Автор: Калинина Алевтина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса"
Статья на тему:
«
Социально-психологическое сопровождение воспитательного
процесса»
Преподаватель А.Н. Калинина
ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
В системе среднего профессионального образования в последние годы активно
складывается особая культура поддержки студентов в учебно-воспитательном
процессе – социально-психологическое и психолого-педагогическое сопровождение.
Целью социально-психологического и педагогического сопровождения
является создание социально – психологических условий для развития
личности обучающихся и их успешного обучения.
Что значит сопровождать?
«Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или
провожающего.
«Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова)
т.е. это движение вместе, рядом, а иногда - чуть впереди.
Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному
спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие
трудности, помогает советом и собственным примером ориентироваться в
окружающем мире, чутко прислушиваться к себе.
Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и
развилках рядом оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать
его более осознанным, - это большая удача. Именно в таком сопровождении в
процессе становления специалиста видится нам ценностный смысл
психологической деятельности в техникуме.
Достижение высокого качества подготовки специалистов со средним
профессиональным образованием не сводится только к обученности, набору знаний
и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», включает в себя задачи
обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья.
От педагогического коллектива нашего техникума требуется адекватного психолого-
педагогического сопровождения студентов.
В центре всего воспитательного процесса техникума – обучающийся, поэтому весь
педагогический коллектив направляет свои усилия на формировании личности
обучающегося в соответствии с его склонностями и интересами.
Мы имеем в виду процесс воспитания в целом как единую и сплоченную систему
воспитания, в которую вошли заместитель директора по УВР, инспектор по
профилактике правонарушении, социальный педагог, руководитель физического
воспитания, медицинский работник, библиотекарь, мастера п/о, педагоги.
В начале учебного года была определена главная цель в воспитании и средства ее
осуществления в соответствии с теми задачами, которые были поставлены.
Цель: создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,
гуманной, способной ценить себя и уважать других.
Формирование ценностно-ориентационного единства педагогического коллектива
техникума.
Оказание социально-психологической помощи детям «группы риска».
Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия
техникума.
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания
творческой атмосферы через организацию кружков, клубов, спортивных секций,
совместной творческой деятельности педагогов, обучающихся и родителей.
Развитие ученического самоуправления через повышение социальной активности
обучающихся.
ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
1
курс: психолого-педагогическое сопровождение студентов в период адаптации к
учебному процессу; помощь в построении конструктивных отношений с
социальным окружением, профилактика девиантного поведения.
2
курс: содействие личностному росту студентов, формированию активной
социальной позиции; помощь в решении личностных проблем.
3
-4 Курс:
Развитие социально-психологической компетенции; анализ степени
адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным
условиям их профессиональной деятельности.
Основные направления деятельности, которые помогают решать
воспитательные задачи на протяжении всех лет обучения :
1. Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание
2. Здоровьесберегающее направление деятельности (организация здорового
образа жизни, физкультурно-оздоровительной работы)
3. Организация внеурочной деятельности
4. Развитие самоуправления обучающихся.
5. Социально-психологическое направление; Правовое воспитание;
6.Организация методической деятельности;
7. Организация питания и медицинского обслуживания.
В соответствии с планом воспитательной работы с целью развития инициативы,
самостоятельности, ответственности и развития творчества обучающихся проводятся
следующие общетехникумовские мероприятия :
-
«День Знаний»
-
День учителя, профтехобразования;
-
Осенний бал;
-
Ярмарка профессий (выездной мероприятие в школе № 9);
-
«Татьянин день»;
-
«Любовь-морковь» к дню влюбленных;
-
«8 марта»;
Спортивные соревнования:
- Легкоатлетический кросс в рамках образовательного процесса;
-
Первенство ТТТ по волейболу и баскетболу между группами;
-
Участие в спартакиаде сборной команды ТТТ по волейболу и баскетболу.
Участие в конкурсах и акциях:
•
Акция «Всероссийский субботник» (сентябрь)
•
Конкурс стенгазет к Дню учителя (октябрь)
•
Конкурс поделок «Полёт осенних фантазий»
•
«Загляните в мамины глаза»-фотоконкурс (ноябрь)
•
Участие во Всероссийском конкурсе чтецов (ноябрь)
•
Областной конкурс антинаркотического плаката «За здоровый образ жизни»
(декабрь)
•
Участие в региональном конкурсе «Земляки» (февраль)
•
Конкурс стенгазет в честь 23 февраля
•
Участие в областном конкурсе художественного творчество «Я вхожу в мир
искусств» (март)
Конкурс стенгазет в честь 8 Марта
Гражданско-патриотическое воспитание
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется согласно плану
работы ТТТ. Воспитанию гражданственности и патриотизма уделяется на всех
занятиях и общих мероприятиях техникума.
Основные мероприятия:
•
Экскурсии в музей Великой Отечественной и Второй Мировой войны;
•
Шефство над ветеранами, поздравление ветеранов;
•
Участие в митинге, посвященном Дню Победы;
•
Тематические классные часы;
•
Выпуск стенгазет к 23 февраля;
•
Экскурсии в воинскую часть;
Организация и проведение в/п сборов;
Необходимо продолжить работу по вовлечению наибольшего количества
обучающихся в реализацию воспитательных мероприятий, для осознания
обучающимися гражданской позиции, гражданского долга, способствующего
готовности любить, гордиться, защищать свое Отечество.
Духовно-нравственное воспитание
Работа по данному направлению ведется согласно плану работы «Содружество».
