Автор: Шабыкова Людмила Аркадьевна Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Казанское, Республики Марий Эл
Наименование материала: Программа Дополнительного образования
Тема: Программа кружка "Мастер-Строитель"
ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
Программа кружка
«Мастер - строитель»
Составил: руководитель кружка
Шабыкова Л.А
с. Казанское, 2013г.
1
Название программы
«Мастер - строитель»
Паспорт программы
Критерии характеристики
программы
Варианты характеристики учебной
программы
1. Возраст учащихся
- учащиеся 2-5 классов
2. Пол учащихся
для девочек и мальчиков
3. Продолжительность реализа-
ции программы
14 часов в год, срок реализации три года
4. Формы организации обучения
─ индивидуальные
─ групповые
5. Виды учебной деятельности
- художественное
6. Образовательная область
Профессионально –трудовое обучение по
профилю «Штукатуроно-малярное дело»
7. Способы реализации
содержания программы
алгоритмические
творческие работы
8. Уровни освоения программы
общекультурный
9. Тип учебной программы
профориентационная
Пояснительная записка
Актуальность программы
2
Актуальность программы заключается в том, что помогает проявить
ученику сво
ѐ
отношение к декоративно-прикладному творчеству как к
процессу формирования и обучения эстетической культуре. В программе
предусмотрено широкое участие детей в ярмарках, конкурсах, фестивалях,
что является толчком к развитию их кругозора и творческих способностей.
Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать
и преобразовывать предметный мир. Ребята учатся правильно подбирать
материалы и сочетать цвета, применяя различные средства построения
композиции. Приобретённые знания, умения и навыки работы с
различными материалам помогут детям в оформлении интерьера дома или
квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность и красоту,
выполненную своими руками.
Достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности
Достоинством программы является то, что гипс доступен ребятам
всех возрастов, в выполнении изделий используются экологически чистые
материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения.
Цель программы
Формирование умения и навыки работы с гипсом.
Создание условий для
творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из
гипса.
Задачи программы
Образовательные:
Формировать умение использовать различные технические приемы
при работе с гипсом.
Отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
Осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию
ребенка;
3
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность;
Коррекционные:
Корригировать самостоятельность и способность учащихся решать
творческие задачи, обеспечить учащимся возможность
самопознания, изучения мира профессий.
Воспитательные:
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Связь программы кружка с программой образовательного учреждения
Существует связь с профессионально-трудовым обучением «Штукатурно-
малярное дело», а также видна взаимосвязь с предметом изобразительного
искусства.
Состав учащихся
Данная программа рассчитана для девочек (девушек) и мальчиков
(юношей), 6-9 классов.
Продолжительность обучения
Программа рассчитана на 3 года обучения, всего по программе 42 часа из
них 12 теории, 30практики.
Организация самостоятельной работы учащихся
Организация самостоятельной работы учащихся рассчитана на 30
часов, включает в себя участие в выставках работ, посещение выставок,
подбор эскизов, материалов, красок, изготовления инструкционных карт,
подготовки презентаций.
Перечень знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
Название и назначение материалов – гипс, краски, пластилин;
4
Название и назначение ручных инструментов и приспособлений:
шпатель, пластиковый нож, ножницы, кисточка для краски;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
указанными инструментами.
Свойства материалов, красок.
Свойство гипса.
Правила безопасной работы с гипсом, красками, лаком.
Использование лака.
Правила ухода за формами.
Учащиеся должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок
во время работы;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Анализировать под руководством учителя изделие (определять его
назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы
соединения деталей, последовательность изготовления);
Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, соединять
детали из гипса, пенопласта, с помощью клея.
Использовать готовые формочки для изделий (подсвечника,
фоторамки).
Учащиеся должны владеть:
владеть технологией изготовления и отделки изделий из гипса;
уметь оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по
принятым в обществе и коллективе требования и принципам;
уметь самостоятельно изготовить изделия, применяя виды
строительных материалов, изготовить формы и залить гипсом,
раскрасить готовые изделия, составить композиции.
Примерный тематический план первого года обучения
5
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
1
Вводное занятие. Правила безопасной работы с
гипсом, красками. Знакомство со свойствами
гипса и его применение.
