Напоминание

Социализация - одна из основ организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Автор: Фомина Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБОУ Центр ППМС "Развитие"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация - одна из основ организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 12.01.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Докладчик:

Педагог-психолог

высшей категории

Фомина И.В.

Социализация - одна из основ организации коррекционно-развивающей

работы с детьми с отклонениями в развитии.

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов

многих

отраслей

научного

знания.

Психологи,

философы,

социологи,

педагоги,

социальные

психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и

стадии, факторы социализации.

Однако

проблемы

социализации

детей

с

ограниченными

возможностями

в

отечественной

литературе

все

еще

не

являются

предметом

специального

исследования.

Хотя

проблема

социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития

весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями

психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких

жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с

другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с

ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с

ограниченными возможностями здоровья. В России частота детской инвалидности за последнее

десятилетие увеличилась в два раза.

Модернизация

современного

российского

образования,

в

том

числе

и

дошкольного,

неразрывно связана с необходимостью освоения нового социокультурного опыта, что происходит

в процессе социализации. Общая категория «социализация» (в культурной антропологии —

«инкультурация») объединяет процессы воспроизведения и изменения паттернов социального

взаимодействия

и

коммуникации,

связанные

с

трансляцией,

освоением

и

использованием

социокультурного

опыта.

По

содержанию понятия

«социализация»

и

«инкультурация»

перекрывают

друг

друга,

поскольку

означают

трансляцию

и

освоение

людьми

опыта

существования в жизненной среде, культурном пространстве и времени; умения использовать

артефакты

-

вещи,

идеи

и

образы,

символические

структуры,

технологии,

нормативные

и

ценностные образования; навыков взаимодействия и коммуникации.

Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения

собственным

телом

и

элементами

непосредственной

жизненной

среды

и

продолжается

всю

жизнь. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без него не может

существовать

как

член

общества.

Понятие

же

«социализация»

связывается

с

освоением

социальных норм.

В

процессах

социализации

и

инкультурации

принято

выделять две основных стадии:

первичную

или

детскую

(включая

подростковый

возраст)

и

вторичную,

или

социализацию

взрослых (включая все виды ресоциализации).

На

первом

этапе

дети

впервые

осваивают

самые

распространенные,

жизненно

необходимые элементы социокультурного опыта.

Задача взрослых как агентов социализации — помочь новому поколению сформировать

навыки, имеющие первостепенную значимость для повседневной социокультурной жизни.

Задача детей — максимально полно овладеть «азбукой культуры», т.е. знать и понимать свое

ближайшее окружение, уметь обращаться с его элементами.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые

минимизируют степень риска при использовании детьми приобретенного опыта в повседневных

контактах. Показательным примером такого рода может служить игра.

В

ходе

ранней

социализации

роль

взрослых

в

отношениях,

связанных

с

трансляцией

социокультурной информации и контролем над ее использованием, является доминирующей

1

вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному воспроизведению

определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как

один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность социокультурной жизни.

Основные

черты

второй

стадии

социализации

обусловлены

правом

индивида

на

самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать

полученные знания и навыки для достижения жизненно важных результатов; расширяются его

возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для

других;

ему

позволено

участвовать

во

взаимодействиях,

результатами

которых

могут

стать

социальные

и

культурные

изменения.

Во

всех

этих

ситуациях

индивид

должен

уже

сам

контролировать степень риска при выборе направлений и форм активности.

Таким образом, первый уровень социализации способствует сохранению стереотипных

черт повседневной социокультурной жизни, поскольку трансляция старшим и воспроизведение

новым

поколением

уже

имеющихся

культурных

паттернов

контролируют

возникновение

и

диффузию инноваций. Второй уровень обеспечивает членам общества возможность принять на

себя ответственность за экспериментирование с артефактами, за внесение в жизненную среду

изменений

различного

масштаба.

В

то

же

время

на

этом

уровне

существуют

специальные

институты социализации не только обеспечивающие членов общества социально необходимыми

знаниями

и

навыками,

но

и

осуществляющие

контроль

над

их

адекватным

освоением

и

использованием.

