Автор: Капустина Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Покровская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Покровск, Хангаласский район, республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: О привитии интереса школьников к чтению
О привитии интереса школьников к чтению
(из опыта работы)
Выполнила
Капустина Елена Петровна,
у ч и т е л ь
р у с с ко г о
я з ы к а
и
литературы
МБОУ
«Покровская
средняя школа №3»
Покровск, 2019
Введение
«Российская газета» и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
опубликовали
результаты
исследования
«Массовое
чтение
в
России».
Результаты
оказались
ошеломляющими.
По
ним
можно
сделать
вывод,
что
современная
Россия
переживает своеобразную катастрофу чтения.
Экономические
кризисы
очевидны:
высокие
цены
даже
на
самые
необходимые
продукты питания, безработица, задержки заработной платы. А гуманитарные катастрофы
тихи и почти невидимы. Последствия же их страшны: духовное обнищание порождает
деморализацию общества, а это ведет к росту преступности, к поруганию нравственных
категорий, на коих, собственно, держится и стоит общество и государство.
Социологическое
исследование
выявило:
полстраны
не
покупает
книг
(52%),
полстраны не читает литературные журналы (59%), почти 80 процентов не пользуются
библиотеками, школьники России занимают 28-е место по "качеству чтения" среди 32
обследованных стран.
Исследователи
подчеркивают,
что
чтение
перестает
быть
человеко-
и
культурообразующим ресурсом, книги читают не так, как раньше, а по-другому: либо
строго
функционально
("по
работе
нужно",
"сессию
надо
сдавать"),
либо
рутинно,
примерно так же, как смотрят случайно попавший во внимание блокбастер.
Упал
спрос
на
интеллектуальное
и
духовное
чтение,
зато
преобладать
стало
откровенное чтиво: лидеры жанра - женский детектив и женская проза (их читают матери
школьников); российский боевик (читают отцы школьников). – Спрашивается, какую
литературу родители могут рекомендовать своим детям?
Книжные рынки предлагают Маринину, Донцову, Акунина, Коэльо, Мараками и т.п.
писателей. Массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются книги о
здоровье и лечении (22 %), книги по кулинарии (18%) и книги по специальности (18%).
Для чего читают и что покупают сегодня школьники? Что предлагают им? Здесь
лидируют
фэнтэзи,
мистические
и
"готические"
романы,
справочники
по
предметам,
тесты
ЕГЭ
и
ГИА,
готовые
домашние
задания.
Покупают
для
того
чтобы
получить
хорошую оценку, сдать экзамен, поступить в вуз. А читают то, что предлагают. Однако
«среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество» (К.
Гельвецкий, французский философ-просветитель).
Актуальность проблемы дефицита хорошего чтения очевидна.
Опыт работы по привитию интереса школьников к чтению
Для того чтобы наши дети читали нужные, полезные книги, нужны проводники в
большую литературу. Об этом говорят сами школьники. Хочется привести отрывок из
сочинения ученицы 10 класса:
«В
огромном
мире
книги
необходим
путеводитель,
который
помогал
бы
ориентироваться
среди
лабиринтов
разных
жанров,
течений,
авторов.
Такими
путеводителями
становятся
для
нас
школьные
учителя,
родители,
иногда
друзья
и
взрослые. Вкус к книге, по-моему, формируется с самого детства. И если в это время
хороший «подсказчик» не находится, мы пробуем сами читать всё подряд и в конце
концов останавливаемся на каком-то этапе поисков, застреваем посередине пути. Вот и
начинаем
читать
только
«ужастики»,
фэнтэзи
или
детективы.
А
это
взрослые
называют «легким чтивом».
Это мнение – подсказка нам, взрослым, учителям. Кому как не нам выступать
своеобразными
навигаторами
чтения?
Можно,
конечно,
уповать
на
библиотеки.
Но
библиотека
перестала
быть
главным
институтом
организации
чтения
и
представлять
"национальную" культуру в связи с обеднением, плохой комплектацией фондов.
На
школьного
учителя,
в
первую
очередь,
налагается
эта
ответственность
-
приобщение
ребенка
к
хорошей,
настоящей
литературе,
способной
воспитывать,
одухотворять личность.
Хотелось бы поделиться с коллегами с опытом своей работы по привитию интереса
школьников к книге.
Считая, что учитель литературы должен изучать читательские интересы своих
учеников, с 5 класса прошу завести каждому ученику «Дневник читателя»,
который ведется до окончания школы. Дневник представляет собой тетрадь:
№
Автор
Название
Период,
время
прочтения
(дата)
Мнение
Последняя графа «Мнение» обязательна. Она позволяет судить о том, как была
воспринята книга, что понял ученик, что оказалось недоступным. Поначалу ученики
пишут коротко: «Понравилась. Смешно было. Не понял ничего. Грустная история и т.д.»
