"Личностно-ориентированный подход по подготовке к ЕГЭ"
Автор: Архипова Галина Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №75
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход по подготовке к ЕГЭ"
Современные концептуальные положения, на которые опирается учитель-словесник,
требуют от него усиления концептуальной направленности в преподавании русского
языка. Что предполагает коммуникативный подход в обучении русскому языку в старших
классах? Прежде всего – усиление практической направленности и индивидуального
подхода. Берем за основу положение о том, что любые теоретические сведения,
предъявляемые учащемуся, должны иметь практический выход и быть понятным каждому.
К тому же усвоение практического учебного материала не только направленно на решение
учеником конкретных задач, но и осуществляется именно в ходе практической и
индивидуальной деятельности. Наконец, необходимо напомнить, что конечной целью
обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в
ее устной и письменной форме. Что предполагает понятие свободы? Прежде всего,
адекватные ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание,
построенное с учетом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации
замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского
языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой
владение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого.
Цель педагога-словесника «хочу научить» соединяется с целью школьника «хочу
научиться». Важна комфортная психологическая атмосфера на уроке:
доброжелательность, моральная поддержка, эмоциональный контакт с аудиторией.
Старшеклассники требуют к себе особого внимания, уважения к личности, внутреннему
миру. Учитель не только учит предмет, но и формирует определенный уровень
человеческих отношений. Следовательно, на первый план выходит умение
взаимодействовать с другим человеком, то есть общения. Общение предполагает
свободное владение речью. Круг замкнулся. Как уже говорилось выше, овладение
коммуникативными навыками становится важнейшим мотивационным фактором в
обучении русскому языку.
Одно из основных направлений деятельности школьников на уроках русского языка в
старших классах общеобразовательных учреждений – совершенствование навыков
связной монологической речи. Речевая подготовка учащихся может идти в нескольких
направлениях, и в каждом из них предполагается индивидуальный подход:
а) обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
б) обучение устному монологическому высказыванию на свободную тему;
в) обучение диалогической речи;
требуется напомнить учащимся о единых требованиях к ответу: ответ должен быть
полным, доказательным, логичным, включать в себя вступление, основную часть и
заключение.
Существенную помощь может оказать составление ( индивидуально ) планов, опорных
конспектов. Грамотно построенное высказывание обладает логической завершенностью,
то есть предполагает возможность вывода как после отдельных смысловых фрагментов,
так и после всего высказывания. Внимание учителя к оформлению ответа учащегося
является самоцелью, в работе над четко структурированным учебным материалом на
лингвистическую тему учащиеся должны уметь выделять отдельные элементы текста,
выделять главные мысли высказывания, находить существенное и менее значимое, очень
важно, что бы школьники четко усвоили, что в основе любой речи лежит мысль. Работа
над лингвистическом учебным материалом служит средством обработки целого
комплекса, необходимых для качественной подготовки учащихся к освоению любой
информации, оформленной в виде текста, поэтому меняются принципиальные подходы к
работе над учебным материалом.
Ход урока может быть традиционным, после организационной части переходим к
мотивационной, особо выделяя ее значимость (форсирование орфографической зоркости,
пунктуационной грамотности, главное – подготовка к ЕГЭ) Следующий этап урока –
проверка домашнего задания. Здесь возможны индивидуальные задания: проверка теории,
проверка качества выполнения упражнения. Самостоятельная работа по предыдущему
материалу и тому подобное.
На этапе изучения нового материала больше внимания уделяется работе с учебником. Но
одного чтения теории мало. Учащееся должны выделить главное, структурировать
материал, готовить опорные конспекты.
Для индивидуальной работы хорошо подходит этап первичного закрепления материала,
значение носит как репродуктивный, так и творческий характер. Дифференцирование
задания по вариантам включают аналитические задания на грамматические разборы:
комплексные упражнения (с учетом индивидуальных особенностей). Выполнение
сопровождается графическим комментарием, обязательным устным объяснением
выполненной работы.
Завершает этап тренировочных упражнений самостоятельная работа.