Напоминание

Программа духовно-нравственного воспитания в кадетских образовательных учреждениях

Авторы: Бужилова Ольга Васильевна, Абрамова Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель начальник учебного курса, воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа духовно-нравственного воспитания в кадетских образовательных учреждениях







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Программа

духовно-нравственного

воспитания

в

кадетских

образовательных учреждениях

(Авторы – Бужилова О.В., Абрамова Т.И.)

Пояснительная записка.

Программа

рекомендуется

для

работы

в

условиях

гендерной

образовательной и воспитательной системы, не имеющей возможности ввести

предмет «Основы православной культуры» в сетку часов и преподавать как

отдельную

дисциплину.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС,

направленными

на

формирование

нравственных

компетенций

и

основ

самостоятельной исследовательской работы учащихся, предлагаемый материал

освещается во внеурочное время

на

внеклассных мероприятиях, во время

экскурсионных

и

паломнических

поездок.

Осуществление

Программы

проходит

ненавязчиво

и

отражает

проблемы,

поставленные

современным

обществом

в

свете

православной

культуры

и

духовно-нравственного

воспитания.

В

программе

учтена

вариативность

форм

работы,

наиболее

приемлемой для кадетских учреждений.

Рассчитана программа на весь курс обучения среднего и старшего звена

воспитанниц

и

воспитанников

кадетских

учреждений

гендерного

образовательного типа с использованием внеурочных мероприятий.

Цели программы

Создание

условий

для

формирования

внутренней

потребности

в

нравственном самоусовершенствовании, в реализации и развитии духовных

возможностей личности.

Формирование компетенций, направленных на овладение историческим и

документальным

материалом,

отражающим

духовно-нравственное

значение патриотизма как основы существования Отечества, мира и

межгосударственных отношений на планете.

Знакомство с духовным национальным и мировым достоянием в области

культуры, архитектуры, истории как средство познания общечеловеческих

ценностей, сохранения и преумножения исторического наследия.

Ознакомление

с

особенностями

национальной

этимологической

культуры в свете духовно-нравственных аспектов, формирующих бережное

отношение к родному языку как духовной основе личности и общества.

Формирование сознательного отношения к роли человека, его духовного

потенциала в сохранении

нравственного и экологического

наследия

на

планете.

Создание

условий

для

овладения

ценностными

нравственными

компетенциями,

формирующими

уважительное

отношение

к

человеку

независимо от его национальности, вероисповедания,

материального и

физического состояния.

Формирование компетенций, способствующих успешной социализации,

обогащению внутреннего мира кадетов, воспитанию нравственных качеств

современного человека, способного сделать нравственный выбор в

любой

жизненной ситуации и социальной среде.

Формирование православной позиции и взгляда на ход мировой истории и

социально-значимых событий в жизни страны на протяжении ее развития

и становления.

Формирование

сознательного

отношения

к

проблемам

современного

общества,

семьи,

брака,

гражданственности

и

патриотизма

в

свете

православного видения проблем

и задач, стоящих перед подрастающим

поколением,

ответственным

за

сохранение

страны

и

миропорядка,

основанного на принципах гуманизма и человечности.

Формирование компетенций, способствующих осознанной потребности

вести нравственный образ жизни, соблюдая заповеди, ведущие к духовному

совершенствованию, сохранению человека и последующих поколений.

5 класс

Знакомство

с

понятием

-

духовно-нравственная

культура.

Нагорная

проповедь

как

нравственная

основа

существования

человека,

спасения

человечества от духовной гибели.

Спаситель принес в мир Любовь (беседа с элементами этимологической

работы).

Духовные истоки патриотизма. Былинные герои, отражающие народное

представление о жертвенности и служении ближнему. Историческая основа

былин об Илье Муромце.

Заочное путешествие в Свято - Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где

покоятся мощи святого.

Создание

исследовательской

работы

в

рамках

проекта

«Мы

будущее

страны» - «Времен связующая нить» - Муром, Карачарово – родина былинного

богатыря.

Патриотический

аспект

кадетского

движения. История

создания

кадетских учреждений и Института благородных девиц.

Герб и флаг – символы доблести и славы государства (классный час).

«Притча

о

талантах»

как

средство

формирования

ответственного

отношения к дару, данному при рождении, умения сохранить и преумножить

этот дар как обязанность каждого человека.

