Напоминание

Родитель-тьютор

Автор: Дайнеко Татьяна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Эссе
Тема: Родитель-тьютор







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Родитель - тьютор: плюсы и минусы

Социальный педагог Дайнеко Т.Б.

«В

ся работа специалистов учреждения

должна быть направлена на то,

чтобы родители из пассивных

наблюдателей стали активными

участниками воспитания и обучения своих детей

»

А.Р. Маллер

В системе образования нашей страны происходят большие изменения. Они

касаются всех участников образовательного процесса: специалистов, родителей,

д

е

т

е

й

.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012

N

273-ФЗ

значительно

расширяет

рамки

в

деятельности

образовательных

организаций,

выборе

форм

образования,

программ.

Намечается

устойчивая

тенденция по включению родителей в образовательный цикл.

Московская

городская

ассоциация

родителей

детей-инвалидов

провела

небольшой

социальный

опрос,

результаты

которого

показали,

что

процент

родительского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

в

образовательном

процессе

чрезвычайно

высок.

В

46%

случаев

тьюторами

ребенка являются его родители.

Но все мы понимаем, что для участия в образовательном процессе родителю

необходимо освоить тьюторские компетенции – специфические навыки и умения

в сопровождении ребёнка с ОВЗ, инвалидностью.

В инклюзивном образовании

тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения

ребенка

с

ОВЗ

в

образовательную

и

социальную

среду

образовательного

учреждения

Компетенции

тьютора

это

компетенции

современного

педагога,

позволяющие ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.

По мнению С.В. Поповой, компетенции тьютора в высшем образовании делятся

на

две

группы:

общие

(универсальные)

и

профессиональные

(предметно-

специализированные). Такая классификация компетенций вполне допустима и для

тьютора в инклюзивном образовании, так как тьютор, с одной стороны, должен

удерживать социоультурные основания образовательного процесса, а с другой –

быть профессионалом своего дела.

Базовые,

или

универсальные,

компетенции

относятся

к

общему

содержанию педагогического образования и призваны обеспечить формирование

таких качеств, как: толерантность, способность к эмпатии, гибкость, готовность

помочь, личная эффективность в сложных и нестандартных профессиональных

ситуациях, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений,

умение

применять

полученные

знания

на

практике,

коммуникативность,

инициативность,

желание

и

умение

профессионально

совершенствоваться

на

протяжении всей жизни.

Предметные

компетенции

имеют

конкретное

описание

и

возможность

формирования:

– представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в

чем его отличие от традиционных форм образования;

– знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и

личностного развития ребенка;

– навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка

с ОВЗ и социального окружения;

образование

в

области

специальной

педагогики

и

специальной

психологии;

– коммуникативные способности: умение ясно выражать свои мысли и

слушать других, разрешать конфликты, строить взаимодействие в малых группах,

использовать технологии межличностного общения;

организаторские

способности:

умение

участвовать

в

реализации

запланированной

деятельности,

видеть

перспективу

индивидуальной

и

коллективной

деятельности,

видеть

и

поддерживать

интересы

отдельных

учащихся и групп, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до

результата;

умение

реализовывать

различные

способы

педагогического

взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по

отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);

аналитические

способности:

умение

структурировать,

владение

рефлексивными методиками и приемами психологической работы;

– прогностические способности: умение определять возможные точки

роста и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть результаты

образовательных ситуаций.

Тьюторская компетентность позволяет родителям осуществлять не только

уход за ребёнком, но и эффективно выстраивать процесс его развития, проводить

коррекционные мероприятия с учётом особенностей его здоровья, возрастных

особенностей и особенностей его личности.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы данной тенденции.

Плюсы

Минусы

В о з м о ж н о с т ь

п о в ы с и т ь

квалификацию, вникнуть в нормативно-

правовые, организационные документы,

особенности

процесса

обучения.

Тьюторство

может

стать

вто р о й

специальностью.

Возможность

использования

механизма ротации – смены тьюторов,

если их в школе несколько, тем самым

повысить

степень

адаптированности

собственного

ребёнка

в

учебном

процессе.

Возможно сть

наблюдать

з а

развитием

ребёнка

по стоянно

в

непосредственной близости.

Возможность

стать

связующим

звеном

между

ребенком

и

учителем,

между

ребенком

и

его

сверстниками,

помочь разрешать сложные ситуации,

направлять

деятельность

ребенка,

использовать

возможности

и

ресурсы

ребенка

для

эффективного

обучения

под руководством учителя.

Возможность

организовать

на

переменах

общение

р е б е н к а

с

одноклассниками,

инициировать

и

направлять

ситуации,

которые

могут

п о м о ч ь

р е б е н к у

п р е о д о л е в а т ь

коммуникационные барьеры.

Эмоциональная поддержка семьи

для ребёнка с ОВЗ, инвалидностью.

С родителем ребенок показывает

одно поведение, а при работе с другим

человеком – совсем другое.

Преодолеть

зависимость

ребенка

от

родителя

гораздо

сложнее,

чем

зависимость от чужого человека.

Родители

это

третья

сторона

процесса, они являются одновременно

законными представителями ребенка и

оценивают

качество

услуги.

Нередко

учитель

воспринимает

родителя

как

контролера, а не как коллегу, с которым

необходимо

выстраивать

эффективное

взаимодействие.

Родителю

тоже

сложно выйти из роли контролера: ведь

ему кажется, что он точно знает, что

ребенок воспринимает, а что нет, что он

может, а что никогда не сможет и как

его нужно учить.

Родитель ребенка с ОВЗ не может

стать

«универсальным»

специалистом,

ведь его задача – не в том, чтобы стать

профессионалом, помогающим всем и

разным детям, а в том, чтобы помочь

одному

конкретному

собственному

ребенку.

После

окончания

ребенком

школы, он, скорее всего, совсем уйдет

из профессии.

По стоянное

с о п р о в ож д е н и е

ребенка,

зацикленно сть

на

е г о

проблемах

очень

быстро

приводит

к

«выгоранию» родителя и существенно

ухудшает качество жизни семьи.

Принятие решения об участии в образовательном процессе родителя в

качестве

тьютора

остаётся

за

образовательной

организацией.

Инициатива

и

желание помочь своему ребёнку является ведущими аргументами в поступках и

решениях родителя.