Напоминание

"Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по развитию лексического строя речи с применением дидактической игры"

Автор: Исадская Елена Викторовнв
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по развитию лексического строя речи с применением дидактической игры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного

возраста с ОНР III уровня по развитию лексического строя речи с

применением дидактической игры

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшего

дошкольного возраста с ОНР III уровня по развитию лексического

строя речи с применением дидактической игры

Актуальность.

Результаты исследования речи детей старшего дошкольного возраста с

ОНР III уровня показали, что работу по развитию лексического стоя речи

можно

расширить

за

счет

включения

дидактических

игр

и

за

счет

их

систематизации.

Это

позволит

более

качественно

проводить

работу

над

развитием

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Посредством

применения

игры

и

отдельных

игровых

действий

в

ходе

занятий

можно

преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми,

имеющими речевые нарушения.

Именно

поэтому

становится

актуальным

разработка

сборника

дидактических игр по развитию лексического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Цель формирующего эксперимента: разработка и апробация сборника

дидактических игр по развитию лексического строя речи у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи формирующего эксперимента:

-

систематизировать

дидактические

игры

в

соответствии

с

темами

фронтальных логопедических занятий по развитию лексико-грамматического

строя речи;

-

разработать сборник дидактических игр по развитию лексического строя речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

-

апробировать сборник дидактических игр в процессе логопедических занятий

в I период обучения (подготовительная группа);

-

провести итоговую диагностику и проанализировать результаты.

Содержание работы по развитию лексического строя речи:

Расширять,

уточнять

и

активизировать

словарь

на

основе

систематизации и обобщения знаний об окружающем.

У ч и т ь

п р а к т и ч е с к о м у

о в л а д е н и ю

с у щ е с т в и т е л ь н ы м и

с

уменьшительными

и

увеличительными

суффиксами;

существительными,

образованными от глаголов.

Обогащать

экспрессивную

речь

сложными

словами,

неизменяемыми

словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Расширять представления о переносном значении и многозначности слов.

Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными

суффиксами,

относительными

и

притяжательными

прилагательными;

прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Способствовать

дальнейшему

овладению

приставочными

глаголами,

глаголами с оттенками значений.

Способствовать

практическому

овладению

всеми

простыми

и

основными сложными предлогами.

Обогащать

экспрессивную

речь

за

счет

имен

числительных,

местоименных форм, наречий, причастий.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Сборник дидактических игр по развитию лексического строя речи у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Целью коррекционной работы является комплексная подготовка детей к

обучению в школе.

Задачи:

развитие и совершенствование самостоятельной, связной речи;

практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

формирование правильного звукопроизношения (воспитание

артикуляционных

навыков,

овладение

слоговой

структуры,

развитие фонематического слуха и восприятия);

подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами.

Фронтальные

логопедические

занятия

в

подготовительной

группе

по

формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

проводятся 1 раз в неделю – 32 занятия.

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по

формированию лексико-грамматических категорий

в подготовительной группе для детей с ОНР (III уровень)

Меся

ц

нед.

Лексическая тема

Тема занятия по формированию лексико-грамматических

категорий и развитию связной речи. Основное содержание.

Количество занятий.

Се

нт

яб

рь

I период обучения (сентябрь, октябрь, 1-ая неделя ноября)

1.

2.

Обследование, знакомство с группой, с логопедическим кабинетом вновь

прибывших детей. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в

обращенную речь.

3.

Осень.

Деревья и

кустарники.

Составление связного рассказа «Осень» по первым словам

в предложении.(1 занятие) Смирнова Л.

Использование в речи глаголов в единственном и

множественном числе.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Именительный падеж единственного и множественного числа

существительных.

Работа с деформированными предложениями.

Согласование относительных прилагательных с

существительными в роде, числе.

4.

Овощи.

Огород.

Составление загадок-описаний.(1 занятие).

Простое

односоставное

и

двусоставное

предложение,

распространениепредложений.

Именительный падеж единственного и множественного числа

существительных.

Понятие «действие». Постановка вопросов к глаголам по

простым предметным картинкам.

Согласование относительных прилагательных с

существительными в роде, числе. Уменьшительно-

ласкательная форма существительных.

5.

Фрукт

ы.

Сад.

Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка», по серии

сюжетных картин. (1занятие)

Закрепление правильного употребления имен

существительных в творительном падеже, умение грамматически

правильно строить свое высказывание.

Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.

Составление сложных предложений с союзом потому что.

6.

Лес осенью.

Грибы и

ягоды.

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» .(1 занятие) Понятие

«признак». Постановка вопросов к прилагательным по

простым предметным картинкам. Именительный падеж

единственного и множественного числа существительных.

Согласование существительных с числительными.

Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

7.

Кто, как

готовится к зиме.

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают

журавли» с помощью опорных сигналов. (1 занятие)

Закрепление предложений отработанных моделей.

Закрепление пройденных грамматических категорий.

Употребление в речи притяжательных прилагательных.

Упражнение в употреблении простых предлогов.

Использование в речи глаголов в единственном и

множественном числе.

8.

Одежда, обувь,

головные уборы.

Словообразование относительных прилагательных (по

материалу, по способу изготовления, по сезону

(1 занятие)

Закрепление предложений отработанных моделей.

Обогащение лексики профессиями людей, изготавливающих

одежду, обувь, головные уборы.

Упражнение в различении и употреблении глаголов одевать -

надевать, одеть – надеть.

Преобразование деформированной фразы.

Н

о

я

б

р

ь

9.

Поздняя осень.

Образование сложных слов методом сложения основ. (1

занятие)

Сопоставление ранней и поздней осени.

Образование родственных слов.

Образование и употребление в речи сложноподчиненных

предложений с придаточными причины.

Упражнение в употреблении творительного падежа

множественного числа существительных с предлогом (с), (со).

II период обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

10.

Домашние

животные.

Составление рассказа «Щенок» с использованием серии

картин. (1 занятие)

Закрепление предложений отработанных моделей.

Закрепление пройденных грамматических категорий.

Составление рассказа по предметным картинкам, по заданному

плану, с помощью вопросов.

11.

Дикие животные

наших лесов, их

детёныши.

Сказка «Как козочка и волк разговаривали». (1 занятие)

Пересказ начала и придумывание концовки.

Упражнение в практическом употреблении увеличительных и

уменьшительных суффиксов. Обогащение речи антонимами,

действительными причастиями настоящего времени типа:

жить - живущий.

В.В. Коноваленко с.31 (2 период)

12.

Посуда.

Продукты

питания.

Пересказ рассказа «Что вкуснее?» (1 занятие)

Смирнова Л.

Образование относительных прилагательных от

существительных.

Употребление предлога для. Составление

предложений со значением

противопоставления.

Употребление глаголов будущего времени.

Составление предложений с однородными членами.

Декабрь

13.

Зима.

Составление рассказа по картине "Река замерзла" (из

серии картин О. И. Соловьевой)(1 занятие) Глухов В.

Усвоение переносного значения слов.

Составление сложных предложений со значением

противопоставления.

Подбор однородных сказуемых.

Образование родственных слов

14.

Зимующие птицы.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных

картин . (1анятие)

Сложносочиненные предложения с союзами «а», «и» типа:

«Совы живут в лесу, а голуби в городе». Простые

распространенные пре6дложения с однородными

подлежащими типа: «В кормушку прилетели…». Согласование

существительных с предлогами: «в», «на», «под», «над», «за».

Родственные слова «корм».

15.

Человек. Части

тела.

Гигиена.

Составление сказки «Великан и Гномик».Смирнова Л. (с

использованием элементов моделирования). (1 занятие)

Образование слов с увеличительными и ласкательными

оттенками.

Образование и употребление в речи сложноподчиненных

предложении с придаточными цели.

Составление и употребление в речи сложных предложений с

предлогом для.

16.

Новый год.

Придумывание сказки по образцу и предложенной

ситуации. Сказка «В гостях у Дедушки Мороза».

(1 занятие)

Обучение творческому рассказыванию.

Обогащение лексики родственными словами, признаками и

действиями к предметам.

КАНИКУЛЫ

18.

Мир морей и

океанов.

Рыбы.

Пересказ рассказа Е.Пермяка « Первая рыбка» с

элементами творчества. (1 занятие). Смирнова Л

Обучение пересказу текста от первого лица без наглядной опоры.

Образование притяжательных. Упражнение в употреблении

сложных предлогов: из-под, из-за, через

19.

Экзотические

животные.

Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от

тигра».(1 занятие) Смирнова Л.

Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивать умение строить высказывание без опорных

сигналов.

Составление сложноподчиненных предложений с союзом

потому что.

20.

Мой город.

