Напоминание

"Внеклассное чтение" 5-9 (10) классы

Автор: Попова Галина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГКОУ школа-интернат №91
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Программа
Тема: "Внеклассное чтение" 5-9 (10) классы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Пояснительная записка

Статус документа.
Программа курса «Внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, Положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Базисного учебного плана школы-интерната III-IV видов.
Актуальность Программы.
У детей с нарушениями зрения скорость чтения обычно ниже уровня их сверстников с нормальным зрением. Некоторые из них не могут продолжительно читать в связи со зрительными ограничениями, поэтому, чтобы овладеть содержанием, они вынуждены слушать чтение взрослого либо пользоваться «Говорящей книгой». Подобный способ познания содержания возможен только вне урока. С этой целью вводятся часы внеклассного чтения, предусматривающие подготовку учащихся к ним через чтение произведений наиболее доступным путем для слепых и слабовидящих: коллективное прочтение, прослушивание аудиозаписи, самостоятельное чтение.
Структура курса «Внеклассное чтение»
Программа курса «Внеклассное чтение» 5-9(10) классов составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной образовательной школы и произведений современных писателей 2-ой половины XX века, получивших общественное признание современников.. В учебниках-хрестоматиях 5-9 (10) классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой некоторые произведения даны в сокращении или тексты отсутствую вовсе, поэтому в Программу внеклассного чтения включены произведения, позволяющие учащимся в полном объеме познакомиться с данными произведениями. Связь классного и внеклассного чтения
– основной организационный принцип
, на котором базируется данная система уроков внеклассного чтения. Эта связь определяет характер и последовательность занятий, их содержание и форму. Проблемно-тематический принцип позволяет естественным образом связывать изучение литературы по программе с современной литературой. В программе 5-10 классов определены следующие разделы по современной литературе: - нравственные проблемы в современной литературе; - произведения о Великой Отечественной войне; - человек и природа в современной литературе. Программа по внеклассному чтению предусматривает работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания внеклассного чтения как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики и произведений современных авторов. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьники постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитого художественного вкуса, необходимого объема теоретико- литературных знаний и умений, отвечающих возрастным особенностям учащегося. Курс внеклассного чтения опирается на следующие
виды деятельности
по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
2 - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Целью
уроков внеклассного чтения является формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. На всех уроках внеклассного чтения идёт последовательное речевое развитие, то есть формирование навыков слушания, говорения и чтения, так как незрячие и с различной зрительной патологией учащиеся испытывают определённые трудности в формировании навыков как устной, так и письменной речи.
Задачи
уроков внеклассного чтения определены целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести: - освоение текстов художественных произведений; -формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью; -формирование культуры общения, навыков диалоговой речи для обеспечения коммуникативных взаимодействий, соответствующих общепринятым нормам и правилам; - обогащение словарного запаса и конкретизация представлений слабовидящих учащихся для обеспечения единства слово-образ; -использование возможностей уроков внеклассного чтения по разъяснению перспективы развития компенсирующих действий с использованием сохранной чувствительности. Литературное развитие учащихся предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных
умений
: - владеть техникой грамотного и осмысленного чтения как плоскопечатным шрифтом, так и шрифтом Брайля; - воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно- следственных связях; - видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; - выделять этическую, нравственно-философскую проблематику произведения; самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-
давать эстетическую оценку произведения и аргументировать её; - грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи. Программа курса «Внеклассное чтение» предусматривает не только развитие эстетического вкуса через изучение образцов русской классики, но и приобщение школьников к произведениям других видов искусства, тем самым осуществляются
межпредметные связи.
В программе указаны произведения других видов искусства, которые можно использовать на уроках. Занятия по курсу «Внеклассное чтение» являются школьным компонентом учебного плана учреждения и проводятся в соответствии с расписанием в учебное время 1 час в неделю. Программа рассчитана на 6 лет обучения.(5, 6 ,7, 8, 9, 10кл.)
3
Контроль предполагается
в форме устных ответов: подготовка сообщений, разные формы пересказа содержания произведения (сжатый, близкий к тексту и др.),зачёты в конце каждой четверти. В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу каждого года обучения.
5класс

Учебный план

Название темы

Количество

часов



Устное народное творчество

2

Русские народные сказки

2

Сказки народов мира

3

Русская классическая литература XIX века

4

Литературные сказки XIX-XX веков

9

Путешествия и приключения на страницах книг

14

Итоговое занятие

1

35

Содержание программы

Устное народное творчество (2ч.)
Русский народный эпос-былины. Былина как памятник героического эпоса. Художественное своеобразие русских былин. Герои и события былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Патриотизм былины, её нравственное звучание.
Русские народные сказки (2ч.)
Возникновение сказки. Виды народных сказок. Значение сказки в жизни человека
.

«Два Ивана-солдатских сына».
Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала в сказке, представление о положительном идеале.
«Жена доказчица».
Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.
«Мужик, медведь и лиса».
Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок.
Сказки народов мира (2ч.).

«Тысяча и одна ночь»
(«Путешествия Синдбада-морехода»). Сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далёких стран - причина его путешествий и приключений.
Русская классическая литература XIX века (4ч.)

