Автор: Гаджиева Венера Шавкятовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБ ПОУ УФК
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов ОВЗ по зрению
Тема: Формирование общих компетенций на дисциплине «Основы
сестринского дела с инфекционной безопасностью» у студенов, обучающихся
по специальности «Медицинский массаж» (для лиц с ограниченными
возможностями здоровья по зрению)
Актуальность. Качество подготовки специалистов стало одной из основных проблем,
как
на
государственном
уровне,
так
и
в
учебных
заведениях,
осуществляющих
непосредственно
образовательный
процесс.
Современные
условия
экономического
и
социального развития страны диктуют необходимость организации такого уровня подготовки
специалистов, который бы обеспечил не только формирование профессиональных знаний,
умений
и
навыков
у
студентов,
но
и
личностных
качеств,
позволяющих
им
быть
востребованными на рынке труда. Изложенные в национальной Доктрине образования, в
Концепции модернизации российского образования и в других государственных документах
основные направления развития образования, обеспечение его высокого качества положены в
основу и совершенствование образовательного процесса.
Понятие
компетенция
и
компетентность
уже
сформированы
в
ФГОС
(Федеральном
государственном образовательном стандарте). Компетентность рассматривается как результат
освоения компетенций личности. Компетенция – как система знаний, умений, личностных
качеств,
практического
опыта,
определяющих
готовность
личности
к
успешной
профессиональной деятельности в определенной области. Необходимо иметь в виду не
только профессиональные (специальные) виды деятельности, но и общие – те которые нужны
любому
специалисту
(работа
с
литературой,
общение
с
людьми,
выступление
перед
аудиторией).
Каждого
студента
необходимо
готовить
к
последующему
непрерывному
самообразованию, для формирования которого нужны не только определенная теоретическая
база, но и умение анализировать и объяснять изучаемые явления, факты, информацию,
умение творчески подходить к использованию знаний, научить делать выводы, развивать свои
знания.
Для
этого
очень
важно,
чтобы
учебно-познавательная
деятельность
носила
творческий,
поисковый
характер
Опыт
обучения
слепых
и
слабовидящих
студентов
показывает, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации и
открывают
возможности
вариативности
учебной
деятельности,
ее
индивидуализации
и
дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов
обучения,
построить
образовательную
систему,
в
которой
обучающийся,
несмотря
на
зрительную депривацию, был бы равноправным участником образовательной деятельности.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению (как и любой другой
категории обучающихся), в отдельных случаях, может иметь место снижение активности
обучающихся в учебном процессе, вызванное их неумением оценивать и соотносить свои
возможности
с
образовательными
требованиями,
снижением
интереса
к
будущей
профессиональной деятельности, что в конечном итоге отрицательно сказывается на уровне
их
физического
и
психического
здоровья
и
профессиональной
подготовки.
Для
предупреждения данных негативных тенденций, на наш взгляд, важным элементом, при
обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в системе медицинского
среднего
профессионального
образования,
является
организация
сопровождения
профессионального выбора, направленного на:
формирование
и
поддержание
на
протяжении
всего
периода
обучения
положительной
мотивации и стойкого интереса к будущей профессиональной деятельности;
ознакомление с возможностями продолжения профессионального образования и карьерного
роста;
развитие
личностных
качеств,
необходимых
для
профессиональной
деятельности
медицинской сестры/медицинского брата по массажу.
Для развития положительной мотивации, необходимо с первых дней обучения «погружать»
студентов
в
профессиональную
деятельность.
Достижению
данной
цели
способствует
проведение
экскурсий
в
лечебно-профилактические
учреждения
различного
профиля,
знакомство с организацией работы, оснащением кабинетов массажа; организация встреч
студентов
с
успешно
работающими
массажистами,
приезжающими
на
курсы
повышения
квалификации; приглашение тематических пациентов на практические занятия по массажу;
регулярное проведение профессиональных викторин, олимпиад, фестивалей и конкурсов.
Кроме того, для формирования и развития у студентов, обучающихся по специальности
«Медицинский
массаж»
профессионально
значимых
качеств
(наблюдательности,
эмоциональной
уравновешенности,
памяти,
умения
слушать,
общительности,
чувства
ответственности
и
т.
д.),
развития
самопознания
и
коррекции
самооценки
студентов,
целесообразно,
в
течение
всего
периода
обучения,
проведение
тренинга
личностного
и
профессионального развития.
Практические
занятия
по
«Основам
сестринского
дела
с
инфекционной
безопасностью»
спсобствуют
выработке
практических
умений,
обеспечивающих,
в
свою
очередь,
формирование профессиональных компетенций. При обучении медицинскому массажу лиц с
ограниченными возможностями здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны
способствовать формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для
практики
массажных
техник.
При
освоении
приемов
массажа
нужно
руководствоваться
важнейшими
правилами:
длительность
и
систематичность
занятий;
активность
процесса
нарабатываемых навыков; целенаправленность формирования специфических навыков на
поведенческом уровне. В связи с этим организация проведения практических занятий по
массажу имеет свои особенности: студенты работают парами («массажист» и «пациент»),
преподаватель
показывает
технику
массажных
приемов
каждому
работающему
студенту,
причем, в ходе занятия это производится многократно до получения желаемого результата,
затем пары меняются ролями, и весь процесс вновь повторяется. Применение метода работы
парами, когда в течение каждого занятия каждый обучающийся находится не только в роли
массажиста,
но
и
пациента,
способствует,
кроме
повышения
качества
образования,
и
укреплению здоровья обучающихся, так как в течение всего периода обучения студенты
систематически получают курсы процедур массажа.
Список источников
1. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Организация и содержание воспитательного процесса. М.,
2006. 2. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. – Минск: «Народная АСВЕТА», 2016.
3. Галкина Т.И. Справочник современного заместителя директора школы по
воспитательной работе. – М.: Феникс, 2017. 4. Зиновьев А.В. Ставропольский колледж
связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова / А.В. Зиновьев, М.К. Терехин, К.Э.
Голищева, Л.П. Болгак, Л.Н. Титова, В.М. Бекетова // Специалист. – 2018. – №2. – с. 7-11.
5. Управление воспитательным процессом в школе // Научно-методический журнал
заместителя директора по воспитательной работе. – 2018. – № 5.