Напоминание

Педагогические взаимодействия - важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Автор: Маликова Валерия Валерьевна
Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: ГБПОУ СК "Буденновский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Буденновск Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические взаимодействия - важнейшее условие эффективности образовательного процесса







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие

эффективности образовательного процесса

Маликова В.В.

преподаватель дисциплины

«Анатомия и физиология человека»

Сегодняшний мой доклад посвящен

профессионально-психологическому аспекту педагогической деятельности.

Педагогическая

аксиома

гласит: Можно быть профессором в области своего

предмета,

но

если

нет

взаимодействия

между

учителем

и

учениками,

результатов образования не будет.

Образовательный

процесс

представляет

собой

сложную

с и с те му

педагогического взаимодействия.

Итак, что же такое педагогическое взаимодействие?

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит

между преподавателем и студентами в ходе учебно-воспитательной работы и

направлен на развитие личности учащихся.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из

множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-

педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики.

Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой

деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является

началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в

человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении

этикета, проявлении милосердия.

Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную

характеристику педагогического процесса.

Существует несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Характеристика уровней педагогического взаимодействия

Уровни

Происходящие процессы

1

Взаимодействие

человека с

самим собой

Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка.

(От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конст-

руктивность ее отношений с окружающими людьми).

2.

Взаимодействие

человека с

другим

человеком.

Три уровня общения:

Другая личность более значимая.

Равноправность партнеров.

Мнение другой личности не играет никакой роли.

(Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит

момент понимания и принятия другого как себя).

3

Взаимодействие

личности с

определенной

системой

Человек,

находящийся

в

образовательном

учреждении,

вступает

в

непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных

систем, важнейшая из которых – педагогический коллектив.

Типы взаимодействия, в которые вступает педагог.

1.

ПЕДАГОГ – «Я».

2.

ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ.

3.

ПЕДАГОГ – УЧЕНИК.

4.

ПЕДАГОГ – ГРУППА УЧАЩИХСЯ.

5.

ПЕДАГОГ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

6.

ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ.

Из всего вышеперечисленного я хочу остановиться на наиболее важных, на мой

взгляд, типах взаимодействий это «педагог - ученик» и «педагог – педагог».

В современной парадигме образования учащийся, будь-то школьник или студент

не

рассматривается

в

качестве

объекта

обучения

и

воспитания,

а

сам

учебно-

воспитательный

процесс

сводится

к

целенаправленному

воздействию

активной

личности на пассивную.

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как

«педагогика сотрудничества», «личностно ориентированный подход», «гуманный

подход».

Гуманистическое образование – это всегда партнерство учащихся и

преподавателей, активных, деятельных и действующих сторон.

Занятие – рассматривается как система деятельности педагога и ученика и

является важным элементом образовательного процесса в целом.

Под образовательным процессом следует понимать совокупность трех

составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность преподавателя;

учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность самих

обучающихся.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В

педагогическом процессе это и есть результат педагогического взаимодействия,

и в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный

контакт (длительный или временный) педагога и учащихся, следствием которого

являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Не маловажную роль во взаимодействии преподавателя и учащегося играет

педагогическое общение.

Педагогическое общение

Педагогическое

общение

это

взаимодействие

педагога

и

ученика,

обеспечивающее

мотивацию,

результативность,

творческий

характер

и

воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

О б щ е н и е в п е д а г о г и ч е с к о м п р о ц е с с е выступает как:

– средство решения учебных задач;

– социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

способ

организации

взаимоотношений,

обеспечивающий

успешность

их

обучения, воспитания и развития.

В

процессе

обучения,

как

известно,

решаются

три

основные

задачи:

образовательная, воспитательная и развивающая.

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный

психологический

контакт

с

учащимися,

формировать

положительную

мотивацию

обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

При

решении воспитательных

задач

с

помощью

общения

налаживаются

взаимоотношения,

психологические

контакты

между

учителем

и

детьми,

формируется

познавательная

направленность

личности,

преодолеваются

психологические барьеры, складываются межличностные отношения в ученическом

коллективе.

При

решении развивающих

задач

через

общение

создаются

психологические

ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности учащегося.

·

преодолеваются

социально-психологические

факторы,

сдерживающие

развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность

и т. п.);

·

создаются

возможности

для

выявления

и

учета

индивидуальных

психологических особенностей учащихся;

·

осуществляется

социально-психологическая

коррекция

в

развитии

и

становлении важнейших личностных качеств.

Эффективность труда преподавателя.

Исследования, проведенные в педагогической психологии Н. В. Кузьминой, М. К.

Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности

преподавателя, которые характеризуют его эффективность в работе с учениками:

Конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно -

воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося.

Организаторская деятельность включает организацию: своего поведения

(педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их;

обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и деятельности учащихся, их

действий и поступков.

