"Интерактивная обучающая среда на уроке английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся"

Автор: Литовкина Ирина Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №22"
Населённый пункт: г.Белгород, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интерактивная обучающая среда на уроке английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА НА УРОКЕ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

И.В.Литовкина

МБОУ «Гимназия №22»

г. Белгород, Россия
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовательном пространстве. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. [ Зубов А.В.,с.24] В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности, стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т.п. На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Как показывает практика, из всех существующих средств
обучения компьютер наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. ИКТ на уроке английского языка существенно расширяют возможности учителя по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учеников [ Полат Е.С.,с.41 ].Каждый ребенок получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала. Применение информационных технологий на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и учителем. При использовании компьютерных программ для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность учителю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), учитель может судить о степени и качестве сформированности знаний у учащихся. Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение
вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний [ Полат Е. С.,с.24 ].Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютерные программы как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка .Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности, учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого- педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя. Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества [ Полат Е. С.,с.24 ]. Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также
обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося. Перечисленные ниже программы можно использовать для развития навыков основных видов речевой деятельности на уроке:
изучение

лексики
по программной тематике " Triple play plus in English”, " English on holidays”, " English Gold”, " English Elements” и другие;
отработка

произношения:
многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при прослушивании определяются все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше. Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах;
обучение диалогической и монологической речи.
Пример работы с диалогами компьютерной программы "Triple play plus in English": из предложенных диалогов, выбирается один по определенной теме. На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога и фразы- клише, которые помогают учащимся составить диалог. Количество верных предложений отражается на экране
.
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки и фразы, затем инсценируют его самостоятельно ;
обучение

письму:
этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений
;

отработка грамматических явлений:
все обучающие компьютерные
программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English" двадцать уроков. Все виды работы уроков направлены на отработку определённого грамматического явления. В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Использование аутентичных материалов, информационных технологий: Интернет-ресурсов, мультимедийных презентаций, а также технологию развития критического мышления, метод проектов, метод сотрудничества способствуют развитию ключевых компетенций учащихся. Разнообразные виды заданий, предлагаемые на таких уроках, построены с учетом современных требований к учебному процессу[Полат Е. C.,с.12.].Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике.— М.,2004,с.24 2. Полат Е.С.//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.— М.,2006,с.41 3.Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2001. №2,с.24 4.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2,с.12.