Напоминание

"Повышение уровня знаний младших школьников путём формирования положительной мотивации"

Автор: Абросимова Алла Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области
Населённый пункт: с.Зиянчурино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повышение уровня знаний младших школьников путём формирования положительной мотивации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ

УЧИТЕЛЬ: Абросимова А.В.

Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в

начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем

школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к

учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы

учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности,

формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-

действующими, нужно вести работу по их формированию.

Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности,

которая существует в различных формах, приемах и методах:

– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное

восприятие, с использованием ИКТ;

– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;

– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных

мероприятиях;

– создание ситуации успеха через выполнение заданий;

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия,

интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами

творчества.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в

себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен

сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого

нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства

мотивации школьников.

1.Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование

положительной мотивации.

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В

ней ребёнок активизируется как личность, через игру он познаёт мир.

В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на

познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая

игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает

положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую

работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без

монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени

снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне

эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых

ситуаций и других элементов занимательности.

2.Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию

к обучению.

Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения,

общения в парах сменного состава.

Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся

сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность,

даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять,

закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при

минимальной затрате времени учителя.

В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс,

работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:

действенное общение

умение слушать

умение разрешать конфликты

умение работать сообща

воспитание самоуважения

укрепление дружбы в классе

3.Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной

мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Приёмы создания ситуаций успеха:

- преодоление страха (Ничего страшного.Бывает, что у людей не получается.)

- подбадривание ( Ты же можешь.)

- авансирование ( У тебя получится.)

- персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)

- усиление мотивации ( Нам это нужно для ….)

- высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно.)

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый

небольшой успех, продвижения вперёд.

4. Роль отметки в мотивации младшего школьника.

Важное место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети

начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь

между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев

дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся.

Отметка выражает и оценку знаний учащихся, и общественное мнение о нём, поэтому

дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего

престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути

для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Большинство

детей начальных классов получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из

школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя

занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и

становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке,

необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник

рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует

особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования

эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

5. Поощрение как фактор повышения положительной мотивации к обучению.

Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к

обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в

одобрении и признании. Психологи пришли к выводу, что награды имеют тенденцию

поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости,

которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости,

вызванное наказанием.

Главный механизм поощрения – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам

соотносить результат своего труда с поставленной задачей.

В поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, констатация

настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:

- мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд

учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).

- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)

- материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в

дневнике, красивая обложка)

Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько

сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению,

от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.

Поощрение обязывает выполнять следующие требования:

- поощрение должно применяться в системе, объективно;

- наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрения;

- учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;

- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее

эффективным формам поощрений – деятельности.

В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация

к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём

работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности,

усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных

заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов,

умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших

школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый

интерес к большинству изучаемых предметов.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и

целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников

формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-

исследований, творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую

деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное

чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов

формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать

тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их

утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений,

нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для

достижения игровой цели.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для

этой цели занимательные задания, загадки, иребусы, привлекая красочную наглядность,

литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к

предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи

материала:

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого

прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными

словами.

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около

домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... — ведь именно

этот звук слышится, когда подметают щёткой.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их

названия из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова.

Запиши их в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у

тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Расшифруй слова». Зайчик-барабанщик загадал слова. Расшифруй их.

Составь их из первых букв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в

каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко-

торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько

стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща —

щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки

словами. Придумай название рассказу.

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай

внимательно и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться.