Автор: Гребнева Светлана Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО № 40
Населённый пункт: г.Полевской, Свердловская обл.
Наименование материала: Конструкт непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Знакомство с художниками-иллюстраторами"
«Знакомство с художниками-иллюстраторами»
Конструкт непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель:
С.А.Гребнева
г. Полевской
Цель : Познакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг.
Задачи: -показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру передачи образа художников –иллюстраторов
детских книг (, Е.М.Рачев, Ю.А.Васнецов, Е.и Н. Чарушины);
-познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной
деятельности;
- формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
-формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные
произведения;
-развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней;
Материалы к занятию: .
1 . Подборка книг, разных по конструкции.
2. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. А. Васнецова (декоративная манера) и Е. И. Чарушина (реалистическая
манера, карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И.
Чарушиным.
3. Заготовки для выполнения рисунков в стиле Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина; гуашь, кисточки: акварельные и с жёсткой
щетиной.
Предварительная работа:
1. Рассматривание книг, разных по конструкции.
2. Беседы о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина.
3. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова, пересказывание потешек, сказок.
4. Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
5. Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов.
6. Дидактические игры: «Найди рисунки Е. И. Чарушиина», «Найди рисунки Ю. А. Васнецова», «Узнай, какой художник меня
нарисовал», «Угадай, какие звери в этом домике живут».
Планируемый результат:
Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет
способствовать:
- повысится интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
-сформируется первоначальное представление о средствах выразительности;
-развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;
-расширится кругозор родителей.
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных
видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения
(восприятие литературного произведения).
Последовательность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Приветствие.
Знакомство,
эмоциональный
настрой на
совместную
деятельность.
- Дети вы любите сказки?
- Какие сказки вы знаете?
-А вы знаете игры по сказкам?
-Расскажите правила игры «Иван-царевич».
-Хотите поиграть?
Дети внимательно слушают. Отвечая на
вопросы воспитателя, дети высказывают
сои предположения, мысли.
Проводится игра.
(Ведущий называет часть имени
сказочного персонажа или часть названия
волшебного предмета, а дети должны
продолжить – назвать имя или предмет
полностью.
Игра «Иван-царевич» проводится с мячом
в кругу. Например: мышка- (норушка,
лягушка – (квакушка, зайчик –
(побегайчик, лисичка – (сестричка, мишка
– (топтыжка, сестрица (Алёнушка, братец
(Иванушка, Конёк –(горбунок, Жар –
(птица, Серый (волк, Елена (Прекрасная,
Василиса (Премудрая, Царевна (лягушка,
шапка – (невидимка, ковёр – (самолёт, меч
– (кладенец, скатерть – (самобранка) .
Игровая ситуация,
побуждающая интерес
детей к новому
знанию
Актуализация знаний
детей
Включение детей в
целеполагание
Побуждение к
деятельности,
эмоциональный
настрой.
-Дети, а вы заметили, что в группе произошли
изменения? Какие?
В: Что больше привлекает вас в книгах?
В: Как называют картинки в книжках?
В: Кто создает иллюстрации к книгам?
В: Для чего нужна иллюстрация в книге?
В: К какому виду искусства относится книжная
иллюстрация?
В: Какие главные средства выразительности в
графике?
В: Чем рисуют художники-иллюстраторы?
В: Какие бывают книжки по конструкции?
В: Дети, а каких художников-иллюстраторов вы
знаете?
-Дети, послушайте, что однажды случилось в нашем
детском саду. На книжной полке стояли книги с
рисунками животных, выполненных художниками Е.
И. Чарушиным и Ю. А. Васнецовым. Днём эти
книжки рассматривали дети. Но пришёл вечер, потом
ночь. Скучно стало зверюшкамм в книжках. Вот они
выпрыгнули из книжек, собрались вместе, стали
хороводы водить, так развеселились, что забыли, в
какой книжке, в каком домике живут. Животные
очень растерялись, перепугались. Поможем им свои
Внимательно рассмотрев группу , дети
отвечают на вопрос. Выражают эмоции,
посредством действий, слов.
Иллюстрации нужны для того, чтобы
помочь понять нам содержание книги.
Рисунки наглядно рассказывают о героях:
какие они, нравятся
они художнику, как поступают герои.
Дети поочерёдно подходят к выставке
книг, берут одну из книг и представляют
её.
Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Е. М.
Рачев, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, В. В.
Лебедев и др.
Это – книжка-образ, это – книжка-
игрушка, книжка с сюрпризом, книжка –
панорама, книжка – сцена, книжка –
малютка.
Включение детей в
деятельность.
дома – книжки отыскать?
Давайте разомнёмся, сделаем сказочную разминку.
Стоит в поле теремок, теремок,
(поднять руки над головой, кончики пальцев обеих
рук соединить – это крыша) .
Он не низок, не высок
(приседают, встают) .
На двери висит замок, да замок
(сцепить пальцы рук в замок)
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку,
(кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть
руки в разные стороны, пальцы в замке)
Слева ёжик, справа волк
Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ёжик, волк
(сильнее сжимают пальцы) .
Открывают теремок, теремок
(разводят руки в разные стороны)
Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут? »
На мольбертах выставляются иллюстрации домиков,
выполненных Ю. А. Васнецовым и Е. И.
Чарушиным. На столе лежат карточки – иллюстрации
разных животных, нарисованных данными
художниками.
В:Рассмотрим домики . Что это за дом?
В: А как он расписан?
В: И кто же его нарисовал?
В: А как нарисована эта избушка?
В: Кто его мог нарисовать?
Отвечая на вопросы воспитателя, дети
формируют свои мысли, рассказывают
упорядочивают свои высказывания .
Дети вживаются в игровую ситуацию.
Дети выполняют движения.
Дети берут карточки – иллюстрации,
изображающие разных животных,
В: А сейчас попробуйте помочь животным, покажите
каждому его дом.
- Дети, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую
художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецова и Е. И.
Чарушина. Попробуйте сами оформить книжки для
малышей.
На столе представлены две книжки-ширмы
(заготовки) сказки «Заюшкина избушка». Обложка
первой книжки оформлена в декоративной манере
(Ю. А. Васнецов, а второй –в реалистической манере
(Е. И. Чарушин).
выполненных художниками Ю. А.
Васнецовым и Е. И. Чарушиным, ставят их
к определённому домику. Затем дети
рассказывают, почему они поставили то
или иное животное к определённому
домику и объясняют ошибку воспитателя.
Дети выбирают рисунки с изображениями
животных и оформляют их: в стиле Ю. А.
Васнецова ;
или в стиле Е. И. Чарушина.
Подведение итогов.
По окончании работы дети рассматривают
получившиеся книги; воспитатель одобряет работы
детей, говорит о том, что они подобрали картинки
правильно. Затем дети дарят свои книжки малышам.
Дети высказывают свое мнение,
аргументируя свое высказывание, делятся
впечатлением, выражают собственные
мысли.