Автор: Макарова Вера Афанасьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: рабочая учебная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Сказка"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 23
Протокол_____________ общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
«____»____________2015 г. ___________________/Н. А. Заварина/
«______»__________________2015г.
Рабочая учебная программа
«Сказка»
(5-6 лет)
Составитель: музыкальный руководитель
Макарова Вера Афанасьевна
г. Сыктывкар 2015 г.
Пояснительная записка
По своей природе театральное искусство близко к ролевой игре, которая занимает
важное место в жизни дошкольника. Именно поэтому театральная деятельность не только
создает
условия
для
проявления
творческой
активности
развития
артистических
способностей, речи, памяти, мышления и воображения ребенка, но и удовлетворяет его
основную потребность – потребность в игре.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, они связывают
детей между собой, со взрослыми в единое целое. И если ребенок начинает доверять, верить –
значит можно творить, фантазировать, воображать.
Театрализованная деятельность, несомненно, является источником развития чувств,
глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает
эмоциональную
сферу
ребенка,
заставляет
его
сочувствовать
персонажам,
сопереживать
героям
разыгрываемых
событий.
Воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и
желания
ребенка.
Участвуя
в
ней,
дети
знакомятся
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем
вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому театрализованная деятельность
позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности
речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность позволяет формировать первичные социальные
навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность,
любимые герои становятся образцами для подражания, она же помогает преодолеть радость,
неуверенность в себе, застенчивость, во время театрализованной игры дети чувствуют себя
раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Цель авторской образовательной программы «Сказка»
Развитие
артистических
способностей
детей
через
театрализованную
деятельность.
Задачи:
1.Развивать
и
совершенствовать
музыкальные
способности
при
создании
художественного образа;
2.Учить передавать образы героев через мимику, позу, жест, движения.
3.Развивать и совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения
в
образы,
исполнительские
умения,
творческие
особенности
(умение
перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
4.Знакомить с различными видами театра: настольный, пальчиковый, Би – Ба – Бо;
5.Совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость,
целенаправленность движений;
6.Воспитывать у детей интерес к театрально - игровой деятельности;
7.Активизировать
и
расширять
словарный
запас
детей,
совершенствовать
звукопроизношение, грамматический строй речи и навыки связной речи, ее темп и
интонационную выразительность.
Реализация задач по театрализованной деятельности дошкольников осуществляется на
принципах:
максимальная ориентация на креативность детей, создание положительного настроя,
мотивации, успешности;
сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. Максимальная активность детей
на всех этапах подготовки и проведении игр, развлечений и праздников;
учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом и
каждого ребенка в отдельности.
Методы работы:
Словесные
методы:
метод
творческой
беседы
(предполагает
введение
детей
в
художественный
образ
путем
специальной
постановки
вопроса,
тактики
ведения
диалога); рассказ;
Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные
(воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию);
Практические методы: рисование иллюстраций к художественным произведениям,
изображение
героев
в
разных
видах
деятельности,
изготовление
атрибутов
к
спектаклям,
участие
в
играх,
придумывание
сказок,
подбор
произведений
для
театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям.
Взаимодействие с родителями:
Индивидуальные консультации (по запросу);
Совместное изготовление костюмов;
Совместное участие в праздниках и спектаклях;
Организация информационных стендов – 2 раза в год.
Содержание программы включает:
Речевую гимнастику;
Дыхательные упражнения;
Игры – драматизации;
Этюды на развитие мимики;
Пальчиковую гимнастику;
Этюды на развитие основных эмоций;
Коррекционно – развивающие игры;
Упражнения на развитие и совершенствование дикции;
Игры – превращения, перевоплощения;
Репетиции;
Знакомство не только с текстом пьесы, сказки, но и средствами ее драматизации –
жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Занятия проводятся один раз в неделю в период с сентября по май месяц - 36 занятий в
год, с группой детей, состоящей из 10-12 человек.
Продолжительность занятий составляет:
Старшая группа – 20-25 минут.
Показатели уровня развития воспитанников в театральной деятельности:
Должен уметь:
Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием
кукол знакомых видов театра;
Понимать эмоциональное состояние героев;
Передавать образ через мимику, жесты, позу, движения, силу голоса, интонацию,
дикцию, темп речи;
Выступать перед сверстниками.
Должен знать:
Виды театров (настольный, пальчиковый, теневой, фланелеграф, Би – Ба – Бо, живая
рука, маски и т. д.) и видеть их характерные особенности;
Приемы игры с разными видами театра, приемы пользования театрально – игровым
оборудованием;
Правила поведения в театре.
Диагностика связана с уровнем сформированности качеств знаний индивидуально.
Учебно – тематический план
Период
Содержание раздела
Количество
занятий (часы)
Методические
пояснения
Умения и
навыки детей
1 занятие в
месяц
Произведение коми
писателей, поэтов,
композиторов, коми
сказки, хороводы
9
Знакомить
детей с коми
народным
творчеством
коми авторов.
Выяснение
смыла
произведения.
Проигрывание в
инсценировках,
играх,
драматизациях.
