Напоминание

"Разнообразие репертуара в классе домры и гитары"

Автор: Сулейманова Гульнара Султановна
Должность: преподаватель по классу домры и гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Разнообразие репертуара в классе домры и гитары"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств №1» городского

округа г. Октябрьский Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ

«РАЗНООБРАЗИЕ РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ

ДОМРЫ И ГИТАРЫ»

ВЫПОЛНИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ПО КЛАССУ ДОМРЫ, ГИТАРЫ

СУЛЕЙМАНОВА Г.С.

г. Октябрьский 2015 г.

Содержание:

1.

Введение.

2.

Важнейшие стилистические и жанровые линии учебного

репертуара.

3.

Заключение.

4.

Список использованной литературы.

1.

Вступление.

Одним

из

важных

основополагающих

факторов

музыкального

воспитания, который способствует формированию художественного вкуса

музыканта является его репертуар. Что такое репертуар?

Репертуар — в музыке в максимально широком смысле слова, это

список

исполняемых

произведений.

Обычно

это

набор

музыкальных

произведений

для

исполнения

конкретным

артистом

или

творческим

коллективом в концертах (концертный репертуар) или набор для изучения

(учебно-педагогический репертуар).

И так чтобы репертуар был интересен, он должен быть разнообразным

по

содержанию,

стилю,

фактуре.

В

нём

должны

найти

место

старинная

музыка, произведения музыкальной классики, русская музыка, произведения

современных

композиторов,

в

том

числе

советских

и

зарубежных

композиторов,

башкирских

композиторов,

обработки

русских

народных

песен.

Каждое из этих сочинений раскроет перед исполнителем свои наиболее

характерные черты и тем самым обогатит его духовный мир.

Главное требование в выборе репертуара, состоит в том, что сочинение,

включаемое

в

репертуарный

план,

помимо художественной

значимости,

должно предполагать доступный пониманию ученика и затрагивающий его

эмоциональную сферу основной тон (характер) звучания, непосредственно

связанный

с

образно-художественным

содержанием

и

жанровой

принадлежностью данного произведения.

Несомненно, при изучении репертуара учащийся постепенно осваивает

особенности различных композиторских школ, стилей и жанров разных эпох.

В основной части мы рассмотрим важнейшие стилистические и жанровые

линии учебного репертуара.

2.

Основная часть.

Отбирать произведения для включения в репертуарный план ученика

целесообразно

с

учетом

сочетания

музыки,

относящейся

к

различным

стилистическим

направлениям.

В

этом

плане,

исходя

из

педагогических

задач, можно наметить основные репертуарные линии, охватывающие весь

учебный репертуар. В их числе:

а) старинная музыка,

б) произведения музыкальной классики,

в) русская музыка,

г) обработки народных песен и танцев,

д) музыка национально-регионального компонента,

е) оригинальный репертуар,

ж) музыка XX-XXI века.

Рассмотрим

несколько

примеров,

которые

помогут

разъяснить

критерии

отбора

соответствующих

сочинений

и

о собенно сти

определенных стилей в музыке.

Старинная музыка

Трудно переоценить значение музыки мастеров XVII – XVIII веков: А.

Корелли, И.С.Баха, А.Вивальди, Г. Генделя, Д. Тартини и других. Изучение

этих произведений закладывает основу звуковой культуры. Поэтому, начиная

с младших классов школы, нужно регулярно включать в репертуар учащихся

произведения А. Корелли, Г.Генделя, А. Вивальди, позже –произведения Г.

Телемана

и

подобные

произведения,

способствующие

овладению

кантиленностью и речевой выразительностью звучания.

Гитарная

школа

предлагает

также

сочинения

Мударра,

Визе.

Для

гитары

изданы

специальные

сборники

произведений

эпохи

барокко

и

ренессанса.

Ведь

именно

в

ту

пору

выдвигается

целый

ряд

блестящих

виртуозов и композиторов-гитаристов: Гаспар Санз (1640 - 1710) в Испании;

Франческо

Корбетта

(1620

-

1681)

в

Италии,

служивших

при

дворах

испанского, французского и английского королей; его ученик Роберт де Визе

(1650-1725), придворный гитарист и лютнист французского короля Людовика

XIV; Ф. Кампион (1686 - 1748) и многие другие.

Следует особо выделить полифонические произведения обязательные в

репертуаре гитаристов. В этой связи в репертуар включаются произведения

И.С.Баха,

Ж.Армана,

Г.Телемана,

Г.Генделя.

В

репертуар

включаются

различные

жанры

старинной

полифонической

музыки

менуэт,

ария,

контрданс.