Понятие о Таинствах церкви,

Святом

Причастии,

заповедях.

(Беседа

с

элементами

этимологического

исследования).

Паломническая

поездка

в

Воскресенский

Новоиерусалимский

ставропигиальный

мужской

монастырь.

Ознакомление

со

святынями

и

историей

монастыря,

осмысление

событий,

связанных

с

рождением

и

распятием Христа. Понятие о кресте и Голгофе.

С е м е й н ы е

ц е н н о с т и как

основа

существования

го сударства.

Этимологическая

работа

«Азбука

нравственности»

-

«Верность»,

«Милосердие», «Долг».

Паломническая поездка в Тучково и

на Бородинское поле. Посещение

музея.

Бородинский

во

имя

Нерукотворного

Образа

Спасителя

женский

монастырь. Знакомство с историей жизни первой игуменьи Марии (Маргариты

Тучковой). Стихотворное переложение Абрамовой Т.И. Подвиг русских солдат

и офицеров и нравственный подвиг жены и матери.

Духовные истоки героизма. Этимологическая работа - «Героизм».

Великие полководцы А. Суворов и Ф. Ушаков – национальные герои и

святые земли Российской (беседа, классный час).

Паломническая

поездка

в

Рождество-Богородичный

Санаксарский

монастырь.

Патриотизм

и

жертвенность как нерасторжимые

категории

духовно-

нравственных ценностей. Юные герои Великой Отечественной войны (Цикл

бесед на основе исторического материала).

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь - памятник чудесного

спасения

Москвы

от

нашествия

Тамерлана

(Классный

час

на

основе

паломнической

поездки

в

Сретенский

ставропигиальный

мужской

монастырь).

Создание

исследовательской

работы

в

рамках

проекта

«Мы

будущее

страны» - «Эхо войны». Исследовательская работа о родных – участниках

Великой

Отечественной

войны.

Обучение

работе

с

документальным

материалом.

Духовные основы отечественной литературы. «Дар». Духовные основы

отечественной литературы. Лесков «Маланья – голова баранья». «Лев старца

Герасима».

Связь

с

десятью

заповедями,

данными

в

Нагорной

проповеди.

Работа с элементами этимологического исследования «Дар» (беседа, классный

час).

Современная притча – отражение нравственных и социальных проблем,

влияющих на становление духовного мира молодого поколения.

Монах

Варнава

(Санин)

«Маленькие

притчи

для

детей

и

взрослых»

(«Вечный

вопрос»,

«Опасная

работа»,

«Разные

друзья»).

Фронтальное

обсуждение с элементами диспута.

Формирование жизненной позиции, понимания целей и нравственных

основ взаимоотношений с окружающим миром.

Притчи

«Зерно»,

«Арифметика

счастья»,

«Волшебный

мост»

(беседы

с

элементами диспута).

Беседа

с элементами этимологической работы.

«Гордость и смирение»

(святой Силуан Афонский) (стихотворное переложение Абрамовой Т.И.)

Многообразие мировой культуры, основанной на духовных ценностях,

данных миру в Евангелии.

Этимологическая

работа.

«Азбука

нравственности»

«Благодарность»

Леонардо да Винчи «Сыновья благодарность» (классный час).

Северная притча «Черствые лепешки», притча «Три сына», притча «Хлебец

с маслом» (беседы с элементами диспута).

Формирование основ коммуникативной культуры.

«Поучение Владимира Мономаха» как нравственный закон для молодого

поколения (беседа с элементами диспута, классный час»).

«Притча

о

добром

самаритянине»

-

основополагающий

закон

взаимоотношений между людьми.

Формирование

нравственных

качеств,

способствующих

успешной

социализации в обществе, сохранению нравственного здоровья будущего

поколения.

Этимологическая работа - «Нравственный выбор человека». Стихотворение

в прозе И.С. Тургенева «Два богача».

Отражение нравственных ценностей в притче святого Паисия Святогорца

«Как вырастить сладкие арбузы».

Этимологическая работа - «Этика взаимоотношений». Притча «О хмуром

человеке». «Азбука нравственности» «Святитель Н. Сербский о дружбе».

