Напоминание

О привитии интереса школьников к чтению

Автор: Капустина Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Покровская СОШ №3"
Населённый пункт: г. Покровск, Хангаласский район, республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: О привитии интереса школьников к чтению







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

О привитии интереса школьников к чтению

(из опыта работы)

Выполнила

Капустина Елена Петровна,

у ч и т е л ь

р у с с ко г о

я з ы к а

и

литературы

МБОУ

«Покровская

средняя школа №3»

Покровск, 2019

Введение

«Российская газета» и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

опубликовали

результаты

исследования

«Массовое

чтение

в

России».

Результаты

оказались

ошеломляющими.

По

ним

можно

сделать

вывод,

что

современная

Россия

переживает своеобразную катастрофу чтения.

Экономические

кризисы

очевидны:

высокие

цены

даже

на

самые

необходимые

продукты питания, безработица, задержки заработной платы. А гуманитарные катастрофы

тихи и почти невидимы. Последствия же их страшны: духовное обнищание порождает

деморализацию общества, а это ведет к росту преступности, к поруганию нравственных

категорий, на коих, собственно, держится и стоит общество и государство.

Социологическое

исследование

выявило:

полстраны

не

покупает

книг

(52%),

полстраны не читает литературные журналы (59%), почти 80 процентов не пользуются

библиотеками, школьники России занимают 28-е место по "качеству чтения" среди 32

обследованных стран.

Исследователи

подчеркивают,

что

чтение

перестает

быть

человеко-

и

культурообразующим ресурсом, книги читают не так, как раньше, а по-другому: либо

строго

функционально

("по

работе

нужно",

"сессию

надо

сдавать"),

либо

рутинно,

примерно так же, как смотрят случайно попавший во внимание блокбастер.

Упал

спрос

на

интеллектуальное

и

духовное

чтение,

зато

преобладать

стало

откровенное чтиво: лидеры жанра - женский детектив и женская проза (их читают матери

школьников); российский боевик (читают отцы школьников). – Спрашивается, какую

литературу родители могут рекомендовать своим детям?

Книжные рынки предлагают Маринину, Донцову, Акунина, Коэльо, Мараками и т.п.

писателей. Массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются книги о

здоровье и лечении (22 %), книги по кулинарии (18%) и книги по специальности (18%).

Для чего читают и что покупают сегодня школьники? Что предлагают им? Здесь

лидируют

фэнтэзи,

мистические

и

"готические"

романы,

справочники

по

предметам,

тесты

ЕГЭ

и

ГИА,

готовые

домашние

задания.

Покупают

для

того

чтобы

получить

хорошую оценку, сдать экзамен, поступить в вуз. А читают то, что предлагают. Однако

«среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество» (К.

Гельвецкий, французский философ-просветитель).

Актуальность проблемы дефицита хорошего чтения очевидна.

Опыт работы по привитию интереса школьников к чтению

Для того чтобы наши дети читали нужные, полезные книги, нужны проводники в

большую литературу. Об этом говорят сами школьники. Хочется привести отрывок из

сочинения ученицы 10 класса:

«В

огромном

мире

книги

необходим

путеводитель,

который

помогал

бы

ориентироваться

среди

лабиринтов

разных

жанров,

течений,

авторов.

Такими

путеводителями

становятся

для

нас

школьные

учителя,

родители,

иногда

друзья

и

взрослые. Вкус к книге, по-моему, формируется с самого детства. И если в это время

хороший «подсказчик» не находится, мы пробуем сами читать всё подряд и в конце

концов останавливаемся на каком-то этапе поисков, застреваем посередине пути. Вот и

начинаем

читать

только

«ужастики»,

фэнтэзи

или

детективы.

А

это

взрослые

называют «легким чтивом».

Это мнение – подсказка нам, взрослым, учителям. Кому как не нам выступать

своеобразными

навигаторами

чтения?

Можно,

конечно,

уповать

на

библиотеки.

Но

библиотека

перестала

быть

главным

институтом

организации

чтения

и

представлять

"национальную" культуру в связи с обеднением, плохой комплектацией фондов.

На

школьного

учителя,

в

первую

очередь,

налагается

эта

ответственность

-

приобщение

ребенка

к

хорошей,

настоящей

литературе,

способной

воспитывать,

одухотворять личность.

Хотелось бы поделиться с коллегами с опытом своей работы по привитию интереса

школьников к книге.

Считая, что учитель литературы должен изучать читательские интересы своих

учеников, с 5 класса прошу завести каждому ученику «Дневник читателя»,

который ведется до окончания школы. Дневник представляет собой тетрадь:

Автор

Название

Период,

время

прочтения

(дата)

Мнение

Последняя графа «Мнение» обязательна. Она позволяет судить о том, как была

воспринята книга, что понял ученик, что оказалось недоступным. Поначалу ученики

пишут коротко: «Понравилась. Смешно было. Не понял ничего. Грустная история и т.д.»