Социализация

ребенка,

предпосылка

его

трансформации

во

взрослую,

способную

к

полноценному участию в социокультурной жизни личность, составляет одну из центральных

предметных областей анализа процессов, происходящих в обществе и культуре, объединенными

средствами социологии и культурной антропологии.

Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и навыков, необходимых ему

для

существования

в

ближайшем

окружении,

которое

следует

рассматривать

в

его

как

социальном, так и культурном измерениях.

На первой стадии детский опыт формируется в процессах взаимодействия ребенка с его

взрослым

окружением

на

базе

врожденных

свойств.

Взрослые

обучают

его

социально

приемлемому поведению, оперированию артефактами, умению руководствоваться нормами и

ценностными критериями, навыкам социокультурной идентификации, интерпретации символов,

пользования различными культурными кодами. Все это осуществляется путем непосредственной

трансляции такого опыта от старшего поколения к младшему, от культурно компетентного — к

необученному и неосведомленному.

В социальных науках детство понимается не как самодостаточная стадия индивидуального

существования,

а

как

период

социокультурной

подготовки

человека

к

взрослой

жизни

полноправного члена общества.

Взрослым индивид считается в случае наличия у него следующих характеристик:

-

достижение

необходимой

степени

зрелости

организма,

как

правило,

превышающей

наступившую способность к воспроизведению потомства;

- овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и

общественного разделения труда;

- овладение достаточными знаниями и социальным опытом через участие в различных

социокультурных группах и знакомство с различными культурными кодами;

- принадлежность к одной из социальных позиций, характерных для взрослых членов

определенного социального слоя.

Первичная социализация

В рамках изучения социализации большое внимание уделяется периоду раннего детства. До

сих пор в социально-научных кругах существуют сторонники представления о том, что детский

опыт

является

определяющим

для

всего

последующего

существования

индивида.

Благодаря

многочисленным

сравнительно-культурным

исследованиям

накоплен

обширный

материал,

относящийся к телесной социализации ребенка — длительность и регулярность кормления,

купания, способ пеленания, гигиенические навыки и т.п. Полученные результаты послужили

основанием

для

установления

функциональных

зависимостей

личностных

характеристик

от

паттернов физических взаимодействий младенца и взрослых.

2

Часто утверждается, что культурные стереотипы, навязываемые ребенку без возможности

выбора при удовлетворении его потребностей и осваиваемые впервые, оставляют глубокий след

на всю жизнь, определяя существенные личностные черты. В рамках классического психоанализа

детский опыт также рассматривается как основа формирования личности и индивидуального

образа жизни на протяжении всего жизненного цикла.

Изучение детского опыта закладывает основания для анализа освоения социокультурного

окружения личностью вообще. В исследовании детства можно выделить три основных акцента:

- ребенок как «объект» социализации;

- ребенок как «субъект» в отношениях с другими;

- культура с позиции детского опыта.

Последний аспект исследования является достаточно новым. Его появление обусловлено

социокультурными

трансформациями,

характерными

для

мировой

культуры,

связанными

с

модернизационными изменениями. В этой ситуации плюрализации мировоззрений, усложнения

общественных отношений и интенсификации социокультурной динамики все более актуальным

становится

изучение

микропроцессов,

которые

реализуются

на

уровне

повседневной

жизни

людей.

Формирование

именно

такого

интеллектуального

контекста

породило,

в

частности,

интерес к микроизменениям культурных образцов при их освоении в детстве и дальнейшем

использовании во взрослом возрасте, а также к формированию личностных и микросредовых

предпосылок для освоения нового и инновационных поисков.

С этих трех точек зрения изучение процессов освоения социокультурного опыта на ранних

стадиях жизненного цикла, или в процессах первичной социализации, связано с решением таких

проблем, как новая интерпретация способностей человека к научению; соотношение врожденного

и

заученного

в

генезисе

форм

детской

активности;

структуры

процессов

социализации

от

момента рождения до рубежа «взрослости».

Начиная

с

80-х

гг.

