Напоминание

"Социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса"

Автор: Калинина Алевтина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему:

«

Социально-психологическое сопровождение воспитательного

процесса»

Преподаватель А.Н. Калинина

ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

В системе среднего профессионального образования в последние годы активно

складывается особая культура поддержки студентов в учебно-воспитательном

процессе – социально-психологическое и психолого-педагогическое сопровождение.

Целью социально-психологического и педагогического сопровождения

является создание социально – психологических условий для развития

личности обучающихся и их успешного обучения.

Что значит сопровождать?

«Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или

провожающего.

«Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова)

т.е. это движение вместе, рядом, а иногда - чуть впереди.

Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному

спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие

трудности, помогает советом и собственным примером ориентироваться в

окружающем мире, чутко прислушиваться к себе.

Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и

развилках рядом оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать

его более осознанным, - это большая удача. Именно в таком сопровождении в

процессе становления специалиста видится нам ценностный смысл

психологической деятельности в техникуме.

Достижение высокого качества подготовки специалистов со средним

профессиональным образованием не сводится только к обученности, набору знаний

и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», включает в себя задачи

обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья.

От педагогического коллектива нашего техникума требуется адекватного психолого-

педагогического сопровождения студентов.

В центре всего воспитательного процесса техникума – обучающийся, поэтому весь

педагогический коллектив направляет свои усилия на формировании личности

обучающегося в соответствии с его склонностями и интересами.

Мы имеем в виду процесс воспитания в целом как единую и сплоченную систему

воспитания, в которую вошли заместитель директора по УВР, инспектор по

профилактике правонарушении, социальный педагог, руководитель физического

воспитания, медицинский работник, библиотекарь, мастера п/о, педагоги.

В начале учебного года была определена главная цель в воспитании и средства ее

осуществления в соответствии с теми задачами, которые были поставлены.

Цель: создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,

гуманной, способной ценить себя и уважать других.

Формирование ценностно-ориентационного единства педагогического коллектива

техникума.

Оказание социально-психологической помощи детям «группы риска».

Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия

техникума.

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания

творческой атмосферы через организацию кружков, клубов, спортивных секций,

совместной творческой деятельности педагогов, обучающихся и родителей.

Развитие ученического самоуправления через повышение социальной активности

обучающихся.

ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

1

курс: психолого-педагогическое сопровождение студентов в период адаптации к

учебному процессу; помощь в построении конструктивных отношений с

социальным окружением, профилактика девиантного поведения.

2

курс: содействие личностному росту студентов, формированию активной

социальной позиции; помощь в решении личностных проблем.

3

-4 Курс:

Развитие социально-психологической компетенции; анализ степени

адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным

условиям их профессиональной деятельности.

Основные направления деятельности, которые помогают решать

воспитательные задачи на протяжении всех лет обучения :

1. Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание

2. Здоровьесберегающее направление деятельности (организация здорового

образа жизни, физкультурно-оздоровительной работы)

3. Организация внеурочной деятельности

4. Развитие самоуправления обучающихся.

5. Социально-психологическое направление; Правовое воспитание;

6.Организация методической деятельности;

7. Организация питания и медицинского обслуживания.

В соответствии с планом воспитательной работы с целью развития инициативы,

самостоятельности, ответственности и развития творчества обучающихся проводятся

следующие общетехникумовские мероприятия :

-

«День Знаний»

-

День учителя, профтехобразования;

-

Осенний бал;

-

Ярмарка профессий (выездной мероприятие в школе № 9);

-

«Татьянин день»;

-

«Любовь-морковь» к дню влюбленных;

-

«8 марта»;

Спортивные соревнования:

- Легкоатлетический кросс в рамках образовательного процесса;

-

Первенство ТТТ по волейболу и баскетболу между группами;

-

Участие в спартакиаде сборной команды ТТТ по волейболу и баскетболу.

Участие в конкурсах и акциях:

Акция «Всероссийский субботник» (сентябрь)

Конкурс стенгазет к Дню учителя (октябрь)

Конкурс поделок «Полёт осенних фантазий»

«Загляните в мамины глаза»-фотоконкурс (ноябрь)

Участие во Всероссийском конкурсе чтецов (ноябрь)

Областной конкурс антинаркотического плаката «За здоровый образ жизни»

(декабрь)

Участие в региональном конкурсе «Земляки» (февраль)

Конкурс стенгазет в честь 23 февраля

Участие в областном конкурсе художественного творчество «Я вхожу в мир

искусств» (март)

Конкурс стенгазет в честь 8 Марта

Гражданско-патриотическое воспитание

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется согласно плану

работы ТТТ. Воспитанию гражданственности и патриотизма уделяется на всех

занятиях и общих мероприятиях техникума.

Основные мероприятия:

Экскурсии в музей Великой Отечественной и Второй Мировой войны;

Шефство над ветеранами, поздравление ветеранов;

Участие в митинге, посвященном Дню Победы;

Тематические классные часы;

Выпуск стенгазет к 23 февраля;

Экскурсии в воинскую часть;

Организация и проведение в/п сборов;

Необходимо продолжить работу по вовлечению наибольшего количества

обучающихся в реализацию воспитательных мероприятий, для осознания

обучающимися гражданской позиции, гражданского долга, способствующего

готовности любить, гордиться, защищать свое Отечество.

Духовно-нравственное воспитание

Работа по данному направлению ведется согласно плану работы «Содружество».

Мероприятия:

Посещение школы искусств;

Посещение библиотек:ТТТ, районной «Ровесник»;

Экскурсии в Троицкий Свято-Казанский монастырь;

Уроки красоты на базе парикмахерской;

Тематические классные часы и беседы;

Здоровьесберегающее направление деятельности

В процессе воспитательной работы используются следующие формы

физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

урок физической культуры;

спортивные праздники;

соревнования по различным видам спорта;

«Дни здоровья»;

теоретические занятия, беседы(с приглаш. спец. из центра мед проф.)

занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

В начале учебного года обучающиеся проходят медицинский осмотр. Медицинское

обеспечение включает:

распределение обучающихся по группам здоровья; беседы медика с обучающимися о

личной гигиене и вредных привычках (спец. мед. проф); профилактические прививки

обучающихся и педагогического состава;

Организация внеурочной деятельности

Неотъемлемой частью в системе воспитательной работы является дополнительное

образование. В техникуме работают:

Кружки:

Вокальный

Театральный

Инструментальный

Танцевальный

Развитие самоуправления обучающихся

Развитие самоуправления является актуальной, социально-педагогической задачей.

Органы ученического самоуправления действуют на основании «Положения об

ученическом самоуправлении в ТТТ»

В работу самоуправления вовлечено около 35 обучающихся (старосты групп и их

помощники), из них одна учащаяся является членом молодежного парламента городского

собрания депутатов.

Заседания Ученического совета обучающихся проводятся по мере необходимости, но не

реже одного раза в месяц.

Набирает популярность среди обучающихся волонтерское движение.

Правовое воспитание

В целях профилактики преступности в ТТТ разработаны план по предупреждению

правонарушений и преступлений, план совместной работы техникума с ПДН города и

района.

Основные мероприятия:

Разработаны и включены в план работы техникума мероприятия по профилактике

противоправного поведения студентов ТТТ совместно с МО МВД РФ «Троицкий»

и ФБУ МРУИИ № 5 ГУФСИН России по Челябинской области;

Ежемесячно на 5 число каждого месяца направляется информация в МО МВД РФ

«Троицкий» о занятости студентов, состоящих на учете в ОПДН;

Ежемесячно проводится сверка списков студентов ТТТ, состоящих на учете в

ОПДН МО МВД РФ «Троицкий»;

Еженедельно на совещании у зам.дир. по УВР подводятся итоги посещаемости,

планируются мероприятия (беседы, посещение семей студентов) с обучающимися

пропускающими занятия;

Вовлекакаются обучающиеся ГР в работу кружков, секций;

Ежемесячно мастерами п/о в группах проводятся тематические беседы по

профилактике правонарушений;

Посещение на дому с целью контроля над подростком, его занятостью в свободное

от занятий время, а также в каникулярное время;

За каждым студентом закреплен шеф-наставник в лице мастера группы;

Принимаются меры по организации занятости студентов «группы риска» в летнее и

каникулярное время в учреждениях дополнительного образования (отдых в семьях

родственников, трудоустройство, соц.помощь ветеранам и др.);

Поддерживается связь с родителями данных студентов (беседы, собрания);

Студенты привлекаются к проведению тематических внеклассных мероприятий;

Проводятся разъяснительные беседы соц.педагогом со студентами «группы риска»;

Поведение студентов обсуждается на Совете профилактики, пед.совете по мере

необходимости.

Постоянное взаимодействие с сотрудниками ОППН ОВД города и района,

инспекторами ПДН города и района .

Оказание социальной помощи и поддержки обучающимися, относящиеся к

категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

зачисляются в техникум на полное государственное обеспечение и за отчетный

период все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

обеспечиваются: стипендией, горячим питанием, денежной компенсацией на

приобретение одежды и обуви, канц.товаров, проездного билета, предметов личной

гигиены.

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей ведется

согласно плану и включает в себя следующие направления:

1.Организационная работа:

выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа

вновь поступивших в ТТТ

заполнение «социальных» паспортов ( личные дела, анализ документов )

работа с личными делами

организация встреч с медработником

2.Правовой всеобуч

консультации для опекунов по разным вопросам

беседы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей «

Права и обязанности обучающегося»

индивидуальные консультации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей

3. Контроль за содержанием воспитания и бытовыми условиями детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

рейды в общежитии, на квартиры с целью проведения контрольного обследования;

акты весеннего и осеннего обследования бытовых условий жизни детей-сирот;

акты сохранности жилья ( весной и осенью) отдела опеки и попечительства города

и района.

организация приема отчета у опекунов, учащихся

( контрольная тетрадь, квитанции на покупку);

4. Изучение личности обучающихся:

анкетирование, тестирование ( адаптация к учебному учреждению, интересы,

мотивация, планы отдыха в дни каникул);

5. Взаимодействие с заинтересованными службами

организация углубленного медицинского обследования опекаемых и сирот;

отделы охраны прав детей ГорОНО, РайОНО, Отдел опеки УСЗН

( трудоустройство, организация отдыха, акты весеннего и осеннего обследования)

Организация питания и медицинского обслуживания

Ежегодно в техникуме проводится динамическое наблюдение за

состоянием здоровья обучающихся. Диспансеризация подростков заключается в

периодических осмотрах, своевременном лечении и оздоровлении. В техникуме

введено бесплатное питание для всех обучающихся с 1 по 3 курсы, функционирует

столовая. Горячее питание организовано.

Стипендиальное обеспечение.

Учебно-воспитательная деятельность в техникуме осуществляется всем пед.

коллективом. Их работа направлена на формирование успешности, самостоятельности,

самореализации, самоопределения каждого обучающегося.Но особую роль в

воспитательном процессе выполняют мастера п/о групп обучающихся.

Подтверждая актуальность и важность психолого-педагогического сопровождения

воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении хочется закончить

словами Сократа (5 век до н.э.): «Воспитание и образование - единственное средство,

ведущее к идеалу человека разумного и доброжелательного».