Напоминание

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ

Автор: Агафонова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия г. Советский
Населённый пункт: город Советский ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ
Дата публикации: 12.03.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и

инвалидов,

которые

практически

не

имели

возможности

получить

образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми,

их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально

адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к

людям

с

ограниченными

возможностями

нельзя,

если

с

детских

лет

не

воспитывать

здоровых

детей

и

инвалидов

вместе.

Только

совместное

обучение,

совместный

труд,

совместное

преодоление

трудностей

и

празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно

характеризовать, как гармоничную [4].

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных

потребностей

детей

и

предоставление

услуг

в

соответствии

с

этими

потребностями

через

более

полное

участие

в

образовательном

процессе,

привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В

настоящее

время

образование

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного

образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования

являются

многочисленные

ограничения,

так

или

иначе

связанные

с

социальным неравенством инвалидов [2].

В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего

существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными

возможностями

здоровья

и

способствующего

расширению

доступности

образования

для

них.

Тем

самым

таким

детям

будут

создаваться

более

благоприятные условия для их социальной адаптации.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной

школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их

умственного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и

детей

с

ограниченными

возможно стями

здоровья,

во з ника ют

дополнительные,

нередко

непреодолимые

трудности

в

реализации

индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения,

воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип

дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому

учащемуся [5].

Инклюзивное образование (фр. Inclusif -

включающий

в

себя, лат. include-

заключаю,

включаю)

-

процесс

развития

общего

образования,

который

подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к

различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для

детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во

все

аспекты

школьной

жизни,

в

которых

с

удовольствием

и

радостью

участвуют

также

все

остальные

дети.

Это

требует

реальной

адаптации

школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех

детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что

инклюзия

не

требует

оказания

детям

с

различными

возможностями

специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами

класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными

вариантами

и

периодически

бывает

необходимым

буквально

для

всех

учеников в классе [4].

Но

как

же

научить

школьников

понимать

одноклассников

с

ограниченными возможностями здоровья?

Подготовка

здоровых

школьников

к

принятию

детей

с

ОВЗ

требует

от

учителя

большого

душевного

и

интеллектуального

труда.

К

сожалению,

детская

жестокость

часто

делает

«особых»

ровесников

изгоями

и

целью

насмешек.

Задача

учителя,

формируя

в

классном

коллективе

эмпатию

и

толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в

важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения».

Создайте условия, чтобы развить личностные качества учеников

Критерии

готовности

учеников

принять

детей

с

ОВЗ

и

инвалидностью:

высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий

уровень

агрессивности

конфликтности,

позитивная

устанвка

принятия

другого. Поэтому задача педагога:

Сформировать у школьников установку на сотрудничество с детьми с

ОВЗ и инвалидностью, научить общаться с ними;

Сформировать

у

детей

способность

эмоционально

реагировать

на

переживания

другого,

распознавать

его

эмоциональное

состояние,

уважать чужое мнение;

Разрушать барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью:

используйте имитацию, когда сами ученики в упражнениях делают то,

что и дети с инвалидностью;

Научить

школьников

акцентировать

внимание

на

плюсах

и

достоинствах.

Чтобы решить эти задачи, можно использовать упражнения, которые можно

проводить на классных часах и в группах.

Важно знать: правила работы в группе:

1.

Правило

равноценно сти

нет

иерархии.

Каждый

н е с е т

ответственность как за свои решения, так и за групповые.

2.

Правило

активности

от

активности

каждого

члена

группы

выигрывают все.

3.

Правило искренности – каждый говорит то, что думает, а не то, что от

него ждут, меру доверительности устанавливает сам.

4.

Правило конструктивной обратной связи – говорить о поведении, а не о

личности.

5.

Правило конфиденциальности – информация, касающаяся историй из

жизни, которую обсуждают в группе, не выходит за ее пределы.

6.

Правило своевременности – обсуждать только то, что происходит здесь

и сейчас.

Упражнение

Цель

Инструкция

«Объясняю

понимай!»

Развивать

коммуникативны

е умения.

Ученики делятся на две команды. Каждая задумывает число, связанное с

эмоциональной сферой. Это может быть название переживания, а может -

понятие, которое обозначает форму переживаний(стресс, аффект). Нужно

объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание,

но само слово при этом не называть. В случае конкретного переживания

важно

кратко

описать

ситуацию,

в

которой

это

переживание

может

возникнуть. Соперники должны за 30 секунд определить слово.

