Напоминание

"Опыт сочинения музыки -развитие творческих задатков детей"

Автор: Валюга Наталья Николаевна
Должность: преподователь
Учебное заведение: МБУ ДО ДТШ
Населённый пункт: города Волгодонск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опыт сочинения музыки -развитие творческих задатков детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская театральная школа

Методическое сообщение на тему:«Опыт сочинения музыки -развитие

творческих задатков детей»

Провела преподаватель музыкально-теоретических дисциплин 1- й

категории Валюга Н.Н.

Содержание работы:

1.

Вступление.

1.1.

Игра -ведущая деятельность ребенка. Выдающийся русский

ученый

Лев

Семенович

Выготский

писал:

«Необходимо

расширять

опыт

ребенка, если

мы

хотим

создать

достаточно

прочные основы его творческой деятельности»

Ориентированность

современных

концепций

школьного

образования

на

гуманизацию

предполагает

изменение

самого

подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах

является

направленность

на

удовлетворение

потребностей

растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо

строить

всю

педагогическую

работу

исходя

из

понимания

педагогом самобытности детства, уникальности каждого ребенка,

ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия

личностно-ориентированных

целей

школьного

образования

как

приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема

взаимосвязи личности и творчества. Педагогика ищет сегодня пути

развития детей в сугубо детских видах деятельности. Именно игра

и

должна

преимущественно

использоваться

педагогами.

Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность ребенка.

Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность

составляла

основное

содержание

жизни

самих

детей.

Таким

образом,

игра

является

своеобразным

центром,

вокруг

которого

сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Для детей,обучающихся в музыкальных школах и школах

и с к у с с т в , о д н и м

и з

с а м ы х

т в о р ч е с к и х

в и д о в

деятельности,наверное,наиболее

полно

позволяющим

воплотить

«мечту»

любого

ребёнка

об

игре,является

по

мнению

автора

сочинение музыки.Одновременно творческий процесс сочинения

может быть и «мечтой» любого преподавателя,поскольку помогает

ученику

в

естественной

для

него

игровой

форме

приобретать

н у ж н ы е

з н а н и я , у м е н и я

и

н а в ы к и

с

п о т р я с а ю щ е й

быстротой,легкостью и,главное,мотивированностью.

«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке,

тот золотой ключик, при помощи которого они могут вступить в

волшебн ый

с ад

музык и ,

чтобы

п ри умн ож и ть

м ы с л ь

жизни».З.Кодай

Музыка как искусство, с наибольшей полнотой

захватывает и раскрывает сферу чувств, играет важнейшую роль в

воспитании

и

формировании

человеческой

личности.

Многие

обучающиеся в музыкальных школах и школах искусств не выберут

путь профессионального музыканта, но умение работать творчески

в той области, которую они изберут впоследствии, сохранится у них

на всю жизнь. Нет ничего выше радости творческого труда.

Один

из

самых

увлекательных,захватывающих

видов

творческих занятий учащихся ДМШ и ДШИ,требующих полной

отдачи как ученика,так и педагога,-это сочинение музыки. «Музыка

– язык чувств»

Чтобы приобщиться к музыкальному искусству, ребенку

важно

самому

переживать

эмоциональное

содержание

музыкального произведения.Прежде всего дети должны научиться

слушать музыку. Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать

чувствам

и

мыслям,

выраженным

в

пьесах

и

песнях.

Через

воздействие на эстетические чувства мы вводим ребенка в область

нравственных

переживаний,

побуждаем

их

к

сознательному

отрицанию

злого,

безобразного

и

признанию

доброго,

нравственного.

Что

значит

постигать

музыку

методами,

адекватными природе искусства? Это значит проникать в искусство

при помощи языка, на котором говорит само искусство. Музыка

говорит

на

языке

интонации,

потому

и

разработка

методов

постижения

музыки

на

интонационной

основе

представляется

наиболее перспективным направлением, так как позволяет ввести к

минимуму «околомузыкальные» приемы, ввести детей в музыку

наиболее естественным путем, сообразным природе искусства.

Занятия сочинением музыки с детьми позволяют глубже и

шире изучать музыку через освоение языка интонаций, тоньше

чувствовать

специфику

музыкальной

выразительности,

яснее

понять

содержание

музыкальных

произведений,

создают

возможность творческого развития учащихся на основе создания

музыкальных образов.Занятия сочинением музыки начинаются на

у р о к а х

с о л ь ф е д ж и о

с

в ы п о л н е н и я

с п е ц и а л ь н ы х

упражнений,которые

раскрыты,например.

в

у че бн и ка х

Ю.В.Фроловой,а

именно:досочинение

мелодий,сочинение

жанровых

вариаций

на

заданный

ритм

и

без

него,сочинение

м е л о д и й

н а

о с н о в е

з ву ко в

д а н н о й

г а р м о н и ч е с к о й

последовательности и др.

