"Какие вопросы задают сказки"

Автор: Каримова Наталья Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей г.Козьмодемьянска"
Населённый пункт: г.Козьмодемьянск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Какие вопросы задают сказки"
Дата публикации: 08.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока внеклассного чтения.

2 «Г» класс. Какие вопросы задают сказки?

Учитель:
Каримова Н.А.
Предмет:
Литературное чтение
Класс

2«Г»

Дата
06.02.2015г.
Тип урока.
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Цель:
Создать условия для получения знаний о сказках, овладения умением давать характеристику героям сказок и вести исследовательскую работу, стимулировать учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом.
Тема урока.
Какие вопросы задают сказки? Вид урока Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) Организационная форма Урок Используемые технологии Игровые, ИКТ, технологии активного и разноуровневого обучения, здоровьесберегающие.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с многообразием народных сказок их тематикой, научить классифицировать сказки по темам. 2. Развитие речи учащихся (умения пересказывать и составлять сказки по заданной теме). 3. Воспитание интереса к чтению, внимания, наблюдательности.
Результаты:

Личностные.
1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения. 2.Развивать навык выразительного чтения по ролям. 3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.
Метапредметные.
РУУД:  Умение выявлять проблему;  Умение определять и сохранять цель;  Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. ПУУД:  Умения использовать научные методы познания.  Умения сравнивать, делать выводы. КУУД:  Умение соблюдения позиции «понимающего» 1
 Умение работать в группах
Предметные:
 1.Знание видов сказки.  2. Умение определять тематику сказки.  3.Знание структуры сказки.
Оборудование
 Карточки для работы в группах.  Музыкальное сопровождение  Запись пения дрозда.  Выставка книг по теме.
Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые

результаты

(Л- личностные,

П- познавательные,

К- коммуникативные,

ПР- предметные )

Орг. момент.

Вхождение в

урок
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок внеклассного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой зима к нам в окна

дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.
Оценивают свою готовность и настрой на работу.
ПР-
Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. 2

Актуализация

знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. - Вспомните, пословицу для уроков лит чт. Мы в книге читаем не буквы, а…… ( мысли) -Как понимаете? - Чтоб понять мысли , которые спрятаны в произведениях ,надо работать по чёткому плану. Посмотрите на доску : Проговорите ещё раз ( виде знаков : Выясним, что не знаем,, сделаем предположение, о чём будет речь, исследуем произведение, нам помогает ромашка вопросов. Находим мысли. Проверим, как поняли. Оценим.). - Какой раздел изучили? - Какое домашнее задание выполняли? - Где вы их нашли? Что занимало людей, сочинявших и рассказывавших такие сказки? Ответы уч-ся. «Сказка мудростью богата». Читали сказки в названиях, которых содержится вопрос Людей занимало все необычное: внешний вид животных "Отчего у зайца длинные уши", мансийская сказка, их повадки ("Почему кот моется после еды", литовская сказка) и т.д. Очень многие сказки задают вопросы, ответ на который представляет собой как бы моральную заповедь одного поколения другому. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.
Постановка

проблемы
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. - Ребята, а нужны ли нам такие сказки? - Не легче ли работать с интернетом? Давайте решим эту проблему на нашем уроке. Познакомимся с многообразием народных сказок, их тематикой и научимся делить сказки по темам. Ответы учащихся. .
Мотивационный
: учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.
Коммуникативные
УУД: планирование 3
учебного сотрудничества.
Личностные УУД
: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.
Открытие

нового знания
Познакомимся с книгами на нашей выставке. Классифицирование сказок, которые ученики прочитали. Выступления учащихся. Беседа. - Трудно ли было найти нужную сказку? - Как вы искали сказку в сборниках? - Есть ли иллюстрации в книге? А к сказке? - Заинтересовали ли вас иллюстрации? Чем? - Кто художник книги? - Попробуйте определить тему вопроса вашей сказки. Темы на доске: - О внешнем виде. - О повадках животных. - О происхождении названия. - О человеческих качествах. - О явлениях природы. - Об интересной ситуации. Обращаю внимание на авторские и народные сказки. Те сказки, названия которых особенно заинтересовали учеников, можно прочитать вслух. Можно перед чтением спросить детей, как бы они ответили на вопрос в заглавии. В ходе чтения надо проверить свои предположения. Пересказ сказки учителем (по выбору). Прослушивание записи пения дрозда. -Высказывания детей Работа по группам. Кратко ученики рассказывают сказки, показывают иллюстрации при пересказе. Сначала рассматриваются сказки 1-й группы и так по порядку. Возможно, своим пересказом дети отвечают только на вопрос сказки. Чтение сказок по абзацам. Чтение сказок по ролям. Их интересовало то, что их
Познавательные УУД:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.
Коммуникативные:
уметь выражать свои мысли. 4
- Чем же интересны эти сказки? - Почему разные народы задавали столько вопросов и пытались найти объяснения столь разным предметам, явлениям? - Можно ли по сказкам определить, где живут эти народы, чем занимаются, что их волнует? - Что еще вы узнали о народах, чьи сказки читали? - Какое объяснение дает сказка: научное или художественное? - Где можно найти научное объяснение? окружает. Ответы учащихся.
Регулятивные:
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)
Физминутка
Формирование ценностного отношения к своему здоровью. Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
Творческая

работа.
Ответы учащихся. 5
1.Коллективное составление сказки. 2.Самостоятельная работа. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. - Хотите ли вы стать автором сказки? Попробуем сначала коллективно составить сказку с таким заглавием: - "Почему у огурца пупырышки?" Начнем работу с "конца": придумаем ответ на вопрос. А помогут нам вопросы: - что напоминают пупырышки? Отчего они появились? Как? Теперь определим героев сказки. Их не должно быть много, только необходимые. Продумаем последовательность происходящих событий: что за чем следует. Расскажем сказку вслух и послушаем, что получилось. А вот какая уже есть сказка с таким заглавием.
Почему у огурца пупырышки.
Огурец и кочан капусты пошли вместе купаться на реку Огурец сразу бросился в воду, а кочан капусты стал раздеваться на берегу Огурец звал его много раз, а кочан отвечал: "Сейчас иду, только сниму рубашку". Так и раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал и от холода весь покрылся пупырышками. - А сейчас вы будете работать самостоятельно.
На карточках написаны "шаги"

составления сказки.
1.Придумай ответ на вопрос. 2.Определи героев сказки. 3.Продумай последовательность событий. Дети рассказывают сказку.
-
Учащиеся работают самостоятельно.
Познавательные:
Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Личностные:
выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Регулятивные:
оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений 6

Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Дополните фразы:  Я узнал…  В ходе работы удалось научиться…  Порадовался тому, что…
Домашнее задание.
Найти, прочитать стихотворения со сказочным сюжетом. Одно выучить наизусть.
Рекомендательный список книг:
Ю.Владимиров "Чудаки". М. Бородицкая "Последний день учения". С.Маршак "Вчера и сегодня". А.Барто "Вам не нужна сорока?" Г. Сапгир "Чуридило". Высказывания учащихся. - Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли 7