Автор: Агафонова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия г. Советский
Населённый пункт: город Советский ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ
КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и
инвалидов,
которые
практически
не
имели
возможности
получить
образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми,
их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.
Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально
адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к
людям
с
ограниченными
возможностями
нельзя,
если
с
детских
лет
не
воспитывать
здоровых
детей
и
инвалидов
вместе.
Только
совместное
обучение,
совместный
труд,
совместное
преодоление
трудностей
и
празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно
характеризовать, как гармоничную [4].
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных
потребностей
детей
и
предоставление
услуг
в
соответствии
с
этими
потребностями
через
более
полное
участие
в
образовательном
процессе,
привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
В
настоящее
время
образование
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного
образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования
являются
многочисленные
ограничения,
так
или
иначе
связанные
с
социальным неравенством инвалидов [2].
В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего
существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
способствующего
расширению
доступности
образования
для
них.
Тем
самым
таким
детям
будут
создаваться
более
благоприятные условия для их социальной адаптации.
С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной
школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их
умственного, речевого и в целом психического развития.
Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и
детей
с
ограниченными
возможно стями
здоровья,
во з ника ют
дополнительные,
нередко
непреодолимые
трудности
в
реализации
индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения,
воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип
дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому
учащемуся [5].
Инклюзивное образование (фр. Inclusif -
включающий
в
себя, лат. include-
заключаю,
включаю)
-
процесс
развития
общего
образования,
который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для
детей с особыми потребностями.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во
все
аспекты
школьной
жизни,
в
которых
с
удовольствием
и
радостью
участвуют
также
все
остальные
дети.
Это
требует
реальной
адаптации
школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех
детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что
инклюзия
не
требует
оказания
детям
с
различными
возможностями
специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами
класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными
вариантами
и
периодически
бывает
необходимым
буквально
для
всех
учеников в классе [4].
Но
как
же
научить
школьников
понимать
одноклассников
с
ограниченными возможностями здоровья?
Подготовка
здоровых
школьников
к
принятию
детей
с
ОВЗ
требует
от
учителя
большого
душевного
и
интеллектуального
труда.
К
сожалению,
детская
жестокость
часто
делает
«особых»
ровесников
изгоями
и
целью
насмешек.
Задача
учителя,
формируя
в
классном
коллективе
эмпатию
и
толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в
важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения».
Создайте условия, чтобы развить личностные качества учеников
Критерии
готовности
учеников
принять
детей
с
ОВЗ
и
инвалидностью:
высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий
уровень
агрессивности
конфликтности,
позитивная
устанвка
принятия
другого. Поэтому задача педагога:
Сформировать у школьников установку на сотрудничество с детьми с
ОВЗ и инвалидностью, научить общаться с ними;
Сформировать
у
детей
способность
эмоционально
реагировать
на
переживания
другого,
распознавать
его
эмоциональное
состояние,
уважать чужое мнение;
Разрушать барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью:
используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то,
что и дети с инвалидностью;
Научить
школьников
акцентировать
внимание
на
плюсах
и
достоинствах.
Чтобы решить эти задачи, можно использовать упражнения, которые можно
проводить на классных часах и в группах.
Важно знать: правила работы в группе:
1.
Правило
равноценно сти
–
нет
иерархии.
Каждый
н е с е т
ответственность как за свои решения, так и за групповые.
2.
Правило
активности
–
от
активности
каждого
члена
группы
выигрывают все.
3.
Правило искренности – каждый говорит то, что думает, а не то, что от
него ждут, меру доверительности устанавливает сам.
4.
Правило конструктивной обратной связи – говорить о поведении, а не о
личности.
5.
Правило конфиденциальности – информация, касающаяся историй из
жизни, которую обсуждают в группе, не выходит за ее пределы.
6.
Правило своевременности – обсуждать только то, что происходит здесь
и сейчас.
Упражнение
Цель
Инструкция
«Объясняю
–
понимай!»
Развивать
коммуникативны
е умения.
Ученики делятся на две команды. Каждая задумывает число, связанное с
эмоциональной сферой. Это может быть название переживания, а может -
понятие, которое обозначает форму переживаний(стресс, аффект). Нужно
объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание,
но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания
важно
кратко
описать
ситуацию,
в
которой
это
переживание
может
возникнуть. Соперники должны за 30 секунд определить слово.
«Неверные
средства
общения»
П о д в е с т и
к
м ы с л и
о
равенстве
общения
Слова
ведущего:
каждый
человек
должен
уметь
слушать
другого,
воспринимать и стараться его понять. От того каким образом мы ведем
себя в общении, зависит, сможет ли партнер понять нас, легко ли будет
нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам
эффективно
общаться?
Какие
средства
в
общении
являются
неэффективными? Подведите учащихся к выводу о том, что в общении
люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться будет тяжело.
«Сидящий
и
стоящий»
Показать
тетям
значение
неверных
средств
общения.
Один ребенок сидит, другой стоит. Их задача – в этих условиях вести
разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь
возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После
того, как выполнили упражнение, дети делятся впечатлениями. Вопросы
для обсуждения: 1. Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле?
2. Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя? 3. Какое положение в
разговоре понравилось, а какое - нет? Почему? Как ты думаешь, с чем
связаны такие ощущения? Если бы вы общались с партнером на равных,
что бы изменилось?
«Спиной
друг
к другу»
Создать условия,
п р и
к о т о р ы х
ученики
смогут
себя
почувствовать
в
роли
человека
с
О В З
и л и
инвалидностью.
Учитель предлагает детям разделиться на пары и сесть на пол спиной к
спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько
минут
им
нужно
повернуться
и
поделиться
своими
ощущениями.
Вопросы для обсуждения: 1. Легко ли общаться, не видя человека? Что ты
чувствовал, общаясь в таком положении? 2. Хотелось ли тебе повернуться
раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть,
тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?
«Дискуссия»
Создать условия,
п р и
к о т о р ы х
ученики
смогут
себя
почувствовать
в
роли
человека
с
О В З
и л и
инвалидностью
Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке первый участник
ничего не слышит, не может говорить, но у него есть зрение, жесты и
пантомимика. Второй может и говорить и видеть, но не может двигаться и
показывать жестами. Третий – не видит и не говорит. Он способен только
слышать и показывать. Всей тройке предлагают задания: договориться о
месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет
покрасить забор. Вопросы для обсуждения:1. Тяжело ли было играть
доставшуюся тебе роль? 2. Легко или трудно было договориться? 3. Что
самое сложное в этом упражнении для тебя? 4. Что новое ты для себя
открыл?
«Передача
чувств»
Расширить
групповой
репертуар
способов
взаимопонимани
я.
Команды выстраиваются в колонны. В каждой из них количество игроков
должно быть равным. Заранее приготовьте карточки с названиями эмоций.
Примерный список: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес,
гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Последние
участники
в
колоннах
поворачиваются
к
ведущему
и
вытягивают
из
стопки по одной карточке с названиями эмоций. Они дотрагиваются до
плеча стоящего перед ними участника, он оборачивается и наблюдает за
мимикой
и
пантомимой
первого
игрока,
далее
эмоция
невербально
передается по цепочке. Когда «эмоциональная информация» достигает
стоящего впереди игрока, он возвращается в хвост колонны. После того
как все окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них
изобразить
эмоцию,
которую
он
получил,
а
затем
назвать
ее.
Ответ
сопоставляется с надписью на карточке. Процедуру повторяют дважды,
при
этом,
тот
игрок,
кто
в
первый
раз
был
первым,
оказывается
замыкающим
в
колонне,
и
именно
ему
предстоит
теперь
вытягивать
карточку.
«Чувства
животных»
Расширить
групповой
репертуар
Ученики делятся на тройки. В тройках участники договариваются, кто
станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Первый игрок
должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. Далее они
способов
взаимопонимани
я
тихонько сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по
аудитории
так,
как
движется
животное,
переживающее
эту
эмоцию.
Другим командам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает.
«Мостик
дружбы»
Развивать
коммуникативны
е умения.
Попросите детей по желанию образовать пары, придумать и показать
мостик при помощи рук, ног, туловища. Затем спросите, кто из детей
хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. До тех пор, пока
будут
находится
желающие.
Заканчивается
упражнение
тем,
что
все
встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, изображая «Мостик
дружбы».
«Слепой,
глухой, немой»
Создать условия,
п р и
к о т о р ы х
ученики
смогут
себя
почувствовать
в
роли
человека
с
О В З
и л и
инвалидностью,
развить
эмпатию.
Выберите 3 человек. Они будут играть предложенные на карточках роли:
первый – не двигается, не слышит, но говорит и видит, второй – не
говорит, не слышит, но двигается и видит, третий – не говорит, не видит,
но слышит и двигается. Задачи для коммуникации:1. Вы собрались на
праздник. Договоритесь, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете
подарок. 2. Составьте список любимых продуктов для дня рождения. 3.
Выберите новую марку сотового телефона с разными функциями. Группа
не помогает. По окончании предложите другим ученикам проиграть эти
роли.
«Помощь»
Научиться
оказывать
помощь детям с
О В З
и
инвалидностью,
проявлять
эмпатию.
Ситуация
1. Ребенок
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите
помощь так, чтобы он ее принял. Ситуация 2.одному участнику завяжите
глаза.
Его
задача
–
взять
предмет,
на
пути
к
которому
расставлены
всевозможные препятствия. Провести к необходимому объекту участника
можно только с помощью речи.
« М ы
т а к
похожи»
Воспитывать
толерантность.
Вариант
1.
Участники
ходят
по
комнате
и
говорят
каждому
встречающемуся по 2 фразы, которые начинаются со слов: Ты похож на
меня тем, что…., Я отличаюсь от тебя тем, что…Вариант 2. В парах 4
минуты
вести
разговор
на
тему
«Чем
мы
похожи»,
затем
«Чем
мы
отличаемся». По окончании обсудите, что было легко и трудно делать,
какие были открытия. В итоге подведите к тому, что все мы похожи и в то
же время разные, но мы имеем право на отличия, и никто не может нас
заставить быть другими.
« С л е п о й
и
поводырь»
Сплотить
коллектив,
тренировать
невербальные
способы
общения.
Разделите
класс
на
две
команды
–
«поводырей»
и
«слепых».
Задача
«слепого»-закрыть глаза и найти «поводыря».для этого нужно двигаться с
закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой»,
и
станет
его
«поводырем».
Главное
–
невербальное
взаимодействие.
Выбрать «поводыря» нужно сознательно, если все участники делятся на
пары по желанию. По окончанию дети сначала в парах, а затем в группе
обсуждают происходившее.
«Все,
некоторые,
только я»
Сплотить
коллектив,
показать
с х о д с т в а
и
различия детей.
В круг поставьте стулья: на один меньше, чем число участвующих. Все
садятся на них, а учитель становится в центре круга. Педагог называет
признак, общий для всех детей, подходящий только к некоторым из них
или к одному. Все, кто считает, что названное относится к нему, встают,
добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный
стул, но не свой.
« Ч т о
н а с
объединяет»
Помочь
участникам
лу ч ш е
у з н а т ь
д р у г
д р у г а
и
научить
Подготовьте материалы: бумагу, карандаш, призы. Дети образуют пары.
Каждая
пара
должна
как
можно
быстрее
найти
и
записать
по
10
характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать характеристики,
такие как « у меня 2 ноги». Можно указать год рождения, место учебы,
хобби и т.д. После этого каждый участник группы выбирает другого
устанавливать
к о н т а к т
с
собеседником.
партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет по
десять
качеств,
объединяющих
его
с
пятью
другими
участниками,
получает приз.
«Имя»
Развить эмпатию
и толерантность.
Попросите учащихся разбиться на пары. В парах каждый по очереди
должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук. Вопросы для
обсуждения:1. Получилось или нет выполнить задание? 2. Как решили
проблему? 3. Догадался ли кто-то попросить другого написать свое имя
(условие, что он тоже без рук, не вводите)?
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт
характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети
«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над
заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать,
что у них с детьми-инвалидами много общего.
В
инклюзивных
классах
дружба
между
детьми
с
особенностями
и
без
особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех
случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места
жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со
своими
одноклассниками
вне
школы.
Учителя
играют
ведущую
роль
в
установлении и укреплении такой дружбы.
Список литературы
1.
Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в
контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-
педагогическое
обеспечение
национальной
образовательной
инициативы «Наша новая школа». — М., 2015. С. 104—116.
2.
Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис
и
проблемы
внедрения»
//
Научно-методический
журна л
«Коррекционная педагогика». 2014. № 4 (40).
3.
Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой
школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
4.
Шалагинова К. Как научить школьников понимать одноклассников с
ограниченными возможностями здоровья: 15 упражнений //Управление
начальной школой. 2018.№ 5 –С.22-28.