прошлого

столетия

особое

внимание

уделяется

коммуникативным

аспектам

первичной

социализации

в

контексте

отношений

детей

с

родителями,

начиная

с

рождения и до момента овладения членораздельной речью.

В качестве показательных рассматриваются такие коммуникативные ситуации, как «мать –

ребенок», «родители – ребенок», «незнакомые – ребенок». Выяснено, что недостаток внимания к

ребенку в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. В

то же время доказано, что телесный контакт младенца с матерью положительно влияет на его

интеллектуальное

развитие.

При

этом

оказалось,

что

кормления

и

гигиенического

ухода

недостаточно,

чтобы

сформировались

значимые

предпосылки

для

дальнейшей

успешной

социализации ребенка. Необходимо, чтобы родители разговаривали, играли с ним, создавали

позитивную межличностную среду. Особое значение в этот период имеет «эффект Пигмалиона»,

т.е.

поощрение

ребенка

к

таким

проявлениям

поведения,

которые,

по

мнению

родителей,

соответствуют

его

позитивному

образу.

По

результатам

некоторых

исследований,

ребенок

начинает реагировать на это с трехмесячного возраста.

Опыт сравнительно-культурных исследований сделал очевидной научную и практическую

значимость

изучения

процессов

ранней

социализации.

Сравнения

позволили

теоретически

интерпретировать наблюдаемые в различных культурах и субкультурах особенности проявлений

отношений между родителями и детьми и их связь с воспроизведением определенных культурно-

специфичных черт.

Так, использование шкалы «разрешение-запрещение» позволило построить формальную

схему оценки одновременного влияния на поведение ребенка двух параметров родительского

отношения: теснота и характер контактов, с одной стороны, и частота применения разрешения

или запрещения - с другой.

В соответствии с первым параметром выделяются четыре типа отношения родителей к

ребенку:

понимание,

теплота,

любовь;

враждебность

и

агрессивность;

индифферентность;

контроль.

По второму параметру устанавливается четырехбалльная шкала оценки соответствующих

проявлений:

редко

исключительных

случаях);

иногда;

часто;

всегда

(по

большей

части).

Переменная

родительского

контроля

имеет

следующие

значения:

отсутствующий,

слабый,

твердый, следящий, ограничивающий автономию.

3

В

соответствии

с

этой

схемой

осуществляются

интерпретация,

объяснение

и

прогнозирование поведения, интеллектуальных, эмоциональных реакций ребенка в ситуациях,

где ось «разрешение – запрещение» является определяющей.

Анализ

полученных

данных

позволил

не

только

выявить

распределение

в

различных

обществах типов первичной семейной социализации и определить доминирующий в каждом из

них тип. Он помог также интерпретировать и прогнозировать поведение взрослых индивидов в

повторяющихся социокультурных ситуациях, допускающих свободу выбора.

До

сих

пор

среди

исследователей

существуют

серьезные

расхождения

по

поводу

соотношения отдельных индивидуальных свойств и средовых воздействий в процессах научения.

Одни считают, что способности человека и базирующиеся на них навыки — особенно в раннем

детстве

формируются

в

соответствии

с

естественным

развитием

генетически

предопределенных механизмов. Другие утверждают, что ребенок обучается во взаимодействиях с

окружением, и в этом контексте у него формируются не только навыки, но и способности.

Результаты эмпирических исследований, проведенных еще М. Мид и Ж. Пиаже, опровергли

мнение

Леви-Брюля

и

его

сторонников,

уподоблявших

мышление

ребенка

и

«дикаря».

Независимо друг от друга они пришли к обоснованному выводу о том, что представления ребенка

в бесписьменных культурах реалистичнее, чем у взрослых, дети не приписывают случайным

событиям

сверхъестественного

значения;

им

не

свойственна

анимистическая

интерпретация

событий

и

т.п.

Мистификация

природного

и

искусственного

окружения

-

производная

взаимодействий с ним взрослых, а не детей, и характерна для всех, исторических периодов, а не

только «первобытных» обществ.