Прошу чуть распространить мнение, пусть не на все книги, а на самую понравившуюся. В

результате

иногда

получается

своеобразный

отзыв.

Это

позволяет

вести

беседы

о

прочитанном, корректировать чтение учащихся, направлять, давать советы.

Проверка

читательских дневников проводится два раза в четверть. Беседы о прочитанном проходят

на уроках внеклассного чтения, а иногда уделяется минут 5 перед уроком литературы.

В итоге беспорядочное чтение незаметно сходит на нет, в дневниковых записях

появляется не только рекомендованная литература, но и другая, но именно необходимая,

нужная для духовного развития личности. Так, после изучения рассказа «Бежин луг»

было предложено прочитать еще 3 рассказа И.С. Тургенева из «Записок охотника». Когда

сдали дневники читателя на проверку, оказалось, что некоторые прочли не 3, а 6-7

рассказов,

были

и

такие,

кто

кроме

предложенных

рассказов,

прочитали

«Первую

любовь», «Стихотворения в прозе», «Асю» И.С. Тургенева.

Интересу к книге, к чтению способствует реклама.

Реклама известна всем, она сопровождает нас в наше время всюду. Она действенна.

Почему бы не проводить рекламу книги? Вести «пиар» чтения, чтобы поправить его

качество?

Сначала продумывается, как и какую

книгу представить. Здесь, конечно,

следует

соблюдать

этику,

тщательно

продумывать

текст.

Ведь

потом

и

дети

будут

рекламировать свою книгу одноклассникам, безусловно, их реклама будет опираться на

учительский пример. Такая возможность предоставляется всем желающим в начале или

конце урока литературы.

Вот как были рекламированы в 8 классе «Маленькие трагедии» А.С Пушкина:

К чему ведут людские страсти? Зависть, скупость, измена, пир во время чумы?

К чему приводит алчность и коварство? «Маленькие трагедии» Пушкина прочти!

Произведения А. Грина:

«Алые паруса» и «Блистающий мир…»

Их написал Александр Грин.

Хочешь к мечте прикоснуться чуть-чуть?

Книги эти прочесть не забудь!

Реклама может быть не обязательно в стихотворной форме, можно принести книгу в

класс,

немного

пересказать

сюжет,

а

на

самом

интересном

месте

прервать

рассказ.

«Подогревание» интереса срабатывает: некоторые просят книгу на дом, читают, затем

пересказывают товарищам.

И зачастую оказывается, что в школьной библиотеке они

просят книги того же автора. И тут необходима работа школьного библиотекаря во

взаимодействии со школьным учителем. Формуляры школьников учителю литературы

нужно отслеживать и совместно с библиотекарем школы направлять чтение ученика.

Благодаря рекламе, дневникам читателя, учащиеся прочитали давно уже забытые

(незаслуженно!)

и

не

входящие

в

школьную

программу

«Слепой

музыкант»,

«Дети

подземелья» В.Г. Короленко, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Золотую

розу» Паустовского и другие произведения, нравственная сила которых взрастила в свое

время интеллигенцию, почитающую традиционные идеалы просвещения и несущую их в

общество.

К

сожалению,

детская

литература,

стала

развлекательной.

«Новые»

авторы

подвержены

бизнесом

строгой

обструкции.

Их

поставили

перед

необходимостью

не

«самовыражаться», не передавать детям нажитый писателем опыт, не учить уму-разуму, а

лишь посильно развлекать», - пишет Ирина Репьева, председатель Товарищества детских и

юношеских писателей России.

Нынешние

дети

гораздо

лучше

осведомлены

о

делах

анимационной

семейки

Симпсонов. Говорят, настала эра электронной книги и проблему чтения может выручить

компьютер. Но, как показали исследования, Интернетом сегодня пользуется всего 10

процентов населения. Основная часть читает справочные материалы, чуть меньшее число

- литературу по специальности и лишь 1 процент - художественную литературу.

К

тому

же

необходимость

считывать

тексты

с

экрана

компьютера

породила

у

современных

детей

патологию

самого

характера

чтения.

Оно

стало

поверхностным,

спешным, отрывистым, неглубоким. Школьники скользят глазами по текстам, не понимая

их смысла. Они перестали в них вчитываться – значит, вдумываться, следовательно,

сопереживать, переживать, вживаться. Последние однокоренные глаголы иллюстрируют,

что такой способ обработки информации лишен жизни, духа

Она механическая,

автоматическая, но не жизненная, не затрагивающая глубин души. Она не способствует

духовному и интеллектуальному взрослению читателей, не расширяет их кругозор. И это

опасно, крайне опасно для подрастающего поколения.

В настоящее время появились такие детские писатели, как Александр Торопцев,

Дмитрий Емец, рассказы которых нужно рекомендовать для чтения нашим школьникам.

