Напоминание

""Возможность применения балансировочного комплекса "Learning Breakthrough Kit" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ".

Автор: Сухоручко Светлана Николаевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Кущёвская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ""Возможность применения балансировочного комплекса "Learning Breakthrough Kit" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: Сухоручко Светлана Николаевна

Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3

Должность: учитель-дефектолог

«Возможность применения балансировочного комплекса

«Learning Breakthrough Kit» в коррекционно-развивающей

работе с детьми с ОВЗ».

Уважаемые

коллеги,

статья

посвящена

довольно

новому,

очень

необычному

комплексному

и

эффективному

методу

работы

с

балансировочной

доской

«Learning

Breakthrough

Kit»

и

дополнительному

оборудованию к ней.

Все мы знаем с известный постулат –«Движение-это жизнь, движение-

это красота, движение-это здоровье!»

Движение-обогащает

мозг

кислородом

и

является

основой

благоприятного психофизического развития.

И конечно же в начале своей статьи хочется отметить, что в основе

программы

оздоровительной

активности

(мозжечковой

стимуляции)

с

применением

специального

оборудования

«Learning

Breakthrough

Kit»

(Balametrics)

лежит теория

системной

динамической

локализации

ВПФ

Александра Романовича Лурия.

Согласно этой теории организация головного мозга включает в себя

три блока: энергетический блок-отвечающий за поддерживание тонуса; блок-

приёма,

переработки

и

хранения

информации;

блок,

обеспечивающий

программирование, регуляцию и контроль протекания любой деятельности,

расположенный в лобных отделах коры ГМ;

Э т а

т е о р и я

о б р е л а

б ол ь ш у ю

и з в е с т н о с т ь

и

я в л я е т с я

основополагающей

в

нейропсихологии

(новая

отрасль

науки

психологии

,

которая

занимается

исследованием

связей

между

функционированием

головного мозга и психическими процессами).

Опираясь на теорию А.Р. Лурия и согласно анатомическому строению

головного мозга (ГМ) человека, одним из ключевых связующих звеньев ГМ

является

мозжечковая

система.

Она

лежит

в

основе

психофизического

развития ребенка, а нарушения её функционирования в онтогенезе приводят к

различным детским патологиям.

Оборудование

«Learning

Breakthrough

Kit»

(Balametrics)

было

разработано американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад.

Доктор

Бельгау,

является

известным

американским

ученым

Государственного университета, доктором педагогических наук Университета

в Лос-Анджелесе. Он - автор известного бестселлера «A life in Balance:

Discovery of a Learning Breakthrough», посвященного применению методики в

коррекционной работе со школьниками, испытывающими трудности в чтении

и обучении.

Первоначальным и ключевым элементом оборудования «Баламетрикс»

является «балансировочная доска Бельгау». К ее созданию автора подтолкнул

«жизненный

урок

о

возможностях

развития

человеческого

мозга,

произошедший с ним в молодые годы. О нем он упоминает в описании

оборудования. Работая бортинженером на воздушном судне, Френк Бельгау

наблюдал за пилотами во время тестовых полетов. В одном из таких полетов

у самолета отказали два двигателя из четырех. Тогда пилот судна, совершив

практически

невозможный

маневр,

развернул

самолет

и

совершил

благополучно посадку. Такой маневр стал возможным благодаря тому, что в

результате

постоянных

тренировок

и

сверхнагрузок

мозг

этого

пилота

работал

значительно

эффективнее,

чем

мозг

95%

среднестатичтических

пилотов. Его навыки, отточенные в ежедневных тренировках, способствовали

успешному разрешению экстренной ситуации. Это событие произвело на

Бельгау яркое впечатление.

Позже он сформулировал базовый принцип, который лег в основу

создания

его

балансировочного

оборудования:

«Любое

повседневное

действие человека влияет на мозг, создает его структуру и функции.

Н е а к к у р ат н а я ,

н е о р г а н и з ов а н н а я

д е я т е л ь н о с т ь

с о з д а е т

неорганизованную

структуру.

Однако

деятельность

по

развитию

и

совершенствованию

своих

возможностей

напрямую

влияет

на

мозг,

совершенствует мозговые структуры и развивает их».