Сейчас мы послушаем в записи произведение Франсиско Бартоломе

Санз,

испанского

композитора-гитариста,

который родился 4 апреля 1640

года в местечке Calanda провинции Арагон, с юного возраста его называли

ещё

и

Гаспаром.

Сведений

о

нём

сохранилось

немного,

хотя

он

и

был

знаменитым испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV и

его сына дона Хуана Австрийского. Санз обучался музыке, философии и

теологии в саламанкском университете, углубив свои знания обучением в

Неаполе.

В

Испании,

Санзом,

были

изданы

три

коллекции

табулатур

испанской

музыки

(1674,

1675

и

1697).

К

счастью

эти

его

сочинения

сохранились.

Видеозапись: Гаспар Санз Испанский танец «Канариоз». Исполняет

ансамбль гитаристов Казанского музыкального колледжа.

В

репертуаре

домристов

очень

часто

используют

произведения,

написанные для других инструментов, в том числе для скрипки (в первую

очередь), фортепиано, клавесина, лютни, гобоя, флейты, голоса, переложения

которых

выполняются

преподавателями

детских

музыкальных

школ

повсеместно.

Сейчас

мы

послушаем

произведение

немецкого

и

английского

композитора

эпохи

барокко,

известного

своими

операми,

ораториями

и

концертами. Это Георг Фридрих Гендель Адажио и Аллегро из Сонаты соль

мажор для флейты. Исполняет учащаяся 8 класса Кристина.

Произведения музыкальной классики

«Эпоха

венских

классиков

охватывает

творчество

Й.Гайдна,

В.А.

Моцарта, Л.Бетховена и, условно – период от середины XVIII до начала XIX

века. В Древнем Риме слово «классики» относилось к гражданам первого,

высшего

слоя

общества.

Отсюда

«классический»

-

это

первоклассный,

образцовый.

И

в

истории

музыки

термины

«классика»,

«классический»

означают не только определенную эпоху, но и также искусство музыкальной

композиции, ставшее образцовым для композиторов последующих эпох. Без

изучения классической музыкальной литературы, сочетающей в себе глубину

содержания,

совершенство

формы

и

отвечающей

самым

высоким

художественным требованиям, обойтись невозможно.

Освоение классической линии репертуара начинается задолго до того

момента, когда ученику становятся доступными вершинные произведения

этого стиля – концерты И.Гайдна, В.А.Моцарта, два романса и концерт Л.

Бетховена

(для

скрипки)

и

другие.

В

классе

домры,

используются

переложения скрипичных и флейтовых произведений этого стиля. Поначалу

это отдельные пьесы (например, Менуэт D-dur Моцарта или Сонатина G-dur

Бетховена), и любимый детьми концерт О. Ридинга с его классически ясной

мелодией,

строгие

по

форме

концерты

Д.

Виотти,

певучая

скрипичная

фактура концертов Л. Шпора. С мелодической точки зрения сюда можно

отнести

также

сочинения

Ф.Мендельсона,

Ф.

Шуберта,

Р.

Шумана,

знакомство

с

творчеством

которых

начинается

с

небольших

и

довольно

простых по содержанию пьес.

В первые десятилетия XIX века гитарное искусство переживало особый

подъем,

именно

в

этот

период

было

создано

множество

сольных,

ансамблевых

произведений

для

гитары.

Выдающиеся

композиторы-

гитаристы этого периода – Мауро Джулиани (1781 - 1829), Фердинандо

Карулли (1770 - 1841), Маттео Каркасси (1792 - 1853 в Италии), Фернандо

Сор (1778 - 1839), Диониссио Агуадо (1784 - 1849) в Испании.

Давайте послушаем в записи произведение Мауро Джулиани Этюд «Ручеёк»,

это произведение учащиеся 4 класса нашего отдела играют на техническом

зачёте, как виртуозное произведение. Видеозапись: М.Джулиани Этюд

«Ручеёк».

И ещё про одного композитора этой эпохи хочется немного рассказать, это

Гатайес Гильермо Педро Антонио - гитарист виртуоз, родился в Париже 20

декабря 1774 г. Сочинил несколько произведений для гитары. Известны два

его «Руководства игры на гитаре» и «Новое руководство игры на гитаре»,

вышедшие

в

издательстве

Андре

г.

Оффенбаха.

Позже

он

опубликовал

«Сокращенное руководство игры на гитаре»; несколько сочинений, например,

«Трио» для гитары, флейты и скрипки; дуэты для гитары и фортепиано;

гитары и арфы и т.д. Гатайес был хорошим арфистом; написал для этого

инструмента несколько сочинений и «Руководство игры на арфе».

