Автор: Созыкина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №74 "Земляничка"
Населённый пункт: г. Норильск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Результаты использования детского Дидактического Календаря по программе "Миры Детства – конструирование возможностей""
Статья
«Результаты
использования
детского
Дидактического
Календаря
по
программе «Миры Детства – конструирование возможностей»».
Автор Созыкина С.В
Д/с №74 «Земляничка»
Красноярского края
Г. Норильск
Дошкольное
образовательное
учреждение,
находящееся
на
севере
Красноярского
края,
детский
сад
№74
«Земляничка»
города
Норильска,
является
экспериментальной
площадкой
примерной
основной
программы
дошкольного образования «Миры детства». Данная программа разработана в
Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным
государственным
стандартом
дошкольного
образования.
Научный
руководитель: Доронова Т.Н.
В программе дошкольное образование понимается как осуществление
ребенком
различных
форм
активности
совместно
с
взрослым
и
самостоятельно,
в
детском
саду
и
в
семье.
Создание
условий
для
добровольного вступления ребенка в совместную с взрослым деятельность и
его самостоятельная активность в развивающей предметно-пространственной
среде
в
детском
саду
являются
высокоэффективными
средствами,
позволяющими реализовать Стандарт. Тем не менее, этих средств может
оказаться
недостаточно.
Ведь
одному
педагогу-взрослому
очень
сложно
уделить
должное
внимание
каждому
из
25-30
детей
группы.
Поэтому,
в
Программе уделяется значительное внимание сотрудничеству с семьей. По
замыслу
авторов,
образовательная
работа
по
Программе
должна
осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Эта идея была
реализована на практике, авторский коллектив разработал дидактический
материал «Детский календарь» (далее – «ДК»).
«ДК»
представляет
собой
печатный
материал,
который
содержит
разнообразные типы занятий для детей от трех лет в условиях семейного
воспитания.
«ДК»
может
служить
фундаментом
образовательной
деятельности
в
семье.
Представленный
в
нем
дидактический
материал
позволяет
наладить
совместную
деятельность
взрослых
и
детей
во
всем
многообразии ее форм.
Но не только в домашних условиях может происходить практическая
деятельность
с
ДК.
Так,
организуя
занятия,
мы
в
своей
педагогической
деятельности,
часто
используем
дидактический
материал
из
календаря
в
качестве
дополнительного.
Продукты,
полученные
от
практической
деятельности и ДК, сразу находят применение в развивающей среде группы.
Развивающая
среда
наполнена
и
оборудована
в
соответствии
с
требованиями программы « Миры детства», а это значит, что каждый центр
активности содержит материалы, игры, пособия из детского дидактического
календаря. Например, Книжный уголок – «река времени», (какие книги были
и какие они сейчас), книжки, сделанные своими руками. Патриотический
уголок – иллюстрации народного творчества, символы, знаки и флаги РФ.
Уголок творчества – рисунки, поделки, алфавит из дидактического календаря.
Уголок познания – геометрическое лото, тетрис, лото, цифровые карточки,
кубики.
Театральный
уголок
–
наполнен
вырезанными
из
календаря
всевозможными
масками,
атрибутами
для
теневого,
настольного,
пальчикового и других видов театра. И так в каждом центре занятости детей
группы,
которая
по
мере
необходимости
заменяется,
дополняется,
обогащается все новыми материалами из детского дидактического календаря.
Дети с удовольствием пользуются продуктами своей деятельности из
календаря, они часто играют в игры бродилки, гусек, лото, домино в игре они
развивают коммуникативные навыки.
Активное использование
в работе
«Детского календаря», знакомит
детей с новыми для них техниками, видами изобразительной деятельности.
Работа, по большей части, организованна по типу «мастерской», где мы
предоставляем
детям
право
выбора
рисовать,
лепить,
конструировать,
создавать.
ДК
знакомит
детей
с
окружающим
миром,
с
произведениями
различных жанров, образцами декоративно-прикладного искусства. В каждом
номере приведены иллюстрации с изображениями пейзажей, натюрмортов,
портретов, репродукций картин, из них мы составляем картотеки и наборы
побуждает детей к различной степени активности от простого наблюдения до
выхода
в
практическую
деятельность,
экспериментирование,
решение
проблемных
ситуаций,
анализ,
сравнение,
сопоставление,
ориентировка,
систематизация
знаний
умений
и
навыков
по
всем
образовательным
областям.
На протяжении всего учебного года проводя работу по календарю, мы
привлекаем к сотрудничеству родителей воспитанников, вовлекая их тем
самым в педагогический процесс. Взаимоотношения родителей и педагогов,
как
равных
партнеров
в
воспитании
и
образовании
детей
средством
дидактического
календаря
–
это
новая
современная
формы
работы
с
родителями. Результат такой работы очевиден, так как повышается не только
уровень развития детей, но и родительская инициативность.