Составление рассказа «Дом, в котором я живу» из личного

опыта.(1 занятие) Смирнова Л

Составление распространенных предложений.

Развитие умения строить высказывание, опираясь на готовый

план.

Образование родственных слов.

Употребление существительных множественного числа в

родительном падеже.

Упражнение в употреблении предлогов.

Усвоение степеней сравнения прилагательных.

Ф

е

в

р

а

л

ь

21.

Профессии.

Материалы и

инструменты.

Составление рассказа по Э. Шиму «Своими руками» с

опорой на вопросы и картину. (1 занятие)

Образование существительных от глаголов.

Формирование навыка словообразования.

Усвоение категорий дательного падежа.

22.

Дом.

Строительство

Составление рассказа «На стройке» по коллективно

составленному плану детей. (1 занятие)

Составление сложноподчиненных предложений со словами

потому что.

Словообразование существительных, обозначающих

строительные профессии.

23.

Наша армия.

Составление рассказа « Собака-санитар» по серии

сюжетных картин. (1 занятие)

Словообразование страдательных причастий прошедшего

времени и отглагольных прилагательных типа:

Ранить - раненый боец, перевязать - перевязанный боец.

24.

Комнатные

растения

Пересказ рассказа Н. Нищевой «Аленький цветочек» по

серии сюжетных картин. (1 занятие)

Обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту.

Согласование относительных прилагательных с

существительными в роде, числе.

III период обучения (март, апрель, май)

25.

8 Марта. Семья.

Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем

маму». (1 занятие)

Закрепление изученных грамматических категорий.

Самостоятельное придумывание событий, предшествующих и

последующие событиям, изображенным на картине.

26.

Мебель.

Электроприборы

Пересказ без опоры «Стол».(1 занятие)

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе,

падеже.

Подбор родственных слов.

Образование сложных слов, путем сложения двух основ.

Образование прилагательных суффиксальным способом.

27.

Ранняя весна.

Первоцветы.

Пересказ

сказки

«Чьи

цветы лучше»

Б.

Вовк

с

иллюстрированием на мольберте по ролям.

Развитие

связной

речи,

творческого

воображения,

подражательности.

Образование прилагательных от существительных с помощью

суффиксов.

Употребление существительных в творительном и

родительном падеже единственного и множественного.

28.

Перелётные

птицы.

Составление повествовательного рассказа «Скворечник»

по серии сюжетных картинок.(1 занятие)

Употребление родительного падежа существительных во

множественном числе.

Образование сложных слов.

Образование глаголов при помощи приставок.

Употребление в речи простых и сложных предлогов.

Апрел

ь

29.

Транспорт.

Пересказ рассказа Б.Житкова «Светофор». (1 занятие)

Составление рассказа по плану, по опорным картинкам.

Употребление творительного падежа существительных в

единственном числе).

Образование глаголов с приставкой от глагола "ехать".

Образование

сложных

слов

типа:

четырехколесный,

самолет.

30.

Космос.

Пересказ сказки «Мечта Звездочета» с опорой на план. (1

занятие)

Образование родственных слов.

Употребление множественного числа существительных в

родительном падеже.

Согласование числительных с существительным.

31.

Весна идет.

Составление предложений о «дружбе» по двум опорным

предметным картинкам.(1 занятие). Смирнова Л.

Составления предложений с предлогами над, между, из-за по

предметным картинкам.

Усвоение категории родительного падежа множественного

числа.

32.

Насекомые.

Составление пересказа «Как бабочка летала».

(1 занятие) Смирнова Л.

Составление

сложных

предложений

со

значением

противопоставления.

Употребление

слов

с

увеличительными

оттенками.

Составление предложений пообразцу.

Употребление сложных предложений с союзом потому что.

Усвоение предлогов под, из-под, около.

33.

Праздник

Победы.

Составление рассказа по рисункам детей.(1 занятие)

Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг»,

«победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»;

объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Подбор родственных слов к словам: защита, герой.

34.

Школа.

Книги.

Библиотека.

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

(1 занятие) Смирнова Л.

Образование сравнительной степени прилагательных от

наречий.

Подбор родственных слов.

Составление предложений с предлогами над, между, из-за по

предметным картинкам.

35.

Обследование детей

36.

Особое

место

в

развитии

ребенка

дошкольного

возраста

занимает

дидактическая игра, она имеет большое значение для воспитания в целом.

