Авторы: Коробка Елизавета Валентиновна, Кирбитова Анна Александровна
Должность: воспитатель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 59 г. Апатиты
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: Сценарий мероприятия по исследовательской деятельности для родителей и детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Свойства магнита"
Тема: "Эксперименты с профессором Умникусом"
«Эксперименты с профессором Умникусом»,
сценарий мероприятия по исследовательской деятельности
для родителей и детей старшего дошкольного возраста
в рамках проекта «Свойства магнита»
Разработан и проведен
Коробка Е.В., воспитателем зрительной группы,
Кирбитовой А.А., учителем-дефектологом
Цель:
Привлечение
родителей
к
совместному
мероприятию
для
установления
хороших,
доверительных
отношений
с
ребенком,
способствовать
созданию
положительных
эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.
Задачи:
1.
Систематизировать знания о магните и овладение основами исследовательской деятельности
на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
2.
Развивать
любознательность,
логическое
мышление,
стремление
к
самостоятельному
познанию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3.
Развивать познавательный опыт детей с помощью наглядных средств - символов, условных
заместителей, алгоритмов, моделей.
4.
Способствовать
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
развитию
коммуникативных навыков.
5.
Воспитывать
доброжелательные
отношения,
желание
приходить
на
помощь
другим.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
6.
Развивать
зрительного
восприятия
в
процессе
формирования
навыков
обследования,
зрительно-моторной
координации
«глаз-рука»,
слухового
восприятия,
ориентировка
в
микропространстве.
Оборудование: интерактивная
доска,
железные,
пластмассовые,
стеклянные,
деревянные,
резиновые
предметы,
кусок
ткани, магниты
разного
вида,
магнитная
доска,
миски
для
раздаточного
материала,
схемы
правил
поведения
в
лаборатории,
самодельный «портал»
времени, иллюстративный материал, лабиринты, божьи коровки на магните. На пару взрослый-
ребенок: кувшин с водой, стаканы.
Ход развлечения:
Ведущий:
Ребята,
я
предлагаю
сегодня
вместе
с
родителями
и
гостями
отправимся
в
увлекательное путешествие, где нас ждет много нового, неизвестного и загадочного.
Вы
согласны? Готовы? Тогда вперед!
На экране появляется портал, через который все участники попадают в Лабораторию, где
всех приветствует профессор Умникус.
Ведущий:
- Уважаемый
профессор,
наши
дети
любят
наблюдать,
экспериментировать,
проводить разные опыты. Очень многое мы уже узнали о магните и считаем, что наши ребята
вправе получить имя «юного исследователя».
- Мы трудностей не боимся!
Ведущий:
- Итак,
сегодня
соревнуются
две
команды:
команда «Любознайки»
и
команда
«Почемучки». Поприветствуем наши команды.
Ведущий: Уважаемые участники, вас ожидают занимательные вопросы, озорные конкурсы и
задания. Но, игра наша – это игра – соревнование, поэтому нам не обойтись без строгого жюри.
Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!
Им приходилось — и не раз — оценивать сраженья!
Поприветствуем
членов
нашего
жюри: (Ведущий
представляет
членов
жюри) Они
будут
следить за нашей игрой и оценивать конкурсы.
Жюри мы доверяем — судьбу команд вручаем!
- Ну, что, в путь? В путь!
Ведущий: - Мы оказались в настоящей школе волшебных наук.Посмотрите, сколько здесь
приборов для исследований. Да и лаборанты нам знакомы!
На
экране
появляется
профессор
Умникус
и
знакомит
с
правилами
поведения
в
Лаборатории.
Профессор:
- Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их
помогут эти волшебные картинки:
1. Нельзя ничего пробовать на вкус, брать в рот.
2. Восклицательный знак обозначает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать
только с взрослыми.
3. Будь осторожен с колючими, острыми предметами. Не играй с ними.
Ведущий: - Хорошо, ребята, правила вы все знаете, можно приступать к работе.
Профессор: - Сегодня мы с вами будем изучать свойства магнита. Я хочу поведать вам одну
старую легенду.
На экране представлена легенда о появлении магнита.
Профессор: Чтобы приступить к работе, нужно провести разминку. Готовы? Игра началась…
1.
Что бывает на дороге после дождя?
2.
5 – это 2 и …?
3.
Сладости в обертках?
4.
Что подпрыгивает, если ударить?
5.
Геометрическая фигура без углов?
