Автор: Абросимова Алла Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области
Населённый пункт: с.Зиянчурино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повышение уровня знаний младших школьников путём формирования положительной мотивации"
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ
УЧИТЕЛЬ: Абросимова А.В.
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в
начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем
школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к
учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы
учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности,
формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-
действующими, нужно вести работу по их формированию.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности,
которая существует в различных формах, приемах и методах:
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное
восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных
мероприятиях;
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия,
интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами
творчества.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в
себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен
сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого
нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства
мотивации школьников.
1.Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование
положительной мотивации.
Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В
ней ребёнок активизируется как личность, через игру он познаёт мир.
В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на
познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая
игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает
положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую
работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без
монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени
снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне
эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых
ситуаций и других элементов занимательности.
2.Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию
к обучению.
Коллективные учебные занятия – это организация общения в паре, группового общения,
общения в парах сменного состава.
Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся
сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность,
даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять,
закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при
минимальной затрате времени учителя.
В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс,
работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:
действенное общение
умение слушать
умение разрешать конфликты
умение работать сообща
воспитание самоуважения
укрепление дружбы в классе
3.Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной
мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Приёмы создания ситуаций успеха:
- преодоление страха (Ничего страшного.Бывает, что у людей не получается.)
- подбадривание ( Ты же можешь.)
- авансирование ( У тебя получится.)
- персональная исключительность (Только у тебя может получиться.)
- усиление мотивации ( Нам это нужно для ….)
- высокая оценка работы (Вот это у тебя вышло замечательно.)
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый
небольшой успех, продвижения вперёд.
4. Роль отметки в мотивации младшего школьника.
Важное место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети
начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь
между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев
дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся.
Отметка выражает и оценку знаний учащихся, и общественное мнение о нём, поэтому
дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего
престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути
для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Большинство
детей начальных классов получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из
школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя
занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и
становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке,
необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник
рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует
особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования
эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
5. Поощрение как фактор повышения положительной мотивации к обучению.
Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к
обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в
одобрении и признании. Психологи пришли к выводу, что награды имеют тенденцию
поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости,
которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости,
вызванное наказанием.
Главный механизм поощрения – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам
соотносить результат своего труда с поставленной задачей.
В поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, констатация
настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.
Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:
- мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд
учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).
- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!)
- материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в
дневнике, красивая обложка)
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько
сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению,
от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
Поощрение обязывает выполнять следующие требования:
- поощрение должно применяться в системе, объективно;
- наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрения;
- учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;
- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее
эффективным формам поощрений – деятельности.
В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация
к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём
работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности,
усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных
заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов,
умело подобранный материал к уроку усиливают интерес учащихся к занятиям у младших
школьников, укрепляют желание детей овладеть знаниями и формируют устойчивый
интерес к большинству изучаемых предметов.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников
формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-
исследований, творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую
деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное
чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов
формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать
тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их
утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений,
нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для
достижения игровой цели.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для
этой цели занимательные задания, загадки, иребусы, привлекая красочную наглядность,
литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к
предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи
материала:
Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого
прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными
словами.
Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около
домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... — ведь именно
этот звук слышится, когда подметают щёткой.
Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их
названия из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.
Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова.
Запиши их в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.
Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у
тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.
Упражнение «Расшифруй слова». Зайчик-барабанщик загадал слова. Расшифруй их.
Составь их из первых букв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки.
Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в
каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко-
торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько
стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща —
щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки
словами. Придумай название рассказу.
Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай
внимательно и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться.