Автор: Фомина Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБОУ Центр ППМС "Развитие"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация - одна из основ организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Докладчик:
Педагог-психолог
высшей категории
Фомина И.В.
Социализация - одна из основ организации коррекционно-развивающей
работы с детьми с отклонениями в развитии.
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов
многих
отраслей
научного
знания.
Психологи,
философы,
социологи,
педагоги,
социальные
психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и
стадии, факторы социализации.
Однако
проблемы
социализации
детей
с
ограниченными
возможностями
в
отечественной
литературе
все
еще
не
являются
предметом
специального
исследования.
Хотя
проблема
социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития
весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями
психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких
жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с
другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с
ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с
ограниченными возможностями здоровья. В России частота детской инвалидности за последнее
десятилетие увеличилась в два раза.
Модернизация
современного
российского
образования,
в
том
числе
и
дошкольного,
неразрывно связана с необходимостью освоения нового социокультурного опыта, что происходит
в процессе социализации. Общая категория «социализация» (в культурной антропологии —
«инкультурация») объединяет процессы воспроизведения и изменения паттернов социального
взаимодействия
и
коммуникации,
связанные
с
трансляцией,
освоением
и
использованием
социокультурного
опыта.
По
содержанию понятия
«социализация»
и
«инкультурация»
перекрывают
друг
друга,
поскольку
означают
трансляцию
и
освоение
людьми
опыта
существования в жизненной среде, культурном пространстве и времени; умения использовать
артефакты
-
вещи,
идеи
и
образы,
символические
структуры,
технологии,
нормативные
и
ценностные образования; навыков взаимодействия и коммуникации.
Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения
собственным
телом
и
элементами
непосредственной
жизненной
среды
и
продолжается
всю
жизнь. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без него не может
существовать
как
член
общества.
Понятие
же
«социализация»
связывается
с
освоением
социальных норм.
В
процессах
социализации
и
инкультурации
принято
выделять две основных стадии:
первичную
или
детскую
(включая
подростковый
возраст)
и
вторичную,
или
социализацию
взрослых (включая все виды ресоциализации).
На
первом
этапе
дети
впервые
осваивают
самые
распространенные,
жизненно
необходимые элементы социокультурного опыта.
Задача взрослых как агентов социализации — помочь новому поколению сформировать
навыки, имеющие первостепенную значимость для повседневной социокультурной жизни.
Задача детей — максимально полно овладеть «азбукой культуры», т.е. знать и понимать свое
ближайшее окружение, уметь обращаться с его элементами.
Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые
минимизируют степень риска при использовании детьми приобретенного опыта в повседневных
контактах. Показательным примером такого рода может служить игра.
В
ходе
ранней
социализации
роль
взрослых
в
отношениях,
связанных
с
трансляцией
социокультурной информации и контролем над ее использованием, является доминирующей
1
вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному воспроизведению
определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как
один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность социокультурной жизни.
Основные
черты
второй
стадии
социализации
обусловлены
правом
индивида
на
самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать
полученные знания и навыки для достижения жизненно важных результатов; расширяются его
возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для
других;
ему
позволено
участвовать
во
взаимодействиях,
результатами
которых
могут
стать
социальные
и
культурные
изменения.
Во
всех
этих
ситуациях
индивид
должен
уже
сам
контролировать степень риска при выборе направлений и форм активности.
Таким образом, первый уровень социализации способствует сохранению стереотипных
черт повседневной социокультурной жизни, поскольку трансляция старшим и воспроизведение
новым
поколением
уже
имеющихся
культурных
паттернов
контролируют
возникновение
и
диффузию инноваций. Второй уровень обеспечивает членам общества возможность принять на
себя ответственность за экспериментирование с артефактами, за внесение в жизненную среду
изменений
различного
масштаба.
В
то
же
время
на
этом
уровне
существуют
специальные
институты социализации не только обеспечивающие членов общества социально необходимыми
знаниями
и
навыками,
но
и
осуществляющие
контроль
над
их
адекватным
освоением
и
использованием.
