Автор: Макарова Альбина Нестеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Улахан-Кюельская основная общеобразовательная школа им.А.А.Макарова"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Чурапчинский улус, с.Улахан-Кюель
Наименование материала: внеаудиторное занятие
Тема: "В мире слов"
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире слов»
I.
Пояснительная записка
Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы,
необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к
сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы
обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость
проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является
дополнением и закономерным продолжением уроков.
Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями
федерального
государственного
общеобразовательного
стандарта
к
результатам
освоения
основной
общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ.
Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без
овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут
направлены
на
развитие
устной
и
письменной
речи
учащихся.
Если
усилить
работу
по
воспитанию
у
младших
школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета
будут реализованы в большей степени.
Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку,
доступностью для данного класса.
В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей,
развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На
занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки,
рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать
обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.
II.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
o
Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
o
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
o
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
o
Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;
o
Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;
o
Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
o
Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
o
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
o
Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;
o
Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
o
Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.
o
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
o
Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;
o
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
o
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
o
Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;
o
Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
o
Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
o
Сознательно и осознанно понимать речь других;
o
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
o
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
o
Владеть монологической и диалогической формами речи;
o
Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 4-го класса
Знать:
1)
Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
2)
Правила орфографии и пунктуации.
3)
Нормы русского языка: произносительные, словоупотребительные.
Уметь:
1)
Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.
2)
Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
3)
Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических,
этимологических, орфоэпических словарях.
III. Содержание курса
Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение
языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
Обучающие:
1.
Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
2.
Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
3.
Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
Развивающие:
1.
Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
2.
Развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля,
ответственность, самостоятельность.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать культуру общения у младших школьников;
2.
Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Программа состоит из раздела: «Город Словарей».
На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:
Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок,
головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с
различными
словарями;
поиск
значений
слов
в
различных
источниках;
шарады
и
кроссворды
со
словами
противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки;
составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.
Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:
1.
Научность;
2.
Доступность;
3.
Сознательность и активность;
4.
Занимательность;
5.
Связь теории с практикой;
6.
Наглядность
7.
Индивидуальный подход к учащимся.
Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с
учётом его возможностей и способностей.
Формы проведения занятий:
1.
Лекции;
2.
Практические занятия;
3.
Самостоятельная работа;
4.
Групповая работа;
5.
Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).
На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:
Игровой;
Теоретический;
Практический.
Методы и технологии
o
Развивающее обучение;
o
Технология разноуровневого обучения;
o
Обучения в сотрудничестве;
o
Коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника выбор технологий и методов
обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 год - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 45 минут.
Литература
1)
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
2)
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
3)
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
4)
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
5)
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
6)
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире слов» на 2018/2019 уч.г. 4 класс
№
Тема занятия
Кол-во
Часов
Формы и виды деятельности
дата
По плану
Фактич.
1
Знакомство с Орфоэпией
1
Разыгрывание немой сценки «Мир
без слов»; игра «Знаешь сам –
расскажи нам»
2
В гостях у фонографии и звукозаписи. Что
это такое?
1
Составление памятки «Фонография
и Звукозапись»; работа со звуками и
буквами
3
Звуки-слышим и произносим, а буквы-
видим и пишем
1
Составление транскрипций слов и
предложений; проговаривание по
слогам; работа со звуками и буквами
4
Звукоподражание
1
Ребусы, составление кластера;
работа со звуками и буквами
5
Прогулка с орфоэпией
1
Исправление текстов; головоломки
6
Секреты звукоподражаний
1
Исследовательская работа «поиск
секретов»
7
У всего есть имя. За помощью к словарям
1
Работа с различными словарями;
кроссворд
8-9
Знакомство с помощниками -
энциклопедическим и лингвистическим
словарем
2
Знакомство со словарями, создание
вопросов по словарям
10
Разные слова
1
Работа со словарями; поиск
значений слов в словарях и другой
литературе; шарады
11
Секреты появления слов
1
Чтение исторической литературы,
просмотр научного мультфильма
«Как появились слова»
12
Смысл и значение слов
1
Составление памятки о смысле слов;
работа со словарями
13
Знакомство с Этимологией
1
Составление кластера
14
Творческий словарь образов
1
Составление собственного словаря
15
За творчество! Сочиня-йка
1
Творческая работа: сочинение на
тему «Что я знаю о словах»
16-
18
Игротека слов
3
Словесное и картинное лото, игры с
перестановкой букв; домино,
шарады, ребусы, кроссворды
19
В мастерской составителей
1
Составление словаря «Имена
неживых предметов»
20
Происхождение поэтических слов
1
Изучение исторической литературы,
работа творческих групп над
созданием своего сообщения
21
Наши друзья-рифмы
1
Загадки; составление рифм и поиск
их важности
22
Озеро образов и слов
1
Синквейн; проговаривание слов
23
Поезд Паронимов. Знакомство
1
Знакомство с понятием «паронимы»;
поиск таких слов из предложенных
текстов
24
Без ошибок. За помощью к словарю
1
Работа со словарями; дополнение
собственного словарика
25
-26
Имена из древней Руси
2
Работа с исторической литературой;
презентация по группам
27
Для чего нам отчество и фамилия. Беседа
1
Беседа, составление кластера;
кроссворд
28
Словарные помощники
1
Исследовательская работа по
созданию словарей
29
Словари по темам
1
Работа в группах: составление
тематического словаря (грибы,
растения, деревья, мебель…)
30
Иностранные словари. знакомство
1
Знакомство со словарями разных
народов; шарады
31
Много слов похожих по значению
1
Поиск синонимов в текстах;
составление собственных
синонимических групп
32
Слова противоположные
1
Поиск антонимов в текстах русских
писателей
33-
34
Итоговое занятие. Викторина
2
Викторина «В мире слов»