Напоминание

Использование интеграции в обучении, в соответствии с требованиями ФГОС.

Автор: Ходосова Надежда Тимофеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 2113"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методические рекомендации по организации и проведению театрализованного музыцирования "В гостях у музыки" в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема: Использование интеграции в обучении, в соответствии с требованиями ФГОС.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2113»

Использование интеграции в обучении в соответствии с требованиями ФГОС.

Методические рекомендации

по организации и проведению театрализованного музыцирования

«В гостях у музыки» в соответствии с требованиями ФГОС.

Автор:

Ходосова Надежда Тимофеевна,

учитель музыки

г. МОСКВА

1

Содержание.

1 Актуальность.

2 Введение.

Техническое оснащение, оформление, ИКТ.

3 Либретто и «актёрская кухня».

4 Сценарий проведения. Отделение первое.

5 Антракт.

6 Отделение второе.

Актуальность работы:

Новые федеральные государственные образовательные стандарты

выдвинули новые требования к программам дополнительного образования. В

соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание

уделяется интегрированным программам, ориентированным на получение

предметных, метапредметных и личностных результатов, программам

дистанционного обучения и т.п.

Требования ФГОС – дают возможность перейти на более высокий

уровень преподавания, а, следовательно, и образования.

В целом меняется позиция преподавания, как учителя школы, так и

педагога дополнительного образования, больше внимания уделяется

технологиям интеграции. Что соответствует новым федеральным

государственным образовательным стандартам.

Создание новых условий в ГБОУ Школе №2113 на занятиях

дополнительного образования вокально-хоровой студии и не только, стало

плодотворной базой для построения индивидуальных образовательных

маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных

результатов, формирования универсальных учебных действий. Всё это

отразилось в творческой работе, инициатором проведения которой стали сами

ученики.

2

Введение:

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС.

Сценарий проведения театрализованного музыцирования на свирелях.

«В гостях у музыки».

Участники:

* На сцене выступает «Вокально-хоровая студия Гармония»,

смешанная возрастная группа из 18 человек:

2 класс – 3человека(2мальчика, 1 девочка);

3 класс – 9 человек (3 мальчика, 7 девочек);

4 класс – 5 человек (2 мальчика, 3 девочки)

Занятия проходят два раза в неделю, по два часа. Каждое занятие включает в

себя интеграционный вид деятельности обучающихся:

1) Ученики начальной школы занимаются вокалом.

2) Осваивают игру на свирели по методике Э. Смеловой,

3) Постигают азы актёрского мастерства.

4) Занимаются сценической речью.

5) Осваивают сценическое движение.

Необходимость музыкальной встречи возникла по инициативе учеников.

Ученикам захотелось порадовать родителей и удивить своих друзей.

* Затейники, они же помощники. Это группа учеников занимающихся в

театральной студии «Гармония» - ученики 2- 4 классов.

Техническое оснащение, оформление, ИКТ:

* Сцена с экраном на заднем плане.

* Ноутбук.

* Проектор.

* Звуковые колонки.

* Рампы.

* Световая иллюминационная установка.

* Вазоны и корзины с цветами.

* Свирели.

* Набор школьных музыкальных инструментов.

* Видеоряд: слайд-шоу или презентационные файлы для сопровождения

выступления.

* Звуковые файлы с аранжировками музыкальных произведений.

* Костюмы для учеников: 1отделение - русские народные;

2 отделение - стилизованные детали костюмов

3

«ученики - посланники Орфея».

* Ручки, карандаши для зрителей.

* Распечатанные листы опросники - «палитра впечатлений».

* Звуковые файлы для организации песен и танцев в фойе.

Либретто и «актёрская кухня»:

Данный сценарий рассчитан на 45 минут.

Зрители заняли свои места.

Отделение первое.

Всё музыцирование занимает - 11минут, стихи 3 минуты.

