Напоминание

Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов ОВЗ по зрению

Автор: Гаджиева Венера Шавкятовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБ ПОУ УФК
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов ОВЗ по зрению







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Формирование общих компетенций на дисциплине «Основы

сестринского дела с инфекционной безопасностью» у студенов, обучающихся

по специальности «Медицинский массаж» (для лиц с ограниченными

возможностями здоровья по зрению)

Актуальность. Качество подготовки специалистов стало одной из основных проблем,

как

на

государственном

уровне,

так

и

в

учебных

заведениях,

осуществляющих

непосредственно

образовательный

процесс.

Современные

условия

экономического

и

социального развития страны диктуют необходимость организации такого уровня подготовки

специалистов, который бы обеспечил не только формирование профессиональных знаний,

умений

и

навыков

у

студентов,

но

и

личностных

качеств,

позволяющих

им

быть

востребованными на рынке труда. Изложенные в национальной Доктрине образования, в

Концепции модернизации российского образования и в других государственных документах

основные направления развития образования, обеспечение его высокого качества положены в

основу и совершенствование образовательного процесса.

Понятие

компетенция

и

компетентность

уже

сформированы

в

ФГОС

(Федеральном

государственном образовательном стандарте). Компетентность рассматривается как результат

освоения компетенций личности. Компетенция – как система знаний, умений, личностных

качеств,

практического

опыта,

определяющих

готовность

личности

к

успешной

профессиональной деятельности в определенной области. Необходимо иметь в виду не

только профессиональные (специальные) виды деятельности, но и общие – те которые нужны

любому

специалисту

(работа

с

литературой,

общение

с

людьми,

выступление

перед

аудиторией).

Каждого

студента

необходимо

готовить

к

последующему

непрерывному

самообразованию, для формирования которого нужны не только определенная теоретическая

база, но и умение анализировать и объяснять изучаемые явления, факты, информацию,

умение творчески подходить к использованию знаний, научить делать выводы, развивать свои

знания.

Для

этого

очень

важно,

чтобы

учебно-познавательная

деятельность

носила

творческий,

поисковый

характер

Опыт

обучения

слепых

и

слабовидящих

студентов

показывает, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации и

открывают

возможности

вариативности

учебной

деятельности,

ее

индивидуализации

и

дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов

обучения,

построить

образовательную

систему,

в

которой

обучающийся,

несмотря

на

зрительную депривацию, был бы равноправным участником образовательной деятельности.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению (как и любой другой

категории обучающихся), в отдельных случаях, может иметь место снижение активности

обучающихся в учебном процессе, вызванное их неумением оценивать и соотносить свои

возможности

с

образовательными

требованиями,

снижением

интереса

к

будущей

профессиональной деятельности, что в конечном итоге отрицательно сказывается на уровне

их

физического

и

психического

здоровья

и

профессиональной

подготовки.

Для

предупреждения данных негативных тенденций, на наш взгляд, важным элементом, при

обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в системе медицинского

среднего

профессионального

образования,

является

организация

сопровождения

профессионального выбора, направленного на:

формирование

и

поддержание

на

протяжении

всего

периода

обучения

положительной

мотивации и стойкого интереса к будущей профессиональной деятельности;

ознакомление с возможностями продолжения профессионального образования и карьерного

роста;

развитие

личностных

качеств,

необходимых

для

профессиональной

деятельности

медицинской сестры/медицинского брата по массажу.

Для развития положительной мотивации, необходимо с первых дней обучения «погружать»

студентов

в

профессиональную

деятельность.

Достижению

данной

цели

способствует

проведение

экскурсий

в

лечебно-профилактические

учреждения

различного

профиля,

знакомство с организацией работы, оснащением кабинетов массажа; организация встреч

студентов

с

успешно

работающими

массажистами,

приезжающими

на

курсы

повышения

квалификации; приглашение тематических пациентов на практические занятия по массажу;

регулярное проведение профессиональных викторин, олимпиад, фестивалей и конкурсов.

Кроме того, для формирования и развития у студентов, обучающихся по специальности

«Медицинский

массаж»

профессионально

значимых

качеств

(наблюдательности,

эмоциональной

уравновешенности,

памяти,

умения

слушать,

общительности,

чувства

ответственности

и

т.

д.),

развития

самопознания

и

коррекции

самооценки

студентов,

целесообразно,

в

течение

всего

периода

обучения,

проведение

тренинга

личностного

и

профессионального развития.

Практические

занятия

по

«Основам

сестринского

дела

с

инфекционной

безопасностью»

спсобствуют

выработке

практических

умений,

обеспечивающих,

в

свою

очередь,

формирование профессиональных компетенций. При обучении медицинскому массажу лиц с

ограниченными возможностями здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны

способствовать формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для

практики

массажных

техник.

При

освоении

приемов

массажа

нужно

руководствоваться

важнейшими

правилами:

длительность

и

систематичность

занятий;

активность

процесса

нарабатываемых навыков; целенаправленность формирования специфических навыков на

поведенческом уровне. В связи с этим организация проведения практических занятий по

массажу имеет свои особенности: студенты работают парами («массажист» и «пациент»),

преподаватель

показывает

технику

массажных

приемов

каждому

работающему

студенту,

причем, в ходе занятия это производится многократно до получения желаемого результата,

затем пары меняются ролями, и весь процесс вновь повторяется. Применение метода работы

парами, когда в течение каждого занятия каждый обучающийся находится не только в роли

массажиста,

но

и

пациента,

способствует,

кроме

повышения

качества

образования,

и

укреплению здоровья обучающихся, так как в течение всего периода обучения студенты

систематически получают курсы процедур массажа.

Список источников

1. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Организация и содержание воспитательного процесса. М.,

2006. 2. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. – Минск: «Народная АСВЕТА», 2016.

3. Галкина Т.И. Справочник современного заместителя директора школы по

воспитательной работе. – М.: Феникс, 2017. 4. Зиновьев А.В. Ставропольский колледж

связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова / А.В. Зиновьев, М.К. Терехин, К.Э.

Голищева, Л.П. Болгак, Л.Н. Титова, В.М. Бекетова // Специалист. – 2018. – №2. – с. 7-11.

5. Управление воспитательным процессом в школе // Научно-методический журнал

заместителя директора по воспитательной работе. – 2018. – № 5.