Авторы: Петрова Вера Сергеевна, Некрасова Анастасия Сергеевна Должности: учитель физики, учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: конспект интегрированного урока физики и алгебры
Тема: "Функции и их графики. Гармонические колебания."
Тип урока : интегрированный урок физики и алгебры в 10-м классе.
Вид урока: изучение и закрепление новых знаний, лабораторная работа с использованием
математического маятника.
Цели урока:
1.
Научиться строить график функции гармонических колебаний.
2.
Продолжить формирование умений преобразования графиков тригонометрических
функций.
3.
Изучить динамику колебаний пружинного маятника и физический смысл величин,
входящих в уравнение гармонического колебания.
4.
Показать межпредметную связь областей математики, физики.
Задачи:
Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
Показать практическое применение гармонических колебаний.
Развитее коммуникативных способностей учащихся.
Начать взаимосвязь между основными понятиями физики и алгебры.
Гармонические колебания изучаются в курсе алгебры 10-го класса, а в физике в 9-м и
11-м классах. Таким образом, мы создаем своеобразный мостик: изучая понятия в
одном курсе, создаем базу для другого курса. А повторяя затем это понятие в курсе
физики и алгебры, мы закрепим его на практическом уровне.
Материально-техническое обеспечение урока.
компьютер;
проектор;
презентация, созданная средствами Microsoft Office PowerPoint 2007;
оборудование для лабораторной работы: математический маятник,
Знания, умения и навыки, формируемые на уроке:
Умение строить графики гармонических колебаний.
Знать понятия гармонических колебаний, характеристики колебательного
движения, динамику колебательного движения.
Уметь по графику гармонического процесса находить период, амплитуду,
применять формулы периода и частоты колебаний для решения задач.
Умение анализировать условие задачи.
Умение обобщать и делать выводы.
Умение применять полученные знания в измененной ситуации.
Умение выполнять самоанализ, самооценку, самоконтроль и взаимопроверку.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Организационный
момент.
Постановка
проблемы, цели,
мотивация.
Вопросы:
- Какие функции вы начали изучать
на последних уроках?
- Какое оборудование вы видите на
своих партах?
- Подумайте, как маятник может
быть связан с нашими
тригонометрическими функциями?
Отвечают на вопросы:
- Тригонометрические
функции: синус, косинус,
тангенс и котангенс.
- Математический маятник.
- Законом гармонических
колебаний, в котором
присутствует косинус.
Запишите тему урока: «Функции и
их графики. Гармонические
колебания». И наша цель сегодня –
получить функцию гармонических
колебаний и построить ее график,
то есть создадим математическую
модель гармонических колебаний.
Записывают тему урока.
II. Актуализация
опорных знаний.
Давайте вспомним:
- Что такое колебания?
- Приведите примеры
колебательных процессов.
- Каков закон гармонических
колебаний?
- Посмотрим на эту формулу как на
функцию: t – независимая
переменная, х – зависимая от t
переменная, А и ω – некоторые
числа, которые могут быть
получены в ходе практической
работы.
, где
А – амплитуда колебания,
ω – циклическая частота
колебаний,
х – координата тела,
t – время колебаний.
III. Выполнение
практической
работы.
Описание хода работы:
1. Найдите время 20 колебаний
маятника с амплитудой 0,6 м.
2. Вычислите период колебаний
(округлите до целых).
3. Вычислите частоту колебаний.
4. Запишите закон гармонических
колебаний, подставив в формулу А
и ω.
Выполняют работу:
А = 0,6 м; N = 20 колебаний;
t = …? (приблизительно 40
сек)
T = t / N = …? (около 2)
ω = 2π / T = …? (π)
Ответ:
IV. Построение
графика функции.
Работа по графику.
Построим график получившейся
функции гармонических колебаний
маятника.
- Какие значения t удобно взять для
вычисления значений х?
Заполните таблицу значений
Сделаем проверку значений в
таблице (на экране).
Для таких числовых значений
необходимо выбрать единичные
отрезки на осях. Какие?
Вы получили график,
описывающий закон
гармонических колебаний (на
экране).
- Такие, чтобы πt было
табличным углом, а cos πt –
табличным значением.
Заполняют таблицу
t
0
1/
6
1/
4
…
x
- По оси времени 12 клеток =
1, по оси координаты 1 клетка
= 0,3.
Строят график на местах.
1) Как получить данный график из
привычного нам
?
2) Найдите область определения и
область значений получившейся
функции.
3) Найдите время одного полного
колебания. Выделите эту волну на
графике.
- растяжение вдоль оси Х и
сжатие вдоль оси Y
- [0;+∞) и [-0,6;0,6]
2 сек, это и есть период.
V. Тест - контроль.
1) По формуле найти
характеристики колебаний.
2) По известным характеристикам
записать формулу.
3) Соотнести графики и функции
(или по графику найти
характеристики колебаний)
Выполняют работу (на экран).
Сдают работу.
VI. Итоги урока.
Попробуйте ответить на вопрос:
зачем физику нужна математика, а
математику нужна физика?
Высказывают свои
предположения.
VI. Домашнее
задание.