"Катюша" - оружие Победы"

Автор: Глебова Мария Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Радуга" г.Сочи
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Катюша" - оружие Победы"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема:
«Катюша» - оружие Победы.
Авторы:
Глебова Мария Владимировна Должность: педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Занятие «Катюша» - оружие Победы» проходит в канун 70-летия окончания Второй мировой войны, которая стала трагедией для всего человечества. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизации, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о важнейших вехах на пути к Победе, об оружии нашей Победы. Эта тема всегда будет актуальна, ведь существование всего современного общества было бы невозможно без той Великой Победы. Занятие разработано для детей 10-12 лет, проходит в форме игры – военного похода, что значительно облегчает восприятие достаточно сложной информации о ракетной установке «Катюша». На занятии используются следующие методы:  словесный (вступительное слово педагога, объяснение нового материала);  игровой (имитация военного похода);  практический (изготовление знамен Победы)
Цель:
познакомить с видом вооружения советской армии – ракетная установка «Катюша»
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма и гордости за нашу страну, и чувства благодарности к людям, ценой собственных жизней заслуживших победу; - пропаганда знаний об оружии Великой Отечественной войны; - развитие чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи;
Материальное обеспечение:
 звезды из картона с цифрами 1 или 2;  красная бумага;  шпажки;  макет рейхстага, выполненный из пенопласта;
 дартс, дротики;  топографическая карта пути от Москвы до Берлина;  2 модели БМ-13.
Музыкальное сопровождение:
 песня «Катюша» (муз. М.Блантера, сл. Червницкого)
Форма организации занятия:
Занятие проходит в форме сюжетно-ролевой игры, где детям предлагается стать участниками военного похода из Москвы в Берлин.
План занятия.
1. Приветствие. 2. Обоснование темы занятия. Организация похода. 3. Поход, как изучение нового материала и закрепление его усвоения воспитанниками. 4. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:

1.Приветствие
При входе в кабинет каждый ребенок получает звезду, на которой написаны цифры 1 или 2. Звучит песня «Катюша» (муз. М.Блантера, сл.Червницкого).
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Наша встреча сегодня носит особый характер, и мне бы очень хотелось, чтобы она нашла отклик в ваших сердцах.
2. Обоснование темы занятия. Организация похода.
Ребята, все вы знаете, что близится самый главный праздник нашей Родины – День Победы. В этом году мы отмечаем уже 70-ю годовщину изгнания врага с нашей земли. Великий подвиг совершили наши деды и прадеды, мы обязаны знать и помнить, ценой скольких жизней оплачено наше сегодняшнее мирное небо. Нападая неожиданно и вероломно, враг ожидал быстрого окончания войны, но сила духа русских людей, их великая любовь к Родине не позволили планам захватчиков сбыться. Не имея практически никаких средств вооружения, буквально за несколько месяцев наша армия была оснащена вооружением, которое наводило ужас на врагов. Знаете ли вы, какое оружие помогло русской армии победить фашистских захватчиков?

Воспитанники:
Ответы детей
Педагог:
Одним из них была реактивная установка, которую в народе ласково прозвали «Катюша». Об этой грозной машине мы и поговорим сегодня. «Катюши» настолько полюбились русским людям, что им, подобно людям, посвящали песни, стихи и книги. Грозно небо заалело, Слышен скрежет, рёв и вой – Мчатся «огненные стрелы» Из машины боевой. Планы оккупантов руша, Убивая всех подряд, Реактивный залп «Катюши» Превращал сраженье в ад – От ракет земля горела, Всё гремело и рвалось, Словно ненависть кипела, Шли в атаку боль и злость, Мстя врагу за наши беды, За убитых им солдат. «Вот оружие Победы!» – Про «Катюшу» говорят. Олеся Емельянова Какие чувства, эмоции вы испытываете, слыша такие строки? А как вы думаете, какое отношение было у врага к «Катюше»?
Воспитанники:
Ответы детей
Педагог:
«Катюша» стала не просто оружием, помощником нашей армии в борьбе за родные просторы, она стала символом непобедимости и огромной силы духа нашей страны. «Катюши» воевали на всех фронтах, участвовали во всех самых страшных битвах. Сегодня и мы с вами совершим военный поход из Москвы в Берлин на «катюшах». Мы пройдем весь путь, который прошли наши войска ради Великой Победы. Для этого нам нужно создать 2 полка. У каждого из вас есть звезда с цифрой 1 или 2. Если на вашей звезде цифра 1, то вы становитесь бойцом первого полка, если цифра 2 – то второго. Воспитанники делятся на 2 команды.
Педагог:
У каждого полка должен быть командир. Командир принимает серьезные стратегические решения, руководит всеми действиями бойцов. Но на нем также лежит и самая большая ответственность, ведь решающее слово всегда остается за командиром. Будут командиры и в наших полках. Отдайте ваши
звезды тому человеку, которого вы считаете самым достойным гордого звания командир. Воспитанники выбирают командиров полков.
Педагог:
Перед вами топографическая карта пути от Москвы до Берлина. На разных этапах пути нас будут ожидать битвы, на сей раз, к счастью, это битвы интеллектуальные. Перед каждой битвой я буду вам рассказывать интересные исторические факты, связанные с «катюшами», а затем вы будете отвечать на вопросы по прослушанной информации. Это и есть ваша битва, победа в которой позволит вам на один шаг стать ближе к «взятию Берлина». Выбирать вопросы для битвы мы будем с помощью «снарядов» от «катюши». А снаряды нам заменят дротики известной вам игры – дартс. Хочу вам напомнить, что дротики, как и снаряды, несут серьезную опасность. При их использовании будьте внимательны, перед броском убедитесь, что рядом с мишенью нет людей. А так же помните, что дротик может нанести непоправимый вред вашему зрению, поэтому будьте аккуратны и осторожны.
Педагог:
Для нашего похода каждый полк получает боевую машину – «катюшу» (модель БМ-13). Если вашим полкам удастся одержать победу, то мы сможем водрузить красное знамя победы в Берлине. Начнем наш поход?
3. Поход как изучение нового материала