Ч т о

е с т ь

с о ч и н е н и е

музыки?Возможно такое объяснение:фантазия,выраженная в звуках

и

записанная

нотами.Поэтому

важным

этапом

в

занятиях

сочинением является импровизация собственно как фантазия за

инструментом.На наш взгляд,импровизация как форма творческого

самовыражения,психологически раскрепощающая ребёнка,уместна

не только на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ,но и на любых

занятиях

педагогов-инструменталистов.Преподавателю

следует

лишь оговорить предмет музыкального изображения и его способ:

по

рисунку,по

сюжету,по

с т и хот во р е н и ю , д о с оч и н е н и е

мелодии,голосов к мелодии,преобразование жанра(танец-в марш и

т.п.),сочинение

вариаций

на

тему

и

т.д.

При

этом

весь

свой

интеллект и опыт педагог должен направить на то,чтобы и в самой

несложной импровизации

Художественный

образ-это

обобщенное

представление

о

действительности

,

отношение

к

жизни

,

к

окружающему

миру

,

выраженное языком искусства

.

Или,по-другому,-музыкальный

образ-это условный персонаж музыкального произведения.

Если художественный образ — это особая форма отражения и

познания

окружающей

жизни,

если

это

своеобразный

способ

воплощения

ее

индивидуальной

неповторимости,

то

в

разных

искусствах общие черты художественного образа проявляются, как

уже говорилось, только при помощи специфических особенностей

их языка.В музыке — совокупными, согласованными средствами

всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодическим

строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада,

гармонии, динамических оттенков, а также внутренним строением,

т.

е.

композицией

каждого

музыкального

произведения.

Каждое занятие по композиции должно начинаться с обсуждения с

юным автором его фантазии,т.е.образа-персонажа:какой он,о чём

хочет сочинять ребёнок,а уже потом преподаватель помогает ему

выяснить,какими музыкальными средствами этот образ может быть

воплощён(здесь

обязательно нужно

подключить

знания

юного

композитора по слушанию музыки и музыкальной грамоте).Здесь

демонстрируется

импровизация

обучающейся

Тишевской

Е.на

тему «Весной» с обсуждением уместных выразительных средств

музыки.

Нужно

заметить,что

разговор

о

композиции

будущего

сочинения не обязательно начинать с первых же занятий,и ведущую

роль в его развитии,конечно,преподавателю нужно взять на себя.А

вот наталкивать мысли ребёнка на «высоту птичьего полёта»,т.е.на

охват плана его произведения в целом,нужно постоянно-это очень

полезно

будущему

композитору,т.к.

развивает

широту,ясность

и

неординарность мышления.

«Тема»(с греч.)-«то,что лежит в основе.Тема музыкального

произведения иначе называется мелодией.Мелодия —это музыка,

главная

основа

всей

музыки,

поскольку

совершенная

мелодия

подразумевает

и

вызывает

к

жизни

свое

гармоническое

оформление.Над этими двумя «китами»-меолдией и гармонией и

ведётся основная работа с первых же занятий по композиции.При

этом педагог все свои силы должен положить на то,чтобы мелодия

всегда естественно вытекала из художественного замысла будущего

сочинения и гармония была органичным продолжением мелодии.

«Мелодия-душа музыки»,душа ,а не голова,и не стоит забывать об

этом,ведь основная задача преподавателя как раз и заключается в

воспитании детской души,а не в «делании»будущего лауреата.Здесь

обучающаяся

Шевченко

К.показывает

работу

над

сочинением

«Романс».

Подводим

итог.В

сознании

композитора

под

воздействием

музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается

музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном

произведении. Образы рождаются только в голове, а произведения

искусства

есть

уже

воплощенные

в

материал

художественные

образы.

Но

для

того,

чтобы

они

зародились,

нужно

мыслить

художественно,

образно.

воображение

как

психологический

процесс позволяет представить результат труда до его начала, при

этом

не

только

конечный

результат,

но

и

начальную

и

промежуточные

стадии,

ориентируя

человека

в

процессе

его

деятельности.Таким

образом,музыкальный

образ-это

и

задача-

минимум и задача-максимум и для начинающего композитора,и для

его педагога.

Список использованной литературы :

1

.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском

возрасте.

2.Выготский Л.С. Психология искусства.

3.

Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. –

Композитор. – СПб., – 1999.

4.Борухсон Л. , Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. –

Композитор. – СПб., – 19971998.

5.Гуреев С.Г. Играем с музыкой. Пособие по импровизационному

музицированию. – Композитор– СПб, 2007.

6.Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку.

Учебно-методическое пособие. – Классика– XXI, М., – 2011.