Коммуникативная деятельность - это совместная деятельность педагога и

учащегося, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание

людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс

педагогического общения.

Рефлексивная деятельность - умение педагога анализировать и адекватно оценивать

свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в

самопознании, самооценке и саморегулировании поведения, стремление к

личностному росту, самовыражению и саморегуляции.

Взаимосвязь таких компонентов системы, как преподаватель и учащиеся,

содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический

процесс как динамическую систему.

Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что,

совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей

его участников, оно способствует не только становлению личности обучающегося, но

и творческому росту педагога.

Эффективность и успешность педагогического взаимодействия в системе

отношений «педагог – ученик» также зависит и от авторитета преподавателя.

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его

профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе,

которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учащимися и оказывает

влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности,

для этого необходимо чаще, анализировать наши поступки, проводить самоанализ

педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться

то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия

между преподавателем и студентами.

Следующий

тип

педагогического

взаимодействия,

о

котором

я

хочу

вам

рассказать – это взаимодействие в системе «педагог – педагог» или говоря другими

словами, взаимоотношения в нутрии педколлектива.

Преподаватель и педагогический коллектив

Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный преподаватель,

но и весь педагогический коллектив. Морально-педагогический облик коллектива

является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся

как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного педагога. Пед.

коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его

членами, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат учебного

заведения в целом. Нравственные отношения в педколлективе по многим признакам

сходны с другими трудовыми коллективами, и основополагающим принципом их

является коллективистская мораль.

Однако педагогическому коллективу свойственны такие особенности, которые

вытекают из специфики педагогического труда — из его условий и особых задач, из

укоренившихся профессиональных привычек людей и того отпечатка, который

накладывает на личность преподавателя его труд. Так, каждый член педагогического

коллектива сознает профессиональную необходимость иметь авторитет, быть

уважаемым учащимися и их родителями, своими коллегами. Без такого авторитета и

уважения он не сможет выполнять свои функции должным образом.

Существует определенная специфика, трудности и сложности в правильной

объективной оценке работы преподавателя, в измерении его личного вклада в общее

дело коллектива — в дело обучения и воспитания студентов. Качество

педагогического труда зависит не только от усилий преподавателя и количества

вложенного труда, но и от его способностей и таланта.

В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из

педагогов может усиливать или ослаблять возможности другого. Заслуживает

внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи

коллективной ответственности за каждого обучающегося, за профессиональный рост

каждого преподавателя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и

доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения

же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и

столкновения, вынуждают педагога отвлекаться от учебно-воспитательной работы на

регулирование своих отношений с коллегами.

Каждый день педагоги собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней

можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или

доброжелательность, ворчание и угрозы или искренность, раздраженность или

внимательность и т. п.— это уже какой-то показатель этих отношений. Практика

показывает, что даже настроение из учительской преподаватель несет в группу, и

раздраженность, возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую

продуктивность на занятии. Плохое настроение преподавателя испытывают на себе и

учащиеся, что вообще недопустимо при осуществлении учебного процесса.

Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими

педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по

возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам,

нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные,

веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и

темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы

коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое,

необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в

выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными

средствами.

Нравственные нормы, регулирующие отношения между педагогами в

коллективе, не всегда универсальны. Иногда они носят характер традиционных

отношений, сложившихся в том или ином конкретном коллективе.

Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом

коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы

все члены образовательного социума: педагоги, родители, учащиеся.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в основе одну

из следующих психологических причин:

- недостаточно хорошее знание человека. (встречаем по одежке)

- неправильное понимание его намерений. (поверхностное суждение)

- неверное представление о том, что он на самом деле думает,

- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков,

- неточная оценка отношения данного человека к другому.

К основным трудностям и проблемам, которые чаще всего встречаются в

педагогической деятельности при осуществлении образовательного процесса,

относятся:

неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и

себя как личность и индивидуальность;

недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей

студентов и неумение их учитывать в ходе занятий;

неумение построить продуктивный процесс общения со студентами и

коллегами;

неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать

психологические барьеры.

В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успех

развития различных наук, возникает острая необходимость в людях, владеющих

искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом

коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-

психологического климата. И коллектив становится могучим средством

формирования личности в ходе образовательного процесса только тогда, когда он

характеризуется высоким психологическим климатом.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать следующий

вывод:

Под

педагогическим

взаимодействием

понимается

связь

су бъ е кто в

образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным

изменениям

в

учебно-воспитательном

процессе

и

в

личностных

характеристиках взаимодействующих сторон.

Литература

Гордеева В.В. Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-

воспитательного процесса, 2008.

Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. Практическое пособие

для педагогов, 2003.

Купенин А.А., Крохина И.М., Эффективный учитель. Практическая психология

для педагогов, 1995.