Авторы: Колчина Тамара Алексеевна, Кочергина Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель рисования и черчения
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернат АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область,г. Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: "Организация профориентационной работы, как средства социализации обучающихся с ОВЗ"
ДОКЛАД
"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, КАК
СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"
Подготовили:
Кочергина О.Ю. - учитель черчения высшей категории, классный
руководитель 11 "а" класса
Колчина Т.А. - учитель истории высшей категории, классный руководитель
11 "б" класса
(слайд №1)
Одной
из
актуальных
социально-экономических
и
демографических
проблем современного российского социума является включение детей с
ограниченными возможностями в общество
(Слайд №2
).
Актуальной педагогической проблемой является то, что дети с ОВЗ имеют
разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические
и
педагогические
проблемы.
(Слайд №3)
В связи, с чем особого внимания
заслуживает
проблема
социальной
и
профессиональной
адаптации
выпускников.
Профессиональная
ориентация
детей
решает
одну
из
важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального
самоопределения.
Правильное
профессиональное
определение
человека
имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.
Одной из важнейших задач классного руководителя и воспитателя является
осуществление
профориентационной
работы,
которая
в
свою
очередь,
выступает как средство социализации учащихся.
(Слайд №4)
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни
каждого
человека.
От
продуманного
выбора
профессии
зависит
будущая
судьба, свое место в жизни. Как правило, у обучающихся нашей школы
завышенная самооценка. Молодые люди не знают своей индивидуальности,
особенностей
своей
психики,
нервной
системы,
темперамента,
волевой
сферы. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу
риска
вследствие
своей
неприспособленности
к
реальной
жизни.
В
современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке
труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том
числе и компьютеризации, подготовка выпускников
с ОВЗ к социально-
профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.
Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
Систематически
проводимая
в
этом
направлении
работа,
несомненно,
принесет свои положительные результаты.
"Прекрасных
профессий на свете не
счесть,
и каждой профессии
слава и честь"
При переходе в 11-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе
последующей
формы
обучения.
Как
правило,
большинство
учащихся
выбирают один из нескольких вариантов при выборе учебного заведения:
1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на
подростка
группового
мнения
“куда
все
-
туда
и
я”.
В
начале
профориентационной работы многие учащиеся (Стеклова Е., Мамлин А.,
Гребнев В., Матросов Р.) пожелали обучаться в одном учебном заведении -
Э н г е л ь с с ко м
п о л и т е х н и к у м е ,
н о
в
п р о ц е с с е
п р о в о д и м о й
профориентационной работы в 10-11-х классах ребята поменяли своё мнение
о выборе профессии.
2.
Выбор
наиболее
престижной
будйущей
профессии,
предполагающей
хорошую финансовую прибыль (Волчков А., Новиков А.).
3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми
возможностями,
или
же
отсутствует
возможность
перехода
с
одного
предпрофиля в другой (Хороводова И.).
4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна
ситуация следования родительскому выбору.
5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем
учиться. Какому профилю отдать предпочтение.
(Слайд №5)
Для
адекватного
выбора
профессии
данной
категории
подростков,
профориентационная работа должна быть грамотно построена. Должны быть
определены цели и задачи.
(Слайд № 6)
В нашей школе подготовка детей к самостоятельной жизни является
важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-
воспитательной
и
коррекционной
работы
педагогического
коллектива.
Осуществляется
система
психолого-педагогических
мероприятий,
помогающих
каждому
подростку
выбрать
себе
специальность
с
учетом
потребности общества и своих способностей.
(Слайд №7)
В профориентации традиционно выделяются следующие направления:
Профинформация -
это ознакомление молодежи, вступающей в трудовую
жизнь, с существующими профессиями, их содержанием, значимостью в
народном хозяйстве.
(Слайд № 8)
На классном информационном стенде для
учащихся
размещен
«Уголок
профориентации»,
где
обучающиеся
знакомятся
с
рынком
труда,
учебными
заведениями
города
и
области,
руководством для поступающих в учебные заведения.
(Слайд № 9)
Профагитация
-это
формирование
у
молодежи
о п р ед е л е н н ы х
профессиональных,
нравственных
и
др.
общественных
ценностей,
побуждающих
к
сознательному
и
обоснованному
выбору
профессии
и
подготовки
к
ней.
С
этой
целью
проводятся
дни
открытых
дверей
в
различных учебных заведениях.
16 марта 2019 года в Энгельсском политехникуме состоялся «Фестиваль
профессий»,
приуроченный
к
проведению
Дня
открытых
дверей
для
обучающихся школ Саратовской области и их родителей.
