Напоминание

Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 "Сварщикручной и частично механизированной сваркинаплавки"

Автор: Куляшова Ольга Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ Троицкий технологический техникум
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 "Сварщикручной и частично механизированной сваркинаплавки"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Куляшова Ольга Николаевна

Мастер производственного обучения

«Троицкий технологический техникум»

Игровая педагогическая технология в процессе обучения по

профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной

сварки(наплавки))»

Аннотация.

В

статье

представлена

разработка

методики

проведения

уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии

«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))»,

что

способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых,

стремления к самообразованию и самоподготовке .

Ключевые

слова:

профессия

«Сварщик»,

игровые

технологии

в

процессе обучения, интеллектуальная игра.

Понятие «игровая педагогическая технология» включает группу методов

и приемов организации педагогического процесса в форме различных

педагогических игр.

Педагогическая игра - это форма организации обучения, воспитания и

развития личности, которая осуществляется педагогом по разработанному

сценарию и правилам на основе целенаправленной организованной

деятельности студентов и изначально мотивирована на успех, максимально

опирается на самоорганизацию студентов, воссоздает или моделирует опыт

человеческой деятельности и общения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая

выступает как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной

деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит

по таким основным направлениям

- дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Игра как метод построения учебного процесса включает следующие

компоненты

-игровые роли и их принятие;

-игровые действия;

-технология игры.

Игра как метод обучения отличается не только существенной

активностью ее участников, но и большим по сравнению с традиционными

методами интеллектуальным и психическим напряжением студентов.

Мастер производственного обучения, разрабатывая, планируя и проводя

игровые занятия, должен ясно представлять и учитывать их дидактические

особенности.

Для мастера производственного обучения дидактические игры являются

довольно трудоемким видом учебных занятий. Подготовка к их проведению

требует как глубокого понимания процесса обучения в новых условиях, так и

больших временных затрат мастера производственного обучения.

Возникает вопрос: не слишком ли трудоемки игровые методы обучения

по сложности, затратам времени и сил на их разработку, не проще ли

проводить практические занятия? Однако если взвесить все преимущества

игр, то окажется, что “выгода” от их применения значительно перекрывает

затраты на разработку. Разумеется, целесообразность разработки игры

необходимо ставить в соответствие с объемом дисциплины, целями и

задачами, решаемыми при ее изучении, вкладом в профессиональную

подготовку студентов.

При оценке игр как метода обучения следует иметь в виду ряд

обстоятельств.

1. Игра по сравнению с другими методами обучения обладает одним

неоспоримым преимуществом, а именно свойством интегрировать

полученные знания применительно к избранной профессии.

2. Однажды созданная хорошая игра может использоваться в течение многих

лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов.

Конечно, содержание игры должно ежегодно обновляться в соответствии с

изменением содержания самой науки.

3. Игровые методы обучения, с помощью которых студенты осваивают

профессиональную деятельность и приобретают знания без прямого

вмешательства или помощи мастера (последний остается как бы за сценой), -

мощное средство пробуждения интереса к содержанию этой деятельности.

4. Трудно переоценить целесообразность приобретения навыков принятия

ответственных решений в обстановке условной практики. Обучение в игре

может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у будущих

специалистов при переходе к самостоятельной профессиональной

деятельности.

5. В игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами

исследования, таким образом наглядно демонстрируя студент

исследовательский метод в действии. Поэтому при разработке плана

проведения игры предусматривается ряд вопросов (проблем), подлежащих

исследованию, а также выделение отдельной группы участников игры, в

обязанность которой входит хронометраж и фиксирование частных

результатов игры.

6. Неоценимым для будущего специалиста является приобретение опыта

комплексной постановки проблемы, согласования индивидуальных

приоритетов при групповом выборе решения и его реализации.

7. Игра способствует развитию группового мышления, умению действовать в

составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения.