Умение
определять
индивидуальные
черты персонажа
1 занятие в
2 месяца
Театральные этюды -
миниатюры
6
Этюды –
диалоги на
основе
литературных
произведений
Умение
фантазировать
(выходить за
рамки сценария),
импровизировать
1 занятие в
месяц
Сказка за сказкой
9
Этюд на
быструю
импровизацию
Навыки
координации и
быстрого
перевоплощения
в образ
1 раз в 3
месяца
Кукольный театр
«Би – ба - бо»
4
Интонация
голоса для
передачи
характером
персонажа
Техника
вождения кукол
«Би – ба -бо»
1 раз в 3
месяца
Вечер игр (хороводные,
пальчиковые,
коммуникативные)
3
Раскрытие
образов. Этюд
на быструю
импровизацию,
творчество
танцев
Умение
определить
индивидуальные
черты
персонажей
1 раз через
месяц
Инсценировка песен
5
Певческие
навыки.
Дыхательные
Умение
двигаться в
соответствии с
упражнения.
Артикуляция
текстом
36
Диагностика
Речевая гимнастика
Высокий уровень (3 балла): правильно и отчетливо произносит звуки речи; сформирована
четкая дикция; произносит слова и словосочетания с заданной интонацией; самостоятельно
моделирует голосом: меняет темп, силу голоса (медленно – быстро, низко - повыше);
Средний
уровень
(2
балла): недостаточно
отчетливо
произносит
согласные
звуки;
произносит слова и словосочетания недостаточно отчетливо; может моделировать голосом с
помощью взрослого;
Низкий
уровень
(1
балл): произносит
звуки
невнятно,
дикция
нечеткая;
не
умеет
моделировать голосом.
Диагностическое задание:
1.
Скороговорка «Везет Сенька Саньку…»;
2.
Стихотворение «Лора - Командир»;
3.
Диалог из сказки «Заячья избушка».
Драматизация
Сформированы
(3
балла): умеет
выразительно
передавать
образы,
используя
языковые
интонационно – образные средства выразительности (речь, мимика, движения); проявляет
инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах
работы
над
спектаклем;
импровизирует,
проявляет
творчество
при
создании
образа
в
спектакле (вводит свои реплики, движения).
Частично
сформированы
(2
балла): передает образы, используя голос, жесты, мимику,
требуется
помощь
воспитателя
при
исполнении
выразительности;
проявляет
инициативу,
согласованность
действий
в
планировании
коллективной
деятельности;
умеет
передавать
образ героя, используя средства выразительности.
Не сформированы (1 балл): затрудняется в передаче образа, маловыразителен; не проявляет
инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем; затрудняется в создании образа.
Диагностическое задание:
1.
Инсценировка по сказке «Волк и семеро козлят».
Основы актерского мастерства
Сформированы (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о
различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства
выразительности.
Частично
сформированы
(2
балла): владеет
знаниями
о
различных
эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движения, но
требуется помощь воспитателя.
Не сформированы (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но
затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Диагностическое задание:
Этюды:
1.
«Встреча с другом»,
2.
«Смелый заяц»,
3.
Имитационные
движения
«Еж»,
«Медведь»,
«Мышонок»,
«Заяц»,
«Собака»
под
музыку.
Педагогический анализ представления, знаний и умений детей (диагностика) проводится
дважды в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Результаты умений и знаний в театрализованной деятельности.
МБДОУ «Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Время проведения: ______________________20_____ г.
Ответственный: музыкальный руководитель __________________________________________
№
п/п
№
задания
Речевая
гимнастика
Драмати
зация
Основы актерского
мастерства
Общий
балл
Средний
балл
Уровень
развития
Имя
ребенка
№
1
№
2
№
3
№ 1
№ 1
№ 2
№ 3
1.
2.
3.
4.
Общий
балл
усвоения
задач
%
усвоения
задач
Список используемой литературы:
1.
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность: Игры, упражнения, сценарии. _ М.:
ТЦ Сфера, 2003.
2.
Буренина А. И. От игры до спектакля: учебно – методическое пособие. – СПб., 1995.
3.
Бородкина И. В., Вокуева Н. Э, Нестеренко Н. В., Чернопольская Л. В., рабочая
учебная программа «Театрализованная деятельность» для детей дошкольного возраста
к программе «Парма». – Сыктывкар, ГАУДПО (пк) С РК «КРИРО»2010.
4.
Домашний театр .- Серия «Через игру к совершенству» - М.: «Лист», 2000.
5.
Караманенко
Т.
н.,
Караманенко
Ю
Г.
кукольный
театр
–
дошкольникам.
Театр
картинок.
Театр
игрушек.
Театр
петрушек.
Пособие
для
воспитателей
и
муз.
руководителей детских садов – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.
6.
Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: Тц
Сфера, 2004.
7.
Макшанцева
Е.
Д.
Детские
забавы:
Книга
для
воспитателя
и
музыкального
руководителя детского сада. – М. : Просвещение, 1991.
8.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и
педагогов. /Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль, Академия развития:
Академия Холдинг, 2002.
9.
Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки
для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство Пресс», 2006.
10. Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под. Ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
11. Журналы
«Музыкальный
руководитель»,
«Музыка
в
детском
саду»,
«Дошкольное
воспитание», «Ребенок в детском саду».