Напоминание

"Сочинение-одна из форм развития речи учащихся при подготовке к Устной части ОГЭ"

Автор: Гусарова Елена Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ "12"
Населённый пункт: г.Альметьевск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Сочинение-одна из форм развития речи учащихся при подготовке к Устной части ОГЭ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сочинение- одна из форм развития речи учащихся при подготовке к

Устной части ОГЭ

Сегодня все сообщество филологов, родителей, учеников волнует вопрос введения устной

части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Экзамен в таком формате предстоит сдавать нашим девятиклассникам в следующем учебном

году.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. При выполнении

заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование,

описание, рассуждение).

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (будут предложены

только прозаические тексты).

2

задание состоит из двух частей: 1) необходимо описать предложенную

фотографию

определенной тематики. Под фотографией в помощь ученику предложен небольшой план

для будущего высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд

вопросов по данной теме.

Здесь проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат

обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы,

высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся

правильно реагировать на

реплики собеседника.

3

задание: монологическая

речь,

описание

фотографии

и

размышление

на

конкретную

тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие:музыка, музеи, театры,

кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы

соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает,

насколько кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только

беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей –

филологов усложняется, пока разрабатываются возможные варианты проведения Устной

части ОГЭ, отрабатывается система оценки, с детьми необходимо начать подготовку к

утвержденной форме экзамена.

Сочинение- одна из форм развития речи учащихся при подготовке к Устной части

ОГЭ, в рамках которого проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. При выполнении

заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование,

описание, рассуждение).

Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью

ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения,

многих ещё недавно заставил бы задуматься.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале

века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему

времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного

диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же

знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры

общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры

профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо

владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей",

предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует,

поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких

рамках учебной программы?

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений –

написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений,

учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького

человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем

своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение

заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит

красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. В процессе

подготовки и проведения сочинений необходимо выработать уучащихся:

1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы

на определенные темы.

2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

3. Умение строить простые и сложные предложения: правильно располагать в них слова,

видеть границы предложения;

4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по

способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

Основания

Виды сочинений

1.

По тематике

На лингвистические темы

На темы из жизни(на так называемые

свободные темы)

2.

По источнику получения материала

(один или несколько источников)

1)На материале труда, экскурсий, походов,

наблюдений, личного опыта;

2)По картине, фильму, на книжном

материале;

3) Материалы разных источников

(например, книжные сведения и личные

наблюдения)

4) )На основе творческого воображения (по

сюжету картины, по данному началу или

концу, сказок и пр.

3.

По психологическому источнику

Память (сочинение по памяти)

Восприятие (сочинение по наблюдениям)

Воображение( сочинение по воображению)

4.

По объему

Сочинения-миниатюры (на узкие

конкретные темы)

5.

По способу подготовки

Коллективный

Индивидуальный (самостоятельный)

6.

По языку (стилю)

Эмоционально-образный художественный

Деловой (близкий к научному)

7.

По жанру(тип,вид)

Повествование, описание, рассуждение,

смешанные, миниатюры, отзыв,

заметка(статья в газету), письма,

поздравления.

Хочу остановиться на втором виде сочинений: сочинение по картинам.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на

чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не

столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления,

которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины . Картины

развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет,

наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает

событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся

должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней

изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение

предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «

настроение» картины.

Основная цель занятий по картинам – научить детей рассматривать, « видеть» картину.

Каждая картина поможет послужить источником для живой, интересной беседы, во время

которой выявляется ясное представление о значении данного слова в речи и принципы его

применения. Картина приучает детей к последовательности в изложении мыслей, уясняет им

значение плана, концентрируя внимание на целом. Картины развивают наблюдательность,

воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными

типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить

текст

в

жанре

сочинения-описания,

сочинения-повествования,

сочинения-рассуждения,

описания

с

элементами

повествования

и

рассуждения,

повествования

с

элементами

описания, рассуждения с элементами описания и повествования, речевое произведение с

естественной

коммуникативной

установкой

типа

рассказа,

письма,

отклика,

рецензии,

отзыва, статьи в газету о посещении выставки картин.