Учитель приветствует всех. Помощники – дети раздают зрителям письменные

принадлежности и листы, с заранее подготовленными вопросами о музыкальных

номерах, композиторах, о музыкантах- исполнителях и т.д.

Раздавая оформленные «листы–палитры» учитель говорит следующее:

«Дорогие гости, в заключении нашей музыкальной встречи, в этой

«музыкальной палитре впечатлений», отвечая на наши вопросы, пожалуйста

оставьте свои заметки, зарисовки, пожелания, эмоции».

Учитель объявляет о том, что по желанию учеников и родителей в течении

музыкальной встречи может проходить фото и видео- съёмка.

В 1 отделении выступающие исполняют народную музыку, одеты в народные

костюмы.

Для проведения музыкальной встречи подготовлены презентации и

проецируются на большой экран – задник сцены. Каждый слайд соответствует

тексту и музыкальному произведению, которое исполняют музыканты.

Для музыкантов экран как живой, он отражает всё, что придумывают и говорят

юные музыканты, и это нравится самим музыкантам.

Всю музыкальную встречу музыканты – артисты держат во внимании зрителей,

звучащее пространство и «волшебный экран», на котором сменяются

изображения.

Идёт чтение стихов, игра на свирелях и кроме этого музыканты меняют

мизансцены, пританцовывают, и двигаются по кругу или статичны.

Демонстрируют разные оценки происходящего - радость, восторг, удивление от

приключений в звуковом пространстве. Всё заканчивается общим поклоном и

под музыку музыканты змейкой спускаются со сцены и удаляются.

Антракт:

10 минут после 1 отделения в фойе затейники загадывают загадки, танцуют и

поют со зрителями:

4

Танец – зеркало, весёлая змейка, песня «Ты да я, да мы с тобой», вальс дружбы,

музыкальные загадки, песня «Дружат дети всей земли»

В это время музыканты переодеваютсяи готовятся ко 2отделению.

На сцене выставляются вазоны и корзины с цветами, заготавливается набор

школьных музыкальных инструментов.

Отделение второе.

Музыцирование во втором отделении занимает около 13 , стихи-3 минуты.

Звучат классическая и современная музыка. Во втором отделении ученики

выступают в роли союзников Орфея, некие «Музы – посланники». Для второго

отделения все выступающие одевают школьную парадную форму, а поверх к

воротникам крепятся жабо, на запястья рук манжеты, на голову позолоченные

венки из листьев и мальчикам и девочкам.

В течении всего представления на экран проецируется музыкальный мир –

слайды по смыслу текста стихов, названия музыкальных произведений, имена и

портреты композиторов. Слайды меняются согласно звучащим пьесам.

Аналогичное происходило в 1 отделении. Диалог зрителей с выступающими.

Сценарий проведения.

Отделение первое:

Свирели в нужном порядке заряжены на подставке, рядом со сценой.

Звучит музыка, на сцену выходят музыканты- чтецы. Все стихи звучат на фоне

музыки, чтецы меняют мизансцены и разыгрывают историю, как путешествуют

в мире музыки. Стихи взяты из пособия Пилипенко Л.В.

1 В гости к Музыке пойдём,

В дом чудесный попадём.

Пять линеечек без крыши,

Раз! – и нотный домик вышел.

2 Нотный стан – просторный дом,

И живут все ноты в нём:

С толстым голосом и тонким,

С нежным, бархатным и звонким.

3 В нотном доме есть замочек,

Но не видим он, дружочек.

А вот ключ к нему – большой.

Не простой, не золотой,

4 Музыкальный, Ключ скрипичный,

5

С завитушкой необычной.

Если в домик тот войти,

Можно звёзды в нём найти.

5 Рядом нотный дом стоит,

Низким голосом гудит! (Все звучат закрытым ртом, чтец слушает,г

Здесь Басовый ключ в двери по его хлопку дети перестают звучать).

Постучись и заходи!

Все: Постучись и заходи!