Очень часто исполняемое произведение учащимися выпускного класса

Г.Гильермо Испанское каприччио исполняет ученик 5 класса Никита.

Русская музыка

Особое

место

в

учебном

репертуаре

занимает

музыка

русских

композиторов,

исконно

связанная

с

интонационными

особенностями

народного

творчества.

Культура

звука,

шире

говоря

специфическая

способность

выразительного

интонирования

на

инструменте,

столь

необходимая

при

исполнении

(переложении)

скрипичных

сочинений

Чайковского, Глазунова и других классиков русской музыки, должна быть

подготовлена работой над переложениями пьес М. Глинки, М. Балакирева,

М.Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, а еще ранее, с первых занятий –

исполнением русских народных песен и танцев.

Важным

становится

сам

подход

к

переложению

или

транскрипции

произведения, написанного автором для другого музыкального инструмента.

В

процессе

сочинения

композитор

учитывает

тембральную

и

колористическую

специфику

инструмента,

технологические

особенности

приемов звукоизвлечения и т.д. Исполнение такой пьесы на домре связано с

решением вопроса об интерпретации сочинения посредством возможностей

этого инструмента, что помогает не исказить замысел композитора, а иногда

найти новые решения художественных задач. Таким образом, адекватность

перенесения

музыкального

материала

в

иную

инструментальную

сферу

напрямую зависит от ценностных ориентаций музыканта. Показательным

является тонкость художественного вкуса, умение ассоциативно провести

параллели между используемыми средствами воспроизведения музыкальной

ткани, задуманные автором, и возможностями домры. В умении точно найти

соотношения штриховой палитры двух инструментов не менее важен и опыт

в работе над переложением, транскрипцией.

П.И. Чайковский Жалоба Ноктюрн на две темы из музыки к пьесе

Островского

«Снегурочка»

в

переложении

для

домры.

Исполняет

преподаватель Сулейманова Г.С.

Обработки народных песен и танцев

Непременным компонентом репертуара на отделениях народных

инструментов являются разнообразные обработки, вариации, фантазии на

народные темы, появившиеся в большом количестве в XX-XXI веках. Важное

место в репертуаре учащихся играют обработки и вариации на темы

народных песен и танцев. Большую популярность приобрели обработки

народных песен А.Шалова, Дителя, В.Городовской, и конечно

многочисленные обработки народных мелодий для гитары М.Высоцкого,

С.Орехова, Иванова–Крамского, Ларичева В.Колосова.

М.Александрова Вариации на тему русской народной песни «У нас

нынче субботея» исполняет Никита.

Вера

Николаевна

Городовская

принадлежит

к

плеяде

композиторов-

классиков,

чья

музыка

легла

в

основу

репертуара

практически

всех

музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и

далеко за ее пределами.

Выдающаяся советский и российский композитор,

исполнительница на гуслях, в течение долгих лет - солистка Госоркестра

русских народных инструментов им. Н. П. Осипова. За долгие годы своей

творческой деятельности как композитор создала многочисленные сочинения

и обработки для оркестра. Её музыкальным талантом не обойдены и такие

популярные русские инструменты

как домра и балалайка. И сейчас нам

исполнит Кристина русскую народную песню в обработке Веры Городовской

«У зари-то, у зореньки».

Музыка национально-регионального компонента

Большое

значение

уделяется

музыке

национально-регионального

компонента.

В

нашем

случае

это

башкирская

музыка

и

творчество

композиторов Башкортостана. Музыкант должен оценить, полюбить, освоить

музыку своей нации, научиться высказываться в интонациях родной музыки,

точно

зная

особенности

музыкального

языка

своего

региона.

Основные

композиторы Башкортостана, чьи произведения очень часто можно услышать

на

Республиканских

конкурсах

это:

З.

Исмагилов,

Р.Касимов,

И.Хисамутдинов, Х.Ахметов, Н.Сабитов, С.Низаметдинов, Н.Даутов.

Сейчас

прозвучит

произведение

башкирского

композитора

Нура

Даутова «Одиночество». Исполняет учащаяся 8 класса Эльвина.

Оригинальный репертуар

Особую

роль

имеет

изучение

оригинальных

произведений,

то

есть

произведений,

написанных

для

конкретного

струнного

народного

инструмента – для домры, гуслей, гитары или балалайки. В ХХ веке возросла

потребность

в

высоко-содержательном

репертуаре

для

струнно-щипковых

народных инструментов.