Мероприятия:
•
Посещение школы искусств;
•
Посещение библиотек:ТТТ, районной «Ровесник»;
•
Экскурсии в Троицкий Свято-Казанский монастырь;
•
Уроки красоты на базе парикмахерской;
•
Тематические классные часы и беседы;
Здоровьесберегающее направление деятельности
В процессе воспитательной работы используются следующие формы
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
урок физической культуры;
спортивные праздники;
соревнования по различным видам спорта;
«Дни здоровья»;
теоретические занятия, беседы(с приглаш. спец. из центра мед проф.)
занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
В начале учебного года обучающиеся проходят медицинский осмотр. Медицинское
обеспечение включает:
распределение обучающихся по группам здоровья; беседы медика с обучающимися о
личной гигиене и вредных привычках (спец. мед. проф); профилактические прививки
обучающихся и педагогического состава;
Организация внеурочной деятельности
Неотъемлемой частью в системе воспитательной работы является дополнительное
образование. В техникуме работают:
Кружки:
•
Вокальный
•
Театральный
•
Инструментальный
•
Танцевальный
Развитие самоуправления обучающихся
Развитие самоуправления является актуальной, социально-педагогической задачей.
Органы ученического самоуправления действуют на основании «Положения об
ученическом самоуправлении в ТТТ»
В работу самоуправления вовлечено около 35 обучающихся (старосты групп и их
помощники), из них одна учащаяся является членом молодежного парламента городского
собрания депутатов.
Заседания Ученического совета обучающихся проводятся по мере необходимости, но не
реже одного раза в месяц.
Набирает популярность среди обучающихся волонтерское движение.
Правовое воспитание
В целях профилактики преступности в ТТТ разработаны план по предупреждению
правонарушений и преступлений, план совместной работы техникума с ПДН города и
района.
Основные мероприятия:
Разработаны и включены в план работы техникума мероприятия по профилактике
противоправного поведения студентов ТТТ совместно с МО МВД РФ «Троицкий»
и ФБУ МРУИИ № 5 ГУФСИН России по Челябинской области;
Ежемесячно на 5 число каждого месяца направляется информация в МО МВД РФ
«Троицкий» о занятости студентов, состоящих на учете в ОПДН;
Ежемесячно проводится сверка списков студентов ТТТ, состоящих на учете в
ОПДН МО МВД РФ «Троицкий»;
Еженедельно на совещании у зам.дир. по УВР подводятся итоги посещаемости,
планируются мероприятия (беседы, посещение семей студентов) с обучающимися
пропускающими занятия;
Вовлекакаются обучающиеся ГР в работу кружков, секций;
Ежемесячно мастерами п/о в группах проводятся тематические беседы по
профилактике правонарушений;
Посещение на дому с целью контроля над подростком, его занятостью в свободное
от занятий время, а также в каникулярное время;
За каждым студентом закреплен шеф-наставник в лице мастера группы;
Принимаются меры по организации занятости студентов «группы риска» в летнее и
каникулярное время в учреждениях дополнительного образования (отдых в семьях
родственников, трудоустройство, соц.помощь ветеранам и др.);
Поддерживается связь с родителями данных студентов (беседы, собрания);
Студенты привлекаются к проведению тематических внеклассных мероприятий;
Проводятся разъяснительные беседы соц.педагогом со студентами «группы риска»;
Поведение студентов обсуждается на Совете профилактики, пед.совете по мере
необходимости.
Постоянное взаимодействие с сотрудниками ОППН ОВД города и района,
инспекторами ПДН города и района .
Оказание социальной помощи и поддержки обучающимися, относящиеся к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
зачисляются в техникум на полное государственное обеспечение и за отчетный
период все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
обеспечиваются: стипендией, горячим питанием, денежной компенсацией на
приобретение одежды и обуви, канц.товаров, проездного билета, предметов личной
гигиены.
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей ведется
согласно плану и включает в себя следующие направления:
1.Организационная работа:
выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа
вновь поступивших в ТТТ
заполнение «социальных» паспортов ( личные дела, анализ документов )
работа с личными делами
организация встреч с медработником
2.Правовой всеобуч
консультации для опекунов по разным вопросам
беседы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей «
Права и обязанности обучающегося»
индивидуальные консультации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
3. Контроль за содержанием воспитания и бытовыми условиями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
рейды в общежитии, на квартиры с целью проведения контрольного обследования;
акты весеннего и осеннего обследования бытовых условий жизни детей-сирот;
акты сохранности жилья ( весной и осенью) отдела опеки и попечительства города
и района.
организация приема отчета у опекунов, учащихся
( контрольная тетрадь, квитанции на покупку);
4. Изучение личности обучающихся:
анкетирование, тестирование ( адаптация к учебному учреждению, интересы,
мотивация, планы отдыха в дни каникул);
5. Взаимодействие с заинтересованными службами
организация углубленного медицинского обследования опекаемых и сирот;
отделы охраны прав детей ГорОНО, РайОНО, Отдел опеки УСЗН
( трудоустройство, организация отдыха, акты весеннего и осеннего обследования)
Организация питания и медицинского обслуживания
Ежегодно в техникуме проводится динамическое наблюдение за
состоянием здоровья обучающихся. Диспансеризация подростков заключается в
периодических осмотрах, своевременном лечении и оздоровлении. В техникуме
введено бесплатное питание для всех обучающихся с 1 по 3 курсы, функционирует
столовая. Горячее питание организовано.
Стипендиальное обеспечение.
Учебно-воспитательная деятельность в техникуме осуществляется всем пед.
коллективом. Их работа направлена на формирование успешности, самостоятельности,
самореализации, самоопределения каждого обучающегося.Но особую роль в
воспитательном процессе выполняют мастера п/о групп обучающихся.
Подтверждая актуальность и важность психолого-педагогического сопровождения
воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении хочется закончить
словами Сократа (5 век до н.э.): «Воспитание и образование - единственное средство,
ведущее к идеалу человека разумного и доброжелательного».