Автор: Балобанова Гулия Фаритовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: г. Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: От слов к делу. Подрастающее поколение ЗА сохранение зеленого сквера
Корнилова Вероника Сергеевна
Балобанова Гулия Фаритовна
Республика Татарстан
Научно-исследовательская работа
От слов к делу.
Подрастающее поколение ЗА сохранение зеленого сквера
Оглавление
Введение.....................................................................................................................1
Глава 1. Понятие о березе, березовых рощах: виды, польза...........................3
Глава 2. Заболевания берез в Республике Татарстан………………………….4
Глава 3. Реализация проекта восстановления березовой рощи………………6
Заключение.........................................................................................................7
Список использованных источников и литературы.........................................8
Введение
В
рамках
реализации
Государственной
программы
«Стратегического
управления талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» и обеспече-
ния развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творче-
ского потенциала детей, молодежи в интересах инновационного развития Рес-
публики
Татарстан,
и
методической
темы
гимназии:
«Реализация
методов
проблемно-ориентированного обучения в условиях перехода на ФГОС», коллек-
тив авторов осуществил проект, который демонстрирует деятельностный ре-
зультат в области экологического образования и воспитания. Овладение такими
навыками позволяет человеку повысить свою деятельностную эффективность и
быть востребованным в глобальном пространстве благодаря своей мобильно-
сти. Работу по их развитию нужно, на наш взгляд, начинать с раннего детского
возраста и активно «вшивать» в учебный и воспитательный процесс среднего и
старшего звена общеобразовательной школы.
Актуальность проекта. В настоящее время у подрастающего поколения
наблюдаются проблемы социализации: проблемы во взаимоотношениях обуча-
ющихся с окружающим миром (людьми и природой); проблемы в понимании
своих исторических корней; проблемы в формировании грамотности; проблемы
в отношении к деньгам и материальным ценностям; проблемы в отношении к
своему здоровью как ценности, понятию красоты. Наш проект нацелен на орга-
низацию занятий внеурочной деятельности учащихся, которые проходят в от-
личных от учебной деятельности активных формах и способствуют решению
указанных проблем.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под
председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформу-
лировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться позна-
вать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являют-
ся требования к результатам освоения основных образовательных программ. В
основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный под-
ход,
который
обеспечивает
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной образовательной программы начального общего образования и созда-
ет основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых зна-
ний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Таким образом, вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику прио-
ритетной целью школьного образования становится развитие способности уче-
ника самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться.
Мы считаем, что умение учиться целесообразно, реализовывать через раз-
витие прорывной компетенции «управление проектом под результат». Для этого
нужны практические задачи. Согласно ФГОС организация внеурочной деятель-
ности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе
и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
Коллектив МБОУ «Гимназия № 4» стремится создать такую полезную ин-
2
фраструктуру занятости обучающихся, которая способствовала бы обеспечению
удовлетворения не только их личных потребностей, но и потребностей по-
лезных для общества (формула: полезно для себя = полезно для других).
Целью
проекта является
восстановление
зеленой
природной
зоны
для
нескольких поколений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-преобразовать территорию березового сквера в площадку, пригодную для про-
ведения досуга детей и взрослых.
- выявить и проанализировать основные болезни древесной растительности в
березовой рощи
- определить пути и мероприятия, направленные на борьбу с болезнями рощи
- улучшить экологическую обстановку в Елабужском районе.
Объекты и методика исследований. Объектами исследования являлись
естественные березовые насаждения.
Глава 1. Понятие о березе, березовых рощах: виды, польза
Большинство видов берёз – деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до
120-150 см, некоторые виды – кустарники от крупных до мелких, вплоть до сте-
лющихся, едва приподнимающихся над землёй.
Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произ-
растания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь. Берёза растёт
медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это
обеспечивает ей победу над травянистой растительностью. Кора у большей ча-
сти берёз белая. Внешняя часть – береста – обычно легко отслаивается лентами.
У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с
глубокими трещинами.
Почки попеременные, сидячие, покрытые спирально расположенными,
часто клейкими чешуйками; боковые почки немного отстоящие. Листья берёзы
цельные, по краю зубчатые, ромбические, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шири-
ной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.
3
Серёжки – появляются ещё летом на вершинах удлинённых побегов,
обычно по 2-3; они сначала зелёные, затем постепенно буреют. Их длина 2-4 см.
Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веще-
ством. В таком виде серёжки зимуют. Весной чешуйки раскрываются.