Она способствует развитию не только речи детей, но и совершенствованию

внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра и язык тесно взаимосвязаны между собой. Игра развивает язык, а

язык

организует

игру.

Главное

предназначение

игр

развитие

ребёнка,

коррекция

того,

что

в

нем

заложено

и

проявлено,

вывод

ребёнка

на

творческое, экспериментальное поведение.

При

развитии

речи

дидактическая

игра

способствует:

пополнению

и

активизации

словаря,

формированию

правильного

звукопроизношения,

развитию связной речи, формированию умения правильно выражать свои

мысли.

Также

необходимо

в

процессе

лексико-грамматических

игр

стремиться пополнять словарный запас детей синонимами и антонимами. А

благодаря

игровой

форме

процесс

обучения

происходит

доступно

и

интересно для детей дошкольного возраста.

Использование

дидактических

игр

способствует

решению

следующих

задач:

- побуждать детей к общению друг с другом;

- закреплять навык пользования инициацией при общении;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать лексический строй языка.

Дидактические игры являются отличным средством для развития речи у

детей. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области

педагогических н а у к и

больших

затрат

в

подготовке

игры.

Проводить

дидактические игры могут не только логопеды и воспитатели, но и родители в

домашних

условиях.

Для

этого

необходимо

рассмотреть

особенности

проведения дидактической игры.

Особенности проведения дидактической игры

Одним

из

методов

обучения

детей

дошкольного

возраста

являются

дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры созданы с

целью обучения и воспитания детей, посредствам игры, это и есть главная их

особенность. Именно поэтому дидактическая игра ценный метод обучения, в

игре дети лучше усваивают сложный материал и это не единственный плюс

этого

метода.Большинство

исследователей

определили

такую

структуру

дидактических игр:

-обучающая задача;

-игровое действие;

-правила;

-окончание игры.

Игровые действия – это игровые манипуляции с игрушками, предметами

или картинками; поиск предмета и его местонахождение; загадывание и

отгадывание; выполнение ролей; соревнования; особые игровые движения

(например,

хлопки

в

ладоши).

Игровое

действие

может

быть

заменено

использованием игрового элемента (слова или фраза), в одной игре может

встретиться несколько игровых элементов.

Дидактические игры делятся по содержанию: игры на ознакомление с

окружающим

миром;

игры

на

развитие

речи;

игры

на

развитие

математических преставлений; музыкальные игры и т.д.

В содержание этого сборника входят рекомендации по практическому

применению дидактических игр на развитие лексической стороны речи детей

старшего

дошкольного

возраста.

В

процессе

данных

лексических

игр

пополняется активный словарь ребенка, естественно, что могут решаться и

другие задачи, но во внимание принимается только основная дидактическая

задача.

Если программный материал усвоен, можно усложнять игру, чтобы это

сделать необходимо: увеличить количество предметов для ее проведения;

изменить (ускорить) темп; заменить наглядный материал игры на словесный;

ввести соревнование по рядам и т. д.

Количество проведенных игр на одном занятии зависит от содержания

занятия

и

от

его

обучающих

задач,

может

быть

проведена

одна или

несколько игр. Длительность игр тоже различна: от 5 минут до 15. Игры могут

проводиться в середине занятия, в конце и некоторые из них - вначале.

Дидактическая

игра

требует

от

детей

значительного

напряжения

внимания,

памяти,

поэтому

при

ее

проведении

организатор

должен

наблюдать за детьми и при проявлении у них первых признаков утомления

(или сильного возбуждения) закончить игру.

Успех игры зависит от четкого объяснения правил. Вначале необходимо

разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения. Таким

образом, дети поймут для чего необходимо выполнение правил. Если игра

связана с двигательной активностью, необходимо подробно рассказать детям

о

расположении

каждого

участника

игры.

Должен

быть

показан

образец

действия (организатором или при помощи участника). Лучше, если в первый

раз главная роль достанется более подготовленному ребенку. В сюжетной

дидактической игре роли выбираются при помощи считалки. Организатор не

должен отстраняться в ходе игры, он, так же как и участники, выполняет

разнообразные роли.

Чтобы дети лучше усвоили правила игры, следует начало игры проводить

в замедленном темпе. Организатору необходимо следить за темпом игры,

потому что слишком быстрый темп возбуждает детей или вводит в состояние

растерянности, а слишком медленный темп утомляет детей. Если правила

сложные,

то

тогда

можно

предложить

пробный

ход,

а

потом

перейти

к

проведению самой игры. После того как все дети усвоят правила, можно

передать

руководство

игрой

одному

из

ребят.

