Программа кружка "Мастер-Строитель"

Автор: Шабыкова Людмила Аркадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Казанское, Республики Марий Эл
Наименование материала: Программа Дополнительного образования
Тема: Программа кружка "Мастер-Строитель"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» Программа кружка «Мастер - строитель» Составил: руководитель кружка Шабыкова Л.А с. Казанское, 2013г. 1

Название программы
«Мастер - строитель»
Паспорт программы
Критерии характеристики программы Варианты характеристики учебной программы 1. Возраст учащихся - учащиеся 2-5 классов 2. Пол учащихся  для девочек и мальчиков 3. Продолжительность реализа- ции программы  14 часов в год, срок реализации три года 4. Формы организации обучения ─ индивидуальные ─ групповые 5. Виды учебной деятельности - художественное 6. Образовательная область  Профессионально –трудовое обучение по профилю «Штукатуроно-малярное дело» 7. Способы реализации содержания программы  алгоритмические  творческие работы 8. Уровни освоения программы  общекультурный 9. Тип учебной программы  профориентационная
Пояснительная записка
Актуальность программы 2
Актуальность программы заключается в том, что помогает проявить ученику сво ѐ отношение к декоративно-прикладному творчеству как к процессу формирования и обучения эстетической культуре. В программе предусмотрено широкое участие детей в ярмарках, конкурсах, фестивалях, что является толчком к развитию их кругозора и творческих способностей. Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Ребята учатся правильно подбирать материалы и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки работы с различными материалам помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность и красоту, выполненную своими руками. Достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности Достоинством программы является то, что гипс доступен ребятам всех возрастов, в выполнении изделий используются экологически чистые материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения. Цель программы Формирование умения и навыки работы с гипсом. Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из гипса. Задачи программы Образовательные:  Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с гипсом.  Отрабатывать практические навыки работы с инструментами;  Осваивать навыки организации и планирования работы. Развивающие:  Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; 3
 развивать аналитическое мышление и самоанализ;  развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность; Коррекционные:  Корригировать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи, обеспечить учащимся возможность самопознания, изучения мира профессий. Воспитательные:  Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Связь программы кружка с программой образовательного учреждения Существует связь с профессионально-трудовым обучением «Штукатурно- малярное дело», а также видна взаимосвязь с предметом изобразительного искусства. Состав учащихся Данная программа рассчитана для девочек (девушек) и мальчиков (юношей), 6-9 классов. Продолжительность обучения Программа рассчитана на 3 года обучения, всего по программе 42 часа из них 12 теории, 30практики. Организация самостоятельной работы учащихся Организация самостоятельной работы учащихся рассчитана на 30 часов, включает в себя участие в выставках работ, посещение выставок, подбор эскизов, материалов, красок, изготовления инструкционных карт, подготовки презентаций. Перечень знаний и умений учащихся Учащиеся должны знать:  Название и назначение материалов – гипс, краски, пластилин; 4
 Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: шпатель, пластиковый нож, ножницы, кисточка для краски;  Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.  Свойства материалов, красок.  Свойство гипса.  Правила безопасной работы с гипсом, красками, лаком.  Использование лака.  Правила ухода за формами. Учащиеся должны уметь:  Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;  Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;  Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);  Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, соединять детали из гипса, пенопласта, с помощью клея.  Использовать готовые формочки для изделий (подсвечника, фоторамки). Учащиеся должны владеть:  владеть технологией изготовления и отделки изделий из гипса;  уметь оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требования и принципам;  уметь самостоятельно изготовить изделия, применяя виды строительных материалов, изготовить формы и залить гипсом, раскрасить готовые изделия, составить композиции.
Примерный тематический план первого года обучения
5
№ п/п Тема Количество часов Всего Теор. Практ. 1 Вводное занятие. Правила безопасной работы с гипсом, красками. Знакомство со свойствами гипса и его применение. 1 1 2 Заливка форм из пластилина гипсом. Подсвечники. 1 1 3 Покраска изделий. Покрытие лаком. 1 1 4 Заливка рамок для фотографий. Основы художественной росписи. 1 1 5 Изготовление новогодних игрушек. Снеговик, Дед Мороз, Елочка. Покраска изделий. Покрытие лаком. 1 1 6 Знакомство с видами соединения деталей из гипса. Панно «Подсолнухи» 2 1 1 7 Объемные фигуры из гипса. Подвески, копилки. 2 1 1 8 Подготовка формы для вазы из пластилина. Заливка гипсом. 1 1 9 Ваза « Воспоминание о лете». Покраска изделия, покрытие лаком. 1 1 10 Подготовка формы для вазы. Ваза «Морские фантазии» 1 1 11 Раскраска изделий. Шлифовка, покрытие лаком. 1 1 12 Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества в п.Сернур 1 1 Всего по программе 14 4 10 1. Творческие работы, изготовленные на кружковых занятиях используются для оформления комнат, дома. 6
2. Новогодние игрушки для украшения ёлки. Сувениры в качестве подарка родителям, учителям, друзьям на день рождения в день именинника.
Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие. Правила безопасной работы с гипсом, красками.

