Напоминание

Информационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы как фактор оперативного управления качеством образования из опыта работы

Автор: Белан Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №12"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Информационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы как фактор оперативного управления качеством образования из опыта работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Информационные образовательные технологии в преподавании русского языка и

литературы

как фактор оперативного управления качеством образования

Если бы компьютер не был изобретен как техническое

устройство, его следовало бы создать специально для целей образования.

Энтони Маллан

Если говорить об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка, то

уже наш первый опыт убедил в целесообразности их использования для дифференцированного

тренинга на уроках, который оказывает значительную помощь учителю в работе как с менее

подготовленными учащимися, так и с более сильными. Возможности компьютера позволяют

ранжировать материал по степени трудности, кроме того, для продвинутых учеников имеется

дополнительный

блок

материала,

включающий

и

теоретическую

подготовку,

расширение

лингвистического

кругозора,

и

творческие

задания,

и

самостоятельное

знакомство

с

дополнительными источниками информации, данными в ссылках.

На уроках литературы возможности для использования компьютера еще шире. В своей

практике мы испробовали многие формы работы, включающие применение информационных

образовательных технологий:

- создание мультимедиа презентаций ( по биографии писателя, по отдельному произведению,

по ряду произведений, о литературных направлениях и методах) в группах и индивидуально.

Меняющиеся вовремя слайды, ещё и со звуковым оформлением не оставляют равнодушными

ни одного ученика: они усиливают эмоциональное восприятие звучащего текста, позволяют

сосредоточиться на нём и не тратить время и место на оформление всего этого на доске;

- тестирование по разным разделам литературы, включая тестовую технологию единого

государственного экзамена по литературе;

- компьютерная графика (создание иллюстраций к произведениям, построение ряда цветовых

ассоциаций к поэтическим произведениям);

- выпуск литературных бюллетеней и альманахов;

- создание слайд-фильмов с использованием видео- и аудиоматериалов;

- метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Таким

образом,

можно

выделить

следующие

преимущества

использования

компьютерной

технологии на уроках:

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объёма выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet;

5. повышение мотивации и познавательной активности за счёт разнообразия форм работы,

возможности включения игрового момента: вставишь правильно буквы – продвинешь ближе к

цели сказочного героя;

6. интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей

работы

на

ПК,

делая

при

этом

процесс

обучения

более

интересным,

разнообразным,

интенсивным;

7. этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить

способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы

обучения, стимулируют его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера;

8. применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю

за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех

учащихся и своевременно её скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня

трудности задания для конкретного ученика;

9. для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация не потеряла

свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно,

например, при устном опросе;

10. освоение учащимися современных информационных технологий, что дает возможность для

учащихся проявить свои творческие способности.

Но наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким

урокам,

так

и

во

время

их

проведения.

Среди

них

можно

выделить

в

первую

очередь

материально-техническое оснащение кабинета литературы компьютерной техникой, разработку

и создание соответствующего методического обеспечения, разработку методик использования

компьютерной техники в практической деятельности учителя-словесника и организацию курсов

по использованию информационных технологий для учителей гуманитарного цикла. Также при

недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку

характеристик

ПК.

Существует

также

вероятность,

что,

увлёкшись

применением

ИКТ

на

уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

И всё же, мы считаем, что уникальность средств ИКТ в том, что они обеспечивают

незамедлительную обратную связь между обучаемым и средством обучения; дают возможность

обработать большой объём информации за малые промежутки времени и хранят её в базах и

банках

данных,

а

также

передают

при

необходимости;

наглядно

представляют

на

экране

изучаемый объект, процесс в виде моделей и геометрических интерпретаций; организовывают и

оперативно

управляют

учебной

деятельностью

и

осуществляют

контроль

за

результатами

усвоения знаний.