

и

совершенствовать

музыкальные

способности

при

создании

художественного образа;

2.Учить передавать образы героев через мимику, позу, жест, движения.

3.Развивать и совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения

в

образы,

исполнительские

умения,

творческие

особенности

(умение

перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

4.Знакомить с различными видами театра: настольный, пальчиковый, Би – Ба – Бо;

5.Совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость,

целенаправленность движений;

6.Воспитывать у детей интерес к театрально - игровой деятельности;

7.Активизировать

и

расширять

словарный

запас

детей,

совершенствовать

звукопроизношение, грамматический строй речи и навыки связной речи, ее темп и

интонационную выразительность.

Реализация задач по театрализованной деятельности дошкольников осуществляется на

принципах:

максимальная ориентация на креативность детей, создание положительного настроя,

мотивации, успешности;

сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. Максимальная активность детей

на всех этапах подготовки и проведении игр, развлечений и праздников;

учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом и

каждого ребенка в отдельности.

Методы работы:

Словесные

методы:

метод

творческой

беседы

(предполагает

введение

детей

в

художественный

образ

путем

специальной

постановки

вопроса,

тактики

ведения

диалога); рассказ;

Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные

(воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию);

Практические методы: рисование иллюстраций к художественным произведениям,

изображение

героев

в

разных

видах

деятельности,

изготовление

атрибутов

к

спектаклям,

участие

в

играх,

придумывание

сказок,

подбор

произведений

для

театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям.

Взаимодействие с родителями:

Индивидуальные консультации (по запросу);

Совместное изготовление костюмов;

Совместное участие в праздниках и спектаклях;

Организация информационных стендов – 2 раза в год.

Содержание программы включает:

Речевую гимнастику;

Дыхательные упражнения;

Игры – драматизации;

Этюды на развитие мимики;

Пальчиковую гимнастику;

Этюды на развитие основных эмоций;

Коррекционно – развивающие игры;

Упражнения на развитие и совершенствование дикции;

Игры – превращения, перевоплощения;

Репетиции;

Знакомство не только с текстом пьесы, сказки, но и средствами ее драматизации –

жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Занятия проводятся один раз в неделю в период с сентября по май месяц - 36 занятий в

год, с группой детей, состоящей из 10-12 человек.

Продолжительность занятий составляет:

Старшая группа – 20-25 минут.

Показатели уровня развития воспитанников в театральной деятельности:

Должен уметь:

Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием

кукол знакомых видов театра;

Понимать эмоциональное состояние героев;

Передавать образ через мимику, жесты, позу, движения, силу голоса, интонацию,

дикцию, темп речи;

Выступать перед сверстниками.

Должен знать:

Виды театров (настольный, пальчиковый, теневой, фланелеграф, Би – Ба – Бо, живая

рука, маски и т. д.) и видеть их характерные особенности;

Приемы игры с разными видами театра, приемы пользования театрально – игровым

оборудованием;

Правила поведения в театре.

Диагностика связана с уровнем сформированности качеств знаний индивидуально.

Учебно – тематический план

Период

Содержание раздела

Количество

занятий (часы)

Методические

пояснения

Умения и

навыки детей

1 занятие в

месяц

Произведение коми

писателей, поэтов,

композиторов, коми

сказки, хороводы

9

Знакомить

детей с коми

народным

творчеством

коми авторов.

Выяснение

смыла

произведения.

Проигрывание в

инсценировках,

играх,

драматизациях.

Умение

определять

индивидуальные

черты персонажа

1 занятие в

2 месяца

Театральные этюды -

миниатюры

6

Этюды –

диалоги на

основе

литературных

произведений

Умение

фантазировать

(выходить за

рамки сценария),

импровизировать

1 занятие в

месяц

Сказка за сказкой

9

Этюд на

быструю

импровизацию

Навыки

координации и

быстрого

перевоплощения

в образ

1 раз в 3

месяца

Кукольный театр

«Би – ба - бо»

4

Интонация

голоса для

передачи

характером

персонажа

Техника

вождения кукол

«Би – ба -бо»

1 раз в 3

месяца

Вечер игр (хороводные,

пальчиковые,

коммуникативные)

3

Раскрытие

образов. Этюд

на быструю

импровизацию,

творчество

танцев

Умение

определить

индивидуальные

черты

персонажей

1 раз через

месяц

Инсценировка песен

5

Певческие

навыки.