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила-героиня поэмы. Вошебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы, и поражение злых сил в этом поединке. Яркость сказочных описаний.
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам. Сюжет и герои повести «Ночь перед Рождеством». Главные герои и их изображение. Нечистая сила в повести.
Литературные сказки XIX-XX веков (9ч.)

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес».
Любознательность героини и её способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки учёного.
ДЖ.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно».
Смысл двойного названия повести. Герои повести. Ожесточённость битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором.
Т.Янссон. «Муми–тролли».
Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев. !
Путешествия и приключения на страницах книг (14ч.)

4
Д.Дефо. «Робинзон Крузо».
Обстоятельства, в которых оказался главный герой. Жизнь Робинзона на острове. Характерные черты героя Дефо:мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм.
Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».
Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. Использование в «подлинных историях» иронии барона и гротеска, гиперболы и литоты.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера.
Провинциальный американский Санкт-Петербург и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.
А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».
События и приключения. Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.


Учебно-тематический план.
№ урока Тема урока
Устное народное творчество(4ч.)
1-2 Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 3 «Два Ивана-солдатских сына». Художественные особенности 4 «Жена доказчица». «Мужик, медведь и лиса». Худ. особенности
Сказки народов мира.(3ч.)
5 «Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»).3-4 6-7 «Тысяча и одна ночь» («Путешествия Синдбада-морехода»).5-6-7
Русская классическая литература XIX века.(4ч.)
8 А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». 9 А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». 10 Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». 11 «Ночь перед Рождеством».
Литературные сказки XIX-XX веков(9ч.)
12 Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Комментированное чтение. 13 Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Комментированное чтение. 14 ДЖ.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно». (Комментированное чтение1-4гл.) 15 ДЖ.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно». ».(Комментированное чтение5-9гл.) 16 ДЖ.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно». ».(Комментированное чтение11-15гл.) 17 ДЖ.Р.Р.Толкиен. «Хоббит, или туда и обратно». ».(Комментированное чтение16-19гл.) 18 Т.Янссон. «Муми–тролли»1. Комментированное чтение. 29 Т.Янссон. «Муми–тролли»2. Комментированное чтение. 20 Т.Янссон. «Муми–тролли»3. Комментированное чтение.
Путешествия и приключения на страницах книг(14ч.)
21 Д.Дефо. «Робинзон Крузо».(Комментированное чтение1-7гл.) 22 Д.Дефо. «Робинзон Крузо». (Комментированное чтение8-14гл.) 23 Д.Дефо. «Робинзон Крузо». (Комментированное чтение15-22гл.) 24 Д.Дефо. «Робинзон Крузо». (Комментированное чтение23-28гл.) 25 Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». (1-17гл.) 26 Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». (18-32гл.) 27 М.Твен. «Приключения Тома Сойера. ».(Комментированное чтение1-
5 9гл.) 28 М.Твен. «Приключения Тома Сойера. ».(Комментированное чтение10-18гл.) 29 М.Твен. «Приключения Тома Сойера. ».(Комментированное чтение19-28гл.) 30 М.Твен. «Приключения Тома Сойера».(Комментированное чтение29- 36гл.) 31 М.Твен. «Приключения Тома Сойера. ».(Комментированное чтение37-43-гл.) 32 А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».(1-10гл.) 33 А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».(11-16; 1-5гл.) 34 А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».(6-16гл.) 35 Итоговое занятие. Рекомендательный список произведений для чтения летом.
Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:
- авторов и содержание изученных произведений; - изученные теоретико- литературные понятия; Уметь: -воспроизводить сюжет изученного произведения; -пользоваться разными формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) самостоятельно прочитанных произведений; -использовать формы диалога как при чтении, так и при обсуждении прочитанного.
Учебно-методический комплекс
1.Литература Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы Дрофа, Москва,2008. 2.О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева И.В.Золоторёва Поурочные разработки по литературе 5класс Москва, «Вако», 2004 3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 5 класс Москва,2004
Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 5 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1
Выражение нравственного идеала в сказках, представление о положительном идеале. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Герои повести. Ожесточённость битвы добра со злом.
».
Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории.
2
Рассказать о стремлении Синдбада познать тайны далёких Сюжет и герои повести «Ночь перед Рождеством». Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев. Приключения Тома Сойера, его смелость, авантюризм и
6 стран неуемная фантазия.
3
Герои и события былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Чудо и парадокс на страницах сказки учёного Жизнь Робинзона на острове. Калле и его друзья.Находчивость и изобретательность главного героя.
6класс

Учебный план

Название темы

Количество

часов

Незабываемый мир детства и отрочества

15

Мир детства в зарубежной литературе

3

Мир детства в литературе XX века

6

Мир путешествий и приключений

11

Итоговое занятие

1

35

Содержание программы

Незабываемый мир детства и отрочества(15ч.)

Л.Н.Толстой. «Детство». «Отрочество».
Автобиографическая трилогия. Картины «золотого детства» Николеньки. Отрочество героя. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Н.Г.Гарин-Михайловский
.
«Детство Тёмы».
Отрочество героя. Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокие нравственные испытания. Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей.
В.Г.Короленко
.
«Дети подземелья».
Изображение тяжёлой жизни городской бедноты в царской России. Одиночество главного героя и встреча с друзьями. Ценность дружбы и человеческой отзывчивости.
М.Горький
.
«Детство».
Главный герой и его драматическая судьба. Роль бабушки в жизни Алёши. Трудные времена в семье Кашириных. Дружба Алёши с Хорошим Делом. Сохранение героем доброго сердца в суровых условиях жизни.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Судьба главного героя. Преодоление личного несчастья героем и формирование сочувствия ко всем обездоленным. Восстановление гармонии человеческого существования.
Мир детства в зарубежной литературе(3ч.)

Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш».
Судьба маленького мальчика, попавшего в работный дом. Скитание и преодоление ударов судьбы.
Мир детства в литературе XX века(6ч.)

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой
». Светлая и счастливая пора детства, несмотря на трудное довоенное время. Формирование детского характера и духовных ценностей. Яркие характеры, красочные пейзажи Сибири, изображённые писателем.
А.Алексин. «Звоните и приезжайте».
Проповедь справедливости и добра в произведении. Душевное тепло и щедрость главного героя. Мягкий юмор и лёгкая ирония автора.
В.К.Железников. «Чудак из 6 Б».
Проблема взросления подростков. Система взаимоотношений в детском коллективе. Подростковый максимализм. Смысл чудачеств героя. Его стремление быть не таким, как все.
7
Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
Понятие о подвиге, рыцарстве. Внешняя непривлекательность героя и благородство души. Не замеченная никем душевная деятельнось героя.
Мир путешествий и приключений (10ч.)

Рони-старший. «Борьба за огонь».
Далёкое прошлое на страницах произведения. Суровые условия жизни героев. Формирование выносливости, храбрости, мужества в суровых условиях. Мир природы в доисторическом прошлом.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Странствия Гека и Джима. Становление и изменение характеров Гека и Тома. Мир природы на страницах повести.
Ж.Верн. «Таинственный остров».
Герберт – юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе. Роль знаний и практических навыков в жизни героев и их спасении.
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Герой сказки и её сюжет. Ответственность как основа взаимоотношения людей. Философское звучание сказки.
Учебно-тематический план
№ урока Тема урока
Незабываемый мир детства и отрочества в литературе

XIXвека(15ч.)

Л.Н.Толстой. «Детство». «Отрочество».
1 Картины «золотого детства» Николеньки. 2 Отрочество героя. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя.1-14гл. 3 Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы. 15-27гл
Н.Г.Гарин-Михайловский
.
«Детство Тёмы».
4 Комментированное чтение (1-4гл.) Детство героя. 5 Комментированное чтение(5-8гл.) Жестокие нравственные испытания. Предательство и муки совести героя 6 Комментированное чтение(9-12гл.) Преодоление героем собственных слабостей. 7
В.Г.Короленко
.
«Дети подземелья».
Одиночество главного героя и встреча с друзьями. 8 Изображение тяжёлой жизни городской бедноты. Валек и Маруся . 9
М.Горький
.
«Детство».
В семье Кашириных. 10 Бабушка в жизни Алёши 11 Трудное время в семье Кашириных. 12 Дружба Алёши с Хорошим Делом
.
13
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».1-2гл.
14 Комментированное чтение3-4гл. 15 Комментированное чтение5-6-7гл.
Мир детства в зарубежной литературе(3ч.)
16
Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш
».1-8гл. 17 Комментированное чтение.9-17гл. 18 Комментированное чтение18-24гл.
Мир детства в литературе XX века (6ч.)

8 19
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой
». 20-21
А.Алексин. «Звоните и приезжайте».
22-23
В.К.Железников. «Чудак из 6 Б».
24
Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».

Мир путешествий и приключений (10ч.)
25
Рони-старший. «Борьба за огонь».
26 Комментированное чтение(1ч.) 27 Комментированное чтение(2ч.) 28 Комментированное чтение(3ч.) 29
Ж.Верн. «Таинственный остров».
30 Комментированное чтение Iч. 31 Комментированное чтение IIч. 32 Комментированное чтение IIIч. 33 Комментированное чтение. Обобщающий урок. 34
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
35
Итоговое занятие.
Рекомендательный список произведений для чтения летом.
Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:
- авторов и содержание изученных произведений; - изученные теоретико- литературные понятия.
уметь:
-характеризовать героев изученных произведений; -владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа, речевую характеристику, поступки и т.д.; -использовать различные формы пересказа с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика.
Учебно-методический комплекс
1.Литература Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Дрофа, Москва,2008. 2. И.В.Золоторёва, С.М.Аникина Поурочные разработки по литературе 6класс Москва, «Вако», 2004 3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 6 класс Москва,2004
Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 6 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1
Картины «золотого детства» Николеньки Иртеньева. Отрочество героя. Главный герой повести М.Горького и его драматическая судьба. Формирование детского характера и духовных ценностей в рассказе В.П.Астафьева. Приключения Гекльберри Финна, его путешествия.
2
Отрочество Тёмы. Жестокие Судьба главного героя повести Внешняя непривлекательность Жизнь героев «Таинственного
9 нравственные испытания. Предательство и муки совести. «Слепой музыкант». героя и благородство души рыцаря Васи острова»; роль знаний и роль дружбы.
3
Ценность дружбы и человеческой отзывчивости в повести «Дети подземелья». Судьба «маленького оборвыша» Далёкое прошлое на страницах произведения «Борьба за огонь» «Маленький принц»Герой сказки и её сюжет.
7 класс

Учебный план

Название темы

Количество

Литература XIX века

6

Зарубежная литература

1

Литература XX века (2ч.)

