Напоминание

"Путешествие в мир героического эпоса, или Исторические и мифологические корни "Илиады" и "Одиссеи"

Автор: Сухова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №15
Населённый пункт: г.о. Новокуйбышевск
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: "Путешествие в мир героического эпоса, или Исторические и мифологические корни "Илиады" и "Одиссеи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сухова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ №15 Самарская область г.о. Новокуйбышевска

Разработка интегрированного урока по литературе

« Путешествие в мир героического эпоса, или Исторические и мифологические корни

«Илиады» и «Одиссеи».

для обучающихся 6 класса.

Тип урока
: повторительно-обобщающий
Вид урока:
урок-путешествие
Технология:
элементы игровой технологии,элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения, информационные технологии.
Цели
:  Обобщить и систематизировать теоретические сведения, полученные учащимися на предыдущих уроках. посвященных мифам Древней Греции.  Продолжить привитие любви к мифологии и развить интерес к двум наукам: истории и литературе.  Повторить и закрепить знания учащихся о греческом певце Гомере, а также раскрыть исторические и мифологические корни поэм «Илиада» и «Одиссея». ХОД УРОКА
1.

Организационный момент
Мотивационная установка на сотрудничество, успешную работу. Оглашение задач урока.
Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята, мы с вами проводим необычный урок. Урок-путешествие в мир героического эпоса, путешествие к историческим и мифологическим истокам , корням величайших памятников древнейшего периода греческой литературы, поэм «Илиады» и «Одиссеи». Я бы хотела, чтобы среди однообразных школьных будней он стал для вас праздником и запомнился надолго. Нам предстоит большая работа, но я уверена, что вместе мы успешно со всем справимся. сегодня мы подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теоретический материал, развивать свои познавательные и творческие способности, совершенствовать умения сравнивать делать выводы и, конечно же, опираясь на известное. изученное, узнаем кое-что новое и интересное. А начать наш разговор я хотела бы с легенды: « Эта история произошла давным — давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но был в городе человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг. Поймал он бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я мудреца: скажи мне , о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет, что мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее». Так и случилось.
Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший?» И тогда мудрец, который ,действительно, был очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках!» Ребята, сегодня в ваших руках, в ваших силах показать, насколько вы эрудированы, активны. Сегодня мы с вами попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, как течет река литературы. А это значит, что вам понадобятся знания, как по истории, так и по литературе. Ребята, напомните мне, пожалуйста, кто из вас входит в историческую группу, кто будет раскрывать исторические корни поэм (учащиеся исторической группы поднимают руки). А кто принадлежит к литературному блоку, и будет доказывать существование мифологических корней поэм ( учащиеся-литературоведы поднимают руки).
Первый блок урока — теоретический
Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, полученные учащимися на предыдущих уроках, посвященных Древней Греции. ( на доске термины: эпос, героический эпос, миф, мифология, по мере выполнения задания учитель обращает на них внимание учащихся) Итак, в путь по страницам мифов и легенд, по страницам истории и фактов к стенам Трои. Путешествие наше опасно и нам необходимо вооружиться знаниями. Вспомним, ребята, что такое эпос?  Что характерно для эпоса?  Что мы называем героическим эпосом?  Что принято называть мифами?  Что такое мифология? Молодцы, ребята, теперь мы с вами в полном вооружении. Продолжаем урок.
Второй блок — листая страницы биографии
Учитель: Люди расцветают и засыхают как колосья на полях, но эти имена никогда не умрут. Эсхил, Гораций, Гомер......Слыша эти имена, мы вновь и вновь оказываемся в галерее великих имен, великих судеб, чувствуем веяния той эпохи, к которой относятся эти героические поэты. И сейчас, ребята. мы отправимся в эту галерею и послушаем рассказ о легендарном слепом поэте Гомере. ( Выступление учащегося о Гомере)
Третий блок — исторические и мифологические корни « Илиады»

