Напоминание

От слов к делу. Подрастающее поколение ЗА сохранение зеленого сквера

Автор: Балобанова Гулия Фаритовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: г. Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: От слов к делу. Подрастающее поколение ЗА сохранение зеленого сквера







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Корнилова Вероника Сергеевна

Балобанова Гулия Фаритовна

Республика Татарстан

Научно-исследовательская работа

От слов к делу.

Подрастающее поколение ЗА сохранение зеленого сквера

Оглавление

Введение.....................................................................................................................1

Глава 1. Понятие о березе, березовых рощах: виды, польза...........................3

Глава 2. Заболевания берез в Республике Татарстан………………………….4

Глава 3. Реализация проекта восстановления березовой рощи………………6

Заключение.........................................................................................................7

Список использованных источников и литературы.........................................8

Введение

В

рамках

реализации

Государственной

программы

«Стратегического

управления талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» и обеспече-

ния развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творче-

ского потенциала детей, молодежи в интересах инновационного развития Рес-

публики

Татарстан,

и

методической

темы

гимназии:

«Реализация

методов

проблемно-ориентированного обучения в условиях перехода на ФГОС», коллек-

тив авторов осуществил проект, который демонстрирует деятельностный ре-

зультат в области экологического образования и воспитания. Овладение такими

навыками позволяет человеку повысить свою деятельностную эффективность и

быть востребованным в глобальном пространстве благодаря своей мобильно-

сти. Работу по их развитию нужно, на наш взгляд, начинать с раннего детского

возраста и активно «вшивать» в учебный и воспитательный процесс среднего и

старшего звена общеобразовательной школы.

Актуальность проекта. В настоящее время у подрастающего поколения

наблюдаются проблемы социализации: проблемы во взаимоотношениях обуча-

ющихся с окружающим миром (людьми и природой); проблемы в понимании

своих исторических корней; проблемы в формировании грамотности; проблемы

в отношении к деньгам и материальным ценностям; проблемы в отношении к

своему здоровью как ценности, понятию красоты. Наш проект нацелен на орга-

низацию занятий внеурочной деятельности учащихся, которые проходят в от-

личных от учебной деятельности активных формах и способствуют решению

указанных проблем.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под

председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформу-

лировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться позна-

вать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являют-

ся требования к результатам освоения основных образовательных программ. В

основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный под-

ход,

который

обеспечивает

достижение

планируемых

результатов

освоения

основной образовательной программы начального общего образования и созда-

ет основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых зна-

ний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Таким образом, вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику прио-

ритетной целью школьного образования становится развитие способности уче-

ника самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться.

Мы считаем, что умение учиться целесообразно, реализовывать через раз-

витие прорывной компетенции «управление проектом под результат». Для этого

нужны практические задачи. Согласно ФГОС организация внеурочной деятель-

ности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе

и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Коллектив МБОУ «Гимназия № 4» стремится создать такую полезную ин-

2

фраструктуру занятости обучающихся, которая способствовала бы обеспечению

удовлетворения не только их личных потребностей, но и потребностей по-

лезных для общества (формула: полезно для себя = полезно для других).

Целью

проекта является

восстановление

зеленой

природной

зоны

для

нескольких поколений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-преобразовать территорию березового сквера в площадку, пригодную для про-

ведения досуга детей и взрослых.

- выявить и проанализировать основные болезни древесной растительности в

березовой рощи

- определить пути и мероприятия, направленные на борьбу с болезнями рощи

- улучшить экологическую обстановку в Елабужском районе.

Объекты и методика исследований. Объектами исследования являлись

естественные березовые насаждения.

Глава 1. Понятие о березе, березовых рощах: виды, польза

Большинство видов берёз – деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до

120-150 см, некоторые виды – кустарники от крупных до мелких, вплоть до сте-

лющихся, едва приподнимающихся над землёй.

Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произ-

растания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Берёза растёт

медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это

обеспечивает ей победу над травянистой растительностью. Кора у большей ча-

сти берёз белая. Внешняя часть – береста – обычно легко отслаивается лентами.

У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с

глубокими трещинами.

Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными,

часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие. Листья берёзы

цельные, по краю зубчатые, ромбические, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шири-

ной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.

3

Серёжки – появляются ещё летом на вершинах удлинённых побегов,

обычно по 2-3; они сначала зелёные, затем постепенно буреют. Их длина 2-4 см.

Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веще-

ством. В таком виде серёжки зимуют. Весной чешуйки раскрываются.