В ходе мероприятия потенциальные абитуриенты техникума познакомились
с
основными
специальностями
и
профессиями,
узнали
о
возможности
получения дополнительной профессиональной подготовки, посетили учебно-
производственные
мастерские,
библиотечно-информационный
центр
и
общежитие.
После официальной части гости поучаствовали в различных мастер-классах.
«Организация обслуживания в общественном питании»,
«Лаборант
по
контролю
качества
сырья,
реактивов,
промежуточных
продуктов, готовой продукции и отходов производства».
(Слайд № 10)
21 марта 2019 г. обучающиеся 11-х классов, совместно с классными
руководителями
посетили
ГАПОУ СО " СКИПО для инвалидов и лиц с
ОВЗ".
Ребятам
рассказали
о
профессиях,
которые
можно
получить
в
учреждении, познакомили с условиями проживания, показали аудитории где
проходят
теоретические
и
практические
занятия.
Все
желающие
смогли
получить индивидуальные консультации по выбору будущей профессии и
специальности, правилам поступления в учебные заведения, графику работы
приемной комиссии.
Как познакомить подростка с профессией? Как помочь выбрать будущую
профессию?
В
этом
помогают
мероприятия
нацеленные
на
знакомство
учащихся
с
трудовой
деятельностью
рабочих
разных
специальностей
-
профпросвещение.
(Слайд № 11)
Профпросвещение – это сообщение школьникам сведений о различных
профессиях, их значении дл народного хозяйства, о потребности в кадрах,
условиях труда, требованиях, предъявляемой профессией к психофизическим
качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
С
обучающимися
10-11-х
классов,
классными
руководителями,
воспитателями, педагогом-психологом, постоянно проводятся тематические
классные
часы
и
беседы: «Новое
время
–
новые
профессии»,
«Порядок
поступления
в
учебные
заведения»,
«Что
я
знаю
о
мире
профессий»,
«Профессия - парикмахер», « Профессия – автомеханик» и др.
(Слайд № 12)
Профдиагностика - включает в себя оценку интересов, личностных качеств
и
способностей
учащихся.
Профдиагностика представляет
собой
психологические
тесты,
направленные
на
выявление
индивидуальных
способностей,
интересов
и
предпочтений.
На
основе
результатов
тестов
можно сделать вывод об интеллектуальных способностях и уровне развития
личностных качеств подростков. По итогам тестов получают рекомендации,
какой
профессии
следует
отдать
предпочтение
в
будущем. Области
профессиональной
деятельности
согласно
классификации
Е.А.Климова
принято
делить
на
следующие
категории
:
«человек-техника»,
«человек-
природа», «человек-знак», «человек-человек» и «человек - художественный
образ».
(Слайд № 13)
27 сентября
в ПФР г.Энгельса с учащимися 11-х классов, психологом
Центра
занятости
населения,
Верой
Николаевной
Мурашовой,
была
проведена беседа, а затем опрос на профессиональные предпочтения. Из 12
обучающихся категорию:
«человек-техника» выбрали – 3 чел. (Гребнев В., Мамлин А.)
«человек-природа» - 2 чел. (Хороводова И.)
«человек-знак»- 2 чел. (Булич А., Матросов Р.)
«человек-человек» - 2 чел. (Гришаева И., Девятьяров И.)
«человек
-
художественный
образ»
-3
чел.
(Волчков
А.,
Новиков
А.)
В правильном выборе профессии может помочь профессиональная
консультация специалистов.
(Слайд № 14)
Профконсультация представляет собой систему психолого-педагогического
изучения личности с целью оказания ей помощи в выборе такой профессии, в
которой наиболее полно реализовывались и развивались бы ее способности.
Это направление включает в себя:
- работу с психологом.
- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Профессиональная
консультация
школьника
-
не
является
завершающим
этапом
в
работе
по
выявлению
и
развитию
интересов,
склонностей и способностей школьника. Приобщение к профессии - дело
трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Причем
правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы
заручиться
их
вниманием
и
поддержкой. Также
профориентационные
мероприятия включают в себя профадаптацию и профотбор.
На сегодняшний день все обучающиеся выпускных классов 2018-2019
учебного
года
определились
со
своим
дальнейшим
жизнеустройством,
сделали
выбор
будущей
профе ссии
и
намерены
обучаться
в
профессиональных училищах и колледжах не только Саратовской области, но
и России.
(Слайд №15)
Таким образом, профориентационная работа в учреждении ведется
качественно
и
направлена
на
удовлетворение
социальных
потребностей
обучающихся и их родителей. Ведь именно из школы дети должны вынести
умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца,
уважать рабочего человека. А эти качества необходимы в любой профессии.