"Методика организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении СПО"

Автор: Мелихова Ольга Николаевна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: публикация
Тема: "Методика организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении СПО"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мелихова Ольга Николаевна, методист, преподаватель ОГАОУ СПО «Губкинский горно-политехнический колледж»
Тема: Методика организации самостоятельной работы студентов

в образовательном учреждении СПО
В большинстве современных исследований подчеркивается, что система СПО призвана научить студентов учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации системного подхода в образовании. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не только методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говориться, «Правильно заданный вопрос – половина ответа», что является особенно актуально для активизации студентов при выполнении самостоятельной работы. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса. Но, при организации самостоятельной работы преподаватель, сталкивается с рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде чем приступить к конкретному планированию самостоятельной работы необходимо определить, как создать условия для повышения уровня мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы. Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности, формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты. Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности". Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы. К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
 изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет";  изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;  подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;  участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях. Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Задачами СРС являются:  систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;  углубление и расширение теоретических знаний;  формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;  развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;  формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развитие исследовательских умений; использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных  занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.): Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая  информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);  написание рефератов;  подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;  составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
 подготовка рецензий на статью, пособие;  выполнение микроисследований;  подготовка практических разработок;  выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;  компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов. Основными видами самостоятельной работы студентов в колледже с участием преподавателей являются:  текущие консультации;  коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);  прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);  прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р);  выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);  выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);  прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);  выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др. Самостоятельная работа студентов организуется через следующие виды деятельности:
Индивидуальные консультации
— это внеаудиторная форма работы преподавателя с отдельным обучающимся, подразумевающая обсуждение тех разделов дисциплины, которые оказались для обучающегося неясными, или же вызванная желанием обучающегося работать над написанием курсовой или выпускной квалификационной работы по изучаемому курсу.
Групповые консультации
проводятся в специально назначенные часы и предназначены для разъяснения обучающимся общих принципов организации самостоятельной работы, правил подготовки к компьютерному тестированию, методики работы с корпоративными образовательными ресурсами, порядка подготовки к защите выпускных квалификационных работ и т.д.
Интернет-семинар
— форма самостоятельной работы над практическими заданиями, полученными после изучения электронного учебного пособия. В процессе выполнения заданий обучающиеся могут направлять вопросы преподавателю по электронной почте и получать ответы и консультации в режиме «off-line».
Интернет-практикум
предназначен для закрепления теоретических положений курса, проводится преподавателем после окончания изучения дисциплины в течение установленного срока (2—3 недели). Задания назначаются обучающимся индивидуально. В процессе выполнения заданий обучающиеся могут направлять вопросы преподавателю по электронной почте и получать ответы и консультации в режиме «off-line».
Эссе
— это краткое изложение собственной позиции или точки зрения по какой- либо проблеме. Оно не претендует на исчерпывающее исследование, однако предполагает определенную логику и последовательность в изложении ма териала. В очень краткой форме в эссе могут присутствовать позиции других исследователей, в основном при изложении критического взгляда на проблему. Форма эссе предполагает название работы, изложение проблемы, в том числе с критикуемой позиции, и обоснование своей точки зрения. При наличии ссылок на используемые источники должен присутствовать краткий список литературы.

Подготовка презентаций
требует глубокого освоения теоретического материала дисциплины. На слайдах могут быть представлены основополагающие взаимосвязи между научными категориями курса, графические модели, иллюстративный материал, тезисы по отдельным параграфам, являющимся наименьшей единицей в учебниках и учебных пособиях.
Составление таблиц.
При работе с информационным текстом можно использовать метод составления таблиц. - При составлении таблицы необходимо выделить главное в теме. - Определить критерии / параметры для сравнения / анализа (они могут быть количественные или качественные) - Четко и кратко заполнить таблицу - Сделать вывод Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Данные таблицы помогают увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
Реферирование
(от латинского referre - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания одного или нескольких источников, раскрывающее определенную тему. Подготовка к реферату требует глубокого знания аспектов изучаемой проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать. Студент при написании реферата решает три задачи: во-первых, изучает отобранный материал, во-вторых, анализирует его и, в-третьих, излагает свои мысли по этому поводу. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, а не простой конспект нескольких книг или конструирование нескольких фрагментов интернетовских текстов. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. При этом стоит заметить, что многие крупные научные результаты возникли из попыток всего лишь привести в порядок известный материал.
Создание презентаций с использованием мультимедиа технологии (MS