Береза – быстрорастущая порода, она не требовательна к условиям место-

произрастания и хорошо переносит морозы, не страдает от весенних замороз-

ков. К богатству почвы берёза не требовательна. Древесина березы характеризу-

ется высокой прочностью, легко поддается обработке и широко применяется в

мебельной, строительной, целлюлозной промышленности, является сырьем для

производства фанеры.

Берёза – одно из самых лекарственных деревьев нашей страны.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь

применяется в медицине. Верхний слой коры берёзы имеет собственное назва-

ние – береста. Благодаря присутствию смолистых веществ береста отличается

чрезвычайной прочностью. Береста издавна применялась в народных промыс-

лах для изготовления корзинок, коробок, ковшей,

лукошек, другой кухонной

утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная

грамота).

Самыми любимыми и красивыми природными сообществами нашего края

являются берёзовые рощи. Вспомним, что роща – это небольшой, лесной уча-

сток, состоящий обычно из лиственных пород одного возраста. Роща представ-

ляет собой сложный природный комплекс, в состав которого входят взаимосвя-

занные между собой живые организмы (растения, животные, грибы, микроорга-

низмы) и неживые компоненты (почва, вода, рельеф и т.д.).

Глава 2. Болезни берез и выявление причины гибели березовой рощи

Несомненно, лес имеет огромное значение в жизни человека. Помимо

того, что лес-это источник разнообразных продуктов, древесины, он выполняет

такие важные функции, как гидроклиматическая , почвозащитная, санитарно-

гигиеническая. Лес способствует улучшению водного режима и климата не

только на территории собственного расположения, но и на прилегающей терри-

4

тории. Такая способность леса используется для защиты почвы от различного

вида эрозий (водной, ветровой и тд.).

Вместе с тем лес не лишен ряда существенных проблем. Одной из них яв-

ляются болезни леса .Они препятствуют нормальной жизнедеятельности дре-

весной растительности. Поэтому очень важно изучение основных болезней леса

с целью разработки мероприятий по борьбе с ними и улучшению состояния ле-

сов Елабужского района.

Березы, как и прочие растения, подвержены различного рода заболевани-

ям. Условно их можно разделить на инфекционные, неинфекционные и заболе-

вания, вызванные патогенами. Инфекции могут поразить не только слабые и по-

врежденные деревья, но и здоровые деревья, ослабленные неблагоприятными

условиями окружающей среды – температурным колебаниями, повышенной

влажностью, недостатком полива или освещения и пр. Самыми распространен-

ными возбудителями инфекций являются грибы, а также бактерии, нематоды,

микоплазмы, вирусы. Распространяются инфекции по воздуху, птицами, насеко-

мыми и даже человеком.

Всем известен гриб-трутовик. Болезнь возникает в первую очередь на

ослабленных деревьях. Споры гриба проникают через поврежденную кору, где

и начинают развиваться. Если заболевание поразило молодое дерево, то срок

его жизни сильно сокращается. При неблагоприятных условиях пораженная мо-

лодая береза погибает спустя 3-4 года. Взрослые деревья более устойчивы, од-

нако специалисты рекомендуют их все равно спиливать, чтобы не допустить за-

ражения здоровых деревьев.

К грибковым заболеваниям можно отнести и образование «ведьминых

метел» на березе. Возбудителем является сумчатый грибок Taphrina, который

попадает на пораженный участок ветви, прорастает там и образует грибницу.

Грибница, развиваясь, раздражает дерево, благодаря чему клетки начинают ак-

тивно размножаться. Спящие почки прорастают, образуя побеги. Однако эти по-

беги развиваются с некоторым уродством – листья отличаются более мелкими

5

размерами, а на тыльной стороне их появляется восковидный налет, – это споры

гриба.

Мучнистая роса – самое распространенное заболевание, которому подвер-

жены практически все лиственные растения. Споры мучнисторосяного грибка

избирательны. Если вы обнаружили налет мучнистой росы на листьях сирени,

то, маловероятно, что заболевание перекинется и на березу. А, если заболела и

береза, и сирень, и крапива, и огурцы, то, скорее всего, на участке развиваются

сразу чувствуют 4 вида грибка.

Одним из наиболее опасных заболеваний березы является бактериальная

водянка (болезнь даже называют «бактериальным раком»).

По нашим исследованиям мы предположили, что причина сухостоя-кор-

невая губка.