Знакомство со свойствами гипса и его применение.
Игра «Давайте знакомиться». Знакомство с программой обучения, свойствами гипса. Правила техники безопасности при работе с гипсом, красками, инструментами. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из гипса. Выставка книг «Работа гипсом». Беседа «История возникновении гипса»; «Декоративно- прикладное творчество». Рассказ об истории возникновения гипса, использование гипса в древние времена, прикладного творчества, вызвать интерес к декоративному творчеству, желание заниматься этим творчеством.
2. Заливка форм из пластилина гипсом. Подсвечники.
Знакомство способами заливки форм, подготовке форм и уход за ними. Правила работы пластилином при подготовке форм. Виды работ из гипса. Практическая работа: выполнение простейших изделий из гипса: заливка подсвечников из набора барельев.
3. Покраска изделий. Покрытие лаком.
Знакомство обучающихся с правилами подготовки изделий к покраске, подбор красок и покрытие лаком. Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком. Основы многослойной окраски. Нанесение грунтовки. Подарок своими руками.
4. Заливка рамок для фотографий. Основы художественной росписи
. Беседа о возможности изготовления фоторамки своими руками, в короткий срок. Возможность изготовления необычных изделий из гипса. Знакомство с основами художественной росписи, раскраски гипсовых отливок. Связь с рисованием. Практическая работа: Подготовить формы для заливки фотографий, приготовить гипсовый раствор. Залить формы. Высушить готовые изделия. Раскрасить.
5. Изготовление новогодних игрушек. Снеговик, Дед Мороз, Елочка.
Беседа о наступающих праздниках и возможности изготовить новогодние подарки и новогодние игрушки для ёлки из гипса. 7
Практическая работа: изготовление новогодних игрушек из гипса.
6. Знакомство с видами соединения деталей из гипса. Панно «Подсолнухи».
Продолжить знакомить обучающихся с видами соединения деталей. Научить ребят соединять детали при помощи клея, гипса. Способы постепенного склеивания изделий.
7. Объемные фигуры из гипса. Подвески, копилки.
Продолжить знакомить детей с выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический процесс. Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить свойства гипса (быстрое затвердевание)
8. Подготовка формы для вазы из пластилина. Заливка гипсом.
Ознакомить с порядком выполнения работ. Выбор формы и эскизов для вазы. Подобрать нужный для вазы наглядный материал, вспомогательный природный материал. Составить план. Подготовить из пластилина форму для будущей вазы, а затем залить гипсом.
9.Ваза « Воспоминание о лете». Покраска изделия, покрытие лаком.
Ознакомить с целью изготовления вазы. Составить технологический процесс изготовления изделия Подобрать материал, инструменты. Подобрать краски и способы окраски. Выполнить коллективно вазу «Воспоминание о лете» и выставить на выставке в школе.
10. Подготовка формы для вазы. Ваза «Морские фантазии»