Духовно-нравственный аспект в физическом и трудовом воспитании,

формирование

навыков

самообслуживания

и

гигиены

как

форма

бережного отношения к Божественному творению.

«Твое

тело

сосуд

для

души,

храни

его

в

чистоте»

(классный

час

с

элементами диспута).

«Азбука нравственности». «Единственный смысл всех трудов человека на

земле». Святитель Н Сербский о труде (беседа).

6 класс.

Сокровищница

духовной

мудрости,

формирующая

нравственное

самосознание человечества. Библия. Понятие о духовной литературе.

Молитва «Отче наш» как связующее начало духовной жизни

(беседа с

элементами этимологической работы).

«Доступней Промысла таинственная книга…» Петр Вяземский «Молитва».

«Господи! Избави меня от всякого неведения и забвения, и малодушия, и

окамененного нечувствия. Господи! Даждь ми слезы, и память смертную, и

умиление»

(Из

молитвы

святого

Иоанна

Златоуста»

(беседа

с

элементами

этимологической работы).

Этимологическая работа - «Азбука нравственности» «Прощение» (беседа с

элементами этимологической работы).

«Притча

о

блудном

сыне».

Понятие

о

Таинстве

исповеди

и

покаянии.

Нравственные проблемы притчи (классный час с элементами диспута).

Формирование жизненной позиции, понимания целей и нравственных

основ взаимоотношений с окружающим миром.

Евангелие

как

источник

формирования

духовных

основ

любви,

милосердия, сохранения мира. Притча о сеятеле.

Современная притча. «Незабудка. Притча о милосердии к природе» (беседа

с элементами диспута).

Отражение евангельских мотивов в притче «О совести».

Этимологическая работа – «Кафизма». Кафизма 3 – наставление человеку и

напоминание

о

долге,

чести,

милосердии.

Стихотворное

переложение

Абрамовой Т.И.

Формирование

основ

коммуникативной

культуры,

добра

и

справедливости на основе Нагорной проповеди, отражение христианских

заветов в современной жизни.

Этимологическая работа. «Азбука нравственности», «Взаимопонимание».

«Смирение

никогда

не

гневается»

(старец

Никита),

«Взаимопомощь»

(беседы с элементами диспута).

Паломническая поездка в Саввино-Сторожевский монастырь.

Семейное воспитание как основа духовно-нравственного становления

человека и сохранения традиций и моральных устоев общества.

«Притча о счастье и семье» (беседа с элементами диспута),

«Борьба против самолюбия тяжела» (старец Иосиф Исихат) (Классный час),

«Азбука нравственности», «Чистое сердце» (Этимологическая беседа).

Паломническая поездка в Хотьково и Свято – Троицкую Сергиеву Лавру.

Патриотизм как основа духовно-нравственного воспитания.

«Святой Георгий Победоносец» -

символ христианского служения.

Понятие о жертвенности святых (беседа, классный час).

Экскурсионно-паломническая

поездка

на

Поклонную

гору.

Храм

в

честь св. Георгия Победоносца.

И.С. Тургенев «Памяти Юлии Вревской».

Преемственность духовного и

патриотического

подвига женщин в годы испытаний для Отчизны. Связь

поколений.

Надежда

Дурова,

Александра

Тихомирова,

Татьяна

Маркина,

Василиса Кожина (беседы с элементами исследовательской работы).

Истоки

волонтерского

движения

(конференция

с

элемент ами

исследовательской работы).

Реализация проекта «Мы будущее страны». Практическая краеведческая

работа «Святые моей земли».

Нравственная

ответственность

современного

поколения

за

сохранение

переданного им предыдущими поколениями достояния. «Нет ничего выше,

чем положить жизнь за други своя» (классный час с элементами диспута).

Формирование основ коммуникативной культуры.

«Если человеку не хватает внутренней теплоты, он будет холодным даже

летом» (святой Ампилохий) (классный час с элементами диспута).

Беседа с элементами этимологического исследования на основе притч

« О трех друзьях» и «Ведро с яблоками», «Уважение».

Формирование

нравственных

качеств,

способствующих

успешной

социализации в обществе, сохранению нравственного здоровья будущего

поколения.

«Притча о грязном белье», «Историческая притча «Большой треугольник»

(беседы с элементами диспута).