Глава 3. Реализация проекта восстановления березовой рощи

На первом этапе для реализации нашего проекта был необходим посадоч-

ный материал. За помощью мы обратились в Елабужский лесхоз. Учащимися

гимназии была оказана помощь в уборке территории лесхоза, за оказанную

нами помощь нам предоставили посадочный материал.

На втором этапе Мы разработали следующий план действий :

1.

Сделать замеры участка

2.

Очистить территорию

3.

Вырубить сухостой

4.

Рассчитать планировку посадки, определить местоположение деревьев с

учетом биологических особенностей:

Дальность от сооружений на 5 метров

Дальность от края дороги на 1 метр

Дальность от газопровода, канализации и кабеля освещения на 1,5 метра

Дальность от теплопровода, водопровода, кабеля связи, силового каблука

на 2 метра

Между деревьями отступать 2,5 метра (теневыносливые виды можно вы-

саживать ближе друг к другу- 2,5 метра)

6

5.

Подготовить место и частично посадить деревья

Рассадка производилась следующим образом:

На участке:

1-й ряд: ели (9шт.) ; расстояние между деревьями 2,5 м

2-й ряд: дубы (11 шт.); расстояние между деревьями 2,5 м

3-й ряд: ясени (14 шт.); расстояние между деревьями 1,5 м

4-й ряд: рябины (13шт.); расстояние между деревьями 1,5м

5-й ряд: ясени (5шт.); расстояние между деревьями 1,5м

Вдоль забора:

1-й ряд: пирамидальные тополя(5 шт.)

2-й ряд: декоративные ели(11 шт.)

3-й ряд: березы (12 шт.)

Подготовка посадочного материала к посадке

Здоровые, без механических повреждений саженцы выкапываются, отряхива-

ются от земли. Главный корень подрубается для лучшего формирования бо-

ковых корней, что обеспечит полноценное питание деревца. Саженцы связыва-

ются в пучки. При невозможности посадить их сразу же после выкопки, их при-

капывают, закрывая корни влажной землей.

Многообразие видов

Исходя из сложившихся погодных условий, которые были проанализиро-

ваны нами, мы сделали вывод, что лесопосадки, состоящие из одного вида бо-

лее подвержены гибели. Целесообразное восстановление березовой рощи было

бы не практично. Поэтому решение было принято восстанавливать рощу из

разных пород деревьев.

Заключение

В заключении отметим, что проблемы экологии не так далеки как нам по-

рой кажется. Современный человек все больше использует природу, и думает,

что она сама себя восстановит. Когда после зимы мы выезжаем на природу –

ужасаемся. Сколько мусора? А кто его оставил? Человек… Наше исследование

7

доказала актуальность рассматриваемых проблем,

так как взывает к гра-

жданской позиции каждого человека.

В данной работе была исследована жизнь живых организмов, а в частно-

сти - березовые рощи. Наряду с работами по посадке лесных культур дуба, ели,

ясеня, рябины, пирамидального тополя необходимо продолжать работу в дан-

ном направлении. Кроме этого надо ежегодно проводить ликвидацию захлам-

ленности и уборку мусора в роще. Это улучшит ее санитарное состояние и со-

кратит вероятность вспышек массового размножения насекомых - вредителей и

болезней.

Работы по посадке лесных культур необходимо проводить поэтапно, в за-

висимости от погодных условий, наличия посадочного и посевного материала и

приживаемости посаженных ранее культур.

В результате всех предлагаемых мероприятий нам удастся сохранить на

месте старой березовой рощи лесную экосистему.

Список использованной литературы

1.

Ахматович Н.А., Селиховкин А.В., Магдеев Н.Г. Управление рисками

в Республике Татарстан: вредители и болезни основных лесообразующих по-

род //

Известия

высших

учебных

заведений.

Лесной

журнал.

2015.

№ 1 (343). – С. 21-34.

2.

Мироненко О.Н., Кабанова С.А., Баранов О.Ю., Данченко М.А. Бакте-

риальные заболевания березняков в Казахстане // Вестник Поволжского госу-

дарственного технологического университета. Серия: Лес. Экология. Природо-

пользование. – 2016. – № 3 (31). – С. 87-93.

3.

Ханов Н.А. Применение современных биотехнологических разработок

в целях повышения продуктивности березняков Республики Татарстан // Лесо-

хозяйственная информация. – 2016. – № 1. – С. 60-64.

4.

Щеглова Е.Г. Основные болезни древесной растительности в лесах

лесничеств Оренбургской области и способы борьбы с ними // Известия Орен-

бургского государственного аграрного университета. – 2015. – № 5 (5). – С. 14.

8