Социализация
ребенка,
предпосылка
его
трансформации
во
взрослую,
способную
к
полноценному участию в социокультурной жизни личность, составляет одну из центральных
предметных областей анализа процессов, происходящих в обществе и культуре, объединенными
средствами социологии и культурной антропологии.
Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и навыков, необходимых ему
для
существования
в
ближайшем
окружении,
которое
следует
рассматривать
в
его
как
социальном, так и культурном измерениях.
На первой стадии детский опыт формируется в процессах взаимодействия ребенка с его
взрослым
окружением
на
базе
врожденных
свойств.
Взрослые
обучают
его
социально
приемлемому поведению, оперированию артефактами, умению руководствоваться нормами и
ценностными критериями, навыкам социокультурной идентификации, интерпретации символов,
пользования различными культурными кодами. Все это осуществляется путем непосредственной
трансляции такого опыта от старшего поколения к младшему, от культурно компетентного — к
необученному и неосведомленному.
В социальных науках детство понимается не как самодостаточная стадия индивидуального
существования,
а
как
период
социокультурной
подготовки
человека
к
взрослой
жизни
полноправного члена общества.
Взрослым индивид считается в случае наличия у него следующих характеристик:
-
достижение
необходимой
степени
зрелости
организма,
как
правило,
превышающей
наступившую способность к воспроизведению потомства;
- овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и
общественного разделения труда;
- овладение достаточными знаниями и социальным опытом через участие в различных
социокультурных группах и знакомство с различными культурными кодами;
- принадлежность к одной из социальных позиций, характерных для взрослых членов
определенного социального слоя.
Первичная социализация
В рамках изучения социализации большое внимание уделяется периоду раннего детства. До
сих пор в социально-научных кругах существуют сторонники представления о том, что детский
опыт
является
определяющим
для
всего
последующего
существования
индивида.
Благодаря
многочисленным
сравнительно-культурным
исследованиям
накоплен
обширный
материал,
относящийся к телесной социализации ребенка — длительность и регулярность кормления,
купания, способ пеленания, гигиенические навыки и т.п. Полученные результаты послужили
основанием
для
установления
функциональных
зависимостей
личностных
характеристик
от
паттернов физических взаимодействий младенца и взрослых.
2
Часто утверждается, что культурные стереотипы, навязываемые ребенку без возможности
выбора при удовлетворении его потребностей и осваиваемые впервые, оставляют глубокий след
на всю жизнь, определяя существенные личностные черты. В рамках классического психоанализа
детский опыт также рассматривается как основа формирования личности и индивидуального
образа жизни на протяжении всего жизненного цикла.
Изучение детского опыта закладывает основания для анализа освоения социокультурного
окружения личностью вообще. В исследовании детства можно выделить три основных акцента:
- ребенок как «объект» социализации;
- ребенок как «субъект» в отношениях с другими;
- культура с позиции детского опыта.
Последний аспект исследования является достаточно новым. Его появление обусловлено
социокультурными
трансформациями,
характерными
для
мировой
культуры,
связанными
с
модернизационными изменениями. В этой ситуации плюрализации мировоззрений, усложнения
общественных отношений и интенсификации социокультурной динамики все более актуальным
становится
изучение
микропроцессов,
которые
реализуются
на
уровне
повседневной
жизни
людей.
Формирование
именно
такого
интеллектуального
контекста
породило,
в
частности,
интерес к микроизменениям культурных образцов при их освоении в детстве и дальнейшем
использовании во взрослом возрасте, а также к формированию личностных и микросредовых
предпосылок для освоения нового и инновационных поисков.
С этих трех точек зрения изучение процессов освоения социокультурного опыта на ранних
стадиях жизненного цикла, или в процессах первичной социализации, связано с решением таких
проблем, как новая интерпретация способностей человека к научению; соотношение врожденного
и
заученного
в
генезисе
форм
детской
активности;
структуры
процессов
социализации
от
момента рождения до рубежа «взрослости».
Начиная
с
80-х
гг.
прошлого
столетия
особое
внимание
уделяется
коммуникативным
аспектам
первичной
социализации
в
контексте
отношений
детей
с
родителями,
начиная
с
рождения и до момента овладения членораздельной речью.
