Напоминание

Дидактическая игрушка "Сортер"

Автор: Сенюкова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Дидактическая игрушка "Сортер"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сыктывкарса муниципальнöй бюджетнöй учреждение

«Челядьöс 23 №-а визданiн школаöдз велöдан»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара

Дидактическая игрушка

(из опыта работы)

«Сортер»

Составитель: Сенюкова Татьяна Витальевна

воспитатель

I квалификационной категории

г. Сыктывкар

Дидактическая игрушка «Сортер»

Большинство дошкольных образовательных организаций активно реализуют

новые формы дошкольного образования. Однако, распространение нововведений

в

различных

периодических

изданиях,

педагогический

опыт

воспитателями

практиками

представлен

лишь

фрагментарно.

Особенно

это

относится

к

воспитанию детей раннего возраста.

В настоящее время новое звучание приобретают требования к результатам

освоения

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования,

представленные

в

Федеральном

государственном

стандарте

дошкольного

образования.

В

современных

условиях

для

воспитателей

открываются

широкие

возможности для достижения необходимых результатов на этапе раннего детства.

Сегодня

я

представляю

вашему

вниманию

дидактическую

игрушку

сортер, изготовленную своими руками.

Сортер или сортировщик (возможно, так будет понятнее) – это игрушка,

которая помогает сортировать предметы по определенному признаку (как правило,

по форме, цвету или размеру).

«Сортер» - новое понятие, хотя такие игрушки мы знаем и используем в

работе с детьми давно, это и матрёшки, стаканчики – вкладыши,

бочонки,

геометрические вкладыши и так далее.

Игрушка-сортер состоит

из двух

основных

составляющих–

это

емкость

с отверстиями разной формы и размера, а также несколько фигурок-вкладышей,

каждая из которых соответствует какому-то одному отверстию. Перед малышом

стоит непростая задача – найти для каждой фигурки ее собственное окошечко.

Все сортеры можно условно разделить на три группы.

Первая

группа

таких

игрушек

полусортеры. К этой группе относятся

игрушки, игра в которые, с одной стороны, предполагает сортировку, а, с другой

стороны, догадаться, что предметы нужно определенным образом сортировать.

Ребенок вряд ли сможет сам, будет нужна подсказка взрослого. Любая пирамидка

является таким “полусортером”. Можно надеть колечки на стержень в порядке

убывания размера, но ничто не мешает сделать это по-другому. Втыкалки, грибы

на полянке, это тоже полусортеры . Можно расставлять цилиндрики и грибочки по

полю в соответствии с определенными правилами, но сама игрушка не позволяет

контролировать правильность процесса (штырьки и отверстия все одинаковые).

Для занятий с “полу сортерами” нужно присутствие взрослого. Именно взрослый

сможет дать ребенку задание и проконтролировать правильность его выполнения.

Плюсом

данных

игрушек

является

большое

число

заданий,

которые

можно

придумать с их помощью.

Вторая

группа,

это

почти

сортеры.

Вкладывающиеся

друг

в

друга

стаканчики, матрешки (да, да, как ни странно это звучит, матрешка по сути своей

почти сортер) и другие подобные игрушки. Эти игрушки – это уже почти сортеры.

Большая матрешка не влезет в маленькую. Большой стаканчик не будет стоять на

маленьком. Но все-таки существует множество вариантов размещения предметов,

ничто не мешает пропустить несколько элементов в цепочке.

Третья группа – это “настоящие” сортеры. Здесь игрушка сама определяет

правила сортировки (как правило, сортировка по форме, цвету и размеру) и

“следит” за правильностью их исполнения. Они могут быть разной формы: куб,

корзинка, «черепаха» и т.д., геометрические фигуры могут просто вставляться в

отверстие или проваливаться вовнутрь.

Следует обратить внимание, что для малышей лучше использовать сортеры

с 3-4 отверстиями и фигурами контрастной формы круг, квадрат, треугольник.

Сортеры

могут

быть

деревянными,

пластмассовыми,

плоскостными,

объёмными.

Данная игрушка – мягконабивная, и состоит из четырёх секций квадратной

формы разного цвета со сквозными отверстиями разной величины. На основании

игрушки

закреплены

верёвочки,

на

конце

которых

размещены

шарики

соответствующего

цвета

разной

величины.

Боковые

грани

игрушки

прямоугольной формы тоже разного цвета.

В начале работы с сортером мы с детьми внимательно рассматривали её. Я

проговаривала и показывала, какого цвета каждый квадрат, прямоугольник, шарик,

побуждая детей повторять за мной фразы. Просила детей показать красный цвет,

синий

и

так

далее.

Найти

квадрат,

прямоугольник.

То

есть

первоначально

находили предметы по одному признаку. Дети находили шарик заданного цвета и

помещали его в отверстие в квадрате такого же цвета.

Когда

ребёнок

освоил

цвет,

форму,

величину,

ему

предлагалось

найти

предмет по двум признакам. Например, красный квадрат, синий прямоугольник,

большой зелёный шарик.

Если в начале, я просила найти заданный цвет, форму, то по мере усвоения

материала, я просила назвать какого цвета? Что это? Какой формы?

Данная

игрушка

может

использоваться

для

индивидуальной

работы

с

ребёнком, с несколькими детьми сразу, а также для самостоятельной игры детей.

Работая с детьми используя сортер, я сделала вывод, что дети получают

большое

удовольствие

играя,

другие

дети

проявляют

интерес

к

игрушке;

получают

положительные

эмоции,

что

благоприятно

сказывается

на

общем

психологическом состоянии детей.

В результате использования данной игрушки

1.

Дети

различают

геометрические

формы,

цвет

и размер

предметов.

Активизировалась речь детей, пополнился словарь.

2.

Умеют

соотносить

фигурки

с

прорезями,

наблюдать,

сравнивать,

анализировать.

3.

У

детей

развита

крупная

и

мелкая

моторика

рук,

координация

движений рук, логическое мышление, внимание, тактильное восприятие.

4.

У детей есть желание исследовать новые объекты.

Очень важно отметить, что игрушка выполнена из доступных, экологически

чистых материалов (пряжа, поролон, деревянные шарики), она мягкая, приятная

на ощупь, а главное совершенно безопасна.

Литература

1.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. -

М.Владос.2007.

2.

Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б.

Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3.Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г.

Пилюгина: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4.М.А.Аралова.

Учебно-методическое

пособие.

Игры

с

детьми

раннего

возраста./М.: Сфера, 2009.

5.Янушко

Е.А.,

Развитие

мелкой

моторики

у

детей

раннего

возраста.

/Методическое пособие для воспитателей и родителей./ М.: Владос.2010.