Этимологическая работа. «Азбука нравственности» «Честность». Беседа с

элементами диспута на основании греческой притчи «Богатство – добро или

зло?». Экологическая викторина на основе притчи арх. Амвросия «Что такое

природа?».

Духовно-нравственный аспект в физическом и трудовом воспитании.

Этимологическая

работа.

«Азбука

нравственности»,

«Трудолюбие»

(беседа), «Кто ненавидит труд, тот будет человеком негодным» (преподобный

Ефрем Сирин) (беседа с элементами диспута).

Понятие о житийной литературе. Андрей Рублев.

Труд как духовный

подвиг (классный час).

7 класс.

Духовное

наследие

древнерусской

литературы,

отражающее

заветы

предков.

Христианские и патриотические

мотивы «Поучения Владимира

Мономаха»,

связь

с

Ветхим

Заветом.

Книга

Пророка

Аггея.

Стихотворное

переложение Абрамовой Т.И.

Проблема

служения

и

ответственности

в

Книге

пророка

Исайи.

Стихотворное переложение Абрамовой Т.И.

Этимологическая

работа.

Понятие

о

волхвах

и

пророках,

обрядах

и

традициях.

Духовные

светочи

двадцатого

столетия.

Святой

праведный

Иоанн

Кронштадтский, преподобный Серафим Саровский.

Паломническая

поездка

в

М а р ф о - М а р и и н с к у ю

о б и т е л ь .

Преподобномученица Елизавета Федоровна.

Паломническая поездка в Дивеево, где покоятся святые мощи Серафима

Саровского. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Паоло

Коэльо

«Пятая

гора»

-

тема

ответственности

и

служения

Божественному Промыслу (классный час с элементами диспута).

Образ Ангела в русской поэзии (М. Лермонтов, Я. Полонский, И. Бунин, Н.

Гумилев) (бинарный классный час).

Семейное воспитание как основа духовного

становления человека и

сохранения вечных

нравственных ценностей.

Нравственные основы

любви и брака.

Житие святых Петра и Февронии.

Паломническая поездка в Муром, где покоятся святые мощи Петра и

Февронии. Свято-Троицкий женский монастырь.

Понятие

о

великомучениках,

мучениках,

страстотерпцах.

Святые

царственные мученики.

Подвиг

во

имя

любви

святые

царственные

страстотерпцы

Николай,

Александра,

Ольга,

Татьяна

Анастасия,

Мария,

Алексий

(классный

час

на

основе исследовательской работы о жизни святой Семьи).

Духовные

основы

общества

как

основополагающие

направляющие

современной жизни. Молитва в жизни христианина. Понятия Бог Отец, Бог

Сын, Святой Дух.

Тема молитвы в творчестве великих поэтов девятнадцатого века (классный

час).

Духовно-нравственные проблемы

«Притчи о богаче и Лазаре» (беседа с

элементами диспута).

Взаимоотношения взрослых и детей в свете христианской заповеди

о

почитании отца и матери. Поэт «К.Р.» Духовные корни подвига княжеской

семьи.

Экскурсионная поездка в Осташево.

Стихотворение Абрамовой Т. И. «Памяти князя Олега». Любовь к семье и

Отчизне – неразделимые нравственные категории.

Классный час «Образ Божьей Матери в живописи». Понятие об иконе и

иконографии.

«Самый светлый образ – женщина с ребенком на руках» - роль материнства

как основа существования человечества и высших человеческих ценностей

(классный час).

Формирование нравственных качеств, способствующих правильному

выбору

профессии,

успешной

социализации

в

обществе,

сохранению

государственного

потенциала

и

нравственного

здоровья

будущего

поколения.

«Милосердия двери – долг врача и христианина». Святитель Лука (Войно-

Ясенецкий) (классный час).

Реализация проекта «Мы будущее страны». « Самая великая профессия на

земле

Родину

защищать».

Исследовательские

проекты

о

роли

семьи

и

поколений в сохранении мира на Земле, вкладе близких в великое дело Победы.

Духовно-нравственный

аспект в физическом и трудовом воспитании

как основном факторе сохранения традиций и нравственных ценностей.

«Книга

Иисуса

Сираха»

-

кодекс,

формирующий

основы

реализации

нравственного потенциала

молодого поколения (классный час с элементами

диспута).