Это

учит

детей

к

самостоятельности, умению слушать товарища. В дальнейшем многие игры

дети смогут проводить сами в свободное от занятий время.

Нельзя забывать о результатах игры, они являются показателем: уровня

достижения

обучающей

цели;

уровня

усвоения

детьми

знаний;

степени

сформированности

навыков;

способности

применять

полученные

знания.

Кроме

того,

результат

игры

показывает,

установились

ли

положительные

взаимоотношения в коллективе.

По окончании игры организатор подводит итог: определяет вместе с

детьми

победителя;

указывает

на

допущенные

ошибки;

высказывает,

что

потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более

внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь

товарищу.

Проведение игр в старшем дошкольном возрасте.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным

выводам,

заключениям,

обобщениям.

Дидактические

игры

оказывают

помощь для развития этих способностей.

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

задания

многих

игр

предполагают коллективные действия ребят, т.е. совместный выбор картинок,

игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их

классификации.

Благодаря

этому

они

не

только

учатся

использовать

полученные

знания

в

реальной

ситуации,

но

и

при

этом

происходит

взаимовыгодный обмен знаниями и опытом.

Игры построены так, что детям предоставляется возможность выбрать из

полученных

знаний

именно

то,

которое

поможет

решить

данную

им

проблему.

Детям старшего дошкольного возраста можно не только дать знания о

том, как играть, рассказать им о правилах, но и можно предложить ребенку

самому выбирать игру и придумывать новые правила. Для этого необходимо:

-

создать условия для свободного выбора ребенком игры, пусть он сам выберет

участников совместной деятельности;

- поддерживать инициативу ребенка в игровой деятельности;

-

обеспечить

ребенка

временем

и

пространством

для

организации

самостоятельной игры.

Необходимо

позволять

детям

выполнять

игровое

задание

разнообразными способами, для этого нужно усложнять игровую ситуацию,

предлагая

несколько

вариантов.

Так

сохраняется

интерес

детей

при

повторении игры, если не удается достичь поставленной цели за одну игру.

Соблюдая

рекомендации

по

проведению

игр

и

обеспечивая

условия

необходимые

для

создания

социальной

ситуации

развития

ребенка,

вы

увидите у ребенка:

- достаточно хорошее владение устной речью;

- умение выражать свои желания, мысли, чувства;

- обогащенный словарный запас.

Уже было неоднократно доказано, что дидактическая игра это отличный

метод для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)

Игры

на

развитие

лексической

стороны

речи

детей

способствуют

формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и неживое,

пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В

процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно

оперировать им.

Сентябрь.

Первая – вторая неделя. Обследование

детей. Третья неделя.

«Один – много»

Цель:

учить

различать

существительные

в

единственном

и множественном числе.

Оборудование:

предметные картинки

на

тему

«Осень.

Деревья

и кустарники»,фишки.

Ход

игры:

Организатор

показывает

картинку

с

изображением

одного

предмета.

Спрашивает:

«Что

изображено?».

Дети

«Дерево».

Организатор

показывает картинку с изображением нескольких предметов и спрашивает:

«Что изображено?», дети отвечают «Деревья». За правильные ответы дети

получают фишки, выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

Четвертая неделя.

«Я собрал на огороде»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Ход

игры:

Участники

садятся

в

круг.

Организатор

начинает

игру,

произнося предложение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет

фразу

целиком

и

добавляет

наименование

своего

овоща:

«Я

собрал

на

огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное

предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде

огурцы,

помидоры

и

лук».

Игроки

участвуют

в

игре

до

первой

ошибки.

Побеждает тот, кто останется в игре последним.

Октябрь.

Первая неделя.

«Фрукты - овощи»

Цель: дифференциация сходных понятий.

Оборудование: предметные картинки на тему «Фрукты и овощи».

Ход игры: в начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы

называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка

«Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных

краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на

столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по

одной

картинке,

называют

её,

а

также

объясняют,

к

какой

группе

она

относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому

что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка

возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к

нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как

всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется

больше картинок.

Вторая неделя.

«Посылка»

Цель: расширять объем словаря, уточнять представления о признаках

предметов, развивать связную речь.

Оборудование: предметы, спрятанные в коробки по количеству игроков.