6 Потихоньку, помаленьку,

Шаг за шагом по ступенькам

Вниз по лесенке пойдём,

В подземелье попадём. Страшно?

Все: Страшно!

6По ступеням мы пройдём…

Все: Все ступени запоём!

Все поют: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

По ступеням мы прошли!

7 В царстве Музыки большом

Ключ имеет каждый дом.

Связка полная ключей.

Разберись-ка, где тут чей!

8 Ключ скрипичный, ключ басовый,

Баритоновый, альтовый,

Есть сопрановый средь них.

Нелегко запомнить их.

9 Чтобы нам не ошибиться

И в пути не заблудиться,

Мы Скрипичный ключ возьмём,

В нотный домик с ним войдём!

Звучит громче музыка, ученики, танцуя следуют за направляющим,

последовательно разбирают свои свирели, занимают места на сцене.

1. Отделение?!

Все: Первое!

1. Музыка?!

Все: Народная!

*зазвучала музыка, дети удивились и стали играть на свирелях, для зрителей:

«Баю, баюшки, баю»

6

Выступающим стало весело, от того, что пространство зазвучало и, они стали

пробовать ещё, и ещё. Проговаривая пространству новые задания. Каждый раз у

всех меняется оценка происходящего, потому что и музыка меняется, как будто

соревнуется с музыкантами – «А меня сыграете»?

2. Дождик, дождик, пуще?!

Все: Дадим тебе гущи!

* звучит «Дождик»

Играя на свирелях, ученики гуляют по сцене, как под дождём, к финалу песенки

каждый занимает своё место. Дети оглядываются на экран, видят берёзу в поле,

повернувшись к зрителям, произносят:

Все: Берёза!

3 .Срежу я с берёзы три пруточка?!

Все: Сделаю с берёзы три гудочка!

* звучит «Во поле берёза стояла»

Дети покачиваясь играют на свирелях. Закончилась песенка, звучит мычание

коровы, от неожиданности музыканты оглядываются и видят слайд с

изображением коровы. У каждого своя оценка, одна участница не растерялась и

произнесла строчку:

4. Уж ка я мою коровушку люблю!

* звучит « Коровушка»

Играя на свирелях ученики шествуют по кругу, занимают свои места и по

окончанию одобрительным жестом и улыбками подбадривают друг друга, а двое

из них взявшись за руки выходят в центр сцены.

Радостно объявляют зрителям, все остальные подхватывают:

5. Белорусская народная песня!

Все: «Перепёлочка»!

Экран пуст…но со звуками музыки, постепенно оживает картинка – птичка

перепёлочка.

* «Перепёлочка»

Дети загрустили, но один решается развеселить всех:

6 На свирелях мы играем – ти-ли-ли?!

Все: Да! Ти-ли-ли!

*звучит «Весёлый музыкант»

Музыка весёлая, дети приплясывают, перемещаясь по сцене.

7

7 Ты послушай, посмотри

Все: Мы играем –поппури!

* звучит «Поппури на тему русских народных песен»

1 Во втором отделении музыкальной встречи, для вас,

будет звучать классическая музыка!

Музыканты в полном восторге от того, что приключение продолжается

ставят перед «Миром Музыки» новое задание. Выступающие удаляются.

К зрителям выходят затейники:

Затейники:

А сейчас, дорогие гости, приглашаем вас в фойе,

на танцевальную разминку!

Все зрители проходят в фойе. Затейники играют в игры, танцуют массовые

танцы, проводят конкурсы для ребят и взрослых.

В это время помещение проветривается, сцена оформляется цветами, на

подставке раскладываются музыкальные инструменты для зрителей-

металлофоны, маракасы, тамбурины, бубенцы, звучащие чаши, ксилофоны.

По приглашению учителя, затейники и зрители занимают свои места.

Отделение второе.

Звучит музыка, на сцену выходят нарядные ученики со свирелями.