Цель:
выяснить, о чем повествует « Илиада», и какие исторические факты легли в основу поэмы, а какие легендарные (мифологические) события послужили причиной Троянской войны. Учитель: Греция — страна преданий и легенд. Страна, которая привлекала, манила, звала. Но не всегда Греция была такой гостеприимной. Мифы Древней Греции рассказывают нам о героях великих битв.  Ребята, а кого в древнегреческой мифологии называют героями? Назовите героев мифов.
И у стен Илиона Племя героев погибло - Свершилась Зевесова воля..... Илион, Троя — два названия одного и того же могучего города в Малой Азии возле берега Дарданелл ( показать расположение Трои на карте)  Ребята, о чем повествует « Илиада»? С целью раскрытия исторических корней поэмы, я обращаюсь к группе историков.  Ребята, какие исторические факты отразились в поэме?  Что легло в основу поэмы? А теперь я обращаюсь к группе литераторов.  Уважаемые литераторы, докажите, что по своему жанру поэма относится к народному героическому эпосу.  Ребята, кого называют певцами-аэдами и певцами — рапсодами? По-видимому, певцом — аэдом был Гомер. И сейчас группа литераторов нам расскажет о той легенде, которая и послужила причиной Троянской войны.
Четвертый блок — инсценировка легенды.
Исполняется танец сиртаки. Ведущий 1 В поход на Трою собирались десятки греческих вождей и царей на сотнях кораблей с тысячами воинов. Возможно, вы уже слышали историю о Елене — женщине, чья красота покоряла тысячи сердец и развязала жестокую войну. Возможно вы слышали о сражениях. которые происходили под стенами Трои десять лет. Погибли лучшие десять мужчин. Мечты о славе возбуждали их. Всех их вел Агамемнон — истинный грек и Ахиллес, который мог убить десятерых одним ударом. Возможно, вы даже слышали о Парисе, который по преданию предал свою страну из- за любви. А начиналось все так..... Эрида:  О боги! Боги всемогущи! Да как они посмели меня...меня саму Эриду не пригласить на этот пир!!! Я этого так не оставлю и не прощу поступок дерзкий им. Месть! Я буду мстить за честь свою! Они еще не раз услышат обо мне, но будет поздно, слишком поздно. Пусть льются слезы, плачут дети, пусть все горит в огне. Настанет час расплаты на земле, и пусть заплатят все мне кровью!!!! ( удаляется со сцены, выходят богини: Гера, Афродита, Афина — рассаживаются за столом и вдруг замечают яблоко) Гера:  Смотрите, чудо из чудес! Как оно красиво, просто прекрасно! Афина:  На нем написано: «Прекраснейшей»! Афродита:  Оно моё! Гера:  Нет! Оно моё! и только лишь моё! Афина:  Нет...нет, богини! Это яблоко принадлежит мне!
Гера  Так что ж нам делать? Как поступить? Давайте к Зевсу мы отправимся, богини. Он всемогущ и нас рассудит в этом споре. (отправляются к Зевсу. Появляется Зевс)  О! Всемогущий Вседержитель Зевс! Царь всех богов! К тебе пришли мы за советом. Лишь ты нас можешь рассудить. Скажи, кому принадлежит сей дар? Зевс:  Прекрасная Афина — защитница городов, богиня мудрости и знания, дочь моя любимая, достойна ты, прекраснейшею зваться на равных с Герой и Афродитой. Гера — воительница и покровительница богов, и ты достойна звания сего. И ты прекрасная Афродита, несущая красоту миру, достойна имени прекраснейшая. О боги, боги! Я не могу отдать одной из вас вот это яблоко. Вы все прекрасны и все достойны его. Ступайте вы к Парису — троянскому царевичу. Ему вас отдаю на суд. (богини отправляются к Парису) Гера:  О златокудрый, юный Парис! Скажи, кто из нас достойна имени Прекраснейшая, кому отдашь ты яблоко — сей сладкий плод?... Отдай его мне,ты не пожалеешь! Ты будешь миром повелевать и владеть. Богатство, власть к твоим ногам падет. Лишь только выбери меня, скажи, что я — прекраснейшая! Афина:  Богатство? Власть? Парис! Ты лучшего достоин! Мудрость и слава — вот твой удел. Бери, владей, лишь назови меня прекраснейшей из всех! Афродита:  Что мудрость, слава, что богатство. Любовь! Вот ради чего лишь стоит жить. Она — любовь владыка мира. И я смогу тебе подарить любовь самой красивой в мире женщины — Елены Троянской. О красоте ее идет молва по свету. О боги! Как она прекрасна! Парис:  Елена — жена спартанского царя Менелая, с ним отец мир заключил. Нет я не могу пойти против воли отца. Но как она прекрасна. Её люблю я, ею восхищаюсь. О ней лишь каждый час мечтаю. О, Афродита! Подари мне любовь Елены Прекрасной. Ты — прекраснейшая из всех. Тебе вручаю я это яблоко. Ведущий 2 Жена царя Спарты Менелая по имени Елена страстно полюбила пренкрасного троянского царевича Париса. 