Автор: Мусин Фанис Рефкатьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Карсунский технологический техникум
Населённый пункт: Ульяновская область р.п Карсун
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика диагностики структуры учебной мотивации
ОГБПОУ Карсунский технологический техникум
Методика диагностики структуры учебной мотивации.
Разработчик
Мастер производственного обучения
Мусин Фанис Рефкатьевич
Карсун 2019
Методика диагностики структуры учебной
мотивации
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не
просто обучение обучающегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из
которых
могут
оказаться
либо
устаревшими,
либо
невостребованными),
а
личность
обучающегося,
как
будущего
активного
деятеля,
обеспечивающего
общественный
прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность
человека
с
присущими
ему
характеристиками
являются
результатом
образовательного
процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы
его
потребностей
и
мотивов.
Характер
мотивации
учения
и
особенности
личности
являются, по сути, показателями качества образования.
Фактор
мотивации
для
успешной
учебы
сильнее,
чем
фактор
интеллекта.
Осознание
высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа
мотивационного обеспечения учебного процесса.
Среди
разнообразных
мотивов
учения
принято,
в
частности,
выделять
внешние
и
внутренние
мотивы.
Л.М.Фридман
так
характеризует
их
отличие:
«Если
мотивы,
побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по
отношению
к
этой
деятельности;
если
же
мотивы
непосредственно
связаны
с
самой
деятельностью, то их называют внутренними».
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях
учебной
деятельности
овладение
содержанием
учебной
дисциплины
выступает
одновременно и мотивом, и целью.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием,
получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения,
которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Обучающийся
непосредственно
включен
в
процесс
познания,
и
это
доставляет
ему
эмоциональное
удовлетворение.
Доминирование
внутренней
мотивации
характеризуется
проявлением
собственной активности обучающегося в процессе учебной деятельности.
Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение
содержанием учебной дисциплины служит не целью, а средством достижения других
целей.
Это
может
быть
получение
хорошей
оценки
(аттестата,
диплома),
стипендии,
похвалы, признания товарищей, подчинение требованию преподавателя и др. При внешней
мотивации
знание
не
выступает
целью
учения,
обучающийся
отчужден
от
процесса
познания. Изучаемые дисциплины для обучающегося не являются внутренне принятыми,
внутренне мотивированными, а содержание учебных дисциплин не становится личностной
ценностью.
Преподаватель,
заинтересованный
в
повышении
эффективности
своей
деятельности,
естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и
поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария,
позволяющего определить наличный уровень мотивации обучающихся и ее динамику при
использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания дисциплины.
В связи с этим разработана методика диагностики направленности мотивации изучения
дисциплины,
которая
может
использоваться
в
образовательном
процессе
и
служить
основой повышения эффективности обучения.
Цель
методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации
учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных
вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном
бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка
производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми
категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету.
Содержание тест-опросника.
Инструкция.
Вам
предлагается
принять
участие
в
исследовании,
направленном
на
повышение
эффективности
обучения.
Прочитайте
каждое
высказывание
и
выразите
свое
отношение
к
изучаемой
дисциплине,
проставив
напротив
номера
высказывания
свой
ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +);
пожалуй, верно – (+);
пожалуй, неверно – (–);
неверно – (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности
Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данной дисциплины даст мне возможность узнать много важного для себя,
проявить свои способности.
2. Изучаемая дисциплина мне интересна, и я хочу знать по данной дисциплине как
можно больше.
3. В изучении данной дисциплины мне достаточно тех знаний, которые я получаю на
занятиях.
4. Учебные задания по данной дисциплины мне неинтересны, я их выполняю, потому
что этого требует преподаватель.
5. Трудности, возникающие при изучении данной дисциплины, делают ее для меня еще
более увлекательной.
6. При изучении данной дисциплины кроме учебников и рекомендованной литературы
самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данной дисциплине можно было бы
не изучать.
8. Если что-то не получается по данной дисциплине, стараюсь разобраться и дойти до
сути.
9. На занятиях по данной дисциплине у меня часто бывает такое состояние, когда
«совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя.
11. Материал, изучаемый по данной дисциплине, с интересом обсуждаю в свободное
время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данной дисциплине, не люблю, когда
мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание
за меня.
14. Считаю, что все знания по данной дисциплине являются ценными и по возможности
нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этой дисциплине для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данной дисциплиной.
18. Данная дисциплина дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять
учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данной дисциплине, то
меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данную дисциплину из учебного плана.
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да»
означает
положительные
ответы
(верно;
пожалуй
верно),
а
«Нет»
–
отрицательные
(пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем
выше показатель внутренней мотивации изучения дисциплины. При низких суммарных
баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат
расшифровывается следующим образом:
0–10 баллов – внешняя мотивация;
11–20 баллов – внутренняя мотивация.
Для
определения
уровня
внутренней
мотивации
могут
быть
использованы
также
следующие нормативные границы:
0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Внедрение и практическое использование.
Предложенная методика может использоваться:
1) для выяснения причин неуспеваемости обучающихся;
2) для выявления категорий обучающихся в зависимости от направленности мотивации
изучения
дисциплины
(с
доминированием
внешней
мотивации,
доминированием
внутренней мотивации и среднего типа);
3) для обеспечения психологического сопровождения обучающихся в процессе обучения;
4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов
его совершенствования;
Результаты исследования могут рассматриваться:
1)
как
показатель
эффективности
(качества)
применяемой
преподавателем
методики
(технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и
экспериментальных группах);
2)
как
показатель
способности
преподавателя
активизировать
мотивационную
сферу
обучающихся
(что
может
учитываться
при
проведении
аттестации,
конкурсов
педагогического мастерства);
3)
как
основа
для
повышения
эффективности
педагогической
деятельности
и
совершенствования педагогического мастерства.