2

Человек и природа

3

Нравственные проблемы в современной литературе

11

Великая Отечественная война в литературе 70-90 годов

11

Итоговое занятие

1

35

Содержание программы

Литература XIX века (6ч.)



А.С.Пушкин. « Дубровский»

.
Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы. История создания романа «Дубровский», сообщения о сюжете и героях (активное включение фрагментов текста). Обсуждение возможных концовок романа по планам, которые сохранились в рукописях Пушкина.
А.П.Чехов. Рассказы. «Толстый и тонкий».
Значение портрета в рассказе. Чехов – мастер детали. Смех над самоунижением, чинопочитанием. Сатира и юмор в рассказах.
«Смерть чиновника».
Тема маленького человека в литературе XIX века. Роль художественной детали.
Зарубежная литература (1ч.)

Артур Конан Дойл «Пёстрая лента».
Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои.
Литература XX века (2ч.)

А.Грин «Алые паруса».
Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев. Понятие феерии.
Человек и природа (3ч.)

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
Нравственные проблемы повести. Трагическая судьба охотничьей собаки по кличке Бим. Друзья и недруги Бима среди людей.
Нравственные проблемы в современной литературе (11ч.)

В.Железников «Чучело».
Добро и зло. Жестокость подростков. Взаимоотношения учеников и учителей. Утверждение принципов добра и зла.
Л. Евгеньева. «Лягушка».
Нравственные проблемы подростков. Мстить или прощать- что лучше. Самоутверждение подростков. Мера ответственности за свои поступки.
А.Алексин «Безумная Евдокия». «А тем временем где-то».
Постановка нравственных проблем. Изображение трудного возраста подростков. Развитие характеров героев.
Великая Отечественная война в литературе 70-90 годов (11ч.)

10
А.Лиханов «Последние холода».
Осмысление трагедии войны. Сиротство детей. Жизнеутверждающий пафос повести. .
Б.Васильев «А зори здесь тихие».
Осмысление подвига и трагедии героев в повести». Жизнеутверждающий пафос произведения. Смысл заглавия.
В. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
Проблемы военного детства. Сложность исторических событий. Проявление характера человека в сложных условиях военного времени. Причины возникновения национальных конфликтов. Смысл заглавия повести.
Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Литература XIX века (6ч.)
1
А.С.Пушкин «Дубровский» 1-4гл.
Комментированное чтение. 2
А.С.Пушкин «Дубровский» 5-10гл.
Комментированное чтение. 3
А.С.Пушкин «Дубровский» 11-15гл.
Комментированное чтение. 4
А.С.Пушкин «Дубровский»16-19гл.
Комментированное чтение. 5
А.П.Чехов «Смерть чиновника».
Тема маленького человека в литературе XIX века.
«Толстый и тонкий».
Роль художественной детали.
Зарубежная литература
6
Артур Конан Дойл «Пёстрая лента»
Сюжет и герои.
Литература XX века
7
А.Грин «Алые паруса» 1-3гл.
Ассоль и её мечта. 8
А.Грин «Алые паруса» 4-7гл.
Грэй и алый «Секрет».
Человек и природа (3ч.)
9
Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» 1-4гл.
Счастливая жизнь. 10
Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо » 5-9гл.
В поисках друга. 11
Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» 10-13гл.
Друзья и недруги Бима. 12
Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо» 14-17гл.
Путь к родной двери.
Нравственные проблемы в современной литературе (11ч.)
13
В.Железников «Чучело» 1-3
Дед и внучка Бессольцевы 14
В.Железников «Чучело» 4—8гл
. Одноклассники 15
В.Железников «Чучело» 10=12гл.
Травля и предательство. 16
В.Железников «Чучело» 13-14гл.
«Прости нас, Чучело!» 17,18
Л. Евгеньева «Лягушка»
. Урок-диспут «Что лучше-мстить или прощать» 19
Л. Евгеньева «Сёстры»
Комментированное чтение. 20
Л. Евгеньева «Олимпийская надежда»
Комментированное чтение. 21,22
А.Алексин «Безумная Евдокия»
Анализ повети. 23
А.Алексин «А тем временем где-то»
Анализ повети.
Великая Отечественная война в литературе 70-90 годов (11ч.)
24
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
Старшина Васков и его зенитчицы. 25
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
Подвиг девушек. 26
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
Смысл заглавия. 27
А.Лиханов «Последние холода»
Дети и война. Шакалы. 28
А.Лиханов «Последние холода»
Судьба Владика и Маши. 29,30
А.Лиханов «Последние холода»
Смысл заглавия повести. 31
В. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Братья Кузьмёныши. 32
В. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Жизнь на Кавказе. 33
В. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Брат Алхузур. 34
В. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Смысл заглавия повести.
11 35
Итоговое занятие
Рекомендательный список произведений для чтения летом.
Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:
- содержание изученных произведений; - изученные теоретико- литературные понятия; - типы персонажей в литературном произведении;
уметь:
- выразительно читать произведения по плоскопечатному шрифту или по шрифту Брайля; - пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения; - аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения; - определять основной конфликт произведения и особенности композиции произведения; -характеризовать персонаж литературного произведения; - выражать своё отношение к прочитанному.
Учебно-методический комплекс
1.Литература Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы Дрофа, Москва,2008. 2. И.В.Золоторёва, С.М.Аникина Поурочные разработки по литературе 7класс Москва, «Вако», 2004 3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 7-8 классы Москва,2004
Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 7 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1
Отец и сын Дубровские. Причины, толкнувшие Дубровского стать разбойником Трагическая судьба Бима. Друзья и недруги Бима среди людей. Кира и её сестра. Проблема взаимоотношений подростков. Тема и идея повести «А тем временем где- то»
2
Тема « маленького человека» в рассказах А.П.Чехова. Лена Бессольцева- главная героиня повести. Добро и зло. Жестокость подростков. Нравственные проблемы повести «Олимпийская Надежда» Трагедии войны. Сиротство детей в повести «Последние холода»
3
Герои повести Ассоль и Грэй, ох стремление к мечте. Мстить или прощать- что лучше- главный вопрос для Дины. Тема и идея повести «Безумная Евдокия» . Смысл заглавия повести «Ночевала тучка золотая..».
8класс