1
1
2
Заливка форм из пластилина гипсом.
Подсвечники.
1
1
3
Покраска изделий. Покрытие лаком.
1
1
4
Заливка рамок для фотографий. Основы
художественной росписи.
1
1
5
Изготовление новогодних игрушек. Снеговик,
Дед Мороз, Елочка. Покраска изделий.
Покрытие лаком.
1
1
6
Знакомство с видами соединения деталей из
гипса. Панно «Подсолнухи»
2
1
1
7
Объемные фигуры из гипса. Подвески, копилки.
2
1
1
8
Подготовка формы для вазы из пластилина.
Заливка гипсом.
1
1
9
Ваза « Воспоминание о лете». Покраска
изделия, покрытие лаком.
1
1
10
Подготовка формы для вазы. Ваза «Морские
фантазии»
1
1
11
Раскраска изделий. Шлифовка, покрытие
лаком.
1
1
12
Участие в конкурсе декоративно-прикладного
творчества в п.Сернур
1
1
Всего по программе
14
4
10
1.
Творческие работы, изготовленные на кружковых занятиях
используются для оформления комнат, дома.
6
2.
Новогодние игрушки для украшения ёлки. Сувениры в качестве
подарка родителям, учителям, друзьям на день рождения в день
именинника.
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие. Правила безопасной работы с гипсом, красками.
Знакомство со свойствами гипса и его применение.
Игра «Давайте знакомиться». Знакомство с программой обучения, свойствами
гипса.
Правила техники безопасности при работе с гипсом, красками, инструментами.
Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из гипса. Выставка книг
«Работа гипсом». Беседа «История возникновении гипса»; «Декоративно-
прикладное творчество».
Рассказ об истории возникновения гипса, использование гипса в древние
времена, прикладного творчества, вызвать интерес к декоративному творчеству,
желание заниматься этим творчеством.
2. Заливка форм из пластилина гипсом. Подсвечники.
Знакомство способами
заливки форм, подготовке форм и уход за ними. Правила работы пластилином
при подготовке форм. Виды работ из гипса.
Практическая работа: выполнение простейших изделий из гипса: заливка
подсвечников из набора барельев.
3. Покраска изделий. Покрытие лаком. Знакомство обучающихся с правилами
подготовки изделий к покраске, подбор красок и покрытие лаком.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность
сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор
краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком. Основы
многослойной окраски. Нанесение грунтовки. Подарок своими руками.
4. Заливка рамок для фотографий. Основы художественной росписи . Беседа
о возможности изготовления фоторамки своими руками, в короткий срок.
Возможность изготовления необычных изделий из гипса. Знакомство с основами
художественной росписи, раскраски гипсовых отливок. Связь с рисованием.
Практическая работа: Подготовить формы для заливки фотографий,
приготовить гипсовый раствор. Залить формы. Высушить готовые изделия.
Раскрасить.
5. Изготовление новогодних игрушек. Снеговик, Дед Мороз, Елочка. Беседа о
наступающих праздниках и возможности изготовить новогодние подарки и
новогодние игрушки для ёлки из гипса.
7
Практическая работа: изготовление новогодних игрушек из гипса.
6. Знакомство с видами соединения деталей из гипса. Панно «Подсолнухи».
Продолжить знакомить обучающихся с видами соединения деталей. Научить
ребят соединять детали при помощи клея, гипса. Способы постепенного
склеивания изделий.
7. Объемные фигуры из гипса. Подвески, копилки. Продолжить знакомить
детей с выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический
процесс. Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить
свойства гипса (быстрое затвердевание)
8. Подготовка формы для вазы из пластилина. Заливка гипсом.
Ознакомить с порядком выполнения работ. Выбор формы и эскизов для вазы.
Подобрать нужный для вазы наглядный материал, вспомогательный природный
материал. Составить план. Подготовить из пластилина форму для будущей вазы,
а затем залить гипсом.
9.Ваза « Воспоминание о лете». Покраска изделия, покрытие лаком.
Ознакомить с целью изготовления вазы. Составить технологический процесс
изготовления изделия Подобрать материал, инструменты. Подобрать краски и
способы окраски. Выполнить коллективно вазу «Воспоминание о лете» и
выставить на выставке в школе.