Педагог:

Первый этап – общие сведения о боевой машине «катюша»
Книга «Огонь ведут Катюши» вышла в 1975 году. Ее автор А.И.Нестеренко был очевидцев всех военных событий – он одним из первых применил новое средство вооружение нашей армии – грозную «катюшу». Реактивные установки, которые народ ласково окрестил катюшами, с первых дней своего появления на фронте наводили ужас на врага. В книге рассказывается о развитии нового оружия, о героических делах гвардейцев, умело использовавших его как в оборонительных, так и в наступательных боях. Катюша – неофициальное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31. Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Существует несколько предположений. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга: - по названию ставшей популярной перед войной песни М. Блантера на слова Исаковского «Катюша»; - название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Коминтерна. Легендарные "Катюши" во время войны участвовали во всех крупных операциях (битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва и т.д.). Реактивная артиллерия использовалась для усиления стрелковых дивизий,
что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в бою. Пришло время первой битвы. Я надеюсь, что вы были внимательны и хорошо усвоили полученную информацию, и теперь готовы к первому сражению.
Воспитанники:
Да, готовы.
Педагог:
У каждого полка есть возможность сделать 2 «выстрела». Каждый правильный ответ сделает вас ближе к Берлину, а значит и к Победе. Игровое поле дартса разделено на 5 пронумерованных секторов. Номер каждого сектора соответствует номеру вопроса битвы.
Вопросы для битвы:
1. Автор книги «Огонь ведут «Катюши»; 2. Какие машины называли «катюшами»?; 3. Две версии происхождения прозвища «катюша»; 4. Сколько снарядов было израсходовано во время артподготовки в сентябре 1943 года?; 5. На каком заводе выпускались минометные установки?
Педагог:
Молодцы, с первой битвой вы справились, а впереди нас ждет не менее сложный бросок.
Второй этап – технические характеристики боевой машине «катюша»
Снаряды для «катюши» начали разрабатывать еще в 1921 году, но первая ракетная установка прошла полигонные испытания только в 1940 году. В каждой машине было 7 смертоносных снарядов. В сентябре 1943 года в полосе целого фронта - 250 километров во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов. Грозная «Катюша» - БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 мм. Залп выполнялся в течение 15-20 секунд. Дальность стрельбы – 8-8,5 км. Некоторые машины, прошедшие всю войну, участвовали в параде Победы в 1945 году на Красной площади, как демонстрация неистребимой силы духа, мощи и гордости русской армии. Вот и наша вторая битва. Помните, у вас 2 шанса на победу, 2 «выстрела».
Вопросы для битвы:
1. В каком году была начата разработка реактивных снарядов для «катюш»?; 2. В каком году первая в мире ракетная установка залпового огня БМ-13 успешно прошла полигонные испытания?; 3. Сколькими снарядами заряжалась БМ-13?; 4. В течение какого времени выполнялся залп?; 5. Дальность стрельбы БМ-13.
Педагог:
Молодцы, вторая битва успешно завершена, но впереди еще немало трудностей.
Третий этап – первое боевое применение «катюши»
74 года назад 14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут прогремел первый залп по врагу невиданного нового вида оружия - реактивной артиллерии. Семь советских установок залпового огня БМ-13-16 (боевых машин с 16
ракетными снарядами 132 мм на каждой), смонтированные на автомобильном шасси ЗИЛ-6 (вскоре получившие название «Катюша»), одновременно ударили по железнодорожной станции города Орша, забитой немецкими составами с тяжелой военной техникой, боеприпасами и горючим. Эффект одновременного (7 - 8 сек.) удара 112 ракет калибра 132 мм был потрясающим в прямом и переносном смысле - сначала содрогнулась земля и загрохотало, а потом все запылало. Так в Великую Отечественную войну вступила Первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова... Такова известная сегодня трактовка первого залпа «Катюши». До сих пор главным источником информации об этом событии остается журнал боевых действий (ЖБД) батареи Флерова, где есть две записи: «14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня» и «14.7. 1941 г . 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен...». Пришло время третьей битвы. Командиры, ваши полки готовы к сражению?
Воспитанники:
Да, готовы.
Вопросы для битвы:
1. Когда провели первое боевое испытание «Катюши»?; 2. В каком городе прошли первые боевые испытания «Катюши»?; 3.Кто командовал первой отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии?; 4. На основе какого автомобиля создана БМ-13-16?; 5. Сколько ракет было выпущено в первом ударе реактивной артиллерии?
Педагог:
Третья битва окончена, вы вновь одержали победу и стали еще на один шаг ближе к Берлину.
Четвертый этап – биография Ивана Андреевича Флерова
Иван Андреевич Флеров родом из села Двуречки Грязинского района Липецкой области, родился 5 апреля 1905 года. Учился и работал в Липецке. Был слушателем Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского. С 1932 г. он кадровый командир Красной Армии. Участвовал в советско - финляндской войне. С начала Великой Отечественной войны многократно возросла потребность в новой боевой технике. К делу освоения многих видов вооружений привлекались наиболее талантливые специалисты различных родов войск. Как одному из опытнейших артиллеристов, капитану Ивану Андреевичу Флерову было доверено командование первой в Красной Армии экспериментальной батареи реактивных минометов БМ-13 (Катюша). Иван Андреевич Флеров и его батарейцы сражалисьхрабро и умело. Они эффективно использовали новое оружие против рвавшихся к Москве германских захватчиков.
Первый залп батарея советских реактивных минометов в составе семи боевых установок БМ-13 произвела 14 июля 1941 года по немецко- фашистским войскам у города Орша по скоплению боевой техники и живой силы врага на станции Орша, а затем по переправе через реку Оршица. Этот первый бой показал высокую эффективность нового оружия. «Катюша» на все последующие годы войны стала грозой для врага. Мощным было и психологическое воздействие нового оружия на противника. В начале октября в составе группировки войск Западного фронта батарея И. А. Флерова оказалась в тылу у немцев. При движении к линии фронта в ночь на 7 октября 1941 г. батарея И. А. Флерова оказалась зажатой германскими войсками у деревни Богатырь, Смоленской области. Неизвестное врагу мощное оружие Красной Армии оказалось под угрозой захвата. Однако советские патриоты, верные Родине и воинской присяге, стойко сражались до конца. Расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины, большая часть личного состава батареи и сам¸ командир, приняв неравный бой, погибли. Новейшее оружие страны врагу не досталось. Оно продолжало бить захватчиков и являлось важным фактором Победы. За проявленный героизм и боевые заслуги И. А. Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1966 г. в парке Героев в городе Орша сооружен Курган бессмертия и зажжен Вечный огонь, создан памятник – монумент первой батареи «Катюш». Именем И.А.Флерова названы улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, совхоз в Смоленской области. За мужество и героизм в Великой Отечественной войне Указом Президента № 619 от 21 июня 1995 г. Ивану Андреевичу Флерову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Внимание! Время финальной, решающей битвы! Именно сейчас станет ясно, чем же завершится наш сегодняшний военный поход. Командиры, орудие к бою!
Вопросы для битвы:
1. Когда и где родился И.А.Флеров?; 2. В какой войне, кроме великой отечественной, участвовал И.А.Флеров?; 3. Чем прославился И.А.Флеров?; 4. Где погиб И.А.Флеров?; 5. Где создан монумент первой батарее «Катюш»? Во время битв на экране демонстрируются фотографии ракетных установок «Катюша» военных и первых послевоенных лет.
4. Подведение итогов занятия

Педагог:
Ребята, вы большие молодцы! Вы одержали очень важную победу, дошли до Берлина. Представьте, как торжествовали бойцы, работники тыла, партизаны – весь наш народ тогда, в далеком 1945 году! Знаком полной победы над фашистской Германией стало красное знамя, поднятое над рейхстагом. Давайте и мы с вами поставим решающую
точку в нашем сегодняшнем походе, сами сделаем знамена победы и водрузим над импровизированным рейхстагом, расположенным на нашей карте. Изготовление красных знамен из бумаги и шпажек. Перед вами полоска красной бумаги 16 на 4 см, клей, шпажки. Полоску необходимо согнуть пополам, положить внутрь на линию сгиба шпажку, склеить 2 стороны. Полученное знамя закрепляем на рейхстаге. Воспитанники закрепляют флаги на макете Рейхстага, выполненного из пенопласта.
Педагог:
В этом году весь мир в 70-й раз встретит День Победы. Путь к победе был трудным и долгим. И я уверена, что сегодня вы с интересом познакомились с «Катюшей», и узнали, какую роль она сыграла на пути к Победе. Большое всем спасибо за активное участие в занятии. До новых встреч!