В качестве показательных рассматриваются такие коммуникативные ситуации, как «мать –
ребенок», «родители – ребенок», «незнакомые – ребенок». Выяснено, что недостаток внимания к
ребенку в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. В
то же время доказано, что телесный контакт младенца с матерью положительно влияет на его
интеллектуальное
развитие.
При
этом
оказалось,
что
кормления
и
гигиенического
ухода
недостаточно,
чтобы
сформировались
значимые
предпосылки
для
дальнейшей
успешной
социализации ребенка. Необходимо, чтобы родители разговаривали, играли с ним, создавали
позитивную межличностную среду. Особое значение в этот период имеет «эффект Пигмалиона»,
т.е.
поощрение
ребенка
к
таким
проявлениям
поведения,
которые,
по
мнению
родителей,
соответствуют
его
позитивному
образу.
По
результатам
некоторых
исследований,
ребенок
начинает реагировать на это с трехмесячного возраста.
Опыт сравнительно-культурных исследований сделал очевидной научную и практическую
значимость
изучения
процессов
ранней
социализации.
Сравнения
позволили
теоретически
интерпретировать наблюдаемые в различных культурах и субкультурах особенности проявлений
отношений между родителями и детьми и их связь с воспроизведением определенных культурно-
специфичных черт.
Так, использование шкалы «разрешение-запрещение» позволило построить формальную
схему оценки одновременного влияния на поведение ребенка двух параметров родительского
отношения: теснота и характер контактов, с одной стороны, и частота применения разрешения
или запрещения - с другой.
В соответствии с первым параметром выделяются четыре типа отношения родителей к
ребенку:
понимание,
теплота,
любовь;
враждебность
и
агрессивность;
индифферентность;
контроль.
По второму параметру устанавливается четырехбалльная шкала оценки соответствующих
проявлений:
редко
(в
исключительных
случаях);
иногда;
часто;
всегда
(по
большей
части).
Переменная
родительского
контроля
имеет
следующие
значения:
отсутствующий,
слабый,
твердый, следящий, ограничивающий автономию.
3
В
соответствии
с
этой
схемой
осуществляются
интерпретация,
объяснение
и
прогнозирование поведения, интеллектуальных, эмоциональных реакций ребенка в ситуациях,
где ось «разрешение – запрещение» является определяющей.
Анализ
полученных
данных
позволил
не
только
выявить
распределение
в
различных
обществах типов первичной семейной социализации и определить доминирующий в каждом из
них тип. Он помог также интерпретировать и прогнозировать поведение взрослых индивидов в
повторяющихся социокультурных ситуациях, допускающих свободу выбора.
До
сих
пор
среди
исследователей
существуют
серьезные
расхождения
по
поводу
соотношения отдельных индивидуальных свойств и средовых воздействий в процессах научения.
Одни считают, что способности человека и базирующиеся на них навыки — особенно в раннем
детстве
—
формируются
в
соответствии
с
естественным
развитием
генетически
предопределенных механизмов. Другие утверждают, что ребенок обучается во взаимодействиях с
окружением, и в этом контексте у него формируются не только навыки, но и способности.
Результаты эмпирических исследований, проведенных еще М. Мид и Ж. Пиаже, опровергли
мнение
Леви-Брюля
и
его
сторонников,
уподоблявших
мышление
ребенка
и
«дикаря».
Независимо друг от друга они пришли к обоснованному выводу о том, что представления ребенка
в бесписьменных культурах реалистичнее, чем у взрослых, дети не приписывают случайным
событиям
сверхъестественного
значения;
им
не
свойственна
анимистическая
интерпретация
событий
и
т.п.
Мистификация
природного
и
искусственного
окружения
-
производная
взаимодействий с ним взрослых, а не детей, и характерна для всех, исторических периодов, а не
только «первобытных» обществ.
Что касается овладения родным языком, то исследования показали, что дети не учат его в
специфично лингвистическом понимании слова. Они осваивают стереотипные схемы и стили
вербального
поведения,
позволяющие
им
компетентно
участвовать
в
различных
коммуникационных ситуациях.