Т а к

Ф р э н к

Б е л ь г ау

н ач а л

и с с л е д о в а т ь

в о з м о ж н о с т и

совершенствования работы мозга. В начале 1960-х годов он работал в классе

со

школьниками,

испытывающими

проблемы

с

чтением

и

обучением,

и

пытался подобрать для них какую-то физическую активность, которая бы

улучшала

их

обучаемость.

Бельгау

просил

учеников

прочитать

отрывок

стихотворения,

затем

выполнить

определенное

физическое

упражнение,

после которого просил прочитать другой отрывок. Он также просил детей

делать самоотчеты — заметили ли они какую-то разницу, основываясь на

собственных ощущениях. Затем он сравнивал показатели чтения и делал

выводы о влиянии той или иной физического активности на способность к

чтению.

Скоро Бельгау возглавил Лабораторию двигательной и зрительной

перцепции в Хьстонском университете. Там доктор проводил программу по

преодолению

трудностей

чтения

и

обучения

для

родителей

и

детей.

Интересно то, что в программе участвовали преимущественно родители-

ученые, которые трудились в области космических исследований НАСА. Их

инсайты и озарения направили внимание Бельгау на влияние способности к

удержанию

равновесия

и

работы

вестибулярной

системы

в

целом

на

способность к обучению. Так доктор Бельгау создал свою балансировочную

доску.

Сегодня

оборудование

Бельгау

активно

используется

в

США

для

коррекции проблем детского развития, также набирает известность во всем

мире, в том числе и в России.

По

мнению

учёных,

большое

количество

трудностей

обучения

вызваны нарушениями сенсорной интеграции.

Сенсорные

системы

тесно

связаны

друг

с

другом

и

принимают

одновременное участие в различных видах деятельности. Важно, чтобы мозг

умел обеспечивать их одновременное эффективное взаимодействие, для того,

чтобы дать «адаптивный ответ» на внешний раздражитель.

Когда интеграция всей разнородной информации дает сбой, ребенок

будет

испытывать

трудности

в

обучении,

демонстрировать

неадекватное

ситуации поведение, что в целом приводит к дезадаптации в социуме.

Упражнения по мозжечковой стимуляции построены таким образом,

что задействуют и интегрируют одновременно такие системы, как моторная,

зрительная, тактильная, слуховая, вестибулярная система, а также функции

моторного планирования.

Слаженная

работа

данных

систем

является

крайне

важной

для

овладения ребенком бытовых и сложных двигательных программ. Например,

интеграция

зрительно-моторных

систем

приводит

к

развитой

зрительно-

моторной

координации,

которая

обеспечивает

работу

таких

моторных

программ, как езда на велосипеде, плавание, копирование по образцу, графо-

моторные навыки в целом, письмо и т. д.

Во

время

занятия

ребенок

выполняет

определенные

упражнения,

задействующие те или иные сенсорные системы. Выбор сенсорных систем и

сложность

их

интеграции

регулируется

специалистом

путем

подбора

соответствующего оборудования.

Например,

использование

мешочков

в

работе

дает

не

только

зрительную и моторную информацию, а также слуховую. Когда ребенок

подбрасывает мешочек, он слышит звук в момент соприкосновения мешочка

с ладонью. При совместном выполнении упражнения в паре, синхронизация

выполнения

по

звуку

(одновременное

подбрасывание

мешочка

с

одновременным

касанием

ладони)

может

быть

отдельной

развивающей

задачей упражнения.

Чем больше связей будет установлено между различными сенсорными

системами, тем выше будет их прочность и устойчивость, тем успешнее будет

ребенок выполнять развивающие и обучающие задачи.

Доктор

Ф.Бильгау

проводил

исследования

по

изучению

влияния

применения

балансировочной

доски

на

способность

к

обучению

и

в

описательном

проспекте

указал

возраст,

с

которого

можно

начинать

проведение

занятий

с LBK

4.5-8

лет,

однако

практика

показывает,

что

возможность

применения

тренажера

с

учётом

дополнений

к

комплексу

разработанных ассоциацией детских нейропсихологов г. Москвы позволяет

применять уже с 3х летнего возраста.

Возраст

ребёнка

влияет

не

только

на

эффективность

метода

мозжечковой стимуляции, но и на качественную составляющую показателей.

