Напоминание

"В мире слов"

Автор: Макарова Альбина Нестеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Улахан-Кюельская основная общеобразовательная школа им.А.А.Макарова"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Чурапчинский улус, с.Улахан-Кюель
Наименование материала: внеаудиторное занятие
Тема: "В мире слов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мире слов»

I.

Пояснительная записка

Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы,

необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к

сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы

обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость

проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является

дополнением и закономерным продолжением уроков.

Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями

федерального

государственного

общеобразовательного

стандарта

к

результатам

освоения

основной

общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ.

Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без

овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут

направлены

на

развитие

устной

и

письменной

речи

учащихся.

Если

усилить

работу

по

воспитанию

у

младших

школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета

будут реализованы в большей степени.

Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку,

доступностью для данного класса.

В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей,

развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На

занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки,

рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать

обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.

II.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

o

Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

o

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

o

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

o

Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;

o

Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;

o

Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

o

Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

o

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

o

Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;

o

Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;

o

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.

o

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы

других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

o

Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;

o

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

o

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

o

Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;

o

Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

o

Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

o

Сознательно и осознанно понимать речь других;

o

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

o

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

o

Владеть монологической и диалогической формами речи;

o

Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 4-го класса

Знать:

1)

Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.

2)

Правила орфографии и пунктуации.

3)

Нормы русского языка: произносительные, словоупотребительные.

Уметь:

1)

Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.

2)

Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

3)

Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических,

этимологических, орфоэпических словарях.

III. Содержание курса

Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение

языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.

Задачи:

Обучающие:

1.

Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;

2.

Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;

3.

Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.

Развивающие:

1.

Развивать интерес к учебному предмету русский язык;

2.

Развивать творческие способности и психологические качества обучающихся: любознательность, активность, воля,

ответственность, самостоятельность.

Воспитывающие:

1.

Воспитывать культуру общения у младших школьников;

2.

Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.

Программа состоит из раздела: «Город Словарей».

На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:

Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок,

головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с

различными

словарями;

поиск

значений

слов

в

различных

источниках;

шарады

и

кроссворды

со

словами

противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки;

составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.

Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:

1.

Научность;

2.

Доступность;

3.

Сознательность и активность;

4.

Занимательность;

5.

Связь теории с практикой;

6.

Наглядность

7.

Индивидуальный подход к учащимся.

Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с

учётом его возможностей и способностей.

Формы проведения занятий:

1.

Лекции;

2.

Практические занятия;

3.

Самостоятельная работа;

4.

Групповая работа;

5.

Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).

На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:

Игровой;

Теоретический;

Практический.

Методы и технологии

o

Развивающее обучение;

o

Технология разноуровневого обучения;

o

Обучения в сотрудничестве;

o

Коммуникативная технология.

В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника выбор технологий и методов

обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 год - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в

неделю по 45 минут.

Литература

1)

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.

2)

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

3)

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

4)

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

5)

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

6)

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире слов» на 2018/2019 уч.г. 4 класс

Тема занятия

Кол-во

Часов

Формы и виды деятельности

дата

По плану

Фактич.

1

Знакомство с Орфоэпией

1

Разыгрывание немой сценки «Мир

без слов»; игра «Знаешь сам –

расскажи нам»

2

В гостях у фонографии и звукозаписи. Что

это такое?

1

Составление памятки «Фонография

и Звукозапись»; работа со звуками и

буквами

3

Звуки-слышим и произносим, а буквы-

видим и пишем

1

Составление транскрипций слов и

предложений; проговаривание по

слогам; работа со звуками и буквами

4

Звукоподражание

1

Ребусы, составление кластера;

работа со звуками и буквами

5

Прогулка с орфоэпией

1

Исправление текстов; головоломки

6

Секреты звукоподражаний

1

Исследовательская работа «поиск

секретов»

7

У всего есть имя. За помощью к словарям

1

Работа с различными словарями;

кроссворд

8-9

Знакомство с помощниками -

энциклопедическим и лингвистическим

словарем

2

Знакомство со словарями, создание

вопросов по словарям

10

Разные слова

1

Работа со словарями; поиск

значений слов в словарях и другой

литературе; шарады

11

Секреты появления слов

1

Чтение исторической литературы,

просмотр научного мультфильма

«Как появились слова»

12

Смысл и значение слов

1

Составление памятки о смысле слов;

работа со словарями

13

Знакомство с Этимологией

1

Составление кластера

14

Творческий словарь образов

1

Составление собственного словаря

15

За творчество! Сочиня-йка

1

Творческая работа: сочинение на

тему «Что я знаю о словах»

16-

18

Игротека слов

3

Словесное и картинное лото, игры с

перестановкой букв; домино,

шарады, ребусы, кроссворды

19

В мастерской составителей

1

Составление словаря «Имена

неживых предметов»

20

Происхождение поэтических слов

1

Изучение исторической литературы,

работа творческих групп над

созданием своего сообщения

21

Наши друзья-рифмы

1

Загадки; составление рифм и поиск

их важности

22

Озеро образов и слов

1

Синквейн; проговаривание слов

23

Поезд Паронимов. Знакомство

1

Знакомство с понятием «паронимы»;

поиск таких слов из предложенных

текстов

24

Без ошибок. За помощью к словарю

1

Работа со словарями; дополнение

собственного словарика

25

-26

Имена из древней Руси

2

Работа с исторической литературой;

презентация по группам

27

Для чего нам отчество и фамилия. Беседа

1

Беседа, составление кластера;

кроссворд

28

Словарные помощники

1

Исследовательская работа по

созданию словарей

29

Словари по темам

1

Работа в группах: составление

тематического словаря (грибы,

растения, деревья, мебель…)

30

Иностранные словари. знакомство

1

Знакомство со словарями разных

народов; шарады

31

Много слов похожих по значению

1

Поиск синонимов в текстах;

составление собственных

синонимических групп

32

Слова противоположные

1

Поиск антонимов в текстах русских

писателей

33-

34

Итоговое занятие. Викторина

2

Викторина «В мире слов»