Учебный план

Название темы

Коли

Историческое прошлое в литературе XIX века

Вальтер Скотт «Айвенго»

5

12
Н.М.Карамзин «Предание веков».

2

Историческое прошлое на страницах произведений А.С.Пушкина

10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» Маленькие трагедии.

Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича»

1

А.Толстой «Князь Серебрянй»

5

С.Цвейг Исторические миниатюры из цикла «Звёздные часы человечества»

2

А.Дюма «Три мушкетера»

5

Великая Отечественная война в литературе XX века

4

Итоговое занятие

1

35

Содержание программы

Историческое прошлое в литературе XIX века (30ч.)

Вальтер Скотт «Айвенго».
В.Скотт как родоначальник исторического романа. Авантюрно- исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа.
Н.М.Карамзин «Предание веков».
Эпоха Ивана Грозного. Изображение Б.Годунова.
Историческое прошлое на страницах произведений А.С.Пушкина (10ч.)

А.С.Пушкин «Полтава»
Изображение Полтавской битвы. Сравнительная характеристика Петра и Карла. Исторические и вымышленные герои.
«Медный всадник»
Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба маленького человека. Медный всадник и Евгений.
Маленькие трагедии.

«Моцарт и Сальери».
Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев. Позиция автора. Трагедия
«Борис Годунов».
Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии.
«Капитанская дочка».
Сюжет исторической повести и его важнейшие события. Герои исторические и герои вымышленные. Гринев и Пугачев. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша. Взгляд Пушкина на «бунт бессмертный и беспощадный». Проблема нравственного долга.
А.Толстой «Князь Серебряный».
Исторические лица – царь Иван VI Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Сюжет и его главные герои.
Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича».
Раздумье Л.Толстого о судьбе человека. Поиски героем путей преодоления зла и преступности жизни. Проблема нравственного самоусовершенствования.
С.Цвейг. Исторические миниатюры из цикла «Звёздные часы человечества».

«Невозвратимое мгновение»
. Образ Наполеона и маршала Груши. Отношение к ним автора.
«Борьба за Южный полюс».
Тема героического подвига. Роль личности в истории.
А.Дюма «Три мушкетера».
Авантюрно-исторический роман. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев. Увлекательность сюжета. Яркие характеры главных героев. Кодекс чести. Любовь к жизни.
Литература XX века (4ч.)