Прошу чуть распространить мнение, пусть не на все книги, а на самую понравившуюся. В
результате
иногда
получается
своеобразный
отзыв.
Это
позволяет
вести
беседы
о
прочитанном, корректировать чтение учащихся, направлять, давать советы.
Проверка
читательских дневников проводится два раза в четверть. Беседы о прочитанном проходят
на уроках внеклассного чтения, а иногда уделяется минут 5 перед уроком литературы.
В итоге беспорядочное чтение незаметно сходит на нет, в дневниковых записях
появляется не только рекомендованная литература, но и другая, но именно необходимая,
нужная для духовного развития личности. Так, после изучения рассказа «Бежин луг»
было предложено прочитать еще 3 рассказа И.С. Тургенева из «Записок охотника». Когда
сдали дневники читателя на проверку, оказалось, что некоторые прочли не 3, а 6-7
рассказов,
были
и
такие,
кто
кроме
предложенных
рассказов,
прочитали
«Первую
любовь», «Стихотворения в прозе», «Асю» И.С. Тургенева.
Интересу к книге, к чтению способствует реклама.
Реклама известна всем, она сопровождает нас в наше время всюду. Она действенна.
Почему бы не проводить рекламу книги? Вести «пиар» чтения, чтобы поправить его
качество?
Сначала продумывается, как и какую
книгу представить. Здесь, конечно,
следует
соблюдать
этику,
тщательно
продумывать
текст.
Ведь
потом
и
дети
будут
рекламировать свою книгу одноклассникам, безусловно, их реклама будет опираться на
учительский пример. Такая возможность предоставляется всем желающим в начале или
конце урока литературы.
Вот как были рекламированы в 8 классе «Маленькие трагедии» А.С Пушкина:
К чему ведут людские страсти? Зависть, скупость, измена, пир во время чумы?
К чему приводит алчность и коварство? «Маленькие трагедии» Пушкина прочти!
Произведения А. Грина:
«Алые паруса» и «Блистающий мир…»
Их написал Александр Грин.
Хочешь к мечте прикоснуться чуть-чуть?
Книги эти прочесть не забудь!
Реклама может быть не обязательно в стихотворной форме, можно принести книгу в
класс,
немного
пересказать
сюжет,
а
на
самом
интересном
месте
прервать
рассказ.
«Подогревание» интереса срабатывает: некоторые просят книгу на дом, читают, затем
пересказывают товарищам.
И зачастую оказывается, что в школьной библиотеке они
просят книги того же автора. И тут необходима работа школьного библиотекаря во
взаимодействии со школьным учителем. Формуляры школьников учителю литературы
нужно отслеживать и совместно с библиотекарем школы направлять чтение ученика.
Благодаря рекламе, дневникам читателя, учащиеся прочитали давно уже забытые
(незаслуженно!)
и
не
входящие
в
школьную
программу
«Слепой
музыкант»,
«Дети
подземелья» В.Г. Короленко, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Золотую
розу» Паустовского и другие произведения, нравственная сила которых взрастила в свое
время интеллигенцию, почитающую традиционные идеалы просвещения и несущую их в
общество.
К
сожалению,
детская
литература,
стала
развлекательной.
«Новые»
авторы
подвержены
бизнесом
строгой
обструкции.
Их
поставили
перед
необходимостью
не
«самовыражаться», не передавать детям нажитый писателем опыт, не учить уму-разуму, а
лишь посильно развлекать», - пишет Ирина Репьева, председатель Товарищества детских и
юношеских писателей России.
Нынешние
дети
гораздо
лучше
осведомлены
о
делах
анимационной
семейки
Симпсонов. Говорят, настала эра электронной книги и проблему чтения может выручить
компьютер. Но, как показали исследования, Интернетом сегодня пользуется всего 10
процентов населения. Основная часть читает справочные материалы, чуть меньшее число
- литературу по специальности и лишь 1 процент - художественную литературу.
К
тому
же
необходимость
считывать
тексты
с
экрана
компьютера
породила
у
современных
детей
патологию
самого
характера
чтения.
Оно
стало
поверхностным,
спешным, отрывистым, неглубоким. Школьники скользят глазами по текстам, не понимая
их смысла. Они перестали в них вчитываться – значит, вдумываться, следовательно,
сопереживать, переживать, вживаться. Последние однокоренные глаголы иллюстрируют,
что такой способ обработки информации лишен жизни, духа
Она механическая,
автоматическая, но не жизненная, не затрагивающая глубин души. Она не способствует
духовному и интеллектуальному взрослению читателей, не расширяет их кругозор. И это
опасно, крайне опасно для подрастающего поколения.
В настоящее время появились такие детские писатели, как Александр Торопцев,
Дмитрий Емец, рассказы которых нужно рекомендовать для чтения нашим школьникам.
