Напоминание

формы воспитательной работы в начальной школе

Автор: Тюменцева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 16
Населённый пункт: Иркутской области
Наименование материала: статья.
Тема: формы воспитательной работы в начальной школе
Дата публикации: 10.02.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во

времени. Форма—это способ организации воспитательного процесса,

окружающий внутреннюю связь его элементов и характерезующий

взаимоотношения педагогов и воспитанников. Формы делятся в

зависимости от того, как организованы учащиеся: - массовая (фронтальная); -

групповая (кружковая); - индивидуальная.

В зависимости от методов воспитательного воздействия формы делятся: -

словесная (лекции, конференции); - практическая (экскурсии, конкурсы); -

наглядная (музеи, панно).

Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия: -

урочные; - внеурочные (в т.ч. внешкольные).

Эффективность различных форм воспитательной работы определяется

контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.

Философские категории содержания и формы отражают единство

внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что

имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как

известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечёт за

собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма

наполняется содержанием.

Педагогика в разные времена отмечала различные формы организации

воспитательного процесса. Все они создавались для реализации

определённого содержания в определённых условиях, которые постоянными

не остаются и менялись исторически. Одним из критериев, является

количество воспитанников: от нескольких в прошлом, до массового

воспитания в настоящее время. По количеству участников формы воспитания

делятся на индивидуальные (воспитатель – воспитанник), микрогрупповые,

групповые (коллективные) и массовые (воспитатель – несколько групп,

классов). Большинство современных воспитательных систем перешло к

групповым (коллективным) формам воспитания. Причина – это низкая

экономическая стоимость педагогических услуг в нашей стране.

По времени проведения все формы можно разделить: на

кратковременные (от нескольких минут); продолжительные (от нескольких

дней до нескольких недель) и традиционные (регулярные).

По времени подготовки: это экспромт, то есть дети не участвуют в

подготовке и предварительная подготовка с участием детей.

Можно различать формы по видам деятельности – трудовая, спортивная,

учебная, художественная.

Организаторами могут выступать как педагоги, так и родители, сами дети и

другие взрослые.

Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий

форм воспитательной работы. Но, смысла в этом нет. Каждая форма не

повторяет другую, только может быть похожа на неё.

Можно выделить три основных типа форм воспитательной работы:

мероприятия, дела, игры. Каждая имеет свою целевую направленность.

Мероприятие («мера» и «принимать»), то есть применяемые к

воспитаннику меры.

Дела – это общая работа, важные события, организуемые на благо кому-то

или себе.

Игры – деятельность в коллективе с целью обучения, развлечения.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же

форма может быть отнесена к любой из классификаций. Например,

дежурство по классу – это, во-первых, взаимодействие педагога со всем

коллективом учащихся. Он обсуждает положение о дежурстве. В других

случаях, дети сами организуют и контролируют работу учащихся, согласно

требованиям к дежурному.

Рассмотрев разные признаки, формы воспитательной работы можно

характеризовать по следующим пунктам: название формы, подготовка или

экспромт, количество учащихся, организатор, продолжительность, характер

влияния педагога, результат совместной деятельности.