8 класс

Становление личности гражданина на основе духовно-нравственных

ценностей.

Псалтирь

как

гимн

Богу.

Роль

Евангелия

и

псалмов

в

жизни

каждого

человека. Знакомство с 48, 112 псалмами и их переложением Абрамовой Т.И.

(беседы с элементами этимологической работы).

«Давид» - стихотворное переложение Абрамовой Т.И.

«Житие Александра Невского» - пример христианского служения воина и

патриота.

Паломническая поездка в Cвято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.

Историческая основа жития, связь с историческим подвигом воинов Первой

мировой и Великой Отечественной войн.

Георгиевские кавалеры и

Герои

Советского Союза (конференция с элементами исследовательской работы в

рамках реализации проекта «Мы будущее России).

Евангелие как зеркало христианина, напоминающее

о духовной гибели

отступивших от нравственных основ.

Литургия. Тропарь (беседа с элементами этимологического исследования).

Формирование нравственных убеждений, способствующих реализации

личностных качеств и профессиональному самоопределению как одной

из форм служения Отечеству.

«Претерпевшие до конца». Духовный и профессиональный подвиг доктора

Евгения Сергеевича Боткина (классный час с элементами исследовательской

работы).

«Гений русского бизнеса». Роль П.А. Столыпина в формировании новых

внутригосударственных отношений.

Принципы

семейного

воспитания

как

отражение

духовно-

нравственных основ состояния общества.

«Душа,

исполненная

светом

любви».

Общечеловеческое

значение

материнства и семьи.

«Дневники святой Императрицы»

(классный час на

основе исследовательской работы).

Духовно-нравственные

основы

самоусовершенствования

личности,

направленные на укрепление традиций трудового воспитания.

«Времен связующая нить». Реализация проекта «Мы будущее страны» -

(конференция

на

основе

исследовательского

материала

о

роли

трудовых

достижений предыдущих поколений, восстановивших и сохранивших страну в

годы тяжелейших испытаний войной).

9 класс

Формирование

сознательного

отношения

к

роли

человека,

его

духовного

потенциала

в

сохранении

нравственного

и

экологического

наследия на планете.

Взаимосвязь русской и мировой культуры. Тертуллиан о душе и любви.

«Духовные светильники России». Роль святителей как носителей высокой

духовности. Крещение Руси. Равноапостольные Владимир и Ольга.

Реализация

проекта

«Мы

будущее

страны».

Великий Новгород

и

Варлаамо- Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Варлаам

Хутынский. Софийский собор (исследовательская краеведческая работа).

Христианские мотивы в поэзии

А.С.Пушкина.

Пушкин и св. Филарет.

Апостол Павел « Христианам Коринфа». Письмо первое, гл. 13 «О любви».

Экскурсионная поездка в Царское Село. Понятие о лицейском братстве и

кадетской дружбе как одной из форм взаимоотношений в учебных заведениях

гендерного типа.

Роль нравственных качеств современного человека, способного сделать

правильный выбор в

любой жизненной ситуации и социальной среде.

Роль языка в социализации человека в обществе.

Адмирал Александр Семенович Шишков.

«Я сожалею о Европе, но еще

более о России… Европа пьет горькую чашу, что прежде, нежели оружием

французским,

побеждена

была

языком

их»

(Диспут

с

элементами

этимологической работы).

«Существо

духовного

порядка

язык»

Вильгельм

Кюхельбекер

(этимологическая беседа).

Тема ответственности за слово. «Кто не согрешает в слове, тот человек

совершенный» (Апостол Иаков, 3,2) (беседа с элементами диспута).

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ…» (Мф. 12,

36) (беседа с элементами диспута).

«Сокровище в глиняных сосудах». Апостол Павел «Послание христианам

Коринфа. Письмо второе (этимологическая беседа с элементами диспута).

Духовные корни героизма и

преемственности поколений в защите

Родины.

Духовные

истоки

верности

Отечеству.

Крепость

Осовец

и

Брестская

крепость (классный час).

«Потому что имя, ближе, чем Россия, не могла сыскать». Женщины – Герои

Советского Союза (беседы с элементами исследовательской работы).

«Не

нам,

Господи,

не

нам,

но

имени

Твоему

дай

славу»

(Пс.