Но,
к
сожалению,
в
магазинах
мы
находим
в
основном
переводные
книги
с
приключениями монстров, динозавров и т.п. Запретить их читать, конечно, мы не можем -
все равно будут читать. Но предложить альтернативное чтение учитель вправе и обязан
это делать. Для этого он должен отслеживать чтение детей и быть в курсе новинок в
детской литературе.
Организация
исследовательской
деятельности
школьников
на
уроках
литературы – один из самых действенных способов привития интереса к
художественной
литературе.
Перечень
предложенных
исследовательских
работ дан в приложении № 1
Мощным
стимулом,
порождающим
стремление
к
чтению
и
серьезному
изучению
литературы,
является
функционирование
в
школе
своего
художественно-публицистического журнала.
Не
газеты,
а
именно
журнала.
Газеты
в
компьютерном
исполнении,
известно,
выпускаются почти в каждой школе. Газета несет в большей степени информационный
характер (в силу существующих газетных жанров: интервью, репортаж, статья, заметка,
зарисовка, корреспонденция и т.п.) Журнал же имеет свои особенности, в нем
могут
печататься творческие работы учащихся, ученики могут пробовать свое перо.
Журнал может иметь свои рубрики, например, рубрику «Учимся у мастеров». Это
своего рода подражание перу великого писателя, например, Салтыкова-Щедрина, Гоголя,
Зощенко,
поэтов-новаторов
-
футуристов,
символистов
Серебряного
века
русской
литературы. Но это ни в коем случае не пародия, а стремление понять жанр, приемы,
языковые средства, идею произведения и попытка сочинения собственного произведения в
стиле мастера.
Кроме вышеперечисленных формы работы учитель может применить и такие формы
приобщения к чтению:
Интеллектуальные игры
Литературные вечера и гостиные
Инсценирование на уроках литературы отрывков из произведений
Читательские конференции
Книжные ярмарки
Конкурсы чтецов
Конкурсы на лучший отзыв о книге
Конкурсы
на
лучшую
«экранизацию»
художественного
произведения
(см.
приложение №3)
Литературные викторины и бои
Исследовательские работы учащихся по литературе и их защита в классе
Музыкально-поэтические вечера
Большинство этих форм работы, к сожалению, в последнее время стали не столь
популярными, как это было в конце прошлого века, они как-то незаметно отошли на
задний план; учителя больше сил бросают на подготовку к ЕГЭ, «натаскивание» по
решению тестов. Поэтому приходится констатировать факт: даже известную цитату из
книги не узнают, потому что читают поверхностно; авторов не знают, потому что не
обращают внимание на то, кто написал книгу; не могут получать наслаждение от языка
писателя, так как читают книги, которые не могут похвастаться богатством словаря.
Безусловно, школа, как и другие институты образования и культуры,
переживает
кризис. Погоня за материальным, доминирование практицизма и рационализма в ущерб
эмоциональному,
духовному,
-
реалии
сегодняшней
жизни.
И
потому
многократно
возрастает роль учителя как наставника и проводника молодого поколения в мир книги,
нравственную силу которой переоценить трудно.
Приложение №1
Темы для исследовательских работ учащихся
1.
Образ зимы в «онегинской строфе»
2.
Робин Гуд и Манчары – образы «благородных разбойников»
3.
«Зимняя ночь» Б.Пастернака в переводе Н.Дьяконова
4.
Женские образы в современной литературе
5.
Герой-бунтарь в литературе 21 века (сравнительно-сопоставительный анализ с
литературными героями 19 века)
6.
Герой олонхо Эрчимэн Бэргэн и былинный герой Илья Муромец (опыт
сравнительно – сопоставительного анализа)
7.
Лирический шедевр А.С. Пушкина «Я вас любил…» и закон Золотого сечения
8.
Размышления над повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (опыт
стилистического анализа)
9.
Русская культура и якутский фольклор во взглядах и творчестве Кулаковского
10. Мифологические образы в лирике Марины Цветаевой
11. Интерпретация древних мифологических образов в «Воине великой тьмы» Ника
Перумова
12. Предметный мир в рассказах А.П. Чехова
13. Тема пути в литературе второй половины 19 века
14. Образ звезды в лирике Б.Пастернака и И.Бродского
15. Образ сада в лирике И.А. Бунина
16. Цветовые мотивы в лирике Василия Лебедева
17. Пушкин в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой
18. Внесценические образы в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
19. Тема духовной деградации в рассказах А.П. Чехова
20. «Учитель, перед именем твоим» (образ учителя - по рассказам Ч.Айтматова и В.
Распутина)
21. Природный мир в «Слове о полку Игореве»
22. Добро и зло в Ершалаимских главах «Мастера и Маргариты» М. Булгакова
23. Музыкальные образы в лирике Сергея Есенина
24. Шифры Михаила Булгакова
25. Времена года в «Евгении Онегине»