Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на уроках технологии с использованием метода проектов"

Автор: Конькова Ксения Валерьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Орловское спец. ПУ
Населённый пункт: город Орлов, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на уроках технологии с использованием метода проектов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на уроках

технологии с использованием метода проектов
Конькова К.В., учитель технологии Ребенок естественен в своем стремлении жить в мире творчества. Практика показала: обучение в школе на занятиях по технологии повышает общий уровень эстетического развития и формирует художественные интересы школьников. Однако, традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развитии творческой личности, так как в традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается напичкать набором готовых знаний. И часто учитель сетует: «Даю важные вещи, а им не интересно». Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Какими методами? В курсе технологии в учебно-воспитательном процессе ведущее место отводится выполнению творческих проектов. Под проектом (лат. Projectus – «брошенный вперед») понимают самостоятельную творческую работу учащихся, соответствующую их возрастным возможностям. «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать» Л.Н. Толстой. Именно метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремления находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования . Метод проектов (греч. Methodos- «исследование, теория, учения») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий, обладающих субъективной или объективной новизной.
Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентоспособного и экологичного продукта, отвечающего потребностям человека. Это могут быть различного рода изделия или услуги. Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их деятельность. Всю работу по выполнению творческого проекта можно разделить на три этапа: поисковый, технологический и аналитический, каждый из которых включает в себя определенные действия – шаги. На поисковом этапе выбирается тема проекта: подумайте, для кого и что вам хотелось бы сделать. Затем проанализируйте, сможете ли вы изготовить задуманное изделие самостоятельно. На технологическом этапе выполняется конструирование изделия. Можно использовать любую литературу, где представлены изделия, которые вас интересуют, идеи по их созданию или усовершенствованию. Окончательный вариант конструкции необходимо выполнить в виде графического изображения (эскиз, технический рисунок, чертеж) со всеми данными, необходимыми для его изготовления. Далее на технологическом этапе планируются технология изготовления проектного изделия (разрабатываются технологические и маршрутные карты) и выполняется вся работа по его созданию. Очень важно соблюдать при этом правила безопасной работы. На заключительном, аналитическом этапе создания проекта, проводиться испытание и контроль готового изделия, определение материальных затрат на его изготовление, оценка проекта и изделия. Последний шаг- это защита проекта. К защите должны быть представлены пояснительная записка к проекту и готовое изделие. В задачу ученика входит раскрытие достоинств и недостатков выполненного проекта, ответы на все связанные с ним вопросы. Использование одного строгого алгоритма в проектной деятельности на всех ступенях обучения ограничивает творческие способности школьников, поэтому возможны варианты его применения, особенно на нетехнологических предметах.
В своей практической работе я использую стадии, разработанные М.Б. Павловой и Д.Питт для 5-7 классов: 1. Определение потребности или осознание нужд и проблем. Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Возможно, в доме, школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой среде деятельности ты мог бы себя реализовать? Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ученик указывает функциональное назначение, степень значимости. 2. Краткая формулировка задачи. Это описание цели проекта, записанное в краткой форме, которое должно отвечать на следующие вопросы: * что это за продукт; * какие функции должно выполнять это изделие или какие потребности оно будет удовлетворять; * для кого предназначено изделие, кто его будет использовать; Школьники 5-7 классов должны в большей степени осознавать задачи, поставленные учителем, а начиная с 8 класса учащиеся должны быть способны определить проблему и цель проекта самостоятельно. 3. Исследование и анализ. Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме. Предлагается детям сходить в библиотеку и посмотреть журналы и газеты, посоветоваться со старшими. Фиксировать все: интересные идеи, которые пришли им в голову, а так же эскизы, рисунки, пометки. Оценить свои возможности: достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи. Предложить комплекс мер по организации реализации своей идеи. 4. Дизайн-спецификация. Понятие дизайн-спецификация в 5 классе допустимо заменить термином требования к изделию или услуге. Требование к объекту проектирования могут быть представлены различными способами: в виде простой схемы, в виде таблицы, в произвольной форме.
5. Первоначальные идеи. 6. Выбор лучшей идеи. 7. Проработка идеи и отражение этого процесса на дизайн-листах. 8. Изготовление изделия. 9. Самооценка: а) изделия, б) процесса выполнения проекта. Решил ли ты проблему? Подумай об этом сам, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте. Оцени его по всем требованиям. Все перечисленные этапы вполне посильны для учащихся 5-7 классов. В 5 и 6 классе исследование можно проводить по усмотрению учителя, исходя из особенностей класса. Главное на уроках технологии - прежде всего увидеть и понять индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, обогащать его творческое воображение и прививать любовь к творческой деятельности. Чего дети ждут от учителя? Знаний для жизни. Мы должны не просто учить запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Огромную роль в развитии детского творчества играет личность педагога. Вклад педагога в создание творческой ситуации состоит в планировании и подготовке занятий, в обеспечении детей необходимым материалом. Педагог должен заинтересовать ребенка и побудить его к выполнению творческих задач.