Сочинением по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами

художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях по выставке картин),

публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия, отклик о картине), научно-

популярном

(статья

в

газету,

рассказ

экскурсовода),

публицистическом

с

элементами

художественного

(сочинение-описание

с

элементами

рассуждения),

художественном

с

элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования).

Создание коллективного сочинения по картине - интересный и требующий развития

методический прием. Его применение на уроках развития речи соответствует новым

требованиям, предъявляемым к школьному языковому образованию ФГОС и, с моей точки

зрения, обладает большим потенциалом для внедрения в других учебных заведениях.

Этапы подготовительной работы по написанию сочинения по картине.

1.Рассматривание картины и ее анализ.

Один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения

живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение

для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием.

В

процессе

рассматривания

картины

у

учащихся

развивается

способность

наблюдать,

образно

мыслить,

целостно

воспринимать

произведение

живописи,

адекватно

замыслу

художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство,

поэтому

учителю

не

следует

чрезмерно

вмешиваться

в

этот

сложный

индивидуальный

процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в

первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину,

обращает, прежде всего, внимание на то, что его больше волнует, интересует, что стало для

него поводом к решению, может быть, пока неосознанных своих проблем, что явилось для

него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащихся к картине,

формируется

его индивидуальное понимание

художественного

образа,

нравственной

позиции художника.

Общее

беглое

знакомство

с

картиной,

давая

толчок

чувству

и

воображению

учащихся,

порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный

характер,

учащиеся

затрудняются

самостоятельно

устанавливать

связи

между

частями

картины

и

составлять

речевое

произведение.

Поэтому

необходим

анализ

картины

под

руководством учителя.

Как анализировать картину?

Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ

произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение

картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах

изображенных героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях,

исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учетом того, что

хотел выразить в ней автор.

Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей

самой картины и от уровня развития художественного восприятия.

Другой вариант анализа может идти по следующему плану:

1.

Жанр картины.

2.

Кто и что изображены.

3.

Настроение, вызываемое этим произведением.

4.

Основные микротемы картины.

5.

Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания

образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6.

Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить

подготовительные упражнения:

1.

Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на

тему этой картины.

2.

Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер).

Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный

текст.

3.

Опишите предметы. которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре

картины, слева, справа.

4.

опишите ситуацию, изображенную на картине.

5.

Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.

6.

Выразите свое отношение к герою, к картине.

7.

Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

8.

Составьте план описания картины.

9.

Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования

собственного понимания картины:

1.

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

2.

Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?

3.

Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?

4.

Как интерьер характеризует героев?

5.

Какое значение имеет фон картины?

6.

Как художник относится к своим героям? Почему?

7.

Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла

художника?

8.

К какому жанру вы отнесете эту картину? Почему?

9.

Что рассказал нам художник о мире и о себе?

10. Как художнику удалось изобразить праздник природы?

11. Какова основная мысль картины?

Предлагаю рассмотреть картину с разных позиций, для чего предлагаю составить кластер

(это

способ

графической

организации

материала,

позволяющий

сделать

наглядными

те

мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер

является

отражением

нелинейной

формы

мышления.

Иногда

такой

способ

называют

«наглядным мозговым штурмом»):

1.С позиции изображения предметов

Картина

предметы

Картина

предметы

Передний

план

Передний

план

Средний

план

Средний

план

2.С позиции темы и замысла художника.

3.С позиции ощущений, вызванных картиной

2. Проведение словарной работы.

После составления кластера уместна групповая работа по подбору слов, необходимых для

точного и яркого описания произведения живописи.