В.Быков Дожить до рассвета», «Обелиск».
Осмысление подвига человека на войне. Проблема подлинного и мнимого героизма. Трагедии героев в повестях.
Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока
1
Вальтер Скотт «Айвенго»
Комментированное чтение (1-10гл.) 2
Вальтер Скотт «Айвенго»
Комментированное чтение (11-20гл.) 3
Вальтер Скотт «Айвенго»
Комментированное чтение (21-30гл.)
13 4
Вальтер Скотт «Айвенго»
Комментированное чтение ( 1-18гл.) 5
Вальтер Скотт «Айвенго»
Комментированное чтение( 19-36гл.) 6
Н.М.Карамзин «Предание веков».
Эпоха Ивана Грозного. Изображение Б.Годунова
Историческое прошлое на страницах произведений А.С.Пушкина (10ч.)
7-8 Трагедия
«Борис Годунов».
Царь Борис. Его противники и приспешники. 9-10
А.С.Пушкин «Полтава»
Мария и Мазепа. 11,12
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» , «Пиковая дама»
13
А.С.Пушкин «Медный всадник»
Судьба маленького человека. Медный всадник и Евгений 14
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Гринёв и Маша Миронова 15
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Гринев и Пугачёв. 16
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Проблема чести. 17
А.Толстой «Князь Серебряный»
Комментированное чтение ( 1-8гл. ) 18
А.Толстой «Князь Серебряный»
Комментированное чтение(9-16гл.) 19
А.Толстой «Князь Серебряный»
Комментированное чтение(17-25гл.) 20
А.Толстой «Князь Серебряный»
Комментированное чтение(26-34гл.) 21
А.Толстой «Князь Серебряный»
Комментированное чтение(36-40гл.) 22-23
Л.Н.Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича»
Раздумье Л.Толстого о судьбе человека. 24, 25
С.Цвейг Исторические миниатюры из цикла «Звёздные часы человечества».
26
А.Дюма «Три мушкетера»
Комментированное чтение (1-10гл. ) 27
А.Дюма «Три мушкетера»
Комментированное чтение ( 11-20гл.) 28
А.Дюма «Три мушкетера»
Комментированное чтение (21-30гл.) 29
А.Дюма «Три мушкетера»
Комментированное чтение (1-19гл.) 30
А.Дюма «Три мушкетера»
Комментированное чтение (20-36гл.)
Великая Отечественная война в литературе
31, 32
В.Быков Дожить до рассвета»
Осмысление подвига человека на войне. 33, 34
В.Быков «Обелиск»
Проблема подлинного и мнимого героизма. 35
Итоговое занятие.
Рекомендательный список произведений для чтения летом.
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:
- содержание изученных произведений; - изученные теоретико- литературные понятия; - типы персонажей в литературном произведении;
уметь:
- выразительно читать произведения по плоскопечатному шрифту или по шрифту Брайля; - пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения; - аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения; - определять пафос произведения; - сравнивать произведения и героев; - характеризовать внутренний конфликт героя; - характеризовать систему образов в произведении.
Учебно-методический комплекс
1.Литература Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы Дрофа, Москва,2008. Н.В.Егорова 2. Поурочные разработки по литературе 8класс Москва, «Вако», 2004 3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 7-8 классы Москва,2004
14
Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 8 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1
Герой романтического исторического романа Айвенго и сюжет Судьба Марии и Мазепы в поэме Пушкина. «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Раздумье Л.Толстого о судьбе человека «Три мушкетёра» Мир вымышленных героев. Увлекательность сюжета.
2
Эпоха Ивана Грозного и судьба исторических деятелей в понимании Карамзина. «Капитанская дочка» Гринёв и Маша Миронова Исторические лица и вымышленные герои, их роль на страницах романа «Князь Серебряный» «Дожить до рассвета». Осмысление подвига.
3
Царь Борис Годунов.. Его противники и приспешники.
«
Капитанская дочка» Гринёв и Пугачёв. «Невозвратимые мгновения» Тема героического подвига.
«Обелиск».
Проблема подлинного и мнимого героизма. Трагедии героев в повестях
9 класс

Учебный план

Название темы

Количество

Литература XIX века

17

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Цыганы». «Выстрел».

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Литература XX века

М.Булгаков «Собачье сердце»
.
«Роковые яйца».

2

Нравственные проблемы в современной литературе

7

Лия Симонова «Круг»

Л. Евгеньева «Эра милосердия»

А.Лиханов «Благие намерения»

Произведения о Великой Отечественной войне

5

В.Кондратьев «Сашка»

А.Алексин «В тылу как в тылу», «Третий в пятом ряду»

Человек и природа

3

Б.Васильев «НЕ стреляйте в белых лебедей»

Итоговое занятие

1

35

Содержание программы

Литература XIX века (17ч.)

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
Своеобразие жанра. Главный герой романа, его искания, трагические итоги жизненного пути. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Жизнь столицы и мир деревни.
«Цыганы».
Романтическая поэма. Главный герой и его судьба. Конфликт героя с обществом.
15
«Повести Белкина». «Выстрел».
Мастерство в построении сюжета. Истинное и ложное, понимание чести. Благородство как нравственная категория.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна

Мери», «Фаталист».
Главный герой романа. Одаренность натуры и противоречивость характера. Трагедия Печорина. Нравственные проблемы романа. Женские образы в произведении.
Н.В.Гоголь «Мертвые души».
Образы помещиков в романе. Особая роль Чичикова как нового героя эпох
Литература XX века(18ч.)

М.Булгаков «Собачье сердце»
.
«Роковые яйца».
Герои Булгакова-сатирика. Герои и события. Фантастика и реальность его повестей. Сатирические традиции русской литературы в повести. Система образов.
Современная литература 70-90 годов

Нравственные проблемы в современной литературе (7ч.)

Л.Симонова «Круг».
Школьники и их совсем недетские проблемы. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых "во спасение" и преломление ценностей. Проблема правильного выбора пути. Противостояние в коллективе подростков.
А. Лиханов «Благие намерения».
Проблема современного сиротства. Учительский долг и мера ответственности за судьбы детей-сирот.
Л. Евгеньева «Эра милосердия».
Нравственные проблемы подростков в современной жизни. Утверждение идеалов добра и милосердия.
Произведения о Великой Отечественной войне (5ч.)

В.Кондратьев «Сашка».
Человек на войне, и правда о нем. Главный герой, и его будни на войне.
А.Алексин «В тылу как в тылу». «Третий в пятом ряду»
. Военное лихолетье трудовые будни тыла. Нравственный смысл «зоны полнейшей безопасности». Изображение трудного возраста подростков. Отголоски войны в мирное время. Дети и родители. Проблемы взаимоотношений в семье.
Человек и природа (3ч.)