113,

9)

Христианское отношение к воинской доблести.

Профессиональное самоопределение

как

одна из форм служения

Отечеству. «Военная и духовная история России неразделимы». Монастыри –

крепости. Конференция на основе исследовательской работы.

«Самая великая профессия на Земле – Родину защищать» (конференция с

элементами исследовательской работы о профессиях).

«Хлеб

и

жизнь

едины

и

святы».

Взаимосвязь

духовного

и

профессионального самоопределения в жизни человека и общества.

«Я

раздаю

только

семена,

а

люди

сами

за

ними

ухаживают».

Роль

самосовершенствования в достижении поставленной цели (классный час).

Нравственный выбор человека «Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов».

Евангелие от Иоанна. Деяния апостолов (беседы с элементами диспута).

Основы семейного воспитания как отражение духовно-нравственного

состояния общества.

«Сотрудники Бога». Апостол Павел о браке, о дарах духа, о воскресении

мертвых, о детях и родителях (классный час с элементами диспута).

«Соль

и

свет

(Евангелия

от

Марка,

Луки)».

Отношение

к

женщине.

Истинное и ложное сокровище. Истинные и ложные заботы.

Учение о прощении.

Как относиться к другим людям.

(Евангелие от

Матфея).

10 класс.

Духовные

истоки

русской

философской

мысли,

отражение

в

современной жизни Лествица. Игнатий Брянчанинов.

«Гордость или гордыня». Духовно-нравственные проблемы современного

общества и способы их преодоления (диспут с элементами этимологической

работы).

Любовь и страсть. Евангелие от Марка, гл. 10.

Псалтирь

пророка

Давида.

Псалмы

50,

68.

Стихотворное

переложение

Абрамовой Т.И.

Апостол Павел «Послание христианам Рима». Внутренний конфликт. Жизнь

в Духе.

Божественная

гармония

в

лирике

русских

писателей

девятнадцатого

и

двадцатого столетий.

Золотое

кольцо

России

духовный

оплот

страны

(классный

час

с

элементами исследовательской работы).

Экскурсионно-паломническая поездка (Суздаль)

Христианские

мотивы

в

литературе

девятнадцатого

века.

Н.С.

Лесков

«Запечатленный

ангел».

«Очарованный

странник».

Святитель

Николай.

Вселенские истоки христианства.

Тема Бога и христианской любви в творчестве Достоевского. Притча о

четырехдневном Лазаре, Евангелие от Марка, глава 15 (бинарный классный

час).

Проблемы добра и зла в свете философской мысли девятнадцатого века.

«Ветхий завет». «Иов». Стихотворное переложение Абрамовой Т.И.

Духовные

корни

ответственности

за

судьбу

страны

и

сохранения

нравственного менталитета Родины.

Христианство

и

русский

язык.

«Судьба

наша

в

словах,

нами

произносимых». Фазиль Ирзабеков «Записки нерусского человека о русском

языке».

Христианство

в

свете

социально-нравственных

проблем

в

обществе.

Понятие

о

старчестве

и

монашеском

служении.

«Светильники

Земли

Российской.

Оптинские

старцы

и

их

роль

в

развитии

духовной

мысли

в

России».

«Народная война есть духовное

напряжение всей нации, направленное к

победе над той силою, которая стала на пути духовного роста народа» (И.А.

Ильин) (бинарный классный час).

«Память и слава Российского воинства – храмы, возведенные в честь побед

над захватчиками». Конференция на основе исследовательской работы.

Паломническая

поездка

в

О п т и н у

п у с т ы н ь .

В в е д е н с к и й

ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.

Священники – участники Великой Отечественной войны (конференция на

основе исследовательской работы в рамках проекта «Мы будущее страны»).

Храмы

воинской

славы

(конференция

на

о снове

п р о е кт н о й

исследовательской работы).

«Россия живет тяжело, но она живет и в Вере, и в Надежде, и в жажде

созидания. Давайте же созидать ее вместе»

(Из резолюции одиннадцатого

Всемирного Русского Народного Собора) (классный час о профессиональном

самоопределении).

Образ

Божьей

Матери

заступницы

Руси

(Владимирская,

Донская,

Казанская, Смоленская иконы в жизни народа и великих полководцев в годы

испытаний войной) (классный час с элементами исследовательской работы).