Задний

план

Задний

план

Особенност

и

композиции

Особенност

и

композиции

Картина

Тема и замысел

художника

Картина

Тема и замысел

художника

Идея

картины

Идея

картины

Тема картины

Тема картины

Роль изобразительных

средств в раскрытии

замысла художника

Роль изобразительных

средств в раскрытии

замысла художника

Картина

через

ощущения

Картина

через

ощущения

звук

звук

цвет

цвет

запах

запах

Эмоцио

-

нально

е

воспри

ятие

Эмоцио

-

нально

е

воспри

ятие

В

процессе

работы

по

картине

обогащается

словарный

запас

учащихся,

поскольку

осмысление

содержания

картины

сочетается

с

подбором

необходимой

лексики

для

выражения своих мыслей и чувств. Во время беседы акцентируется внимание на отбор

наиболее точных и ярких языковых выразительных средств. В этом случае не нарушается

целостное художественное восприятие картины попутным объяснением значения большого

количества

слов

и

наоборот,

подбор

наиболее

удачных

выразительных

средств

речи

способствует более глубокому осмыслению художественных образов.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного

и

яркого

описания

произведения

живописи,

подбирают

образные

языковые

средства,

эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова. При этом важно направлять внимание

учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный,

непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было

расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение

выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.

При

проведении

словарной

работы

необходимо,

чтобы

лексика

следовала

в

той

последовательности, в которой нужно описывать картину, важно не только

расширение

словаря, но активизация пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять

слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

3.Определяем жанр нашего сочинения : описание, рассуждение, повествование.

Групповая дискуссия по поводу написания сочинения в том или ином жанре.

Например, темы сочинения по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»:

- Сочинение-описание картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

- Что хотел показать И.Грабарь на своём полотне «Февральская лазурь», и как ему удалось

это сделать?

-Сочинение-рассказ на основе картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

4.Работа над планом сочинения ( определенного жанра).

Предварительное домашнее задание включало в себя найти материал о художнике и

подготовить рассказ о его творчестве ( презентация его картин), что можно использовать во

вступлении к сочинению любого жанра.

5. Написание сочинения ( жанр сочинения ученик может выбрать сам из предложенных

тем)

6. Краткий анализ нескольких работ учащихся (по желанию учащихся)

7. Редактирование текста . Написание окончательного варианта сочинения

8.Рефлексия.

- Что узнали на уроке? Чему учились? С каким типом связи предложений в тексте

познакомились? Оцените свою готовность к написанию сочинения. Желаю творческих

успехов. У вас всё получится! .

-Что понравилось на уроке?

Чему научились?

Чему еще надо учиться?

Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством художника ?

Кто доволен своей работой?

Можно использовать памятку-подсказку.

Памятка подсказка.

1.

Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри ее,

прочитай статью о ее авторе.

2.

Постарайтесь, прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.

3.

Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4.

Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте

план.

5.

Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарем».

6.

Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина,

И.А. Бунина и др.

7.

Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои яркие слова.

8.

Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор

картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины,

произведение живописи.

Заключение

При

рассмотрении

методических

работ,

посвященных

методике

сочинения

по

картине,

интересна методика Л.А. Ходяковой.

Данная

методика

представляет

собой

достаточно

развернутый

анализ

жанров

и

видов

сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру

сочинения.

Здесь

учтены

психологические

и

педагогические

аспекты,

связанные

с

подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны

этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических

разработках

других

авторов.

Каждый

описанный

этап

в

методике

Л.А.

Ходяковой

сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время

работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.

Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование

коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных

сочинениям по картине.

Очень

интересной

разработкой

методиста

является

методика

подготовки

к

написанию

сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего,

уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по

ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.

Методика

сочинений

по

картине

Л.А.

Ходяковой

дает

для

разработки

уроков

богатый

материал – возможность свободно ориентироваться в этапах работы по картине, подбирать

необходимый материал в соответствии с жанровым и идейным содержанием картины.

Эта

методика

наиболее

планомерно

раскрывает

обучающие

возможности

сочинения

по

картине.