Б. Васильв «НЕ стреляйте в белых лебедей».
Человек и природа. Борьба добра и зла. Судьба главного героя.
Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Литература XIX века (17ч.)
1
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».1-2гл.
2
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».3-4гл.
3
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».5-6гл.
4
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».7-8гл.
5
«Цыганы».
Главный герой и его судьба. 6
«Повести Белкина». «Выстрел».
Истинное и ложное понимание чести. 7
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Анализ гл. «Бэла» 8
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Анализ гл. «Максим Максимыч» 9,10
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Анализ гл. «Княжна Мери» 11
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Анализ гл. «Фаталист» 12
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Анализ гл.1-2гл. 13
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Анализ гл. 3-4гл. 14
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Анализ гл. 5-6гл. 15
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Анализ гл. 7-8гл. 16
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Анализ гл.9-10гл. 17
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Анализ гл. 11гл.
16
Литература XX века (18ч.)
18, 19
М.Булгаков «Собачье сердце»
.
«Роковые яйца».
Герои Булгакова-сатирика
Нравственные проблемы в современной литературе (7ч.)
20, 21
Лия Симонова «Круг»
Подростки и их проблемы. 22 ,23, 24
А.Лиханов «Благие намерения»
Проблема современного сиротства. 25, 26
Л. Евгеньева «Эра милосердия»
Нравственные проблемы подростков в современной жизни.
Произведения о Великой Отечественной войне (5ч.)
27
В.Кондратьев «Сашка»
Человек на войне, и правда о нем. Анализ 1гл. 28
В.Кондратьев «Сашка»
Анализ 2гл. 29
В.Кондратьев «Сашка»
Анализ 3гл. 30, 31
А.Алексин. «В тылу как в тылу». «Третий в пятом ряду».
Нравственные проблемы в повестях писателя.
Человек и природа (3ч.)
32,33, 34
Б.Васильев. «НЕ стреляйте в белых лебедей».
Проблемы современной жизни. . 35
Итоговое занятие
Рекомендательный список произведений для чтения летом.
Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:
- содержание изученных произведений; - изученные теоретико- литературные термины; - жанровые и стилевые особенности изученных произведений;
уметь:
- выразительно читать произведения по плоскопечатному шрифту или по шрифту Брайля; - выделять сюжетные и композиционные особенности изученных произведений; - определять авторскую позицию в произведении; - цитировать художественное произведение; - сравнивать произведения и героев; - аргументированно отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Учебно-методический комплекс
1.Литература Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы Дрофа, Москва,2008 2. . И.В.Золоторёва, О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева Поурочные разработки по литературе 9 класс Москва, «Вако», 2007 3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 9 класс Москва,2004
Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 9 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1

«
Евгений Онегин». Главный герой романа, его искания, трагические итоги жизненного пути. «Выстрел» Истинное и ложное, понимание чести. Л.Симонова «Круг». Школьники и их совсем недетские проблемы «Сашка». Человек на войне, и правда о нем.
2
Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина Печорин-главный герой романа. Трагедия Печорина «Благие намерения». Проблема современного сиротства «В тылу как в тылу». Военное лихолетье, трудовые будни
17 тыла.
3
«Цыганы». Главный герой и его судьба. Конфликт героя с обществом. «Роковые яйца». Герои Булгакова- сатирика. Герои и события «Эра милосердия». Нравственные проблемы подростков в современной жизни «НЕ стреляйте в белых лебедей». Судьба главного героя.
4
«Мертвые души». Образы помещиков в романе.
10класс

Учебный план

Название темы

Количество

часов

Литература XX века

15

И.Бунин Рассказы. «Ворон», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»,

«Руся»
.
М.Горький «Макар Чудра». «Коновалов». «Мальва».

М.Булгаков «Дни Турбиных
.
М.Шолохов Донские рассказы

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

В.Шукшин Рассказы

Современная литература 70-90годов

11

В. Шаламов «Колымские рассказы»

В.Тендряков «Хлеб для собаки»

В.Астафьев «Людочка»

А.Алексин «Раздел имущества»

Щербакова «Вам и не снилось»

А.Лиханов «Высшая мера»

Великая Отечественная война в произведениях 60-90 годов

5

В.Распутин «Живи и помни»

В.Быков «Сотников»

Человек и природа

2

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой».

Итоговое занятие

1

34

Содержание программы

Литература XX века (15ч.)

И.Бунин Рассказы. «Ворон», «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Руся

»
. Тонкость восприятия психологии человека. Тема и идея рассказов. Осуждение автором бездуховности существования. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Женские образы в рассказах Бунина.
М.Горький «Макар Чудра». «Коновалов». «Мальва».
Романтизм в раннем творчестве М.Горького. Тема несовместимости любви и свободы. Тема отверженных жизнью людей. Действительность и свободная воля героя. Драма «ненужного» человека. Суровая правда рассказов. Герои и их судьбы
М.Булгаков «Дни Турбинных
» Тема Гражданской войны и ее события в драматическом
18 произведении. Мастерство драматурга в создании художественного мира произведения. Характеры в драме. Идейное звучание пьесы и споры вокруг неё
М.Шолохов Донские рассказы «Червоточина», «Чужая кровь» и др .
Тема Гражданской войны в рассказах Шолохова. Судьба героев-казаков. Яркость характеров и жизненных коллизий.