Внимание исследователей к невербальным формам коммуникации, к их освоению в раннем
детстве,
в
период
от
рождения
до
овладения
членораздельной
речью
вполне
объяснимо.
Поскольку в этот период контакты ребенка с окружением носят невербальный характер, жесты,
мимика,
позы
позволяют
более
четко,
чем
при
наблюдении
за
взрослыми,
определять
их
корреляцию с переживаниями и формированием коммуникативных механизмов. Сравнительные
исследования обеспечивают дополнительную информацию для понимания общих и специфичных
структурных,
функциональных,
символических
особенностей
невербальной
коммуникации
в
процессах
ранней
социализации
в
различных
культурах.
В
качестве
важных
невербальных
коммуникативных
средств,
используемых
ребенком,
выделяются
мимика,
выражение
глаз,
улыбка;
доверительное
интонирование;
жестикуляция.
Сейчас
постепенно
складывается
своеобразный «словарь» такого невербального «языка».
Особой темой в изучении освоения детьми социокультурного опыта является осмысление
формирования
избирательности
ребенка
по
отношению
к
окружению.
Показателями
такой
избирательности на довербальном уровне являются комплексные реакции оживления или страха,
проявляемые
ребенком
по
отношению
к
различным
людям,
предметам,
ситуациям.
Было
выявлено, что избирательное поведение начинается у ребенка в двухмесячном возрасте, причем
навыки узнавания, различения знакомого и незнакомого формируются намного раньше, чем страх
перед незнакомым. Кроме того, согласно наблюдениям, дети боятся не всех чужих, а выборочно.
Вопрос о причинах страха перед незнакомыми людьми и одновременного любопытства к
ним остается до сих пор нерешенным, а ответы на него носят гипотетический характер. Одни
исследователи считают страх такого рода врожденным свойством, аргументируя это тем, что он
проявляется у детей, не имевших негативного опыта контактов с «чужими». Другие полагают, что
эта реакция имеет внешнюю обусловленность. Однако обе стороны сходятся на предположении
об исходящих от людей сигналах (неизвестной пока природы), одни из которых вызывают
настороженность,
а
другие
—
расположение.
Личное
знакомство,
как
установлено,
в
значительной
степени
блокирует
тревожность.
Этим
объясняется
наличие
и
устойчивость
первичных социальных сетей — семейных и дружеских связей. Характерная для них низкая
степень напряженности, обусловленная непосредственными и частыми контактами, гарантирует
их участникам чувство личностной безопасности, а нередко и комфорта. Но это пока всего лишь
4
предположение, поскольку пока не выяснено, в соответствии с какими сигналами осуществляется
дифференциальная избирательность людей по отношению друг к другу.
Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию ребенка, на
подготовку его к инициативам и рискам, важное место принадлежит игре. В игровых ситуациях
самостоятельность ребенка поощряется, однако ее последствия остаются в зоне личностной
безопасности.
В
игровых
ситуациях
самостоятельность
ребенка
поощряется,
однако
ее
последствия остаются в зоне личностной безопасности. В то же время фиксированные правила,
свойственные даже ролевым играм, обеспечивают детям образцы для подражания в процессах
освоения определенных культурных навыков, которые можно разделить на следующие типы:
- физические игры, развивают моторную активность;
- стратегические игры, тренируют способность прогнозировать возможные результаты и
собственные шансы в их достижении;
-
стохастические
игры,
приучают
ребенка
к
возможности
встречи
со
случаем,
непредвиденностью, риском;
- ролевые игры, помогают ребенку освоить технологии перехода из одних стандартных
социокультурных ситуаций в другие.
В играх выделяется специальное социокультурное пространство для развития способности к
обучению, фантазии, воображения. Здесь ребенок учится проверять и воспроизводить реальность
через модели, имитирующие ситуации повседневной жизни.
Важное
место
в
процессах
первичной
социализации
принадлежит
освоению
трудовых
навыков и формированию привычки к труду. Культуры различаются с точки зрения возраста, в
котором
ребенок
вовлекается
в
социально
полезную
деятельность.
