"Организация предметно - пространственной среды в группах раннего возраста"
Автор: Касьянова Галина Константиновна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: г.Магадан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация предметно - пространственной среды в группах раннего возраста"
В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит
особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач
предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в
самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают
повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Требования ФГОС к развивающей
предметно-пространственной среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала.
2. доступность среды , что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где
осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого
ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел
возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим
интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,
активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические
устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты,
увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных
материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде,
так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы
с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы
женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ;
мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей,
русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое
количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек,
которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого
ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования
личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их
жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-
развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического
развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько
многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки,
которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной
среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для
этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания»
обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я
лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут
использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые
имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели
эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной
к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ,
необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия
участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной
среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на
которую нацелена данная среда.
Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения,
словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога:
содержательность,
точность,
логичность,
правильность,
выразительность,
эмоциональная насыщенность,
знание и соблюдение правил речевого этикета,
уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно
говорить, ежедневно
проводим:
артикуляционную гимнастику
(«Веселый язычок», «Любопытный
язычок»);
дыхательную гимнастику;
пальчиковые игры, упражнения (изображают животных, предметы быта,
явления природы…);
логоритмические игры – слова сопровождают с движениями;
в режимных моментах используем фольклор, художественное слово,
стихи, песни.
Заключение
Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой
комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить
реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Только
совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех,
на радость достижения целей, а значит и на продвижение вперёд, поскольку именно успех
и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть
совершенствоваться. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ
совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Список литературы:
1.
.Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
2.
О В Кольцова,С Н Шедько Создание образовательной и предметно- развивающей
среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
3.
Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул
интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс»,
2005
4.
Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985
5.
Нищева Н.В. – СПб.:
Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005
6.
В А Петровский . Построение развивающей среды в дошкольном учреждении . - М,
1993.-с. 15-45. … – 2003.
7.
Полякова М.Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ
(Методические рекомендации)Учебно –методическое пособие.- М .,Центр педагогического
образования ,2008.- 96с.