Напоминание

"Организация профориентационной работы, как средства социализации обучающихся с ОВЗ"

Авторы: Колчина Тамара Алексеевна, Кочергина Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель рисования и черчения
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернат АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область,г. Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: "Организация профориентационной работы, как средства социализации обучающихся с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ДОКЛАД

"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, КАК

СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ"

Подготовили:

Кочергина О.Ю. - учитель черчения высшей категории, классный

руководитель 11 "а" класса

Колчина Т.А. - учитель истории высшей категории, классный руководитель

11 "б" класса

(слайд №1)

Одной

из

актуальных

социально-экономических

и

демографических

проблем современного российского социума является включение детей с

ограниченными возможностями в общество

(Слайд №2

).

Актуальной педагогической проблемой является то, что дети с ОВЗ имеют

разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические

и

педагогические

проблемы.

(Слайд №3)

В связи, с чем особого внимания

заслуживает

проблема

социальной

и

профессиональной

адаптации

выпускников.

Профессиональная

ориентация

детей

решает

одну

из

важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального

самоопределения.

Правильное

профессиональное

определение

человека

имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.

Одной из важнейших задач классного руководителя и воспитателя является

осуществление

профориентационной

работы,

которая

в

свою

очередь,

выступает как средство социализации учащихся.

(Слайд №4)

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни

каждого

человека.

От

продуманного

выбора

профессии

зависит

будущая

судьба, свое место в жизни. Как правило, у обучающихся нашей школы

завышенная самооценка. Молодые люди не знают своей индивидуальности,

особенностей

своей

психики,

нервной

системы,

темперамента,

волевой

сферы. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу

риска

вследствие

своей

неприспособленности

к

реальной

жизни.

В

современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке

труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том

числе и компьютеризации, подготовка выпускников

с ОВЗ к социально-

профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять

комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

Систематически

проводимая

в

этом

направлении

работа,

несомненно,

принесет свои положительные результаты.

"Прекрасных

профессий на свете не

счесть,

и каждой профессии

слава и честь"

При переходе в 11-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе

последующей

формы

обучения.

Как

правило,

большинство

учащихся

выбирают один из нескольких вариантов при выборе учебного заведения:

1. Следование “выбору толпы”, т.е. срабатывает принцип воздействия на

подростка

группового

мнения

“куда

все

-

туда

и

я”.

В

начале

профориентационной работы многие учащиеся (Стеклова Е., Мамлин А.,

Гребнев В., Матросов Р.) пожелали обучаться в одном учебном заведении -

Э н г е л ь с с ко м

п о л и т е х н и к у м е ,

н о

в

п р о ц е с с е

п р о в о д и м о й

профориентационной работы в 10-11-х классах ребята поменяли своё мнение

о выборе профессии.

2.

Выбор

наиболее

престижной

будйущей

профессии,

предполагающей

хорошую финансовую прибыль (Волчков А., Новиков А.).

3. “Вынужденный вариант”, т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми

возможностями,

или

же

отсутствует

возможность

перехода

с

одного

предпрофиля в другой (Хороводова И.).

4. “Предрешённый вариант” или “навязанная роль” для которого характерна

ситуация следования родительскому выбору.

5. Неопределённый вариант – учащимся совершенно безразлично где и с кем

учиться. Какому профилю отдать предпочтение.

(Слайд №5)

Для

адекватного

выбора

профессии

данной

категории

подростков,

профориентационная работа должна быть грамотно построена. Должны быть

определены цели и задачи.

(Слайд № 6)

В нашей школе подготовка детей к самостоятельной жизни является

важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-

воспитательной

и

коррекционной

работы

педагогического

коллектива.

Осуществляется

система

психолого-педагогических

мероприятий,

помогающих

каждому

подростку

выбрать

себе

специальность

с

учетом

потребности общества и своих способностей.

(Слайд №7)

В профориентации традиционно выделяются следующие направления:

Профинформация -

это ознакомление молодежи, вступающей в трудовую

жизнь, с существующими профессиями, их содержанием, значимостью в

народном хозяйстве.

(Слайд № 8)

На классном информационном стенде для

учащихся

размещен

«Уголок

профориентации»,

где

обучающиеся

знакомятся

с

рынком

труда,

учебными

заведениями

города

и

области,

руководством для поступающих в учебные заведения.

(Слайд № 9)

Профагитация

-это

формирование

у

молодежи

о п р ед е л е н н ы х

профессиональных,

нравственных

и

др.

общественных

ценностей,

побуждающих

к

сознательному

и

обоснованному

выбору

профессии

и

подготовки

к

ней.

С

этой

целью

проводятся

дни

открытых

дверей

в

различных учебных заведениях.