И
соответственно
по
конфигурации детского образа жизни (соотношения в нем игры, обучения, труда и праздности). В
условиях модернизации этот аспект социализации представляется особенно важным. Динамизм
современных
технологий,
экономической
конъюнктуры,
дифференциации
общественного
разделения
труда
обусловливает
существенные
изменения
в
соответствующей
области
социализации.
Итак, многочисленные сравнительные исследования доказывают правомерность допущения
о влиянии детского опыта на последующий образ жизни человека, стереотипных элементов
социализации на воспроизведение культурных стереотипов. Тем не менее, сегодня исследователи
не склонны, как, скажем, в период с 1920-х до начала 1960-х гг. двадцатого века, преувеличивать
значимость этого влияния. Изучение индивидуального жизненного цикла, психобиологических и
культурных особенностей его различных стадий занимает одно из центральных мест в культурной
антропологии, особенно в ее психологической ветви. И уже сегодня существует теоретическая
позиция, находящая все более широкое распространение в науках об обществе и культуре, что
личностные характеристики существенным образом меняются на протяжении индивидуального
жизненного
цикла
и
что
приобретенные
в
детстве
черты
вполне
могут
быть
полностью
вытеснены или трансформированы в более зрелом возрасте.
Социализация после детства
Освоение социокультурного опыта не ограничивается детским периодом. Оно с различной
степенью интенсивности не раз происходит в течение индивидуального жизненного цикла и тоже
называется социализацией.
В самом общем виде под социализацией после детства понимается совокупность культурно
оформленных и социально установленных процессов приобретения людьми знании и навыков,
необходимых для адекватного, социально приемлемого участия в социокультурной жизни.
В этом случае можно говорить о необходимом уровне культурной компетентности человека,
о его умении быть эффективным в стандартных ситуациях взаимодействия и коммуникации;
выражать личностно значимые переживания и побуждения в культурно допустимых формах;
определять
нормативные
границы
собственной
активности
и
меру
ответственности
за
их
соблюдение или нарушение.
Социализация — это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор
поддержания социальности.
5
Ранняя (первичная) социализация обеспечивает основные предпосылки для дальнейшего
освоения сложной социокультурной среды: социальной структуры и стратификации, культурных
кодов,
образцов
организованной
активности.
Социализация
в
этом
случае
основывается
на
врожденной способности человека к физической активности.
Уровню образного освоения окружения соответствуют навыки выявления из окружения
сложных форм и планов, начиная от самого общего фона («образ мира», «определение ситуации»)
и
кончая
подвижными,
неустойчивыми
единицами
восприятия
на
этом
«фоне».
За
операциональную единицу можно принять образ, благодаря которому люди имеют возможность
воспринимать окружение с различной степенью обобщенности и устойчивости. Социализация на
этом
уровне
основывается
на
врожденной
способности
человека
к
формированию
и
распознаванию образов.
Уровню
когнитивных
процессов
соответствуют
навыки
доэмпирического
оперирования
знаками и символами, а также навыки обобщения количественных и качественных характеристик
окружения.
Возможности
социализации
обеспечиваются
врожденной
интеллектуальной
способностью человека.
Оценочному уровню соответствуют навыки дифференциации человеком предпочтений в
отношении собственных переживаний, элементов и состояний окружения, способов и результатов
активности — своей и других людей. В качестве операциональных единиц используются оценки,
базирующиеся
на
чувствах
удовлетворенности
или
неудовлетворенности.
Первое
из
них
побуждает
человека
удерживать
имеющееся
положение
дел,
а
второе
—
изменять
его.
Социализации подлежит врожденная способность человека относиться к окружению выборочно.
По времени процесс социализации можно разделить на несколько стадий.
Первый период принято называть первичной социализацией. Она связана с освоением на
базе раннего детского опыта социально обязательных повседневных знаний и навыков. В это
время такое освоение становится ведущим модусом (от лат. modus — мера, способ, образ,
вид),образа жизни ребенка. Это происходит в таких общественных институтах как детские
дошкольные и школьные учреждения. Ребенок уделяет пребыванию в них значительную часть
времени и усилий. Начальное представление о социальной стратификации приобретается в этот
период через сети семейных связей, контакты с детьми из разных слоев общества, воспитателями
и
преподавателями.