10. Подготовка формы для вазы. Ваза «Морские фантазии»
.
Выбор формы и
эскизов для вазы. Подобрать нужный для вазы наглядный материал,
вспомогательный природный материал. Составить план. Подготовить из
пластилина форму для будущей вазы, а затем залить гипсом.
11. Раскраска изделий. Шлифовка, покрытие лаком.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность
сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой.
Ознакомить и научить обучающихся покрывать лаком готовые , раскрашенные
изделия из гипса.
– научить пользоваться малярным лаком.
– совершенствовать умение работать кистью.
12.Подведение итогов. Участие в конкурсе декоративно-прикладного
творчества в п.Сернур.
Примерный тематический план второго года обучения
8
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
1
Вводное занятие. Правилами техники
безопасности при работе с гипсом, красками,
инструментом.
1
1
2
Составление композиций из гипса.
Изготовление вазы «Осенние мотивы»
1
1
3
Изготовление форм из пластилина, заливка
деталей для панно «Цветы в вазе»
1
1
4
Основы многослойной окраски. Нанесение
грунтовки. Подарок своими руками.
1
5
Изготовление декоративной вазы. Отделка вазы
в стиле Декупаж.
1
1
6
Знакомство с видами соединения деталей из
гипса.
1
1
7
Изготовление панно «Подружки».
1
1
8
Знакомство с изготовлением вазы «70 лет
Победы».Продолжение.
1
1
9
Объемные фигуры из гипса «8 Марта»
1
1
10
Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка.
1
1
11
Изготовление сувенира «Дерево счастья»
1
1
12
Защита проекта «Юный дизайнер»
2
1
1
Всего по программе
14
4
10
1.
Поделки-сувениры используются в качестве подарков ветеранам,
приуроченных к празднику Победы. Бывшим работникам школы, родителям
к 8 марта и 23 февраля.
2.
Для оформления комнат, зала для проведения праздничных мероприятий.
3.
Проект «Юный дизайнер» учащиеся разрабатывают оформление спальные
комнаты.
Содержание программы второго года обучения
9
1. Вводное занятие. Правилами техники безопасности при работе с гипсом,
красками, инструментом . Ознакомить учащихся о работах, которые были
выполнены в прошлом году. Показать презентацию с выставки, напомнить о
достижениях ребят. Демонстрация поделок, ознакомление с планом работы
кружка, организацией занятий, напомнить свойством гипса. Повторить правила
по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
2. Составление композиций из гипса. Изготовление вазы «Осенние мотивы».
Научить кружковцев составлению композиций из гипса, сочетая такие
материалы как гипс, длина, шпатлёвка и т.д.
3.Изготовление форм из пластилина, заливка деталей для панно «Цветы в
вазе» Ознакомить с порядком выполнения работ. Выбор формы и эскизов для
вазы. Подобрать нужный для вазы наглядный материал, вспомогательный
природный материал. Составить план. Подготовить из пластилина форму для
будущей вазы, а затем залить гипсом.
4. Основы многослойной окраски. Нанесение грунтовки. Подарок своими
руками. Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить
правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной
бумагой. Ознакомить с основами выполнения многослойной окраски. Подбор
краски и покраска изделий. Значение нанесения грунтовки перед покраской.
Совершенствовать умение работать кистью.
5. Изготовление декоративной вазы. Отделка вазы в стиле Декупаж.
Продолжить работу по декорированию ваз. Научиться изготавливать
декоративные вазы с отделкой «Декупаж». Знакомство способами
использовании стиля «Декупаж», вариантами декорирования. Продолжить
работу по выполнению вазы, окраски готового изделия.
6. Знакомство с видами соединения деталей из гипса. Продолжение работы.
Продолжить знакомить обучающихся с видами соединения деталей. Научить
ребят соединять детали при помощи клея, гипса. Способы постепенного
склеивания изделий.
7.Изготовление панно «Подружки». Ознакомить с целью изготовления панно.
Составить технологический процесс изготовления панно «Подружки». Подобрать
материал, инструменты. Подобрать краски и способы окраски. Выполнить
коллективно панно «Подружки» и выставить на обозрение в выставке в школе.
8.Изготовление вазы «70 лет Победы». Изготовление вазы «70 лет Победы».