16 марта 2019 года в Энгельсском политехникуме состоялся «Фестиваль

профессий»,

приуроченный

к

проведению

Дня

открытых

дверей

для

обучающихся школ Саратовской области и их родителей.

В ходе мероприятия потенциальные абитуриенты техникума познакомились

с

основными

специальностями

и

профессиями,

узнали

о

возможности

получения дополнительной профессиональной подготовки, посетили учебно-

производственные

мастерские,

библиотечно-информационный

центр

и

общежитие.

После официальной части гости поучаствовали в различных мастер-классах.

«Организация обслуживания в общественном питании»,

«Лаборант

по

контролю

качества

сырья,

реактивов,

промежуточных

продуктов, готовой продукции и отходов производства».

(Слайд № 10)

21 марта 2019 г. обучающиеся 11-х классов, совместно с классными

руководителями

посетили

ГАПОУ СО " СКИПО для инвалидов и лиц с

ОВЗ".

Ребятам

рассказали

о

профессиях,

которые

можно

получить

в

учреждении, познакомили с условиями проживания, показали аудитории где

проходят

теоретические

и

практические

занятия.

Все

желающие

смогли

получить индивидуальные консультации по выбору будущей профессии и

специальности, правилам поступления в учебные заведения, графику работы

приемной комиссии.

Как познакомить подростка с профессией? Как помочь выбрать будущую

профессию?

В

этом

помогают

мероприятия

нацеленные

на

знакомство

учащихся

с

трудовой

деятельностью

рабочих

разных

специальностей

-

профпросвещение.

(Слайд № 11)

Профпросвещение – это сообщение школьникам сведений о различных

профессиях, их значении дл народного хозяйства, о потребности в кадрах,

условиях труда, требованиях, предъявляемой профессией к психофизическим

качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

С

обучающимися

10-11-х

классов,

классными

руководителями,

воспитателями, педагогом-психологом, постоянно проводятся тематические

классные

часы

и

беседы: «Новое

время

новые

профессии»,

«Порядок

поступления

в

учебные

заведения»,

«Что

я

знаю

о

мире

профессий»,

«Профессия - парикмахер», « Профессия – автомеханик» и др.

(Слайд № 12)

Профдиагностика - включает в себя оценку интересов, личностных качеств

и

способностей

учащихся.

Профдиагностика представляет

собой

психологические

тесты,

направленные

на

выявление

индивидуальных

способностей,

интересов

и

предпочтений.

На

основе

результатов

тестов

можно сделать вывод об интеллектуальных способностях и уровне развития

личностных качеств подростков. По итогам тестов получают рекомендации,

какой

профессии

следует

отдать

предпочтение

в

будущем. Области

профессиональной

деятельности

согласно

классификации

Е.А.Климова

принято

делить

на

следующие

категории

:

«человек-техника»,

«человек-

природа», «человек-знак», «человек-человек» и «человек - художественный

образ».

(Слайд № 13)

27 сентября

в ПФР г.Энгельса с учащимися 11-х классов, психологом

Центра

занятости

населения,

Верой

Николаевной

Мурашовой,

была

проведена беседа, а затем опрос на профессиональные предпочтения. Из 12

обучающихся категорию:

«человек-техника» выбрали – 3 чел. (Гребнев В., Мамлин А.)

«человек-природа» - 2 чел. (Хороводова И.)

«человек-знак»- 2 чел. (Булич А., Матросов Р.)

«человек-человек» - 2 чел. (Гришаева И., Девятьяров И.)

«человек

-

художественный

образ»

-3

чел.

(Волчков

А.,

Новиков

А.)

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная

консультация специалистов.

(Слайд № 14)

Профконсультация представляет собой систему психолого-педагогического

изучения личности с целью оказания ей помощи в выборе такой профессии, в

которой наиболее полно реализовывались и развивались бы ее способности.

Это направление включает в себя:

- работу с психологом.

- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

Профессиональная

консультация

школьника

-

не

является

завершающим

этапом

в

работе

по

выявлению

и

развитию

интересов,

склонностей и способностей школьника. Приобщение к профессии - дело

трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Причем

правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы

заручиться

их

вниманием

и

поддержкой. Также

профориентационные

мероприятия включают в себя профадаптацию и профотбор.

На сегодняшний день все обучающиеся выпускных классов 2018-2019

учебного

года

определились

со

своим

дальнейшим

жизнеустройством,

сделали

выбор

будущей

профе ссии

и

намерены

обучаться

в

профессиональных училищах и колледжах не только Саратовской области, но

и России.

(Слайд №15)

Таким образом, профориентационная работа в учреждении ведется

качественно

и

направлена

на

удовлетворение

социальных

потребностей

обучающихся и их родителей. Ведь именно из школы дети должны вынести

умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца,

уважать рабочего человека. А эти качества необходимы в любой профессии.