А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести
.
Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В.Шукшин Рассказы
Рассказы: «Срезал», «Чудик» (возможен выбор двух других рассказов). Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Современная литература 60-90 годов(11ч.)

В. Шаламов «Колымские рассказы»
Правда жизни в рассказах Шаламова. Система физического и нравственного уничтожения человека. Трагедия исковерканной жизни героев. Характер и обстоятельства. Своеобразие художественного метода.
В.Тендряков «Хлеб для собаки»
Смысл заглавия. Историко-философский смысл рассказ. Символы времени в рассказе. Духовный мир героя. Понятие совести.
В.Астафьев «Людочка»
Нравственные проблемы рассказа. Трагическое одиночество героини. Среда обитания и привычный пейзаж городской окраины. Жанр антиутопии. Картины написания натурализма. Неприятие зла как восстановление принципов добра и справедливости.
А.Алексин «Раздел имущества»
Добро и зло в понимании героев. Мера ответственности человека за свои поступки. Взаимоотношения детей и родителей.
Щербакова «Вам и не снилось»
Проблемы семьи и школы. История первой любви. Проблемы отцов и детей в настоящее время.
А.Лиханов «Высшая мера»
Вопросы долга, совести, доброты в современной жизни. Герои и их судьбы.
Великая Отечественная война в произведениях 60-90 годов (5ч.)

В.Распутин «Живи и помни»
Тема гражданской ответственности в романе. Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. Судьба главной героини. Новое осмысление военной темы. Судьбы героев.
В.Быков «Сотников»
Тема войны в повести. Проблема нравственного размежевания людей, объединённых общей целью. Нравственный выбор героев. Мотив «преступления» и «наказания» в повести.
Человек и природа (2ч.)

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»
Своеобразие художественного конфликта. Символические образы повести. Герои произведения и их судьбы. Философский смысл произведения.
Учебно-тематический план



урока

Тема урока

ЛитератураXXвека (15ч.)
1
И.Бунин Рассказы «Ворон»
Анализ рассказа. 2
И.Бунин «Чистый понедельник»
Тема и идея рассказа. 3
И.Бунин «Темные аллеи»
Тема и идея рассказа. 4
М.Горький «Макар Чудра»
Анализ рассказа. 5
М.Горький «Коновалов»
Анализ рассказа. 6
М.Горький «Мальва»
Анализ рассказа. 7,8
М.Булгаков «Дни Турбиных»
. Тема Гражданской войны. 9,10
М.Шолохов Донские рассказы «Червоточина», «Чужая кровь» и др.
Тема 11, 12
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» «Лагерная» тема.

19 14, 15
В.Шукшин Рассказы
Рассказы: «Срезал», «Чудик». Особенности шукшинских
Современная литература 70-90годов (11ч.)
16
В. Шаламов «Колымские рассказы»
Правда жизни в рассказах Шаламова. 17,18
В.Тендряков «Хлеб для собаки»
Философский смысл рассказа. 19 ,20
А.Алексин «Раздел имущества»
Взаимоотношения детей и родителей. 21,22
Г. Щербакова «Вам и не снилось»
Взаимоотношения подростков и родителей. 23,24
А.Лиханов «Высшая мера»
25, 26
В.Астафьев «Людочка»
Нравственные проблемы рассказа.
Великая Отечественная война в произведениях 60-90 годов (5ч.)
27, 28,
В.Распутин «Живи и помни»
Новое осмысление военной темы. 30 ,31
В.Быков «Сотников»
Тема войны в повести.
Человек и природа (2ч.)
32, 33
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»
Философский смысл произведения. 34
Итоговое занятие

Требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

В результате изучения курса «Внеклассное чтение» ученики должны:

знать:
- содержание изученных произведений; - изученные теоретико- литературные понятия; - жанровые и стилевые особенности изученных произведений;
уметь:
- выразительно читать произведения по плоскопечатному шрифту или по шрифту Брайля; - выделять сюжетные и композиционные особенности изученных произведений; - определять авторскую позицию в произведении; - цитировать художественное произведение; - сравнивать произведения и героев; - называть стилевое своеобразие изученных произведеий.
Учебно-методический комплекс
1.Литература Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы Дрофа, Москва,2008 2. И.В.Золоторёва, Т.И. Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 10класс Москва, «Вако», 2007 3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 10 класс
Контрольно-измерительные материалы по внеклассному чтению. 10 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Вопросы для зачётов

1
Тема и идея рассказов Бунина. Герои и их романтическое и трагическое чувство Тема Гражданской войны в рассказах Шолохова. «Людочка» Нравственные проблемы рассказа. Трагическое одиночество героини «Живи и помни» Трагедия Гуськова. Судьба главной героини.
2
Романтизм в раннем творчестве М.Горького. Тема несовместимости
«
Хлеб для собаки» Смысл заглавия. Духовный мир героя. Понятие «Вам и не снилось» История первой любви. Проблемы отцов и детей в «Сотников» Тема «заплутавшего на войне» человека.
20 любви и свободы. Тема отверженных жизнью людей. совести. настоящее время.
3
М.Булгаков.Тема Гражданской войны и ее события в драматическом произведении. «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести
.

«
Высшая мера» Вопросы долга, совести, доброты в современной жизни. Герои и их судьбы. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» Философский смысл произведения.