.
Выбор формы и эскизов для вазы. Подобрать нужный для вазы наглядный материал, вспомогательный природный материал. Составить план. Подготовить из пластилина форму для будущей вазы, а затем залить гипсом.
11. Раскраска изделий. Шлифовка, покрытие лаком.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Ознакомить и научить обучающихся покрывать лаком готовые , раскрашенные изделия из гипса. – научить пользоваться малярным лаком. – совершенствовать умение работать кистью.
12.Подведение итогов. Участие в конкурсе декоративно-прикладного

творчества в п.Сернур.

Примерный тематический план второго года обучения
8
№ п/п Тема Количество часов Всего Теор. Практ. 1 Вводное занятие. Правилами техники безопасности при работе с гипсом, красками, инструментом. 1 1 2 Составление композиций из гипса. Изготовление вазы «Осенние мотивы» 1 1 3 Изготовление форм из пластилина, заливка деталей для панно «Цветы в вазе» 1 1 4 Основы многослойной окраски. Нанесение грунтовки. Подарок своими руками. 1 5 Изготовление декоративной вазы. Отделка вазы в стиле Декупаж. 1 1 6 Знакомство с видами соединения деталей из гипса. 1 1 7 Изготовление панно «Подружки». 1 1 8 Знакомство с изготовлением вазы «70 лет Победы».Продолжение. 1 1 9 Объемные фигуры из гипса «8 Марта» 1 1 10 Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка. 1 1 11 Изготовление сувенира «Дерево счастья» 1 1 12 Защита проекта «Юный дизайнер» 2 1 1 Всего по программе 14 4 10 1. Поделки-сувениры используются в качестве подарков ветеранам, приуроченных к празднику Победы. Бывшим работникам школы, родителям к 8 марта и 23 февраля. 2. Для оформления комнат, зала для проведения праздничных мероприятий. 3. Проект «Юный дизайнер» учащиеся разрабатывают оформление спальные комнаты.
Содержание программы второго года обучения
9

1. Вводное занятие. Правилами техники безопасности при работе с гипсом,

красками, инструментом .
Ознакомить учащихся о работах, которые были выполнены в прошлом году. Показать презентацию с выставки, напомнить о достижениях ребят. Демонстрация поделок, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, напомнить свойством гипса. Повторить правила по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
2. Составление композиций из гипса. Изготовление вазы «Осенние мотивы».
Научить кружковцев составлению композиций из гипса, сочетая такие материалы как гипс, длина, шпатлёвка и т.д.
3.Изготовление форм из пластилина, заливка деталей для панно «Цветы в

вазе»
Ознакомить с порядком выполнения работ. Выбор формы и эскизов для вазы. Подобрать нужный для вазы наглядный материал, вспомогательный природный материал. Составить план. Подготовить из пластилина форму для будущей вазы, а затем залить гипсом.
4. Основы многослойной окраски. Нанесение грунтовки. Подарок своими

