Напоминание

Методика диагностики структуры учебной мотивации

Автор: Мусин Фанис Рефкатьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Карсунский технологический техникум
Населённый пункт: Ульяновская область р.п Карсун
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика диагностики структуры учебной мотивации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОГБПОУ Карсунский технологический техникум

Методика диагностики структуры учебной мотивации.

Разработчик

Мастер производственного обучения

Мусин Фанис Рефкатьевич

Карсун 2019

Методика диагностики структуры учебной

мотивации

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не

просто обучение обучающегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из

которых

могут

оказаться

либо

устаревшими,

либо

невостребованными),

а

личность

обучающегося,

как

будущего

активного

деятеля,

обеспечивающего

общественный

прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность

человека

с

присущими

ему

характеристиками

являются

результатом

образовательного

процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы

его

потребностей

и

мотивов.

Характер

мотивации

учения

и

особенности

личности

являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор

мотивации

для

успешной

учебы

сильнее,

чем

фактор

интеллекта.

Осознание

высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа

мотивационного обеспечения учебного процесса.

Среди

разнообразных

мотивов

учения

принято,

в

частности,

выделять

внешние

и

внутренние

мотивы.

Л.М.Фридман

так

характеризует

их

отличие:

«Если

мотивы,

побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по

отношению

к

этой

деятельности;

если

же

мотивы

непосредственно

связаны

с

самой

деятельностью, то их называют внутренними».

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях

учебной

деятельности

овладение

содержанием

учебной

дисциплины

выступает

одновременно и мотивом, и целью.

Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием,

получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения,

которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Обучающийся

непосредственно

включен

в

процесс

познания,

и

это

доставляет

ему

эмоциональное

удовлетворение.

Доминирование

внутренней

мотивации

характеризуется

проявлением

собственной активности обучающегося в процессе учебной деятельности.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение

содержанием учебной дисциплины служит не целью, а средством достижения других

целей.

Это

может

быть

получение

хорошей

оценки

(аттестата,

диплома),

стипендии,

похвалы, признания товарищей, подчинение требованию преподавателя и др. При внешней

мотивации

знание

не

выступает

целью

учения,

обучающийся

отчужден

от

процесса

познания. Изучаемые дисциплины для обучающегося не являются внутренне принятыми,

внутренне мотивированными, а содержание учебных дисциплин не становится личностной

ценностью.

Преподаватель,

заинтересованный

в

повышении

эффективности

своей

деятельности,

естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и

поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария,

позволяющего определить наличный уровень мотивации обучающихся и ее динамику при

использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания дисциплины.

В связи с этим разработана методика диагностики направленности мотивации изучения

дисциплины,

которая

может

использоваться

в

образовательном

процессе

и

служить

основой повышения эффективности обучения.

Цель

методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации

учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных

вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном

бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка

производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми

категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету.

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Вам

предлагается

принять

участие

в

исследовании,

направленном

на

повышение

эффективности

обучения.

Прочитайте

каждое

высказывание

и

выразите

свое

отношение

к

изучаемой

дисциплине,

проставив

напротив

номера

высказывания

свой

ответ, используя для этого следующие обозначения:

верно – (+ +);

пожалуй, верно – (+);

пожалуй, неверно – (–);

неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности

Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данной дисциплины даст мне возможность узнать много важного для себя,

проявить свои способности.

2. Изучаемая дисциплина мне интересна, и я хочу знать по данной дисциплине как

можно больше.

3. В изучении данной дисциплины мне достаточно тех знаний, которые я получаю на

занятиях.

4. Учебные задания по данной дисциплины мне неинтересны, я их выполняю, потому

что этого требует преподаватель.

5. Трудности, возникающие при изучении данной дисциплины, делают ее для меня еще

более увлекательной.

6. При изучении данной дисциплины кроме учебников и рекомендованной литературы

самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данной дисциплине можно было бы

не изучать.

8. Если что-то не получается по данной дисциплине, стараюсь разобраться и дойти до

сути.

9. На занятиях по данной дисциплине у меня часто бывает такое состояние, когда

«совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя.

11. Материал, изучаемый по данной дисциплине, с интересом обсуждаю в свободное

время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данной дисциплине, не люблю, когда

мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание

за меня.

14. Считаю, что все знания по данной дисциплине являются ценными и по возможности

нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этой дисциплине для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данной дисциплиной.

18. Данная дисциплина дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять

учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данной дисциплине, то

меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данную дисциплину из учебного плана.

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да»

означает

положительные

ответы

(верно;

пожалуй

верно),

а

«Нет»

отрицательные

(пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем

выше показатель внутренней мотивации изучения дисциплины. При низких суммарных

баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат

расшифровывается следующим образом:

0–10 баллов – внешняя мотивация;

11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для

определения

уровня

внутренней

мотивации

могут

быть

использованы

также

следующие нормативные границы:

0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости обучающихся;

2) для выявления категорий обучающихся в зависимости от направленности мотивации

изучения

дисциплины

доминированием

внешней

мотивации,

доминированием

внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения обучающихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов

его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1)

как

показатель

эффективности

(качества)

применяемой

преподавателем

методики

(технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и

экспериментальных группах);

2)

как

показатель

способности

преподавателя

активизировать

мотивационную

сферу

обучающихся

(что

может

учитываться

при

проведении

аттестации,

конкурсов

педагогического мастерства);

3)

как

основа

для

повышения

эффективности

педагогической

деятельности

и

совершенствования педагогического мастерства.