"Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия "Учим ориентироваться на листе бумаги"
Автор: Троян Наталья Анатольевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия "Учим ориентироваться на листе бумаги"
Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия
Учим ориентироваться на листе бумаги
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в
пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные
представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и
многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между
предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных
возможностей.
Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное
оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный
момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности.
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом
зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв
определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством,
размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы
ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ
буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких
пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой
отдельной букве.
Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают
формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения
по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и опирается на активную
деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Прежде всего необходимо
объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по
нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол,
левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.
1.
«Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети
выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем
берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои
действия сопровождают словами: «сверху вниз».
2.
« Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется
также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные
указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают
бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу
вверх».
3.
«Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны
листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в
гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения:
«слева направо».
4.
« Геометрический диктант».
Вариант 1. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат,
круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика
поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
Вариант 2. Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют
его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными
геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг
– в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю,
многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом
верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный –
в правом нижнем.
Вариант 3. Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего
не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг
разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между
треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом
верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой
линией.
5.
«Полет в космосе». По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают
кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением
(маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол,
затем в правый нижний и т. д.
6.
«Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично
расположены изображения различных предметов.
Вариант 1:
взрослый просит найти изображение какого-то предмета и
определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е)
находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
7. «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и
стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из
лабиринта .
8. «Я еду на машине».
Перед детьми лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении.
Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне
листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк,
который находится в правом верхнем углу, и т.д.
9. «Укрась ёлку».
На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые.
Необходимо раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа
от него – желтый, внизу – красный и т.п.»
10. «Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем
обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через
одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действуют по подражанию
взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы:
точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В
сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка
(чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая
руки (подготовка к безотрывному письму).
11. «Графический диктант».
На листе бумаги в клетку дети в соответствии с
инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две
вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно
усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и
левой, а затем двумя вместе.
Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на
своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения.
Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к
результатам своей деятельности и самоанализа.
Для более полного и глубоко усвоения материала во всех играх можно использовать
такой интересный прием – передать «учительские» функции ребенку, поскольку в
результате преподавания лучше всего обучается сам учитель.
Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее
«чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он
разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. – М.: Генезис,2011
2.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984
3.
Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим
недоразвитием речи к обучению письму посредством развития
пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2009
4.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ,
близко-далеко. – М.: Эксмо, 2010
5.
Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск:
Изд-во «Ассоциация XXI век», 1998