8. Игра позволяет опробовать новые формы и правила, новые структуры

управления, новые нормативы и методики, проверяя их, как на

испытательном стенде, в качестве которого выступает сама игра.

Таким образом, игра обладает широкими дидактическими

возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий

спектр умений, навыков и профессионально-значимых качеств личности в

зависимости от того, как организуется подготовка и проведение игры, какие

мотивы закладываются в ее основу разработчиками и преподавателями.

Высокая эффективность игровых методов обучения обусловлена

существенными их преимуществами по сравнению с традиционными.

Некоторые из них хотелось бы выделить особо:

- наглядность последствий принимаемых решений. В игре можно пренебречь

деталями, исключить из информационного массива, так называемый, “шум”,

порожденный свойствами реальных процессов, которые не относятся к делу;

- переменный масштаб времени. Игра позволяет “жить быстрее” или

“медленнее”, ускорять и замедлять ход событий. В обстановке условной

практики, которую создаст игра, можно за несколько часов “прожить”

несколько лет;

- повторение опыта с изменением установок (с накоплением навыков в ходе

обучения). В игре можно несколько раз проигрывать одну и ту же ситуацию,

подходя к ее решению каждый раз по-новому;

- возможность изменить масштаб охвата. Различный масштаб охвата игровых

звеньев может значительно сократить сроки поиска принципиальных

решений в разных условиях.

Рассматривая основы планирования, а также порядок организации и

проведения учебных занятий с использованием игровых методов обучения.

Решение о включении игры в перспективное планирование по учебной

практике принимается на этапе разработки. Перед этим выявляются и

устанавливаются узловые точки процесса подготовки специалистов, в

которые целесообразно ввести игровые методы обучения.

Наиболее целесообразно размещать их в перспективном плане так, чтобы

каждое занятие требовало накопления знаний не по одной, а по нескольким

смежным дисциплинам. При этом игровые занятия должны усложняться по

мере перехода от младших курсов к старшим, охватывать все более реальные,

чаще всего имеющие место на практике проблемы и задачи. В данном случае

высока роль межпредметных и связей, существующих в техникуме.

Таким образом для наглядного примера мной предлагается один из

вариантов организации урока с использованием игровых технологий. Урок

проводится

в

рамках

изучения

междисциплинарного

курса

(МДК.02.01)

Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытым

электродом, входящего в профессиональный модуль (ПМ.02)Ручная дуговая

сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом, по теме «Ручная

дуговая сварка покрытыми электродами». Приложение 1.

В заключение можно отметить, что проектирование процесса обучения

с

ис пользо ва ние м

игр о в ы х

т ех ноло гий

в

с ис т е ме

с р е д н е г о

профессионального

образования,

может

давать

высокие

результаты

в

освоение

профессиональных

модулей.

Так

же

можно

вывести

несколько

правил:

1. Проведение интеллектуальных игр, таких как «конкурс – игра»,

должно

стать

системой.

Только

в

постоянстве

будут

достигнуты

положительные результаты в обучении.

2.

Игры

не

должно

быть

много.

Подготовка

к

интеллектуальному

турниру должна занимать первичное место пред самой игрой и охватывать

всех студентов. Перенасыщение играми может привести к противоположному

эффекту, вместо повышения мотивации к обучению наступит эмоциональное

выгорание и пассивное наблюдение за происходящим в группе.

Собственный опыт показал, что использование игровых технологий в

процессе

обучения,

требует

от

мастера

производственного

обучения

тщательного планирования и глубокой подготовки. Конечно, не надо забывать

и о требующемся времени. Однако стоит заметить, что использование даже

элементов игры в процессе обучения, показало, что большинство студентов

перестают испытывать затруднения при работе с различной информацией,

при публичном выступлении, научатся применять свои знания для решения

поставленных

вопросов,

грамотно

формулировать

ответы.

Студенты

становятся более организованными, общительными, коммуникабельными и

активными в процессе обучения, а значит стоит играть на уроках.