11 класс

Формирование

православной

позиции

и

взгляда

на

ход

мировой

истории и социально-значимых событий в жизни страны на протяжении

ее развития и становления.

Глобальные

проблемы

современной

общечеловеческой

истории

в

свете

философской мысли двадцатого столетия (диспут на основе статьи Абрамовой

Т.И. "Перечитывая Ильина").

Связь с мировыми духовными

источниками.

Откровение от Иоанна.

Русская

Голгофа»

(конференция

в

рамках

проектной

исследовательской

работы «Мы будущее страны»

- Тобольск, Ганина Яма, Поросенков Лог,

Екатеринбург, Алапаевск).

«Мир,

взорванный

безумием».

Русская

литература

и

кинематография

о

причинах трагедии России начала двадцатого века (И.С. Шмелев

«Солнце

мертвых», фильм Н.С. Михалкова «Солнечный удар»).

Истоки разрушения человеческой души. Евангелие от Марка. Отношение к

богатству (беседа с элементами диспута).

Формирование

взглядов,

способствующих

духовному

обогащению

внутреннего

мира,

воспитанию

нравственных

качеств

современного

человека, способного сделать нравственный выбор в любой жизненной

ситуации и социальной среде.

Роль

СМИ

в

становлении

взгляда

на

нравственные

проблемы

современности. «Берегитесь лжепророков». Евангелие от Марка.

Лирика двадцатого столетия в свете Евангельских заповедей (бинарный

классный час).

Роль Евангельских сюжетов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Евангелие от Луки, гл. 22, 23, 24 (бинарный классный час).

Формирование уважительного отношения к человеку независимо от

его

национальности,

вероисповедания,

материального

и

физического

состояния.

Христианская мораль как основа формирования взаимоотношений в мире

«В годину смуты и разврата…» Евангелие от Марка. Притча о двух строителях.

«У

Бога

нет

ни

эллина,

ни

иудея»

Онегин

Гаджикасимов

поэт

и

христианский проповедник (беседа с элементами диспута).

Духовное объединяющее начало русского языка. Преемственность служения

Российскому

Отечеству

многонационального

народа

государства.

(Чокан

Валиханов – служение Отечеству; Первая мировая война – Кавказская дивизия;

Великая

Отечественная

война

-

Герои

Советского

Союза

-

представители

разных

национальностей;

Афганистан

общенациональное

солдатское

братство).

Формирование

сознательного

отношения

к

роли

человека,

его

патриотического

и

духовного

потенциала

в

сохранении

мира,

нравственного и экологического наследия на планете.

«Образ белого журавля в памятниках мира» (исследовательская работа о

памятниках белым журавлям как символам общечеловеческих трагедий

-

Великой Отечественной войны и бомбардировке Хиросимы и Нагасаки).

Храмы

воинской

славы

за

пределами

Отечества

(Германия

храм

св.

Александра Невского, храм в честь святителя Николая; Сербия – церковь святой

Троицы) (Классный час).

Герои и полководцы, сочетавшие воинскую доблесть и православную веру.

Ряд святых подвижников русской православной церкви (Дмитрий Донской,

Довмонт Псковский).

Патриотические

мотивы

современной

духовной

поэзии.

Иеромонах

Роман (Матюшин), иерей Игорь Морозов, Ирина Вязовая.

Примечание.

П р о г р а м м а

о п и р а е т с я

н а

о с н о в н ы е

р а з д е л ы

общеобразовательной

Программы,

дополняя

и

углубляя

знания

основ

православной

культуры,

святынь

родной

земли,

сведений

об

основных

Таинствах христианской церкви. Вариативность форм проведения мероприятий

связана

с

условиями

обучения

в

кадетских

образовательных

учреждениях,

круглосуточным нахождением воспитанников в стенах учреждения. Поэтому

такие формы работы как беседа, классный час, проектная исследовательская

деятельность

наиболее продуктивны

в силу доверительности отношений

между участниками воспитательного процесса, возможности своевременной

рефлексии,

коррекции

взглядов,

развития

самостоятельности

мышления,

формирования осознанного убеждения и умения применить полученные знания

в условиях дальнейшей жизни вне учебного заведения.