Многие советские и современные композиторы

создают произведения для струнных народных инструментов. Как правило,

они

хорошо

знают

специфику

инструмента

и

его

возможности,

их

произведения наиболее удобны для исполнителя и значительно расширяют

технический

арсенал

(разнообразные

новые

приемы

и

способы

игры).

Широко известны произведения Н. Будашкина, Н. Ракова, В.Городовской,

В.Пожидаева,

А.Иванова-Крамского,

В.Козлова,

О.Киселева

и

др.

Значительную лепту внесли известные исполнители на струнных народных

инструментах, занимавшиеся созданием переложений, а затем и собственно

композиторской деятельностью. Это – М.Рожков, H.Нечепоренко, A. Иванов-

Крамской,

A.Цыганков, P.Белов и другие. Конечно же, это позволило не

просто

расширить

репертуарные

рамки

для

струнно-щипковых

народных

инструментов,

но

и

значительно

обогатить

арсенал

музыкально-

выразительных

средств,

используемых

в

произведениях

для

народных

инструментов, развить техническую, виртуозную составляющую, показать

новые,

порой

неожиданные

краски

и

возможности

музыкальных

инструментов. В свою очередь новый репертуар «подтолкнул» в поисках

мастеров,

способствовал

качественному

изменению

музыкальных

инструментов.

Хочется

обратить

своё

внимание

на

творчество

двух

композиторов. Это Александр Андреевич Цыганков и Виктор Викторович

Козлов.

Александр

Андреевич

Цыганков

выдающийся

музыкант,

домрист-

виртуоз, народный

артист

России,

лауреат

международных

конкурсов,

профессор Российской академии музыки имени Гнесиных. Как композитор

Цыганков

создал

фундаментальный

репертуар

для

домры,

обогатив

исполнительскую технику новыми виртуозными приемами, которые до него

не применял

никто.

Произведения

Цыганкова

входят

в репертуар

любого

домриста,

начиная

с учеников

младших

классов

музыкальной

школы

и заканчивая

концертирующими

музыкантами.

Осваивая

виртуозный,

но удобный репертуар, домристы повышают свой технический и творческий

потенциал.

А.

Цыганкова

называют

«Паганини

русской

домры».

Небывалая

виртуозность,

блеск,

широкое

использование

сложных

приемов

игры

и

прекрасное владение ими, в то же время тонкая музыкальность, высокая

культура

исполнения

как

собственных

произведений,

так

и

переложений

классики,

делает

его

игру

уникальной.

Плюс

артистическое

обаяние

и

солнечный

темперамент

-

все

это

покоряет

сердца

слушателей

и

популяризирует

домру

как

инструмент

вполне

достойный

среди

других

солирующих.

Самые

популярные

его

произведения

это

«Травушка-

муравушка»,

«Плясовые

наигрыши»,

«Интродукция

и

Чардаш»

на

тему

венгерского

танца,

кубинская

«Голубка»,

«Экспромт

в

стиле

кантри»,

цыганская «Мар-дяндя» и ещё много можно перечислять его произведений.

Александр Цыганков «Весёлая прогулка» исполняет учащаяся 8 класса

Кристина.

Виктор

Викторович

Козлов

гитарист,

композитор,

педагог,

о

бщественный деятель (один из лидеров движения на возрождение гитарной

музыки

на

Урале),

преподаватель

Ассоциации

гитаристов

музыкального

общества Челябинской области. Его перу принадлежит около 80 сочинений

для

гитары

и

ансамблей

с

участием

гитары.

Некоторые

из

них

уже

опубликованы

в

издательствах

России,

Германии,

Англии

и

Италии.

Музыканты

и

критики

называют

В.

Козлова

«Уральским

уникумом»,

фантастическим

радостным

самоцветом.

В.

Козлов

участник

многих

фестивалей гитарной музыки как у нас в стране, так и за рубежом. Он много

концертирует в городах России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж,

Екатеринбург,

Новосибирск,

Харьков,

Минск,

Бишкек

и

др.Самые

популярные

произведения

«Восточный

танец»,

«Маленький

детектив»,

«Танец охотника», «Кискино горе».

Давай послушаем в видео записи произведение В. Козлова «Восточный

танец». Видеозапись.

Музыка ХХ – XXI века в репертуаре юного музыканта

Следующая из необходимых линий учебного репертуара - сочинения

советских

и

зарубежных

композиторов XX

века,

музыка

современных

композиторов

ХХI

века.