PowerPoint
). Мультимедиа презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Мультимедиа технологии
позволяют: - систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки, в том числе с использованием специальной литературы; - развивать познавательные способности и активность студентов; - формировать самостоятельность мышления, - способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - стимулировать интерес к исследовательской работе; - формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий, развивать лидерские качества, чувства коллегиальности и преемственности, прививать чувство ответственности. Необходимо подчеркнуть, что использование мультимедиа презентаций при организации самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию и вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их логического мышления правильно строить свое выступление, развивает ораторские качества. Это позволяет им научиться выражать свои мысли.
Курсовая работа
представляет собой квалификационное исследование, содержащее реферативно-аналитическое освещение степени разработанности научной
проблемы по избранной теме. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению обучающимися теоретических основ изучаемых дисциплин, а также развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Подготовка и защита курсовой работы играет большую роль при подготовке специалиста в общей системе учебных программ, нацеленных на фундаментальность, систематичность и профессионализацию образования. В связи с этим защита курсовой ра боты происходит в последние две недели перед сессией, и ее успешный результат является допуском к экзамену.
Выпускная
работа может представлять собой расширенное и углубленное исследование тех вопросов, которые обучающийся ставил в курсовых работах. Проблема должна быть раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием научных терминов и понятий в тексте работы. Конкретные порядок и правила написания выпускных работ, а также содержательные и формальные требования к ним определяются ПЦК. Методическое обеспечение самостоятельной работы в колледже Самостоятельная работа обучающегося как вид учебной деятельности является объектом методической, научно-исследовательской, организационной и воспитательной работы. Преподаватели несут ответственность за содержание методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по изучению дисциплины. Самостоятельная работа и уровень ее методической разработки служат качественным показателем работы преподавателей. В структуре пакета учебно-методических материалов самостоятельная работа и ее организация представлены в следующих документах: - учебно-тематическом плане, в котором преподаватель выделяет тематику самостоятельной работы и указывает рекомендуемое для освоения материала время; - методических рекомендациях по выполнению контрольных и курсовых работ, написанию рефератов и эссе, выполнению практических заданий и лабораторных работ; - методических рекомендациях по работе с КОПр, по выполнению компьютерных практикумов, изучению электронных учебников и электронных видеокурсов, участию в интернет-практикумах; - методических указаниях по подготовке к компьютерному тестированию; - методических рекомендациях по использованию в учебном процессе сетевых учебно-методических комплексов; - списке рекомендуемой литературы, содержащем перечень обязательных и дополнительных учебных и методических материалов, интернет-источников; - методических указаниях по прохождению преддипломной производственной практики и подготовке к итоговой государственной аттестации. Обучающемуся должны быть доступны: - методические и научные разработки преподавателей; - материалы научных, научно-практических конференций по изучаемой тематике; - адреса сайтов, содержащих материалы курса. Колледж обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы обучающихся. Система контроля результатов самостоятельной работы обучающихся Психолого-педагогическая сущность контроля результатов самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности обучающихся, в помощи при возникающих затруднениях. Контроль СРС предусматривает: - соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; - соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить; - дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формами контроля СРС являются: - текущий (оперативный) контроль; - рубежный контроль; - итоговый контроль; - самоконтроль. Приемами контроля самостоятельной работы обучающихся являются: - устный контроль; - письменный контроль; - тестовый контроль. Контроль может осуществляться индивидуально или в группе. Важнейшую роль в руководстве самостоятельной работой обучающихся играют индивидуальные собеседования преподавателя и студента. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь с обучаемыми и позволяют при необходимости быстро проводить коррекцию в организации учебного процесса по отношению к отдельному обучающемуся или к конкретной группе. Студент, выступающий субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу. В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения — закрепление полученных знаний и перевод их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости при выполнении самостоятельной работе зависит успех обучения. Совместно с учебными занятиями под руководством преподавателей хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели. Приобретается культура умственного труда, т. е. те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту. Самообучение — один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь.
Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая

формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а

задача преподавателей многопрофильного колледжа, правильно ее организовать.
“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)