Автор: Дайнеко Татьяна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Эссе
Тема: Родитель-тьютор
Родитель - тьютор: плюсы и минусы
Социальный педагог Дайнеко Т.Б.
«В
ся работа специалистов учреждения
должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных
наблюдателей стали активными
участниками воспитания и обучения своих детей
»
А.Р. Маллер
В системе образования нашей страны происходят большие изменения. Они
касаются всех участников образовательного процесса: специалистов, родителей,
д
е
т
е
й
.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N
273-ФЗ
значительно
расширяет
рамки
в
деятельности
образовательных
организаций,
выборе
форм
образования,
программ.
Намечается
устойчивая
тенденция по включению родителей в образовательный цикл.
Московская
городская
ассоциация
родителей
детей-инвалидов
провела
небольшой
социальный
опрос,
результаты
которого
показали,
что
процент
родительского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
в
образовательном
процессе
чрезвычайно
высок.
В
46%
случаев
тьюторами
ребенка являются его родители.
Но все мы понимаем, что для участия в образовательном процессе родителю
необходимо освоить тьюторские компетенции – специфические навыки и умения
в сопровождении ребёнка с ОВЗ, инвалидностью.
В инклюзивном образовании
тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения
ребенка
с
ОВЗ
в
образовательную
и
социальную
среду
образовательного
учреждения
Компетенции
тьютора
–
это
компетенции
современного
педагога,
позволяющие ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.
По мнению С.В. Поповой, компетенции тьютора в высшем образовании делятся
на
две
группы:
общие
(универсальные)
и
профессиональные
(предметно-
специализированные). Такая классификация компетенций вполне допустима и для
тьютора в инклюзивном образовании, так как тьютор, с одной стороны, должен
удерживать социоультурные основания образовательного процесса, а с другой –
быть профессионалом своего дела.
Базовые,
или
универсальные,
компетенции
относятся
к
общему
содержанию педагогического образования и призваны обеспечить формирование
таких качеств, как: толерантность, способность к эмпатии, гибкость, готовность
помочь, личная эффективность в сложных и нестандартных профессиональных
ситуациях, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений,
умение
применять
полученные
знания
на
практике,
коммуникативность,
инициативность,
желание
и
умение
профессионально
совершенствоваться
на
протяжении всей жизни.
Предметные
компетенции
имеют
конкретное
описание
и
возможность
формирования:
– представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в
чем его отличие от традиционных форм образования;
– знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и
личностного развития ребенка;
– навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка
с ОВЗ и социального окружения;
–
образование
в
области
специальной
педагогики
и
специальной
психологии;
– коммуникативные способности: умение ясно выражать свои мысли и
слушать других, разрешать конфликты, строить взаимодействие в малых группах,
использовать технологии межличностного общения;
–
организаторские
способности:
умение
участвовать
в
реализации
запланированной
деятельности,
видеть
перспективу
индивидуальной
и
коллективной
деятельности,
видеть
и
поддерживать
интересы
отдельных
учащихся и групп, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до
результата;
–
умение
реализовывать
различные
способы
педагогического
взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по
отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);
–
аналитические
способности:
умение
структурировать,
владение
рефлексивными методиками и приемами психологической работы;
– прогностические способности: умение определять возможные точки
роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть результаты
образовательных ситуаций.
Тьюторская компетентность позволяет родителям осуществлять не только
уход за ребёнком, но и эффективно выстраивать процесс его развития, проводить
коррекционные мероприятия с учётом особенностей его здоровья, возрастных
особенностей и особенностей его личности.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы данной тенденции.
Плюсы
Минусы
В о з м о ж н о с т ь
п о в ы с и т ь
квалификацию, вникнуть в нормативно-
правовые, организационные документы,
особенности
процесса
обучения.
Тьюторство
может
стать
вто р о й
специальностью.
Возможность
использования
механизма ротации – смены тьюторов,
если их в школе несколько, тем самым
повысить
степень
адаптированности
собственного
ребёнка
в
учебном
процессе.
Возможно сть
наблюдать
з а
развитием
ребёнка
по стоянно
в
непосредственной близости.
Возможность
стать
связующим
звеном
между
ребенком
и
учителем,
между
ребенком
и
его
сверстниками,
помочь разрешать сложные ситуации,
направлять
деятельность
ребенка,
использовать
возможности
и
ресурсы
ребенка
для
эффективного
обучения
под руководством учителя.
Возможность
организовать
на
переменах
общение
р е б е н к а
с
одноклассниками,
инициировать
и
направлять
ситуации,
которые
могут
п о м о ч ь
р е б е н к у
п р е о д о л е в а т ь
коммуникационные барьеры.
Эмоциональная поддержка семьи
для ребёнка с ОВЗ, инвалидностью.
С родителем ребенок показывает
одно поведение, а при работе с другим
человеком – совсем другое.
Преодолеть
зависимость
ребенка
от
родителя
гораздо
сложнее,
чем
зависимость от чужого человека.
Родители
–
это
третья
сторона
процесса, они являются одновременно
законными представителями ребенка и
оценивают
качество
услуги.
Нередко
учитель
воспринимает
родителя
как
контролера, а не как коллегу, с которым
необходимо
выстраивать
эффективное
взаимодействие.
Родителю
тоже
сложно выйти из роли контролера: ведь
ему кажется, что он точно знает, что
ребенок воспринимает, а что нет, что он
может, а что никогда не сможет и как
его нужно учить.
Родитель ребенка с ОВЗ не может
стать
«универсальным»
специалистом,
ведь его задача – не в том, чтобы стать
профессионалом, помогающим всем и
разным детям, а в том, чтобы помочь
одному
конкретному
собственному
ребенку.
После
окончания
ребенком
школы, он, скорее всего, совсем уйдет
из профессии.
По стоянное
с о п р о в ож д е н и е
ребенка,
зацикленно сть
на
е г о
проблемах
очень
быстро
приводит
к
«выгоранию» родителя и существенно
ухудшает качество жизни семьи.
Принятие решения об участии в образовательном процессе родителя в
качестве
тьютора
остаётся
за
образовательной
организацией.
Инициатива
и
желание помочь своему ребёнку является ведущими аргументами в поступках и
решениях родителя.