Ознакомить обучающихся с целью изготовления вазы. Составить
технологический процесс изготовления. Подобрать материал, инструменты.
10
Подобрать краски и способы окраски. Выполнить коллективную поделку в виде
вазы и подарить ветерану, приуроченную к празднику победы.
9.Объемные фигуры из гипса «8 Марта» Продолжить знакомить детей с
выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический процесс.
Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить свойства
гипса (быстрое затвердевание). Выполнить панно к 8 марта.
10.Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка. Практическая работа:
Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность сушки изделий,
удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор краски и
покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком. Ознакомить и научить
обучающихся покрывать лаком готовые , раскрашенные изделия из гипса.
– научить пользоваться малярным лаком.
– совершенствовать умение работать кистью.
11.Изготовление сувенира «Дерево счастья» . Научиться изготавливать
декоративные сувениры (дерево счастья). Знакомство способами изготовления
сувенир, вариантами декорирования. Ознакомить ребят с правилом работы
проволокой. Продолжить работу по выполнению сувениров, окраски готового
изделия. Вместе с обучающимися покрывать лаком готовые, раскрашенные
изделия из гипса.
12. Защита проекта «Юный дизайнер»
Примерный тематический план третьего года обучения
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
1
Вводное занятие. Правилами техники
безопасности при работе с гипсом, красками,
инструментом.
1
1
2
Составление композиций из гипса. Изготовление
вазы «Золотая осень»
1
1
3
Изготовление форм из пластилина, заливка
деталей для панно «Сказочный домик»
1
1
11
4
Знакомство с акриловыми красками.
Раскраска
изделий. Шлифовка, покрытие лаком
2
1
1
5
Объемные фигуры из гипса. «Снеговик»
1
1
6
Виртуальное путешествие в стиле Де-купаж.
2
1
1
7
Поделки «Валентинка»
1
1
8
Изготовление панно «День Защитника
отечества».
1
1
9
«Цветы маме» панно. Раскраска изделий.
Шлифовка, лакировка
1
1
10
Объемные фигуры из гипса
«Дымковская красавица»
1
1
11
Участие в конкурсе декоративно-прикладного
творчества г. Йошкар-Ола « Город мастеров»
2
1
1
12
Всего по программе
14
4
10
1.
Творческие работы изготовленные на кружковых занятиях поделки,
сувениры используются для оформления спальных комнат, дома.
2.
Новогодние игрушки для украшения ёлки. Сувениры в качестве подарка
родителям, учителям, друзьям на день рождения, на праздники.
Содержание программы третьего года обучения
1. Вводное занятие. Правилами техники безопасности при работе с гипсом,
красками, инструментом . Ознакомить учащихся о работах, которые были
выполнены в прошлом году. Показать презентацию с выставки, напомнить о
достижениях ребят. Демонстрация поделок, ознакомление с планом работы
кружка, организацией занятий, напомнить свойством гипса. Повторить правила
по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
2. Составление композиций из гипса. Изготовление вазы «Золотая осень».
Научить кружковцев составлению композиций из гипса, сочетая такие
материалы как гипс, длина, шпатлёвка и т.д.
3.Изготовление форм из пластилина, заливка деталей для панно
«Сказочный домик» Ознакомить с порядком выполнения работ. Выбор формы и
эскизов для панно. Подобрать нужный для панно наглядный материал,
12
вспомогательный природный материал. Составить план. Подготовить из
пластилина форму для будущего панно, а затем залить гипсом.
4. Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка.
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность
сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор
краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком.
5. Изготовление декоративной вазы. Научиться изготавливать декоративные
вазы. Знакомство способами изготовления ваз, вариантами декорирования.
Продолжить работу по выполнению вазы, окраски готового изделия. Вместе с
обучающимися, покрывать лаком готовые, раскрашенные изделия из гипса.
6. Объемные фигуры из гипса «Снеговик» Продолжить знакомить детей с
выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая технологический процесс.
Вспомнить компоненты для наведения гипсового раствора. Повторить свойства
гипса (быстрое затвердевание).
7. Отделка вазы в стиле Декупаж. Продолжить работу по декорированию ваз.