руками.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Ознакомить с основами выполнения многослойной окраски. Подбор краски и покраска изделий. Значение нанесения грунтовки перед покраской. Совершенствовать умение работать кистью.
5. Изготовление декоративной вазы. Отделка вазы в стиле Декупаж.
Продолжить работу по декорированию ваз. Научиться изготавливать декоративные вазы с отделкой «Декупаж». Знакомство способами использовании стиля «Декупаж», вариантами декорирования. Продолжить работу по выполнению вазы, окраски готового изделия.
6. Знакомство с видами соединения деталей из гипса. Продолжение работы.
Продолжить знакомить обучающихся с видами соединения деталей. Научить ребят соединять детали при помощи клея, гипса. Способы постепенного склеивания изделий.
7.Изготовление панно «Подружки».
Ознакомить с целью изготовления панно. Составить технологический процесс изготовления панно «Подружки». Подобрать материал, инструменты. Подобрать краски и способы окраски. Выполнить коллективно панно «Подружки» и выставить на обозрение в выставке в школе.
8.Изготовление вазы «70 лет Победы». Изготовление вазы «70 лет Победы».
Ознакомить обучающихся с целью изготовления вазы. Составить технологический процесс изготовления. Подобрать материал, инструменты. 10
Подобрать краски и способы окраски. Выполнить коллективную поделку в виде вазы и подарить ветерану, приуроченную к празднику победы.
9.Объемные фигуры из гипса «8 Марта»
Продолжить знакомить детей с выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический процесс. Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить свойства гипса (быстрое затвердевание). Выполнить панно к 8 марта.
10.Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком. Ознакомить и научить обучающихся покрывать лаком готовые , раскрашенные изделия из гипса. – научить пользоваться малярным лаком. – совершенствовать умение работать кистью.
11.Изготовление сувенира «Дерево счастья» .
Научиться изготавливать декоративные сувениры (дерево счастья). Знакомство способами изготовления сувенир, вариантами декорирования. Ознакомить ребят с правилом работы проволокой. Продолжить работу по выполнению сувениров, окраски готового изделия. Вместе с обучающимися покрывать лаком готовые, раскрашенные изделия из гипса.
12. Защита проекта «Юный дизайнер»

Примерный тематический план третьего года обучения
№ п/п Тема Количество часов Всего Теор. Практ. 1 Вводное занятие. Правилами техники безопасности при работе с гипсом, красками, инструментом. 1 1 2 Составление композиций из гипса. Изготовление вазы «Золотая осень» 1 1 3 Изготовление форм из пластилина, заливка деталей для панно «Сказочный домик» 1 1 11
4 Знакомство с акриловыми красками. Раскраска изделий. Шлифовка, покрытие лаком 2 1 1 5 Объемные фигуры из гипса. «Снеговик» 1 1 6 Виртуальное путешествие в стиле Де-купаж. 2 1 1 7 Поделки «Валентинка» 1 1 8 Изготовление панно «День Защитника отечества». 1 1 9 «Цветы маме» панно. Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка 1 1 10 Объемные фигуры из гипса «Дымковская красавица» 1 1 11 Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества г. Йошкар-Ола « Город мастеров» 2 1 1 12 Всего по программе 14 4 10 1. Творческие работы изготовленные на кружковых занятиях поделки, сувениры используются для оформления спальных комнат, дома. 2. Новогодние игрушки для украшения ёлки. Сувениры в качестве подарка родителям, учителям, друзьям на день рождения, на праздники.
Содержание программы третьего года обучения

1. Вводное занятие. Правилами техники безопасности при работе с гипсом,

красками, инструментом .
Ознакомить учащихся о работах, которые были выполнены в прошлом году. Показать презентацию с выставки, напомнить о достижениях ребят. Демонстрация поделок, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, напомнить свойством гипса. Повторить правила по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
2. Составление композиций из гипса. Изготовление вазы «Золотая осень».
Научить кружковцев составлению композиций из гипса, сочетая такие материалы как гипс, длина, шпатлёвка и т.д.
3.Изготовление форм из пластилина, заливка деталей для панно

