Автор: Алейникова Елена Ивановна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж
Населённый пункт: Краснодарский край г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФАРМАЦЕВТ"
ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ФАРМАЦЕВТ»
Алейникова Елена Ивановна
Преподаватель профессионального модуля
специальности 33.02.01 Фармация
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
В процессе получения профессионального фармацевтического образования
большое
значение
имеет
поиск
путей
совершенствования
подготовки
конкурентоспособных
специалистов.
Современное
общество
предъявляет
достаточно
сложные
требования
к
личности
будущего
фармацевта,
как
специалиста:
высокий
образовательный
уровень,
профессиональная
мобильность,
гибкое
мышление,
умение
вырабатывать
собственную
стратегию профессиональной деятельности.
Проведённые исследования в сфере труда и занятости показали, что
рынок труда на фармацевтическом рынке в современных условиях требует от
претендента на вакансию фармацевта наличия целого комплекса навыков и
знаний, причём не обязательно узкопрофильных и специальных, умений,
качеств, таких как:
1)
готовность
к
повышению
профессиональной
квалификации
и
непрерывному самообразованию;
2) обладание навыками делового общения;
3)
способность
принимать
ответственные
решения
в
нестандартных
ситуациях;
4) способность к критическому мышлению, самоуправление деятельностью;
5) способность к работе с информацией, т.е. её поиск, обработка, хранение;
6) готовность к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях.
О д н о й
и з
к л юч е в ы х
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
к о м п е т е н ц и й
конкурентоспособного фармацевтического специалиста на сегодняшний день
является
наличие
стремления
к
самостоятельности
в
образовательной
и
научной
деятельностях.
Однако
сущность
воспитания
самостоятельности
студентов
к
образовательной
деятельности
раскрыта
недостаточно,
нет
единого подхода в понимании структуры этого процесса.
Самостоятельная деятельность – это деятельность, субъект которой в
процессе целеполагания предвидит результат своей деятельности и соотносит
с
ним
необходимые
средства
деятельности
в
условиях
мотива
и
цели
деятельности. Процесс воспитания самостоятельности у студентов – процесс
целенаправленного,
закономерного
анализа
результатов
деятельности,
что
обеспечивает наличие совокупности навыков и умений к самоорганизации
деятельности.
Самой
благоприятной
областью
деятельности
для
формирования
профессиональных навыков является научно-исследовательская деятельность
студентов.
Это
обусловлено
логикой
проведения
научного
исследования:
выявление противоречий, формулирование проблемы, построение гипотез, её
проверка, анализ полученных результатов. Научное исследование – одна из
возможностей
приобретения
новых
научных
знаний.
Исследование
рассматривается
как
субъективный
процесс
получения
новых
научных
знаний либо одним исследователем, либо группой исследователей.
За время обучения в СПО по специальности «фармацевт» студенты не
раз
выполняют
исследовательские
работы
в
виде
курсовых
работ
и
выпускной
квалификационной
работы.
В
процессе
исследовательской
работы, познавательная активность субъекта, направленная на объект, не
модифицирует
его,
не
разрушает,
не
конструирует,
а
отражается
им
и
возвращается
в
виде
знания
об
это
объекте.
Таким
образом,
исследовательская
деятельность
отражается
как
форма
познавательной
активности
субъекта,
конечным
результатом
которой
является
усвоение
новых знаний.
Су щ е с т вуе т
р я д
фу н к ц и й ,
кото р ы е
в ы п ол н я е т
н ау ч н о -
исследовательской деятельность в образовательных учреждениях:
1)
обучающая
-
направлена
на
запоминание,
умение
использовать
и
воспроизводить
изучаемый
материал
в
конкретных
условиях
и
в
новых
ситуация.
2)
организационная
–
направлена
на
формирование
системы
способов
и
методов,
необходимых
для
самореализации
в
процессе
самостоятельной
исследовательской
деятельности,
т.е.
на
проявление
инициативы,
формирование
умения
представлять
план
предстоящих
действий,
умение
входить
в
активную
умственную
работу,
предусматривающее
осознание
материала и готовности к самостоятельной исследовательской деятельности.
3)
мотивирующая
–
направлена
на
побуждение
интереса
студента
к
продолжению своей образовательной деятельности, а также на позитивное
отношение
к
научно-исследовательской
деятельности
и
формированием
внутреннего
мотива
к
исследовательскому
проектированию,
поощрением
инициативы
и
нестандартных
подходов
в
деятельности
студентов,
организацией индивидуальной ситуации успеха.
4)
ре флексивная
–
направлена
на
до стижение
ре зульт ат а
в
научноисследовательской
деятельности,
т.е.
на
развитие
личностного
потенциала
и
ряда
способностей
студента:
самооценка,
самоанализ
и
самоконтроль.
5) активизирующая – направлена на развитие самоактуализации, которая
обусловлена
наличием
эмоционально
окрашенного
отношения
к
деятельности,
а
также
на
реализацию
жизненных
планов
в
процессе
самостоятельной исследовательской деятельности;
6)
мобильности
–
направлена
на
формирование
профессиональной
и
академической
мобильности,
т.е.
воспитание
некоторых
личностных
характеристик: социальная активность личности; высокая адаптивность к
различным
общественным
ситуациям;
креативность
и
настроенность
на
творческое отношение к любому делу.
Таким
образом,
научно-исследовательская
деятельность,
обладая
функционально-педагогическим
потенциалом,
является
средством
воспитания самостоятельности студентов к образовательной деятельности,
которая
является
одной
из
ведущих
характеристик
современного
фармспециалиста
и,
несомненно,
повышает
уровень
профессионализма
молодого специалиста.