Что касается овладения родным языком, то исследования показали, что дети не учат его в

специфично лингвистическом понимании слова. Они осваивают стереотипные схемы и стили

вербального

поведения,

позволяющие

им

компетентно

участвовать

в

различных

коммуникационных ситуациях.

Внимание исследователей к невербальным формам коммуникации, к их освоению в раннем

детстве,

в

период

от

рождения

до

овладения

членораздельной

речью

вполне

объяснимо.

Поскольку в этот период контакты ребенка с окружением носят невербальный характер, жесты,

мимика,

позы

позволяют

более

четко,

чем

при

наблюдении

за

взрослыми,

определять

их

корреляцию с переживаниями и формированием коммуникативных механизмов. Сравнительные

исследования обеспечивают дополнительную информацию для понимания общих и специфичных

структурных,

функциональных,

символических

особенностей

невербальной

коммуникации

в

процессах

ранней

социализации

в

различных

культурах.

В

качестве

важных

невербальных

коммуникативных

средств,

используемых

ребенком,

выделяются

мимика,

выражение

глаз,

улыбка;

доверительное

интонирование;

жестикуляция.

Сейчас

постепенно

складывается

своеобразный «словарь» такого невербального «языка».

Особой темой в изучении освоения детьми социокультурного опыта является осмысление

формирования

избирательности

ребенка

по

отношению

к

окружению.

Показателями

такой

избирательности на довербальном уровне являются комплексные реакции оживления или страха,

проявляемые

ребенком

по

отношению

к

различным

людям,

предметам,

ситуациям.

Было

выявлено, что избирательное поведение начинается у ребенка в двухмесячном возрасте, причем

навыки узнавания, различения знакомого и незнакомого формируются намного раньше, чем страх

перед незнакомым. Кроме того, согласно наблюдениям, дети боятся не всех чужих, а выборочно.

Вопрос о причинах страха перед незнакомыми людьми и одновременного любопытства к

ним остается до сих пор нерешенным, а ответы на него носят гипотетический характер. Одни

исследователи считают страх такого рода врожденным свойством, аргументируя это тем, что он

проявляется у детей, не имевших негативного опыта контактов с «чужими». Другие полагают, что

эта реакция имеет внешнюю обусловленность. Однако обе стороны сходятся на предположении

об исходящих от людей сигналах (неизвестной пока природы), одни из которых вызывают

настороженность,

а

другие

расположение.

Личное

знакомство,

как

установлено,

в

значительной

степени

блокирует

тревожность.

Этим

объясняется

наличие

и

устойчивость

первичных социальных сетей — семейных и дружеских связей. Характерная для них низкая

степень напряженности, обусловленная непосредственными и частыми контактами, гарантирует

их участникам чувство личностной безопасности, а нередко и комфорта. Но это пока всего лишь

4

предположение, поскольку пока не выяснено, в соответствии с какими сигналами осуществляется

дифференциальная избирательность людей по отношению друг к другу.

Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию ребенка, на

подготовку его к инициативам и рискам, важное место принадлежит игре. В игровых ситуациях

самостоятельность ребенка поощряется, однако ее последствия остаются в зоне личностной

безопасности.

В

игровых

ситуациях

самостоятельность

ребенка

поощряется,

однако

ее

последствия остаются в зоне личностной безопасности. В то же время фиксированные правила,

свойственные даже ролевым играм, обеспечивают детям образцы для подражания в процессах

освоения определенных культурных навыков, которые можно разделить на следующие типы:

- физические игры, развивают моторную активность;

- стратегические игры, тренируют способность прогнозировать возможные результаты и

собственные шансы в их достижении;

-

стохастические

игры,

приучают

ребенка

к

возможности

встречи

со

случаем,

непредвиденностью, риском;

- ролевые игры, помогают ребенку освоить технологии перехода из одних стандартных

социокультурных ситуаций в другие.

В играх выделяется специальное социокультурное пространство для развития способности к

обучению, фантазии, воображения. Здесь ребенок учится проверять и воспроизводить реальность

через модели, имитирующие ситуации повседневной жизни.

Важное

место

в

процессах

первичной

социализации

принадлежит

освоению

трудовых

навыков и формированию привычки к труду. Культуры различаются с точки зрения возраста, в

котором

ребенок

вовлекается

в

социально

полезную

деятельность.

