Напоминание

"РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Автор: Савельева Елена Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Тулун Иркутская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Выполнила: преподаватель

группы раннего эстетического развития детей «Малышок»

Савельева Е.Ю.

Тулун

2019

1

Музыкальные игрушки так детьми любимы!

Развивают детский слух, всем необходимы.

Дудки, бубны, барабаны, кастаньеты, ксилофон -

Музыка, музыка - звучит со всех сторон!

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить

каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его

ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка

детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Раннее

проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать

музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как

возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных

способностей ребенка, будет невосполнимо.

С самых первых дней мы дарим своему ребенку уют, внимание, тепло,

любовь. Для каждой мамы очень важно, чтобы ее малыш рос здоровым,

полноценным, счастливым, а также непрерывно развивался, как физически,

так и психологически. Самым простым способом развивать внимание, слух,

мелкую моторику, фантазию ребенка является детская музыкальная

игрушка. По началу это может быть простой барабан или ксилофон,

маракасы или бубен. Игра на ударном инструменте – самая понятная и

доступная, но даже она способна не только здорово повеселить ребенка,

поднять ему настроение, увлечь его, но и развить слух, чувство ритма,

моторику ручек, ловкость движений.

Детки от трех лет в основном предпочитают детские духовые

инструменты, такие как губные гармошки и гармоники, разнообразные

игрушечные трубы и саксофоны. Эти игрушки издают очень похожие на

оригинальные инструменты звуки. Они способны развить дыхательную

систему ребенка, наладить ее работу, а также улучшить ловкость пальчиков,

2

музыкальный слух, мышление.

Детям от 5 лет и старше можно предложить игрушечную гитару или

детский электросинтезатор. В этом возрасте большой популярностью так же

пользуются барабанные установки, микрофоны со стойкой или без, детские

синтезаторы и электрогитары. Во многих современных из

вышеперечисленных игрушек встроены различные спецэффекты, которые

будут помогать ребенку в его первых шагах в творчестве, а также

записывающие устройства, динамики, аксессуары.

Необходимо, чтобы игры вашего малыша были веселыми, занимательными

и доставляли ему только удовольствие и радость. Детские музыкальные

инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в

высоком значении этого слова, музыкальными игрушками, которые будят

творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Именно инструмент является для ребенка символом музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребёнка большой

интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым

малыша в сферу музыки, помогая развитию его музыкальных и творческих

способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными

детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно

прочными.

В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки,

колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте

необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Музыкальные

игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и

вызвать стремление к собственному творчеству.

Характеристика детских музыкальных инструментов,

способы и приемы игры на них.

3

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского

исполнительства. Так, ударные инструменты, не имеющие звукоряда,

помогают выработать чувство ритма, расширяют тембровые представления

детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю,

стремление к достижению цели, воображение. Взрослый играет на

инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик),

привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые

музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной

игровой форме. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра

каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики:

нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), чёткий, стучащий (барабан) и

т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе,

бегу, танцу.

Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно

сгруппировать по видам.

1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты.

Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с

неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с

растягивающимися мехами.

2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.

Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком

неопределённой высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны,

кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки,

рожки, свистульки). Тоже применяются при создании игровых ситуаций.

Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки,

музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью

привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового

4

сосредоточения. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим

звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны,

баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры,

балалайки, цимбалы, гусли и др.

Уже с четырех-пяти лет можно начинать обучать детей игре на

музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого

металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной

настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на

духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приёмы

игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого

инструмента, приёмами игры (стаккато, глиссандо).

Также дошкольники должны знать названия инструментов, характер

звучания, правила хранения инструментов, правила пользования.

Для того, чтобы музыкальное развитие ребёнка было эффективным, нужно:

1) Постоянно следить, чтобы ребёнок правильно произносил музыкальные

слова.

2) Следить за музыкальным словарем ребёнка, добиваться увеличения

количества употребляемых им эмоционально - выразительных слов,

объяснять каждое непонятное музыкальное слово.

3) Читать детям стихи, сказки, рассказы о музыке, творчестве композиторов.

4) Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без.

5) Ходить всей семьёй на концерты, которые проходят в музыкальной школе.

6) Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими

детьми.

ВЫВОД: таким образом, игре на детских музыкальных инструментах в

детской музыкальной школе уделяется особое внимание, так как именно

детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности

дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует

5

развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней

застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого

исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир

музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту

звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище

поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для

многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать

чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только

индивидуального развития, но и развития мышления, творческой

инициативы, сознательных отношений между детьми.

Хочется подчеркнуть уникальность музицирования на детских музыкальных

инструментах.

Во-первых, музицирование самый органичный из всех видов музыкальной

деятельности. Музицирование вовлекает дошколят в посильную для их

возраста деятельность.

Во- вторых, дети получают удовольствие от процесса игры на детских

музыкальных инструментах. Несмотря на то, что игра на детских

музыкальных инструментах часто требует напряжения сил, концентрации

внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых содержанием

творческого задания, дети утверждают, что играть на детских музыкальных

инструментах вовсе не трудно, а очень весело и интересно. Именно поэтому

ребенок приступает к играм на детских музыкальных инструментах без

опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, он

играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.

В-третьих, музицирование - самый диагностичный из всех видов

музыкальной деятельности. Оно дает возможность одновременного

6

выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-

психологического развития ребенка. Музицирование содержит минимальное

количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому оно идеально

подходит для свободного проявления индивидуального «я».

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте,

может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже

если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному,

развитым человеком.

В нашей музыкальной школе практикуется распределение детей 5-6 лет на

музыкальные инструменты индивидуально. Так, если вашего ребенка

включили в списки принятых, обратите внимание на преимущества, которые

дают занятия скрипкой, фортепиано, аккордеоном или другим музыкальным

инструментом. Скорее всего, ваш малыш не станет великим композитором,

но доказано, что ему будет легче проходить обучение в обычной школе,

особенно математике. Он научится хорошим манерам, правильно держать

себя на сцене, общаться с другими людьми.

Математика тесно переплетается с музыкой. Понимая ритм, такт, дети

учатся распознавать длительность нот, их звучание, формировать целые

музыкальные ряды. Мозг при этом усиленно работает, решает различные

математические задачи, поставленные перед ним. По мере взросления дети

начинают читать ноты, призывая свою кратковременную память, а в

конечном счете и долговременную.

Игра на музыкальных инструментах вводит постепенно ребенка и в мир

физики. Здесь присутствует и симпатическая, и гармоническая вибрация,

которую вызывает выщипывание струн на скрипке или гитаре. Некоторые

инструменты помогают хорошо развивать у детей двигательные навыки и

координацию. Более всего сюда можно отнести инструменты ударные и

этнические. Это бубен, маракас, колокольчики, деревянные ложки,

7

кастаньеты и другие. Клавиатурные и струнные инструменты, такие как

скрипка, фортепиано также требуют одновременного действия обеих рук ( а

для пианино и ног). Сравнить это можно с тем, как если бы одновременно вы

растирали себе живот и одновременно хлопали ладонью по голове. Прежде

чем научиться извлекать звуки, необходимо освоить сам инструмент.

Например, чтобы играть на скрипке, нужно научиться правильно ее

удерживать, размещать свой корпус. Правильного расположения ног, рук,

определенной их позиции требуют многие инструменты.

Ребенку предстоит пройти многое, пока он достигнет цели и сможет

порадовать слушателя красивой мелодией. Индивидуальные занятия

требуют полной концентрации внимания, сосредоточенности. Но и занятия в

группах (ансамбли, оркестры) воспитывают терпение. Каждый член команды

должен внимательно выслушать партнера и дождаться своей очереди,

вступить в нужный момент, не нарушая общего звучания. Когда его старания

достигнут целей и он услышит свои первые аплодисменты, конечно же, вера

в свой успех и самооценка его намного повысятся.

8

Список используемой литературы

1. Арушанова А. Организация диалогического общения со сверстниками. //

Дошкольное воспитание. - 2001.- №5.- С.51-53.

2. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности //

Дошкольное воспитание. -2003. - №1.- С. 20-21.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М,

Издательский Дом магистр – Пресс, 1999.

4. Коломенский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное

воспитание.- 1986.- №1.- С. 24-25.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.

М., Академия, 2005.

9

10