Но,

к

сожалению,

в

магазинах

мы

находим

в

основном

переводные

книги

с

приключениями монстров, динозавров и т.п. Запретить их читать, конечно, мы не можем -

все равно будут читать. Но предложить альтернативное чтение учитель вправе и обязан

это делать. Для этого он должен отслеживать чтение детей и быть в курсе новинок в

детской литературе.

Организация

исследовательской

деятельности

школьников

на

уроках

литературы – один из самых действенных способов привития интереса к

художественной

литературе.

Перечень

предложенных

исследовательских

работ дан в приложении № 1

Мощным

стимулом,

порождающим

стремление

к

чтению

и

серьезному

изучению

литературы,

является

функционирование

в

школе

своего

художественно-публицистического журнала.

Не

газеты,

а

именно

журнала.

Газеты

в

компьютерном

исполнении,

известно,

выпускаются почти в каждой школе. Газета несет в большей степени информационный

характер (в силу существующих газетных жанров: интервью, репортаж, статья, заметка,

зарисовка, корреспонденция и т.п.) Журнал же имеет свои особенности, в нем

могут

печататься творческие работы учащихся, ученики могут пробовать свое перо.

Журнал может иметь свои рубрики, например, рубрику «Учимся у мастеров». Это

своего рода подражание перу великого писателя, например, Салтыкова-Щедрина, Гоголя,

Зощенко,

поэтов-новаторов

-

футуристов,

символистов

Серебряного

века

русской

литературы. Но это ни в коем случае не пародия, а стремление понять жанр, приемы,

языковые средства, идею произведения и попытка сочинения собственного произведения в

стиле мастера.

Кроме вышеперечисленных формы работы учитель может применить и такие формы

приобщения к чтению:

Интеллектуальные игры

Литературные вечера и гостиные

Инсценирование на уроках литературы отрывков из произведений

Читательские конференции

Книжные ярмарки

Конкурсы чтецов

Конкурсы на лучший отзыв о книге

Конкурсы

на

лучшую

«экранизацию»

художественного

произведения

(см.

приложение №3)

Литературные викторины и бои

Исследовательские работы учащихся по литературе и их защита в классе

Музыкально-поэтические вечера

Большинство этих форм работы, к сожалению, в последнее время стали не столь

популярными, как это было в конце прошлого века, они как-то незаметно отошли на

задний план; учителя больше сил бросают на подготовку к ЕГЭ, «натаскивание» по

решению тестов. Поэтому приходится констатировать факт: даже известную цитату из

книги не узнают, потому что читают поверхностно; авторов не знают, потому что не

обращают внимание на то, кто написал книгу; не могут получать наслаждение от языка

писателя, так как читают книги, которые не могут похвастаться богатством словаря.

Безусловно, школа, как и другие институты образования и культуры,

переживает

кризис. Погоня за материальным, доминирование практицизма и рационализма в ущерб

эмоциональному,

духовному,

-

реалии

сегодняшней

жизни.

И

потому

многократно

возрастает роль учителя как наставника и проводника молодого поколения в мир книги,

нравственную силу которой переоценить трудно.

Приложение №1

Темы для исследовательских работ учащихся

1.

Образ зимы в «онегинской строфе»

2.

Робин Гуд и Манчары – образы «благородных разбойников»

3.

«Зимняя ночь» Б.Пастернака в переводе Н.Дьяконова

4.

Женские образы в современной литературе

5.

Герой-бунтарь в литературе 21 века (сравнительно-сопоставительный анализ с

литературными героями 19 века)

6.

Герой олонхо Эрчимэн Бэргэн и былинный герой Илья Муромец (опыт

сравнительно – сопоставительного анализа)

7.

Лирический шедевр А.С. Пушкина «Я вас любил…» и закон Золотого сечения

8.

Размышления над повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (опыт

стилистического анализа)

9.

Русская культура и якутский фольклор во взглядах и творчестве Кулаковского

10. Мифологические образы в лирике Марины Цветаевой

11. Интерпретация древних мифологических образов в «Воине великой тьмы» Ника

Перумова

12. Предметный мир в рассказах А.П. Чехова

13. Тема пути в литературе второй половины 19 века

14. Образ звезды в лирике Б.Пастернака и И.Бродского

15. Образ сада в лирике И.А. Бунина

16. Цветовые мотивы в лирике Василия Лебедева

17. Пушкин в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой

18. Внесценические образы в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

19. Тема духовной деградации в рассказах А.П. Чехова

20. «Учитель, перед именем твоим» (образ учителя - по рассказам Ч.Айтматова и В.

Распутина)

21. Природный мир в «Слове о полку Игореве»

22. Добро и зло в Ершалаимских главах «Мастера и Маргариты» М. Булгакова

23. Музыкальные образы в лирике Сергея Есенина

24. Шифры Михаила Булгакова

25. Времена года в «Евгении Онегине»