Береза – быстрорастущая порода, она не требовательна к условиям место-
произрастания и хорошо переносит морозы, не страдает от весенних замороз-
ков. К богатству почвы берёза не требовательна. Древесина березы характеризу-
ется высокой прочностью, легко поддается обработке и широко применяется в
мебельной, строительной, целлюлозной промышленности, является сырьем для
производства фанеры.
Берёза – одно из самых лекарственных деревьев нашей страны.
При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь
применяется в медицине. Верхний слой коры берёзы имеет собственное назва-
ние – береста. Благодаря присутствию смолистых веществ береста отличается
чрезвычайной прочностью. Береста издавна применялась в народных промыс-
лах для изготовления корзинок, коробок, ковшей,
лукошек, другой кухонной
утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная
грамота).
Самыми любимыми и красивыми природными сообществами нашего края
являются берёзовые рощи. Вспомним, что роща – это небольшой, лесной уча-
сток, состоящий обычно из лиственных пород одного возраста. Роща представ-
ляет собой сложный природный комплекс, в состав которого входят взаимосвя-
занные между собой живые организмы (растения, животные, грибы, микроорга-
низмы) и неживые компоненты (почва, вода, рельеф и т.д.).
Глава 2. Болезни берез и выявление причины гибели березовой рощи
Несомненно, лес имеет огромное значение в жизни человека. Помимо
того, что лес-это источник разнообразных продуктов, древесины, он выполняет
такие важные функции, как гидроклиматическая , почвозащитная, санитарно-
гигиеническая. Лес способствует улучшению водного режима и климата не
только на территории собственного расположения, но и на прилегающей терри-
4
тории. Такая способность леса используется для защиты почвы от различного
вида эрозий (водной, ветровой и тд.).
Вместе с тем лес не лишен ряда существенных проблем. Одной из них яв-
ляются болезни леса .Они препятствуют нормальной жизнедеятельности дре-
весной растительности. Поэтому очень важно изучение основных болезней леса
с целью разработки мероприятий по борьбе с ними и улучшению состояния ле-
сов Елабужского района.
Березы, как и прочие растения, подвержены различного рода заболевани-
ям. Условно их можно разделить на инфекционные, неинфекционные и заболе-
вания, вызванные патогенами. Инфекции могут поразить не только слабые и по-
врежденные деревья, но и здоровые деревья, ослабленные неблагоприятными
условиями окружающей среды – температурным колебаниями, повышенной
влажностью, недостатком полива или освещения и пр. Самыми распространен-
ными возбудителями инфекций являются грибы, а также бактерии, нематоды,
микоплазмы, вирусы. Распространяются инфекции по воздуху, птицами, насеко-
мыми и даже человеком.
Всем известен гриб-трутовик. Болезнь возникает в первую очередь на
ослабленных деревьях. Споры гриба проникают через поврежденную кору, где
и начинают развиваться. Если заболевание поразило молодое дерево, то срок
его жизни сильно сокращается. При неблагоприятных условиях пораженная мо-
лодая береза погибает спустя 3-4 года. Взрослые деревья более устойчивы, од-
нако специалисты рекомендуют их все равно спиливать, чтобы не допустить за-
ражения здоровых деревьев.
К грибковым заболеваниям можно отнести и образование «ведьминых
метел» на березе. Возбудителем является сумчатый грибок Taphrina, который
попадает на пораженный участок ветви, прорастает там и образует грибницу.
Грибница, развиваясь, раздражает дерево, благодаря чему клетки начинают ак-
тивно размножаться. Спящие почки прорастают, образуя побеги. Однако эти по-
беги развиваются с некоторым уродством – листья отличаются более мелкими
5
размерами, а на тыльной стороне их появляется восковидный налет, – это споры
гриба.
Мучнистая роса – самое распространенное заболевание, которому подвер-
жены практически все лиственные растения. Споры мучнисторосяного грибка
избирательны. Если вы обнаружили налет мучнистой росы на листьях сирени,
то, маловероятно, что заболевание перекинется и на березу. А, если заболела и
береза, и сирень, и крапива, и огурцы, то, скорее всего, на участке развиваются
сразу чувствуют 4 вида грибка.
Одним из наиболее опасных заболеваний березы является бактериальная
водянка (болезнь даже называют «бактериальным раком»).
По нашим исследованиям мы предположили, что причина сухостоя-кор-
невая губка.
Глава 3. Реализация проекта восстановления березовой рощи
На первом этапе для реализации нашего проекта был необходим посадоч-
ный материал. За помощью мы обратились в Елабужский лесхоз. Учащимися
гимназии была оказана помощь в уборке территории лесхоза, за оказанную
нами помощь нам предоставили посадочный материал.
На втором этапе Мы разработали следующий план действий :
1.
Сделать замеры участка
2.
Очистить территорию
3.
Вырубить сухостой
4.
Рассчитать планировку посадки, определить местоположение деревьев с
учетом биологических особенностей:
•
Дальность от сооружений на 5 метров
•
Дальность от края дороги на 1 метр
•
Дальность от газопровода, канализации и кабеля освещения на 1,5 метра
•
Дальность от теплопровода, водопровода, кабеля связи, силового каблука
на 2 метра
•
Между деревьями отступать 2,5 метра (теневыносливые виды можно вы-
саживать ближе друг к другу- 2,5 метра)
6
5.
Подготовить место и частично посадить деревья
Рассадка производилась следующим образом:
На участке:
1-й ряд: ели (9шт.) ; расстояние между деревьями 2,5 м
2-й ряд: дубы (11 шт.); расстояние между деревьями 2,5 м
3-й ряд: ясени (14 шт.); расстояние между деревьями 1,5 м
4-й ряд: рябины (13шт.); расстояние между деревьями 1,5м
5-й ряд: ясени (5шт.); расстояние между деревьями 1,5м
Вдоль забора:
1-й ряд: пирамидальные тополя(5 шт.)
2-й ряд: декоративные ели(11 шт.)
3-й ряд: березы (12 шт.)
Подготовка посадочного материала к посадке
Здоровые, без механических повреждений саженцы выкапываются, отряхива-
ются от земли. Главный корень подрубается для лучшего формирования бо-
ковых корней, что обеспечит полноценное питание деревца. Саженцы связыва-
ются в пучки. При невозможности посадить их сразу же после выкопки, их при-
капывают, закрывая корни влажной землей.
Многообразие видов
Исходя из сложившихся погодных условий, которые были проанализиро-
ваны нами, мы сделали вывод, что лесопосадки, состоящие из одного вида бо-
лее подвержены гибели. Целесообразное восстановление березовой рощи было
бы не практично. Поэтому решение было принято восстанавливать рощу из
разных пород деревьев.
Заключение
В заключении отметим, что проблемы экологии не так далеки как нам по-
рой кажется. Современный человек все больше использует природу, и думает,
что она сама себя восстановит. Когда после зимы мы выезжаем на природу –
ужасаемся. Сколько мусора? А кто его оставил? Человек… Наше исследование
7
доказала актуальность рассматриваемых проблем,
так как взывает к гра-
жданской позиции каждого человека.
В данной работе была исследована жизнь живых организмов, а в частно-
сти - березовые рощи. Наряду с работами по посадке лесных культур дуба, ели,
ясеня, рябины, пирамидального тополя необходимо продолжать работу в дан-
ном направлении. Кроме этого надо ежегодно проводить ликвидацию захлам-
ленности и уборку мусора в роще. Это улучшит ее санитарное состояние и со-
кратит вероятность вспышек массового размножения насекомых - вредителей и
болезней.
Работы по посадке лесных культур необходимо проводить поэтапно, в за-
висимости от погодных условий, наличия посадочного и посевного материала и
приживаемости посаженных ранее культур.
В результате всех предлагаемых мероприятий нам удастся сохранить на
месте старой березовой рощи лесную экосистему.
Список использованной литературы
1.
Ахматович Н.А., Селиховкин А.В., Магдеев Н.Г. Управление рисками
в Республике Татарстан: вредители и болезни основных лесообразующих по-
род //
Известия
высших
учебных
заведений.
Лесной
журнал.
–
2015.
–
№ 1 (343). – С. 21-34.
2.
Мироненко О.Н., Кабанова С.А., Баранов О.Ю., Данченко М.А. Бакте-
риальные заболевания березняков в Казахстане // Вестник Поволжского госу-
дарственного технологического университета. Серия: Лес. Экология. Природо-
пользование. – 2016. – № 3 (31). – С. 87-93.
3.
Ханов Н.А. Применение современных биотехнологических разработок
в целях повышения продуктивности березняков Республики Татарстан // Лесо-
хозяйственная информация. – 2016. – № 1. – С. 60-64.
4.
Щеглова Е.Г. Основные болезни древесной растительности в лесах
лесничеств Оренбургской области и способы борьбы с ними // Известия Орен-
бургского государственного аграрного университета. – 2015. – № 5 (5). – С. 14.
8