И

соответственно

по

конфигурации детского образа жизни (соотношения в нем игры, обучения, труда и праздности). В

условиях модернизации этот аспект социализации представляется особенно важным. Динамизм

современных

технологий,

экономической

конъюнктуры,

дифференциации

общественного

разделения

труда

обусловливает

существенные

изменения

в

соответствующей

области

социализации.

Итак, многочисленные сравнительные исследования доказывают правомерность допущения

о влиянии детского опыта на последующий образ жизни человека, стереотипных элементов

социализации на воспроизведение культурных стереотипов. Тем не менее, сегодня исследователи

не склонны, как, скажем, в период с 1920-х до начала 1960-х гг. двадцатого века, преувеличивать

значимость этого влияния. Изучение индивидуального жизненного цикла, психобиологических и

культурных особенностей его различных стадий занимает одно из центральных мест в культурной

антропологии, особенно в ее психологической ветви. И уже сегодня существует теоретическая

позиция, находящая все более широкое распространение в науках об обществе и культуре, что

личностные характеристики существенным образом меняются на протяжении индивидуального

жизненного

цикла

и

что

приобретенные

в

детстве

черты

вполне

могут

быть

полностью

вытеснены или трансформированы в более зрелом возрасте.

Социализация после детства

Освоение социокультурного опыта не ограничивается детским периодом. Оно с различной

степенью интенсивности не раз происходит в течение индивидуального жизненного цикла и тоже

называется социализацией.

В самом общем виде под социализацией после детства понимается совокупность культурно

оформленных и социально установленных процессов приобретения людьми знании и навыков,

необходимых для адекватного, социально приемлемого участия в социокультурной жизни.

В этом случае можно говорить о необходимом уровне культурной компетентности человека,

о его умении быть эффективным в стандартных ситуациях взаимодействия и коммуникации;

выражать личностно значимые переживания и побуждения в культурно допустимых формах;

определять

нормативные

границы

собственной

активности

и

меру

ответственности

за

их

соблюдение или нарушение.

Социализация — это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор

поддержания социальности.

5

Ранняя (первичная) социализация обеспечивает основные предпосылки для дальнейшего

освоения сложной социокультурной среды: социальной структуры и стратификации, культурных

кодов,

образцов

организованной

активности.

Социализация

в

этом

случае

основывается

на

врожденной способности человека к физической активности.

Уровню образного освоения окружения соответствуют навыки выявления из окружения

сложных форм и планов, начиная от самого общего фона («образ мира», «определение ситуации»)

и

кончая

подвижными,

неустойчивыми

единицами

восприятия

на

этом

«фоне».

За

операциональную единицу можно принять образ, благодаря которому люди имеют возможность

воспринимать окружение с различной степенью обобщенности и устойчивости. Социализация на

этом

уровне

основывается

на

врожденной

способности

человека

к

формированию

и

распознаванию образов.

Уровню

когнитивных

процессов

соответствуют

навыки

доэмпирического

оперирования

знаками и символами, а также навыки обобщения количественных и качественных характеристик

окружения.

Возможности

социализации

обеспечиваются

врожденной

интеллектуальной

способностью человека.

Оценочному уровню соответствуют навыки дифференциации человеком предпочтений в

отношении собственных переживаний, элементов и состояний окружения, способов и результатов

активности — своей и других людей. В качестве операциональных единиц используются оценки,

базирующиеся

на

чувствах

удовлетворенности

или

неудовлетворенности.

Первое

из

них

побуждает

человека

удерживать

имеющееся

положение

дел,

а

второе

изменять

его.

Социализации подлежит врожденная способность человека относиться к окружению выборочно.

По времени процесс социализации можно разделить на несколько стадий.