Дыхательные

Умение

двигаться в

соответствии с

упражнения.

Артикуляция

текстом

36

Диагностика

Речевая гимнастика

Высокий уровень (3 балла): правильно и отчетливо произносит звуки речи; сформирована

четкая дикция; произносит слова и словосочетания с заданной интонацией; самостоятельно

моделирует голосом: меняет темп, силу голоса (медленно – быстро, низко - повыше);

Средний

уровень

(2

балла): недостаточно

отчетливо

произносит

согласные

звуки;

произносит слова и словосочетания недостаточно отчетливо; может моделировать голосом с

помощью взрослого;

Низкий

уровень

(1

балл): произносит

звуки

невнятно,

дикция

нечеткая;

не

умеет

моделировать голосом.

Диагностическое задание:

1.

Скороговорка «Везет Сенька Саньку…»;

2.

Стихотворение «Лора - Командир»;

3.

Диалог из сказки «Заячья избушка».

Драматизация

Сформированы

(3

балла): умеет

выразительно

передавать

образы,

используя

языковые

интонационно – образные средства выразительности (речь, мимика, движения); проявляет

инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах

работы

над

спектаклем;

импровизирует,

проявляет

творчество

при

создании

образа

в

спектакле (вводит свои реплики, движения).

Частично

сформированы

(2

балла): передает образы, используя голос, жесты, мимику,

требуется

помощь

воспитателя

при

исполнении

выразительности;

проявляет

инициативу,

согласованность

действий

в

планировании

коллективной

деятельности;

умеет

передавать

образ героя, используя средства выразительности.

Не сформированы (1 балл): затрудняется в передаче образа, маловыразителен; не проявляет

инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем; затрудняется в создании образа.

Диагностическое задание:

1.

Инсценировка по сказке «Волк и семеро козлят».

Основы актерского мастерства

Сформированы (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о

различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства

выразительности.

Частично

сформированы

(2

балла): владеет

знаниями

о

различных

эмоциональных

состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движения, но

требуется помощь воспитателя.

Не сформированы (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но

затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Диагностическое задание:

Этюды:

1.

«Встреча с другом»,

2.

«Смелый заяц»,

3.

Имитационные

движения

«Еж»,

«Медведь»,

«Мышонок»,

«Заяц»,

«Собака»

под

музыку.

Педагогический анализ представления, знаний и умений детей (диагностика) проводится

дважды в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Результаты умений и знаний в театрализованной деятельности.

МБДОУ «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Время проведения: ______________________20_____ г.

Ответственный: музыкальный руководитель __________________________________________

п/п

задания

Речевая

гимнастика

Драмати

зация

Основы актерского

мастерства

Общий

балл

Средний

балл

Уровень

развития

Имя

ребенка

1

2

3

№ 1

№ 1

№ 2

№ 3

1.

2.

3.

4.

Общий

балл

усвоения

задач

%

усвоения

задач

Список используемой литературы:

1.

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность: Игры, упражнения, сценарии. _ М.:

ТЦ Сфера, 2003.

2.

Буренина А. И. От игры до спектакля: учебно – методическое пособие. – СПб., 1995.

3.

Бородкина И. В., Вокуева Н. Э, Нестеренко Н. В., Чернопольская Л. В., рабочая

учебная программа «Театрализованная деятельность» для детей дошкольного возраста

к программе «Парма». – Сыктывкар, ГАУДПО (пк) С РК «КРИРО»2010.

4.

Домашний театр .- Серия «Через игру к совершенству» - М.: «Лист», 2000.

5.

Караманенко

Т.

н.,

Караманенко

Ю

Г.

кукольный

театр

дошкольникам.

Театр

картинок.

Театр

игрушек.

Театр

петрушек.

Пособие

для

воспитателей

и

муз.

руководителей детских садов – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.

6.

Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: Тц

Сфера, 2004.

7.

Макшанцева

Е.

Д.

Детские

забавы:

Книга

для

воспитателя

и

музыкального

руководителя детского сада. – М. : Просвещение, 1991.

8.

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и

педагогов. /Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль, Академия развития:

Академия Холдинг, 2002.

9.

Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки

для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство Пресс», 2006.

10. Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под. Ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.

11. Журналы

«Музыкальный

руководитель»,

«Музыка

в

детском

саду»,

«Дошкольное

воспитание», «Ребенок в детском саду».