Научиться изготавливать декоративные вазы с отделкой «Декупаж». Знакомство
способами использовании стиля «Декупаж», вариантами декорирования.
Продолжить работу по выполнению вазы, окраски готового изделия.
8. Изготовление сувенира «Валентинки» . Научиться изготавливать
декоративные сувениры (Валентинки). Знакомство способами изготовления
сувенир, вариантами декорирования. Ознакомить ребят с правилом работы
проволокой. Продолжить работу по выполнению сувениров, окраски готового
изделия. Совместно с обучающимися покрасить лаком готовые, раскрашенные
изделия из гипса.
9. Изготовление панно «День защитника Отечества». Ознакомить с целью
изготовления панно. Составить технологический процесс изготовления панно
«День защитника Отечества». Подобрать материал, инструменты. Подобрать
краски и способы окраски. Выполнить коллективно панно и выставить на
выставке в школе.
10.Изготовление панно «Цветы маме». Напомнить о празднике мам, бабушек,
сестёр, учителей…. Ознакомить с целью изготовления панно. Составить
технологический процесс изготовления панно «Цветы маме». Подобрать
материал, инструменты. Подобрать краски и способы окраски. Выполнить
коллективно панно и выставить на выставке в школе.
11.Раскраска изделий. Шлифовка, лакировка.
13
Практическая работа: Подготовка изделий к покраске. Проверить правильность
сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка наждачной бумагой. Подбор
краски и покраска изделий. Высушить изделие и покрыть лаком
10.Объемные фигуры из гипса «Дымковская красавица» Продолжить
знакомить детей с выполнением объёмных фигур из гипса, соблюдая
технологический процесс. Вспомнить компоненты для наведения гипсового
раствора. Повторить свойства гипса (быстрое затвердевание). Выполнить панно
из объёмных фигур.
Практическая работа: Научиться изготавливать декоративные сувениры .
Знакомство способами изготовления сувенир, вариантами декорирования.
Ознакомить ребят с правилом работы проволокой. Продолжить работу по
выполнению сувениров, окраски готового изделия. Вместе с обучающимися
покрывать лаком готовые, раскрашенные изделия из гипса.
11. Участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества
г. Йошкар-Ола « Город Мастеров»
Оценка результатов работы
По окончании занятий организуется вернисаж творческих работ,
выполненных в течение года. Итоговое обсуждение результатов работы,
рефлексия, включающая критику, пожелания и оценивание результатов
труда.
1. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся:
Тесты, анкетирование.
2. Способы диагностики удовлетворенности учащихся кружковым
занятием и его результатом, способы выявления влияния творческого
процесса на развитие учащихся: рефлексия
3. Основные критерии оценки работ учащихся:
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологии;
- законченность работы;
- соответствие сроку сдачи;
- творческий подход к работе.
Учебно-материальная база
Гипс - упаковка(3 кг)
Пластилин -2 пачки
Клей ПВА- 1 шт
14
Краски гуашь- 1 шт
Кисти – 2 шт
Краски витражные-1 шт
Салфетки (бумага для де-купажа) -1 шт
Формы для залифки-3 шт
Барельефы-1 шт
Песок - 1 пачка
Вода
Цемент- 1 пачка
Список литературы
Для педагога
1.
Буйлова Л.Н. Дополнительное образование: норматив. док. и
материалы/ л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова.- М.: Просвещение, 2008.
2.
Величко Н.К. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. М.,АСТ-
ПРЕСС,1999.
3.
Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2009.
4.
Квач Н.В., Квач С.И. Нижегородская игрушка - Нижний Новгород:
Литера, 2010. (Библиотека им. И П. Склярова «Народные художественные
промыслы Нижегородской области»).
5.
Ключ к успеху. Сборник № 20. Составитель и ред. Л. К. Балясная. М.,
ЦРТДЮ им А.В. Косарева, ВОУО ДО г. Москвы, 2008
Для учащихся:
1.
Дементьев О.В «Работа с гипсом»
2.
Горяинова О.В «Поделочный материал»
3.
Демидова С.С «Свойства гипса»
4.
Хаметова Л. Гипс. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2013. – 96 с.: ил. – (Золотая библиотека развлечений).
5.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с
практикумом: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е
изд.,стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с.
15