Первый период принято называть первичной социализацией. Она связана с освоением на

базе раннего детского опыта социально обязательных повседневных знаний и навыков. В это

время такое освоение становится ведущим модусом (от лат. modus — мера, способ, образ,

вид),образа жизни ребенка. Это происходит в таких общественных институтах как детские

дошкольные и школьные учреждения. Ребенок уделяет пребыванию в них значительную часть

времени и усилий. Начальное представление о социальной стратификации приобретается в этот

период через сети семейных связей, контакты с детьми из разных слоев общества, воспитателями

и

преподавателями.

Происходит

также

интеграция

в

субкультуру

сверстников

сначала

в

детскую, а затем подростковую и молодежную.

Второй период — это профессиональная социализация. Она предполагает овладение

специализированными

трудовыми

знаниями

и

навыками,

первоначальное

знакомство

с

соответствующей профессиональной субкультурой. В образе жизни молодых людей на этом этапе

профессиональная подготовка является ведущим модусом, институционально предполагающим

значительные

затраты

индивидуальных

усилий

и

времени.

Общественными

институтами,

обеспечивающими соответствующие знания и навыки, являются специальные учебные заведения

- высшие и средние. Здесь начинается культурная дифференциация молодых членов общества,

поскольку

они

приобщаются

к

разным

областям

системы

общественного

разделения

труда,

характеризующимся

специфичными

для

них

знаниями,

навыками,

профессиональными

традициями. Социализация общекультурного характера в этот период осуществляется, во-первых,

как обретение индивидом нового, уже не детского статуса в семье; во-вторых, как освоение

разнообразных культурных паттернов за счет расширения круга социальных контактов; в-третьих,

путем обсуждения и интерпретации нового жизненного опыта в рамках молодежной субкультуры.

Третий

период

характеризуется

включением

индивида

в

систему

общественного

разделения

труда.

В

этом

случае

социализация

подразумевает

овладение

необходимыми

знаниями и навыками на рабочем месте, попытки соединить с ними приобретенный ранее опыт, а

также

адаптацию

в

профессиональной

субкультуре.

Работа

в

этот

период

на

долгие

годы

становится

ведущим

модусом

в

образе

жизни

индивида.

Он

становится

полноправным

гражданином,

и

его

трудовая

и

гражданская

социализация

осуществляется

уже

не

на

базе

специальных институтов, а во взаимодействиях и коммуникациях, соответствующих ситуациям,

типичным для образа жизни взрослого человека.

В профессиональной социализации этого периода целесообразно проводить различие между

первоначальной адаптацией на рабочем месте и повышением квалификации. В первом случае

6

социализация

осуществляется

в

непосредственной

трудовой

среде.

Для

второго

случая

существуют институциональные формы, которые отличаются от первых двух этапов обучения

фокусированием на узкой профессионализации. Временные затраты, связанные с повышением

квалификации, влияют на структуру образа жизни индивида, пока продолжается переобучение. В

период

полной

включенности

людей

в

профессиональную

и

гражданскую

активность

закрепляется их социокультурная дифференциация. При этом, чем меньше социально значимых

контактов с другими видами деятельности предполагает профессия, чем ограниченнее цели

общественной организации, к которой принадлежит индивид, чем уже круг его знакомств, тем

беднее эти субкультуры, тем менее они способствуют повышению уровня его общей культурной

компетентности.

Можно сделать следующие выводы:

1.

В

процессе

социализации

ребенок

осваивает

и

активно

воспроизводит

общественный

социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки,

развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных

норм и правил. Все это невозможно без целенаправленного вмешательства воспитания, которое не

просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу

обеспечивает целенаправленный механизм социализации.

2.

В

процессе

социализации

возможны

сбои,

неудачи,

результатом

которых

является

отклоняющееся поведение, в данном случае, агрессивное поведение в дошкольном возрасте.

3. В последние годы в России трансформируется и размывается ценностно-нормативная система

социальных

отношений,

которая

выступает

основой

социализирующих

процессов

в

детской

субкультуре.

4. Процесс возвращения трудных детей в общество, процесс исправления начинается всегда с

установления контакта с ребёнком, с возникновением диалога.

5. Общество нарабатывает определённые механизмы, структуры и институты, позволяющие в

какой-то

мере

решать

задачи

нейтрализации

деструктивных

воздействий

на

подрастающего

человека

7