1193 год до нашей эры. Наследник престола Трои Парис прекрасную Елену — жену царя Спарты — Менелая За честь Менелая вступается его брат — царь Агамемном. Его армия под предводительством Ахиллеса подошла к Трое и взяла город в кровавую осаду, длившуюся долгих десять лет. Два мира будут воевать за честь и власть. Тысячи умрут за славу. И за любовь нация сгорит дотла. Да, так гласит легенда. Но правда ли это? Правдивы ли легенды о Троянской войне? А может быть это только легенда, созданная поэтом? И вновь для раскрытия темы мы обращаемся к группе историков.  Этот человек-основатель археологии, он отправился в 1876 году руководителем экспедиции в Микены по следам Троянской битвы. Кто этот человек? ( Генрих Шлиман)  А что вам о нем известно? Ведя раскопки, Шлиман обнаружил руины римского города, греческого города Элиона и только на глубине пятнадцати метров были обнаружены части крепости очень похожи на части крепости Трои.  Группа историков, вы согласны с тем, что здесь было сказано, не возникло никаких вопросов?
 ( вопрос от группы историков) Но ведь нужно было объединить обломки, доказать, что именно найдено?  И группа историков и группа литературоведов, скажите мне, почему Агамемном не увел от стен Трои войска, после того, как в битве был убит Менелай? Вопросы групп:  А как можно объяснить тот факт, что по легенде греки несколько раз вступали в битву с троянцами, а исторических фактов в подтверждении нет?  как можно объяснить. что греческий герой Патрокл несколько раз взбирался на стены Трои, скользил и падал, ведь стены Трои были наклонны?  Скажите, пожалуйста, ведь когда Гомер писал «Илиаду», прошло пятьсот лет, Троя была глубоко под землёй. Как Гомер мог так детально описать город, героев?  Уважаемые литераторы, расскажите, что вы знаете об Ахиллесе? Итак, Ахиллес — сын Пелея и морской нимфы Фетиды. Именно она, желая сделать сына бессмертным, окунула его в вода Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку. и это место его тела оставалось уязвимым. Отсюда выражение «Ахиллесова пята2.  Что значит это выражение? Обратимся к фразеологическому словарю. Работа со словарем.  Ребята, а кому принадлежит идея создания троянского коня? Троя была стерта слица земли, а уцелевшие греческие герои пустились в обратный путь. Кто не погиб у стен Трои, тот должен погибнуть на обратном пути. Продолжаем путешествие. И теперь, ребята, от стен Трои мы перенесемся к острову Итаки вместе с героем поэмы «Одиссея».  О чем повествует «Одиссея»? Историков всегда интересовало, а существует ли Итака на самом деле или это плод воображения Гомера? ( Обратимся к группе историков и послушаем, что они скажут)  Итак, с целью дальнейших исследований обратимся к композиции поэмы.  Что такое композиция произведения?  Из скольких глав состоит поэма?  Проведем игру между историками и литературоведами и посмотрим, насколько внимательно была прочитана поэма. Вопросы для игры:  Что вы можете рассказать об острове циклопов?  Кто такие циклопы?  Что вы можете сказать об образе жизни и нраве циклопа Палифема?  Как поступает Полифем со своими гостями?  Одиссей назван «хитроумным». Докажите, как это качество проявилось в борьбе с циклопом?  Почему Одиссей не назвал циклопу своего имени?  Так в чем заключается конфликтная ситуация в эпизоде «Одиссей у циклопов»?  Докажите текстом величие и мощь Полифема и обыкновенность и даже слабость людей.
Итог урока
Да, ребята, каждый пытается найти свою Трою, отыскать Итаку. Это зависит от того, как хорошо вы знаете археологию, архитектуру и насколько вас впечатлила поэма Гомера. Гомер — поэт, певец. Мы восхищаемся и преклоняемся перед поэзией Гомера. Она потрясающая, но это не значит, что она несет в себе исторические факты. Поэзия Гомера обращает внимание на внутренний мир человека, на его чувства, радости, печали. Теперь , когда мы изучили кусочки исторического полотна Троянской войны и рассмотрели, куда течет река литературы, давайте подведем итог.
 Что мы узнали на сегодняшнем уроке?  Что вам больше всего запомнилось?  Какие события, факты впечатлили вас? Ребята, всегда верьте в свои силы, и все получится. На сегодняшнем уроке вы показали на отлично свои знания и умения. ( учитель выставляет оценки за урок)