«Неверные

средства

общения»

П о д в е с т и

к

м ы с л и

о

равенстве

общения

Слова

ведущего:

каждый

человек

должен

уметь

слушать

другого,

воспринимать и стараться его понять. От того каким образом мы ведем

себя в общении, зависит, сможет ли партнер понять нас, легко ли будет

нам общаться друг с другом. Как вы думаете, что может помешать нам

эффективно

общаться?

Какие

средства

в

общении

являются

неэффективными? Подведите учащихся к выводу о том, что в общении

люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться будет тяжело.

«Сидящий

и

стоящий»

Показать

тетям

значение

неверных

средств

общения.

Один ребенок сидит, другой стоит. Их задача – в этих условиях вести

разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь

возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После

того, как выполнили упражнение, дети делятся впечатлениями. Вопросы

для обсуждения: 1. Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле?

2. Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя? 3. Какое положение в

разговоре понравилось, а какое - нет? Почему? Как ты думаешь, с чем

связаны такие ощущения? Если бы вы общались с партнером на равных,

что бы изменилось?

«Спиной

друг

к другу»

Создать условия,

п р и

к о т о р ы х

ученики

смогут

себя

почувствовать

в

роли

человека

с

О В З

и л и

инвалидностью.

Учитель предлагает детям разделиться на пары и сесть на пол спиной к

спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько

минут

им

нужно

повернуться

и

поделиться

своими

ощущениями.

Вопросы для обсуждения: 1. Легко ли общаться, не видя человека? Что ты

чувствовал, общаясь в таком положении? 2. Хотелось ли тебе повернуться

раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть,

тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

«Дискуссия»

Создать условия,

п р и

к о т о р ы х

ученики

смогут

себя

почувствовать

в

роли

человека

с

О В З

и л и

инвалидностью

Учащиеся разбиваются на тройки. В каждой тройке первый участник

ничего не слышит, не может говорить, но у него есть зрение, жесты и

пантомимика. Второй может и говорить и видеть, но не может двигаться и

показывать жестами. Третий – не видит и не говорит. Он способен только

слышать и показывать. Всей тройке предлагают задания: договориться о

месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет

покрасить забор. Вопросы для обсуждения:1. Тяжело ли было играть

доставшуюся тебе роль? 2. Легко или трудно было договориться? 3. Что

самое сложное в этом упражнении для тебя? 4. Что новое ты для себя

открыл?

«Передача

чувств»

Расширить

групповой

репертуар

способов

взаимопонимани

я.

Команды выстраиваются в колонны. В каждой из них количество игроков

должно быть равным. Заранее приготовьте карточки с названиями эмоций.

Примерный список: радость, вина, обида, грусть, удивление, интерес,

гнев, спокойствие, отвращение, страх, презрение, стыд, горе. Последние

участники

в

колоннах

поворачиваются

к

ведущему

и

вытягивают

из

стопки по одной карточке с названиями эмоций. Они дотрагиваются до

плеча стоящего перед ними участника, он оборачивается и наблюдает за

мимикой

и

пантомимой

первого

игрока,

далее

эмоция

невербально

передается по цепочке. Когда «эмоциональная информация» достигает

стоящего впереди игрока, он возвращается в хвост колонны. После того

как все окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них

изобразить

эмоцию,

которую

он

получил,

а

затем

назвать

ее.

Ответ

сопоставляется с надписью на карточке. Процедуру повторяют дважды,

при

этом,

тот

игрок,

кто

в

первый

раз

был

первым,

оказывается

замыкающим

в

колонне,

и

именно

ему

предстоит

теперь

вытягивать

карточку.

«Чувства

животных»

Расширить

групповой

репертуар

Ученики делятся на тройки. В тройках участники договариваются, кто

станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Первый игрок

должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. Далее они

способов

взаимопонимани

я

тихонько сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по

аудитории

так,

как

движется

животное,

переживающее

эту

эмоцию.

Другим командам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает.

«Мостик

дружбы»

Развивать

коммуникативны

е умения.

Попросите детей по желанию образовать пары, придумать и показать

мостик при помощи рук, ног, туловища. Затем спросите, кто из детей

хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. До тех пор, пока

будут

находится

желающие.

Заканчивается

упражнение

тем,

что

все

встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, изображая «Мостик

дружбы».

«Слепой,

глухой, немой»

Создать условия,

п р и

к о т о р ы х

ученики

смогут

себя

почувствовать

в

роли

человека

с

О В З

и л и

инвалидностью,

развить

эмпатию.