«Сказочный домик»
Ознакомить с порядком выполнения работ. Выбор формы и эскизов для панно. Подобрать нужный для панно наглядный материал, 12
вспомогательный природный материал. Составить план. Подготовить из пластилина форму для будущего панно, а затем залить гипсом.
4. Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком.
5. Изготовление декоративной вазы.
Научиться изготавливать декоративные вазы. Знакомство способами изготовления ваз, вариантами декорирования. Продолжить работу по выполнению вазы, окраски готового изделия. Вместе с обучающимися, покрывать лаком готовые, раскрашенные изделия из гипса.
6. Объемные фигуры из гипса «Снеговик»
Продолжить знакомить детей с выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический процесс. Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить свойства гипса (быстрое затвердевание).
7. Отделка вазы в стиле Декупаж.
Продолжить работу по декорированию ваз. Научиться изготавливать декоративные вазы с отделкой «Декупаж». Знакомство способами использовании стиля «Декупаж», вариантами декорирования. Продолжить работу по выполнению вазы, окраски готового изделия.
8. Изготовление сувенира «Валентинки» .
Научиться изготавливать декоративные сувениры (Валентинки). Знакомство способами изготовления сувенир, вариантами декорирования. Ознакомить ребят с правилом работы проволокой. Продолжить работу по выполнению сувениров, окраски готового изделия. Совместно с обучающимися покрасить лаком готовые, раскрашенные изделия из гипса.
9. Изготовление панно «День защитника Отечества».
Ознакомить с целью изготовления панно. Составить технологический процесс изготовления панно «День защитника Отечества». Подобрать материал, инструменты. Подобрать краски и способы окраски. Выполнить коллективно панно и выставить на выставке в школе.
10.Изготовление панно «Цветы маме».
Напомнить о празднике мам, бабушек, сестёр, учителей…. Ознакомить с целью изготовления панно. Составить технологический процесс изготовления панно «Цветы маме». Подобрать материал, инструменты. Подобрать краски и способы окраски. Выполнить коллективно панно и выставить на выставке в школе.
11.Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка.
13
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком
10.Объемные фигуры из гипса «Дымковская красавица»
Продолжить знакомить детей с выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический процесс. Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить свойства гипса (быстрое затвердевание). Выполнить панно из объёмных фигур. Практическая работа: Научиться изготавливать декоративные сувениры . Знакомство способами изготовления сувенир, вариантами декорирования. Ознакомить ребят с правилом работы проволокой. Продолжить работу по выполнению сувениров, окраски готового изделия. Вместе с обучающимися покрывать лаком готовые, раскрашенные изделия из гипса.
11. Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества

г. Йошкар-Ола « Город Мастеров»

Оценка результатов работы
По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ, выполненных в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы, рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов труда. 1. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся: Тесты, анкетирование. 2. Способы диагностики удовлетворенности учащихся кружковым занятием и его результатом, способы выявления влияния творческого процесса на развитие учащихся: рефлексия 3. Основные критерии оценки работ учащихся: - аккуратность исполнения; - соблюдение технологии; - законченность работы; - соответствие сроку сдачи; - творческий подход к работе.
Учебно-материальная база
 Гипс - упаковка(3 кг)  Пластилин -2 пачки  Клей ПВА- 1 шт 14
 Краски гуашь- 1 шт  Кисти – 2 шт  Краски витражные-1 шт  Салфетки (бумага для де-купажа) -1 шт  Формы для залифки-3 шт  Барельефы-1 шт  Песок - 1 пачка  Вода  Цемент- 1 пачка
Список литературы
Для педагога 1. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы/ л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова.- М.: Просвещение, 2008. 2. Величко Н.К. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. М.,АСТ- ПРЕСС,1999. 3. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2009. 4. Квач Н.В., Квач С.И. Нижегородская игрушка - Нижний Новгород: Литера, 2010. (Библиотека им. И П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»). 5. Ключ к успеху. Сборник № 20. Составитель и ред. Л. К. Балясная. М., ЦРТДЮ им А.В. Косарева, ВОУО ДО г. Москвы, 2008 Для учащихся: 1. Дементьев О.В «Работа с гипсом» 2. Горяинова О.В «Поделочный материал» 3. Демидова С.С «Свойства гипса» 4. Хаметова Л. Гипс. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 96 с.: ил. – (Золотая библиотека развлечений). 5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд.,стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с. 15