Исполнение

музыки

ХХ

века,

в

значительной

степени написанной новым языком, изобилующей непривычным ученику

взаимодействием

разнородных

средств

выразительности,

ставит

задачу

поиска

соответствующих

звуковых

красок

и,

в

частности,

умелого

использования

специальных

колористических

приемов

звукоизвлечения

pizzicato,

sul

ponticello,

sul

tasto

и

очень

многих

специальных

инструментальных

приемов,

в

огромном

количестве

появившихся

в

этот

период и характерных, специфичных для каждого конкретного музыкального

инструмента.

Созданы

предпосылки

для

художественно

убедительного

воспроизведения

разнообразной

фактуры,

сложной

многоэлементной

музыкальной

ткани.

В

музыке

появилось

новое

в

ритме,

ладотональной

организации, полиладовость, обогатилась гармония, аккордика.

В

в ы б о р е

репертуара

учащегося

педагог

учитывает

эти

особенности

музыкального

языка,

ведь

при

всех

крайностях,

музыка

ХХ-XXI

веков

отличается

значительностью и необычайным разнообразием.

ХХ век для гитаристов привнес немало ярких имен, которые имеют место

в репертуаре гитариста детской музыкальной школы. В 20-е годы ХХ века

начался новый расцвет гитарного искусства. Именно в этот период испанский

гитарист Ф.Таррега утвердил значение гитары как сольного инструмента. А

для

крупнейшего

гитариста

ХХ

века

А.

Сеговии

создали

произведения

многие

выдающиеся

композиторы

Западной

Европы

(М.

де

Фалья,

М.Торроба,

Х.Родриго,

А.Тансман,

М.Кастельнуово-Тедеско

и

др.),

Аргентины,

Бразилии

и

других

стран

Южной

Америки

(Э.Вила-Лобас,

М.Понсе и др.). Ученики и последователи Тарреги (Э.Пухоль, М.Льобет,

М.Л.Анидо)

упрочили

значение

его

школы,

многие

ученики

Сеговии

(Д.Вильямс,

А.Диас,

И.Иовичи

и

др.)

успешно

выступали

с

сольными

концертами в различных странах. Современный репертуар юного гитариста

пополнился произведениями Линнемана, Брауэра, Доминикони, Клейньянса,

пользующихся большой популярностью в мире. Язык этих композиторов

довольно сложен, но без познания современной гитарной музыки не может

быть

органичного

вхождения

молодых

гитаристов

в

мир

современной

гитарной музыки.

И в заключении хочется познакомить вас с произведением советского

композитора Юрия Чичкова. Он написал огромное количество песен для

детей.

Они стали классикой детского жанра.

Сейчас невозможно представить

себе школьный праздник без песен «Одноклассники-однокашники», «Утро

школьное, здравствуй», «Детство — это я и ты", "Из чего же, из чего же...",

"Наташка-первоклашка",

«Наша

школьная

страна»

настолько

полюбилась

ребятам, что можно сказать стала школьным гимном. Кроме того сочинял

оперы, вокально-симфонические, инструментальные произведения, музыку к

фильмам.

Юрий Чичков Концертино исполняет Эльвина.

3.

Заключение.

И в заключении нашей встречи хочу подвести итог. Домровый и гитарный

репертуар богат и разнообразен. Но есть ещё много произведений которые не

звучали у нас на отделе, и мы будем стараться обновлять и делать наш

репертуар ещё более интересным, многоплановым.

Так как,

репертуар имеет

не

только

познавательное

значение,

не

только

расширяет

музыкальный

кругозор,

инструментальные

умения

учащегося,

но

развивает

творческие

способности, мышление, воображение, волю учащегося, а также оказывает

весьма

большое

воспитательное

воздействие

обще-эстетического

и

этического плана.

Использованная литература:

1.

Кулова Е.К. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта. Часть

1. Педагогический репертуар для начинающих пианистов.

Методическая разработка для преподавателей ДМШ и музыкальных

училищ. –М. Республиканский методический кабинет по учебным

заведениям искусств и культуры, 1988;

2.

Перминова М.О. , Соломатин С.П. Изучение современного советского

и зарубежного педагогического репертуара детских музыкальных школ.

Методическая разработка для преподавателей фортепиано средних

специальных учебных заведений по курсу узкой специализации. –М.:

Республиканский методический кабинет по учебным заведениям

искусств и культуры, 1989;

3.

Холопова В.Н., Бойцова Н.В., Акишина Е.М. Музыкальное содержание.

Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и

детских

школ

искусств.

–M.:

Научно-методический

центр

по

художественному образованию, 2005.