Автор: Тюменцева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 16
Населённый пункт: Иркутской области
Наименование материала: статья.
Тема: формы воспитательной работы в начальной школе
Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во
времени. Форма—это способ организации воспитательного процесса,
окружающий внутреннюю связь его элементов и характерезующий
взаимоотношения педагогов и воспитанников. Формы делятся в
зависимости от того, как организованы учащиеся: - массовая (фронтальная); -
групповая (кружковая); - индивидуальная.
В зависимости от методов воспитательного воздействия формы делятся: -
словесная (лекции, конференции); - практическая (экскурсии, конкурсы); -
наглядная (музеи, панно).
Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия: -
урочные; - внеурочные (в т.ч. внешкольные).
Эффективность различных форм воспитательной работы определяется
контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.
Философские категории содержания и формы отражают единство
внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что
имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как
известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечёт за
собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма
наполняется содержанием.
Педагогика в разные времена отмечала различные формы организации
воспитательного процесса. Все они создавались для реализации
определённого содержания в определённых условиях, которые постоянными
не остаются и менялись исторически. Одним из критериев, является
количество воспитанников: от нескольких в прошлом, до массового
воспитания в настоящее время. По количеству участников формы воспитания
делятся на индивидуальные (воспитатель – воспитанник), микрогрупповые,
групповые (коллективные) и массовые (воспитатель – несколько групп,
классов). Большинство современных воспитательных систем перешло к
групповым (коллективным) формам воспитания. Причина – это низкая
экономическая стоимость педагогических услуг в нашей стране.
По времени проведения все формы можно разделить: на
кратковременные (от нескольких минут); продолжительные (от нескольких
дней до нескольких недель) и традиционные (регулярные).
По времени подготовки: это экспромт, то есть дети не участвуют в
подготовке и предварительная подготовка с участием детей.
Можно различать формы по видам деятельности – трудовая, спортивная,
учебная, художественная.
Организаторами могут выступать как педагоги, так и родители, сами дети и
другие взрослые.
Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий
форм воспитательной работы. Но, смысла в этом нет. Каждая форма не
повторяет другую, только может быть похожа на неё.
Можно выделить три основных типа форм воспитательной работы:
мероприятия, дела, игры. Каждая имеет свою целевую направленность.
Мероприятие («мера» и «принимать»), то есть применяемые к
воспитаннику меры.
Дела – это общая работа, важные события, организуемые на благо кому-то
или себе.
Игры – деятельность в коллективе с целью обучения, развлечения.
Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же
форма может быть отнесена к любой из классификаций. Например,
дежурство по классу – это, во-первых, взаимодействие педагога со всем
коллективом учащихся. Он обсуждает положение о дежурстве. В других
случаях, дети сами организуют и контролируют работу учащихся, согласно
требованиям к дежурному.
Рассмотрев разные признаки, формы воспитательной работы можно
характеризовать по следующим пунктам: название формы, подготовка или
экспромт, количество учащихся, организатор, продолжительность, характер
влияния педагога, результат совместной деятельности.