Выберите 3 человек. Они будут играть предложенные на карточках роли:

первый – не двигается, не слышит, но говорит и видит, второй – не

говорит, не слышит, но двигается и видит, третий – не говорит, не видит,

но слышит и двигается. Задачи для коммуникации:1. Вы собрались на

праздник. Договоритесь, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете

подарок. 2. Составьте список любимых продуктов для дня рождения. 3.

Выберите новую марку сотового телефона с разными функциями. Группа

не помогает. По окончании предложите другим ученикам проиграть эти

роли.

«Помощь»

Научиться

оказывать

помощь детям с

О В З

и

инвалидностью,

проявлять

эмпатию.

Ситуация

1. Ребенок

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите

помощь так, чтобы он ее принял. Ситуация 2.одному участнику завяжите

глаза.

Его

задача

взять

предмет,

на

пути

к

которому

расставлены

всевозможные препятствия. Провести к необходимому объекту участника

можно только с помощью речи.

« М ы

т а к

похожи»

Воспитывать

толерантность.

Вариант

1.

Участники

ходят

по

комнате

и

говорят

каждому

встречающемуся по 2 фразы, которые начинаются со слов: Ты похож на

меня тем, что…., Я отличаюсь от тебя тем, что…Вариант 2. В парах 4

минуты

вести

разговор

на

тему

«Чем

мы

похожи»,

затем

«Чем

мы

отличаемся». По окончании обсудите, что было легко и трудно делать,

какие были открытия. В итоге подведите к тому, что все мы похожи и в то

же время разные, но мы имеем право на отличия, и никто не может нас

заставить быть другими.

« С л е п о й

и

поводырь»

Сплотить

коллектив,

тренировать

невербальные

способы

общения.

Разделите

класс

на

две

команды

«поводырей»

и

«слепых».

Задача

«слепого»-закрыть глаза и найти «поводыря».для этого нужно двигаться с

закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой»,

и

станет

его

«поводырем».

Главное

невербальное

взаимодействие.

Выбрать «поводыря» нужно сознательно, если все участники делятся на

пары по желанию. По окончанию дети сначала в парах, а затем в группе

обсуждают происходившее.

«Все,

некоторые,

только я»

Сплотить

коллектив,

показать

с х о д с т в а

и

различия детей.

В круг поставьте стулья: на один меньше, чем число участвующих. Все

садятся на них, а учитель становится в центре круга. Педагог называет

признак, общий для всех детей, подходящий только к некоторым из них

или к одному. Все, кто считает, что названное относится к нему, встают,

добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный

стул, но не свой.

« Ч т о

н а с

объединяет»

Помочь

участникам

лу ч ш е

у з н а т ь

д р у г

д р у г а

и

научить

Подготовьте материалы: бумагу, карандаш, призы. Дети образуют пары.

Каждая

пара

должна

как

можно

быстрее

найти

и

записать

по

10

характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать характеристики,

такие как « у меня 2 ноги». Можно указать год рождения, место учебы,

хобби и т.д. После этого каждый участник группы выбирает другого

устанавливать

к о н т а к т

с

собеседником.

партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет по

десять

качеств,

объединяющих

его

с

пятью

другими

участниками,

получает приз.

«Имя»

Развить эмпатию

и толерантность.

Попросите учащихся разбиться на пары. В парах каждый по очереди

должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук. Вопросы для

обсуждения:1. Получилось или нет выполнить задание? 2. Как решили

проблему? 3. Догадался ли кто-то попросить другого написать свое имя

(условие, что он тоже без рук, не вводите)?

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт

характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети

«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над

заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать,

что у них с детьми-инвалидами много общего.

В

инклюзивных

классах

дружба

между

детьми

с

особенностями

и

без

особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех

случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места

жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со

своими

одноклассниками

вне

школы.

Учителя

играют

ведущую

роль

в

установлении и укреплении такой дружбы.

Список литературы

1.

Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в

контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-

педагогическое

обеспечение

национальной

образовательной

инициативы «Наша новая школа». — М., 2015. С. 104—116.

2.

Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис

и

проблемы

внедрения»

//

Научно-методический

журна л

«Коррекционная педагогика». 2014. № 4 (40).

3.

Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой

школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.

4.

Шалагинова К. Как научить школьников понимать одноклассников с

ограниченными возможностями здоровья: 15 упражнений //Управление

начальной школой. 2018.№ 5 –С.22-28.