Предметы на тему «Лес осенью»: шишки, листья и т.д.

Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом

внутри).

Первый

игрок

начинает

описывать

свой

предмет,

используя

признаки, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того,

как будет отгадан.

Третья неделя.

«Чей след?»

Цель: учить использовать в речи притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображениями лесных зверей и их следов.

Ход

игры:

Организатор

показывает

картинку

с

изображением

следов

зверя

и

спрашивает

«Чей

это

след?»,

а

дети

отвечают

«заячий».

За

правильный ответ ребенок получает картинку, у кого к концу игры будет

больше картинок, тот и выиграл.

Четвертая неделя.

«Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, расширять

объем словаря, развивать у детей сообразительность.

Оборудование: заранее подготовленные вопросы по данной теме.

Ход игры: Организатор, обращаясь к детям, предлагает им вопросы,

например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто,

сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки,

шарф».

«Завязывать

шнурки,

веревочку,

шарф,

завязки».

«Надвигать

шапку,

платок,

шляпу,

панаму,

бескозырку,

фуражку».

«Надеть

-

пальто,

платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

Ноябрь.

Первая неделя.

«Подбери признак»

Цель:

закреплять

в

речи детей слова-предметы и

слова-

признаки, обогащать словарь.

Оборудование: заранее подобрать слова на тему «Поздняя осень».

Ход

игры:

необходимо

подобрать

к

слову,

обозначающему

предмет,

подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Например: погода (какая?) – холодная, пасмурная, снежная и т.д.

Вторая неделя.

«Найди лишнюю картинку»

Цель: развивать умение обобщать предметы, учить дифференциации

домашних и диких животных, развивать словарный запас.

Оборудование: подбирается серия рисунков на тему «Домашние и дикие

животные»,

среди

которых,

три

рисунка

можно

объединить

в

группу

по

общему признаку, а четвертый – лишний.

Ход

игры:

предложите

ребёнку

первые

четыре

рисунка

и

попросите

лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки,

которые ты оставил?»

Третья неделя.

«Наоборот»

Цел ь :

р а з в и в а т ь

с л о в а р ь

а н то н и м о в ,

р а з в и в а т ь

у

д е т е й

сообразительность, быстроту мышления.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети и организатор садятся на стулья в круг. Организатор

произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен

поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч

организатору. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по

предложению

организатора

хором

произносят

нужное

слово.

Например,

организатор

говорит:

«вперёд»

-

ребенок

отвечает:

«назад»

(направо

-

налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри -

снаружи,

дальше

-

ближе).Можно

произносить

не

только

наречия,

но

и

прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый -

левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др.

Четвертая неделя.

«Для чего нужен этот предмет»

Цель: обогащать знания детей о предметах, развивать словарный запас,

развивать память, воспитывать такие качества личности, как находчивость,

сообразительность.

Оборудование: заранее подобранные слова-предметы на тему «Посуда».

Ход игры: дети вместе с организатором садятся на стулья (на ковёр) в

круг. Организатор говорит:

-

У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

-

Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить

карандаши.

-

Правильно, - подтверждает организатор и если нужно, дополняет ответы

ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы

вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как

можно больше. Организатор заранее подбирает слова, которые он предложит

детям во время игры.

Декабрь.

Первая неделя.

«Что бывает зимой?»

Цель: закрепить понятия о зимних явлениях, активизация словаря по

теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен

года.

Ход

игры:

на

столе

вперемешку

лежат

картинки

с

изображением

различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец

у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены

только зимние явления и сам или с помощью взрослого называет их.

Вторая неделя.

«Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, загадки по

данной теме.

Ход игры: организатор просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок

отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку.

Третья неделя.

«Назови ласково»

Цель:

учить

образовывать

слова

при

помощи

уменьшительно- ласкательного суффикса.

Оборудование: предметные картинки на тему «Человек. Части тела».

Ход игры: организатор показывает картинку с изображением «носа» и

просит

назвать

ласково,

дети

отвечают

«носик».

Кто

ответит

правильно,

получает картинку. У кого к концу игры будет больше картинок, тот и выиграл.

Четвертая неделя.

«Наряжаем елку»

Цель: расширить и активизировать словарь.

Оборудование: небольшая искусственная елка, елочные игрушки.

Ход игры: сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просим

рассказать

все,

что

он

знает

о

ней.