6.
Что чистят дважды в день?
7.
Вода замерзает и становится…?
8.
Какой сегодня день недели?
9.
Кто развалил теремок?
10.
Назови зимние месяца?
Ведущий: - Приступаем к экспериментированию, каждой команде мы вручаем свой маршрут,
который вам подскажет, какое вы будете выполнять задание.Ну, чтобы понять какой опыт будет
выполнять ваша команда, нужно собрать пазл…
Начинаем работу…
Игра – опыт «Действие магнита через воду».
Как достать скрепку, не замочив рук?
-Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан)
-Что потом? (бросить скрепку в стакан)
-А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
Самостоятельная работа.
Ведущий:
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
(Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что
же
двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой
можно
сделать вывод: проходят ли магнитные силы через
стекло?
Вывод
№1: Магнитные силы проходят через стекло.
А
в од а
помешала магнитным силам? /нет/
Вывод№2:магнитные силы проходят через воду.
Игра-опыт «Всё ли притягивает магнит?».
-У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
-в
контейнер,
который
находится
справа
от
вас,
положите
все
предметы,
которые магнит
притягивает;
-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на
магнит.
-Как мы это проверим? (с помощью магнита)
Самостоятельная работа.
Ведущий:- Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Ответы детей: -Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к
нему.
Вывод: магнит притягивает железные предметы.
-А
какие
предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу,
деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).
Музыкальная пауза «Зарядка от Барбариков»
Игра – опыт «Волшебный лабиринт».
Ведущий: - Вам нужно провести божью коровку к её домику на листке с
помощью магнита. Надо взять рабочее поле, посадить божию коровку на
старт, определить направление движения, куда она будет двигаться и по
дорожке провести ее на цветок. Приступайте к работе….
- Почему двигается божья коровка? /Ответы детей/
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод №1: магнитная сила проходит через картон.
Ведущий: - А теперь давайте проверим, взаимодействуют ли магниты между собой?
Игра-опыт «Магнитная карусель».
- Посмотрите, божии коровки прилетели
на магнит и решили покрутится на карусели, при
помощи
второго магнита! (показываю). Возьмите магниты и попробуйте.
Вывод
№2: магниты взаимодействуют между собой.
Игра-
опыт «Скрепочная веревка».
-
Ребята,
а
как
вы
думаете,
магниты
умеют
передавать
свои
магнитные свойства другим предметам? Давайте проверим на
практике!
Что
нужно для эксперимента: скрепки, магнит.
1.
Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку.
2.
Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем,
что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… о чудо, она тоже держится!
Получается
забавная
скрепочная
лестница…
Проверьте,
сколько
скрепок
у
вас
получится
соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка
рассыплется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!.. Теперь
наша
1-ая
скрепка,
побывав
в
магнитном
поле
магнита,
сама
стала
магнитом…
Давайте
попробуем оторвать первую скрепку от магнита…Скрепки держаться.
Вывод:
магнитные
свойства
можно
передать
другим
железным
предметам.
Ведущий: - А сейчас, всем гимнастика для глаз.
Интерактивная доска.
Хоть я вовсе не планета,
У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нету,
Но хватать могу я сам!
Гвозди, ножницы, кастрюли,
Винтики, булавки, пули –
Все железное манит,
Тянет на себя магнит.
Битва капитанов «Все ли притягивает магнит?».
Капитанам раздаются карточки, в которых они работают….
Материал. Притягивается ли магнитом?
Резина -
Дерево -
Железо +
Пластмасса -
Бумага -
Ткань –
- Какие предметы притягивает магнит? Капитаны ставят условные значки и формулируют
умозаключение: магнит притягивает только железные предметы.
Ведущий: -Ребята и взрослые, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? (по схемам).
Профессор Умникус благодарит детей и взрослых за работу в Лаборатории и вручает
дипломы «Юные исследователи».
Ведущий:
- Сейчас наступает самый важный момент. Кто бы ни оказался впереди, мы с
уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. А жюри тем
временем подвело итоги.
Слово предоставляется жюри.
Ведущий:
- Мы благодарим всех участников сегодняшнего мероприятия
за доставленное
удовольствие и отличное настроение. Уважаемые родители, пусть ваше участие в жизни детей в
детском саду останется навсегда доброй традицией вашей семьи. Спасибо за ваше доброе
сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло.
- А в подарок мы получаем мультфильм «Смешарики о свойствах магнита».