Происходит
также
интеграция
в
субкультуру
сверстников
—
сначала
в
детскую, а затем подростковую и молодежную.
Второй период — это профессиональная социализация. Она предполагает овладение
специализированными
трудовыми
знаниями
и
навыками,
первоначальное
знакомство
с
соответствующей профессиональной субкультурой. В образе жизни молодых людей на этом этапе
профессиональная подготовка является ведущим модусом, институционально предполагающим
значительные
затраты
индивидуальных
усилий
и
времени.
Общественными
институтами,
обеспечивающими соответствующие знания и навыки, являются специальные учебные заведения
- высшие и средние. Здесь начинается культурная дифференциация молодых членов общества,
поскольку
они
приобщаются
к
разным
областям
системы
общественного
разделения
труда,
характеризующимся
специфичными
для
них
знаниями,
навыками,
профессиональными
традициями. Социализация общекультурного характера в этот период осуществляется, во-первых,
как обретение индивидом нового, уже не детского статуса в семье; во-вторых, как освоение
разнообразных культурных паттернов за счет расширения круга социальных контактов; в-третьих,
путем обсуждения и интерпретации нового жизненного опыта в рамках молодежной субкультуры.
Третий
период
характеризуется
включением
индивида
в
систему
общественного
разделения
труда.
В
этом
случае
социализация
подразумевает
овладение
необходимыми
знаниями и навыками на рабочем месте, попытки соединить с ними приобретенный ранее опыт, а
также
адаптацию
в
профессиональной
субкультуре.
Работа
в
этот
период
на
долгие
годы
становится
ведущим
модусом
в
образе
жизни
индивида.
Он
становится
полноправным
гражданином,
и
его
трудовая
и
гражданская
социализация
осуществляется
уже
не
на
базе
специальных институтов, а во взаимодействиях и коммуникациях, соответствующих ситуациям,
типичным для образа жизни взрослого человека.
В профессиональной социализации этого периода целесообразно проводить различие между
первоначальной адаптацией на рабочем месте и повышением квалификации. В первом случае
6
социализация
осуществляется
в
непосредственной
трудовой
среде.
Для
второго
случая
существуют институциональные формы, которые отличаются от первых двух этапов обучения
фокусированием на узкой профессионализации. Временные затраты, связанные с повышением
квалификации, влияют на структуру образа жизни индивида, пока продолжается переобучение. В
период
полной
включенности
людей
в
профессиональную
и
гражданскую
активность
закрепляется их социокультурная дифференциация. При этом, чем меньше социально значимых
контактов с другими видами деятельности предполагает профессия, чем ограниченнее цели
общественной организации, к которой принадлежит индивид, чем уже круг его знакомств, тем
беднее эти субкультуры, тем менее они способствуют повышению уровня его общей культурной
компетентности.
Можно сделать следующие выводы:
1.
В
процессе
социализации
ребенок
осваивает
и
активно
воспроизводит
общественный
социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки,
развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных
норм и правил. Все это невозможно без целенаправленного вмешательства воспитания, которое не
просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу
обеспечивает целенаправленный механизм социализации.
2.
В
процессе
социализации
возможны
сбои,
неудачи,
результатом
которых
является
отклоняющееся поведение, в данном случае, агрессивное поведение в дошкольном возрасте.
3. В последние годы в России трансформируется и размывается ценностно-нормативная система
социальных
отношений,
которая
выступает
основой
социализирующих
процессов
в
детской
субкультуре.
4. Процесс возвращения трудных детей в общество, процесс исправления начинается всегда с
установления контакта с ребёнком, с возникновением диалога.
5. Общество нарабатывает определённые механизмы, структуры и институты, позволяющие в
какой-то
мере
решать
задачи
нейтрализации
деструктивных
воздействий
на
подрастающего
человека
7