Затем

уточняем,

какой

скоро

будет

праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются

игрушки.

Организатор

активизирует

речь

ребенка

вопросами

о

цвете

игрушек,

объясняет,

какие

бывают

игрушки

-

стеклянные,

бумажные,

пластмассовые.

Предлагает

ребенку

повесить

игрушку,

уточняя

на

какие

ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

Январь.

Первая неделя – каникулы.

Вторая неделя.

«Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов, развивать умение

обобщать слова, развивать словарный запас.

Оборудование: мяч

Ход игры: организатор говорит:

«Я назову одно слово, например,

«рыбы», а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать

одним словом «рыбы». Какие предметы можно назвать, одним словом

«рыбы»?

- «Щука», «Карп»,«Окунь».

-«Цветы»- произносит организатор и после небольшой паузы бросает

мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

В

этой

игре

дети

учатся

относить

три

видовых

понятия

к

одному

родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым

понятиям учатся находить родовые. Например, Организатор называет:

«Малина,

клубника,

смородина».

Ребёнок,

поймавший

мяч,

отвечает:

«Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда организатор во

время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети

находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые.

Третья неделя.

«Как разговаривают животные»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Оборудование:

стихотворение

Г.

Сапгира,

предметные картинки

с изображениямиживотных.

Ход игры: ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту

песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто, как разговаривал, одновременно показывая

предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный

ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

Четвертая неделя.

«Назови родственное слово»

Цель: учить детей подбирать родственные слова.

Оборудование:

фишки,

заранее подобранные слова

на тему

«Мой город».

Ход игры: организатор называет слово, детям необходимо как можно

больше

назвать

родственных

слов.

За

каждый

правильный

ответ

дети

получают фишки, выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше фишек.

Февраль.

Первая неделя.

«Кто что делает?»

Цель: развивать умение образовывать глаголы от существительных,

развивать умение словообразования, расширять объем словаря.

Оборудование: сюжетные картинки на тему«Профессии».

Ход

игры:

организатор

показывает

детям

сюжетные

картинки

и

проговаривает

предложения.

Дети

должны

вставить

в

них

пропущенные

слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит …

Пчел разводит …

Трубы

чистит

Землю копает …

При

знакомстве

детей

со

сложными

словами

логопед

выделяет

интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-лов). Педагог объясняет

происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и

индивидуально. Можно предложить на слух выделить заданное слово из

ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

Вторая неделя.

«Собери группу»

Цель: научить обобщать предметы по определенным тематическим

группам.

Оборудование: набор предметных картинок, состоящих из нескольких

тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.).

Ход игры: играет несколько человек, по количеству тематических групп.

Картинки

лежат

на

столе

изображениями

вниз.

Каждый

берёт

по

одной

картинке,

называет

её

и

родовое

понятие,

к

которому

относится

данная

картинка.

Таким

образом,

устанавливается,

какую

группу

будет

собирать

каждый

участник.

Если

выбраны

одинаковые

группы,

открывают

ещё

по

одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а

они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому

что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу

картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым,

например, по шесть картинок).

Третья неделя.

«Наша армия»

Цель:

развивать

умение

образовывать

страдательные

причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

Оборудование: подобрать слова на тему «Наша армия», мяч.

Ход

игры:

дети

сидят

в

круг.

Организатор

бросает

мяч

ребенку

и

называет

слово

«ранить»,

ребенок,

поймавший

мяч,

отвечает

«раненый

боец». По такому принципу продолжается игра.

Четвертая неделя.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Оборудование: палочка-эстафета.

Ход игры: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он

произносит

какое-нибудь

слово

и

передаёт

эстафету

рядом

стоящему

ребёнку.

Тот

должен

подобрать

подходящее

слово-действие

и

быстро

передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт

новое

слово,

но

палочку

передаёт

в

другом

направлении.

Если

кто-то

затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают

штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит

из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка –

мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапает.

Март.

Первая неделя.

«Кузовок»

Цель:

активизировать

словарь,

развивать

слуховое

внимание,

мышление; развивать сообразительность.

Оборудование: корзинка («кузовок»), различные предметы (среди этих

предметов также должны находиться те, названия которых оканчивается на -

ок).

Ход игры: играющие усаживаются за столом. Организатор ставит на стол

корзинку, затем спрашивает:

-

Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот

кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -

ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок,

крючок, грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет,

согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из

вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

Вторая неделя.

«Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать слово-синоним, слово близкое

по

значению.

Оборудование: заранее подобранные слова.

Ход игры: организатор говорит, что в этой игре дети должны будут

вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает организатор. Дети называют слова: «огромный,

крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

Третья неделя.

«Переставь цветок»

Цель:

развитие

слухового

внимания,

совершенствование грамматического строя речи, употребление

предлогов НА, С, СО, В,ИЗ.

Оборудование:

доска,

магниты,

картинки

с

изображениями подоконника, стола, шкафа, кактуса.

Ход

игры:

на

доске

закреплены

изображения

окна

с

подоконником,

стола,

книжного

шкафа.

Организатор

показывает

детям

картинку

с

изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен

магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку

НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия.

Четвертая неделя.

«Придумай слово»

Цель: развивать умение образовывать глаголы при помощи приставок.

Оборудование: фишки, подготовить слова и приставки на карточках.

Ход игры: детям предлагается слово «ехать» и приставки «по-, под-, на-,

за-» и т.д. Им нужно образовать новые слова. За правильные ответы дети

получают фишки, у кого больше фишек, тот и выиграл.

Апрель.

Первая неделя.

«Найди место»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в

речи предлогов ПО, В, расширение объема словаря.

Оборудование: доска, необходимые картинки.

Ход игры: на доске висит таблица, на которой изображены небо, море,

берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях

картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На

наборном

полотне

стоят

картинки: поезд,

самолет,

пароход,

грузовая

машина,

легковая

машина,

автобус. Организатор

просит

детей

назвать

маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой

картине

и

составить

предложение.

Первый

ребенок

берет

картинку

с

изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет

предложение:

Самолет летит В небе.

Следующий

ребенок

выбирает

картинку

с

изображением

поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

Поезд мчится ПО рельсам. И т. п.

Вторая неделя.

«Кто чем питается?»

Цель:

закреплять

в

речи

детей

правильное

употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование:

предметные картинки

с

изображением животных

и продуктов питания.

Ход

игры:

Детям

раздаются

картинки

с

изображением

продуктов

питания.

Организатор

показывает

картинку

с

изображением

животных

и

птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и

отвечают. Травой, корой — Заяц; Сеном, соломой — Корова; Овсом, сеном

— Лошадь; Курами, зверьками — Лиса; Молоком, мясом — Кошка; Жуками,

гусеницами — Дятел; Орехами, грибами — Белка; Крупой — Мышь.

Третья неделя.

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа

имен существительных в единственном и множественном числе.

Оборудование: картинки с изображениями разных птиц.

Ход игры: на доске висят картинки с изображениями птиц. Организатор

дает детям время на запоминание птиц. Дети закрывают глаза, и организатор

убирает одну птицу, после чего спрашивает «Нет кого?».

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … . Нет

(кого?) – нет лебедей, уток … .

Четвертая неделя.

«Забавная шкатулка»

Цель: активизировать словарь детей на тему «Насекомые».

Оборудование:

шкатулка,

предметные

картинки

с

изображениями животных, птиц и насекомых.

Ход

игры:

детям

предлагается

класть

в

шкатулку

только

картинки

с

изображениями

насекомых.

Также

надо

называть

насекомое,

которое

ребенок кладет в шкатулку.

Май.

Первая неделя.

«Кто чем защищается?»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные в творительном

падеже.

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц.

Организатор задаёт вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в

руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает:

«Когтями».

За

правильный

ответ

ребёнок

получает

фишку.

Победителем

считается тот, у кого больше фишек. Клювом - Гусь; Рогами — Олень; Когтями

— Кошка; Иглами — Ёж; Зубами — Собака; Хоботом — Слон.

Вторая неделя.

«Первоклассник»

Цель: развивать словарный запас, закреплять знания детей о том, что

нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывать желание учиться в

школе, воспитывать собранность, аккуратность.

Оборудование:

два

портфеля

и

учебные

принадлежности

(тетради,

буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.).

Ход игры: на столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные

принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.

После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут

в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для

учебы,

они

начинают

игру

выходят

к

столу

двое

играющих;

по

команде

водящего

они

должны

отобрать

необходимые

учебные

принадлежности,

аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот

и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают

вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и

объективно оценивают победителей.

В

игре

закрепляется

название

и

назначение

всех

предметов.

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё

складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в

игре.