Все: Классическая музыка!…

На экране появляется слайд с вопросом-

«Что такое классическая музыка»?

Музыканты озвучивают свои версии ответов, обращаясь и к экрану и к зрителям.

Но экран не изменяется…Ученики понимают , что этого не достаточно и

продолжают говорить, наблюдая за экраном , а оценку показывают в зал:

1 Это словосочетание каждый понимает по - своему.

2 Для одних – это лёгкие, воздушные мелодии Моцарта.

3 А для других – кантаты и оратории Баха.

4 Кто- то сразу же вспоминает весёлые вальсы Штрауса,

5 Вспоминаются и зажигательные польки Шопена,

6 А кто- то вспоминает неистовые симфонии Шостаковича.

Слайд сменился, но музыканты видят новый вопрос возникший на экране-

« А кто же прав»? Этот вопрос читает вслух один из выступающих.

8

Юных музыкантов, как будто наполнила волна вдохновения, каждый

почувствовал себя посланником Орфея, стал настоящей Музой.

Все как будто возвысились и приблизились к сердцу каждого зрителя.

Музыканты готовы открыть тайну загадочного «Мира Музыки».

Они как будто догадались и дружно произнесли только одно убеждение:

Все: А все одинаково правы!

7Для вас, сегодня в нашем исполнении

звучат образцовые музыкальные произведения

выдающихся композиторов прошлых лет.

8 Произведения выдержавшие испытание временем!

Музыканты играют, объявляют композиторов и названия произведений. Всё это

отражается на экране. Музыканты в полной гармонии и с пространством, и с

экраном, они с наслаждением исполняют произведения на свирелях, читают

стихи и даже поют для зрителей.

1 Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты. (Волобуева И.)

*2 Звучит «Мелодия» Хачатуряна.(свирели, металлофон большой и малый)

3 Под сенью звёзд, под песню Глинки,

В прозрачном мире тишины,

Взлетим с мелодией за стены,

Коснувшись неба и луны. (Блинов А. с изменением 1 строчки)

*Глинка «Жаворонок» 1 куплет ученики поют, 2 куплет игра на свирелях.

4 Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней…

Меня же оставьте с той музыкой:

Мы будем беседовать с ней (Окуджава Б.)

*Бетховен «Сурок» » 1 куплет ученики поют, 2 куплет игра на свирелях.

9

5Слышишь, Моцарт шумит,

Ах, играет, ласкает,

Послушай скорее и ты!

И кажется, Моцарт знает,

Как звуки хрустально чисты. (ilfar. Ахметзянов)

*В. А. Моцарт фрагмент из оперы « Волшебная флейта»

1 куплет ученики поют, 2 куплет игра на свирелях.

8 Спасибо, музыка, тебе,

Все: Спасибо.

Ты вечной нежности полна и силы,

Благодарю за светлый миг,

Когда мне вдруг открылся

Целый мир,

Все: Твой мир Музыка. (Иванов Д.)

* 10 Звучит «Strangersinthenight»- «Путники в ночи» Кемпферта

На экране появляется слайд с добрым пожеланием. Гаснет свет , сцена освещена

рампами, и цветными лучами - музыканты играют. По окончании произведения

гаснут рампы, большой свет включён.

Учитель:

- Хорошо в гостях у музыки. Наша встреча подходит к концу, приглашаем

желающих ребят на сцену, дружно исполним любимую песню, а желающие

могут музыцировать на этих музыкальных инструментах. Приглашённые

ученики – зрители знают эту песню.

*Звучит песня «Дружат дети всей земли».

Музыку написал Д. Львов. слова В. Викторов.

Музыканты играют на свирелях, а взрослые и друзья активно музыцируют

подпевая. По окончанию представления друзья- зрители могут сделать снимки с

юными музыкантами.

В конце выступления состоится диалог зрителей и музыкантов. Помощники

собирают листы с заметками, письменные принадлежности.

Учитель: - Спасибо за внимание, до новых встреч!

10