Напоминание

Дидактическая игра как инструмент развития ребенка

Автор: Катина Екатерина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 13
Населённый пункт: г. Наро-Фоминск
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как инструмент развития ребенка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактическая игра как инструмент развития ребенка.

Очень часто родители задают себе вопрос – как лучше всего обучить своего

ребенка? Как создать ту самую развивающую среду, в которой формируются нужные

знания, умения и навыки, совершенствуются все психические функции организма? Из

года в год методик обучения, развития и воспитания ребенка становится все больше.

Взгляды на педагогические новшества постоянно меняются и нельзя сказать

однозначно, что будет «работать» для конкретного ребенка, а что нет. Все дети

уникальны и инструменты их развития тоже. Одно можно сказать точно – ребенок

дошкольного возраста успешно обучается именно в игре, так как игра является

ведущей деятельностью с первых дней жизни и до поступления в школу. Родителям

стоит обратить особое внимание на важность игр во время дошкольного детства.

При включении в целостный педагогических процесс игра становится

необходимым и действенным средством воспитания. С её помощью родитель или

воспитатель может воздействовать на многие стороны развития личности ребенка.

Игры могут быть направлены на умственное развитие, а могут влиять на поведение

ребенка в социуме, на осознание самого себя как личности. Игра становится

средством познания окружающего мира.

Все дети однозначно любят играть, и существует классификация игр, каждая из

которых направлена на решение тех или иных задач. Но сегодня мы подробно

остановимся на дидактической игре.

Дидактические игры (др.-греч. «дидактикос» - «обучающий») — это вид учебных

занятий, организуемых в виде учебных игр. Они реализуют ряд принципов игрового,

активного обучения, а также отличаются наличием правил, имеют фиксированную

структуру и систему оценивания. Дидактических игр существует великое множество,

поэтому четкой классификации для них нет. Но попробуем разделить их на три

основных вида:

игры с предметами

Этот вид игр специализирован на совершенствование моторики, тактильного,

зрительного, слухового восприятия ребенка 4-6 лет. Во время таких игр ребенок

манипулирует игрушками и другими предметами, изучая их. Это развивает

творческие способности и воображение. В процессе игры он общается с другими ее

участниками, взрослыми и детьми, тем самым развивая речь и умение работать в

команде.

настольно-печатные

Это мозаики, пазлы, лото, складные кубики, игры с карточками и многое другое. При

таких играх особенно важно соблюдать принцип наглядности.

словесные

Словесные игры сложны тем, что в них практически не используются никакие

игрушки или предметы. Перед ребенком стоит задача самому вспомнить и

представить вещь, о которой говорит родитель или педагог. Как говорил Л.С.

Выготский - «Переход к мышлению в общих представлениях есть первый отзыв

ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра предполагает

использование приобретенных ранее знаний в новых для ребенка ситуациях.

Например, описать предмет (игрушку), найти сходные и отличительные черты,

группировать предметы по разным признакам.

Какая бы дидактическая игра не была, любая из них имеет конкретную

структуру. Этим она отличается от всех иных игр.

1. Игра заключает в себе обучающую, дидактическую задачу.

2. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя

определённые игровые действия, которые являются обязательным компонентом

дидактической игры.

3. Игра имеет определенные правила, которые должны соблюдаться для

правильного игрового процесса.

Перечисленные структурные компоненты объединены между собой, нарушение

какого-либо из них ведет к распаду дидактической игры и потере её первоначальной

задачи. Без игровых элементов она превращается в обычное выполнение указаний.

Таким образом, при соблюдении всех структурных компонентов, дидактическая

игра может стать успешным инструментом для развития ребенка. Такие игры

воздействуют на все стороны личности ребенка. Дошкольники с их помощью познают

многие доступные для их восприятия явления и предметы, узнают от трудовой

деятельности взрослых. Происходит совершенствование сенсорных способностей

детей (ознакомление с цветом, формой, величиной предметов). Во время

взаимодействия с другими участниками игры у детей развивается речь, расширяется

и активизируется словарь, закрепляется умение правильно и доступно высказывать

свои мысли. У ребенка формируется представления о положительных и

отрицательных качествах личности. Специально подобранные дидактические игры

воспитывают нравственные качества. И в добавок дидактические игры (настольные и

предметные) укрепляют мелкую моторику рук ребенка, развивается мелкая

мускулатура рук. Правильно организованные игры вызывают положительные

эмоциональный подъем у ребенка, что способствует его хорошему эмоциональному

тонусу.

В заключение хотелось бы сказать, что дидактические игры являются доступным

видом деятельности для дошкольника любого возраста. Любой родитель или педагог

имеет возможность создать все условия для такой игры. И даже придумать свою с

конкретными целями и задачами. Дети с удовольствием принимают в них участие,

они воспитывают свою любознательность, всесторонне развиваются и ищут ответы на

свои многочисленные вопросы об окружающем мире.