В

возрасте

3-4

лет

(при

использовании

дополнения)

у

детей

наблюдается:

-Улучшение крупной и мелкой моторики,

-Улучшение координации;

-Развитие навыка удерживать баланс тела;

-Снижение гравитационной неуверенности;

-Формирование знаний цветов, размеров, геометрических фигур;

-Развитие умения копировать деятельность (подражать), осваивать её

по образцу.

В возрасте 4-5 лет:

-Улучшение крупной и мелкой моторики;

-Развитие зрительно-моторной координации;

-Улучшение координации, удержания баланса тела;

-Улучшение артикуляционного аппарата и речевого аппарата в целом;

-Снижение гравитационной неуверенности;

В возрасте 5-7 лет наблюдается:

-Освоение

различных

видов

разнонаправленных

движений

(велосипед, лыжи, коньки, плавательные движения);

-Развитие зрительно-пространственных представлений;

-Улучшение

координации,

показателей

внимания

таких

как:

переключаемость, концентрация, объём, распределение;

-Повышение самоконтроля и саморегуляции;

-Стабилизация эмоционального фона ребёнка;

-Снижение гравитационной неуверенности.

Практика применения комплекса в коррекционно-развиваюшей работе

показывает, что положительная динамика в развитии ребенка появляется уже

после 15-20 занятий.

На основе описательного проспекта с применением комплекса LBK

предложенным

Ф.Бильгоу

специалистами

Ассоциации

дет ских

нейропсихологов

г.

Москвы

была

разработана

методология

и

принципы

построения коррекционно-развивающей программы:

Сотрудники

ассоциации

разработали

и

апробировали

блоки

и

упражнения занятий основывающиеся на принципах программы:

«От простого к сложному»;

«Оптимальный уровень сложности»;

«Поэтапное освоение»;

«Усложнение инструкции»;

«Би-моно-попеременно»;

«Направленности движений»;

«Новизны».

Опираясь

на

описанные

выше

принципы

строения

коррекционно-

развивающей

работы

с

применением

комплекса,

разработана

программа

мозжечковой

стимуляции

для

детей

от

лет,

которая

доказала

свою

эффективность. Данная программа состоит из 6 блоков упражнений, каждый

из которых посвящён элементам оборудования комплекса.

1 БЛОК «Освоение балансировочной доски Бельгау»;

2 БЛОК «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;

3 БЛОК «Комплекс с мячом-маятником»;

4 БЛОК «Комплекс упражнений с цветной планкой»;

5 БЛОК «Комплекс упражнений с доской с цифрами и накладками»;

6БЛОК

«Комплекс

упражнений

с

использованием

стенда

с

кубиками»;

7 БЛОК «Комплекс упражнений с кольцебросом»;

В дополнение к данным блокам я использую комплексы упражнений:

с балансировочной подушкой и полусферой;

с игрой «Дарсинг» (с теннисными мячиками на липучках);

с балансиром «Бесконечность» («Восьмёрка»), дети называют его

«Очки».

Успешно

применяю

комплексы

упражнений

в

практической

коррекционно-развивающей

деятельности

с

детьми (на саморегуляцию и

самоконтроль).

В

ходе

практических

упражнений

с

кольцебросом

,

как

стимул

использую

загадки

на

определение

цвета,

отгадывая

загадку,

ребёнок

определяет на какой колышек накинуть колечко, тут же можно и усложнять

задачу (на ориентацию -накинь колечко на колышек «слева» от середины,

«справа», «снизу», «сверху»).

Заключение

Уважаемые коллеги, я использую упражнения вместе с программой

мозжечковой стимуляции для того чтобы разнообразить занятия и вложить

как можно больше смысла в одну единицу времени. Данные упражнения

развивают

не

только

вестибулярный

аппарат,

но

и

слуховое

восприятие,

зрительно-моторные реакции, а также развитие речи вместе с комплексом

ЛБК координации и проприоцепции.

Почему мне нравиться развивать воспитанников с применением

комплекса?

Потому, что стоя на доске ребенок никуда не уходит он находится в

движении и его тело насыщается движениями в проприоцепции баланса и

может сосредоточится. Эти упражнения проходят интересно и весело ребёнок

будет развивать свой богатый лексический запас, речевую креативность, при

этом он будет внимателен и сосредоточен.